Программа подготовки вожатых в пришкольный лагерь
Программа разработана с учетом озрастных особенностей будущих вожатых, а так же с учетом ограниченного временного периода, за который стоит успеть подготовить вожатых к началу смены.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МИРНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ СЕРГЕЯ ЮРЬЕВИЧА ПЯДЫШЕВА
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №____ от « » августа г | «Утверждаю» приказ № от Директор ________Т.Н. Барашкова |
Краткосрочная образовательная программа
дополнительного образования детей
«Школа вожатых»
Возраст обучающихся 13-16 лет
Срок реализации 3 месяца
Программа разработана
педагогом дополнительного образования
Малинкиной Дарьей Алексеевной
п. Мирный
2023
1. Пояснительная записка
Организация отдыха и оздоровления детей рассматривается в последние годы как составляющая государственной социальной политики в отношении семьи и детей. Кроме этого, значимость проблем детского отдыха и оздоровления стоит в одном ряду с проблемами образования, воспитания и развития детей, являющимися системообразующими в реализации государственной политики в отношении подрастающего поколения.
Залогом успешного проведения оздоровительной кампании является уровень профессионального мастерства кадрового состава детских оздоровительных учреждений.
«Школа вожатых» МБОУ Мирновской СШ создается с целью удовлетворения потребности в квалифицированных педагогических кадрах для работы в детских пришкольных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей.
Данная программа «Школа вожатых» рассчитана на учащихся 7-10 классов. (возраст воспитанников: от 13 лет). Этот возраст оптимально подходит для реализации целей и задач программы, так как, во-первых, в данный период ведущим видом деятельности является деятельность коммуникативно-прагматическая, во-вторых, появляется стремление к самореализации и самодеятельности, в-третьих, определяющим фактором приоритета в выборе целевой стратегии и сферы деятельности становится творческий характер их содержания.
Данная образовательная программа ставит своей целью подготовить воспитанников к летнему сезону в качестве вожатых.
Современному вожатому требуется досконально изучить возрастные и индивидуальные особенности вверенных ему детей – и здесь не обойтись без помощи специальной литературы, овладеть методикой организации временного детского коллектива в детском пришкольном оздоровительном лагере с дневным пребыванием детей, познакомить детей с традициями и возможностями лагеря, научиться организовывать прогулки, экскурсии, отрядные дела и игровые программы и, наконец, выяснить планы и ожидания ребят, с которыми придется работать.
Главное в работе вожатого – это не злоупотреблять своей «властью», а разумно сочетать педагогическое руководство с практикой детского самоуправления.
Таким образом, возникла необходимость в создании данной краткосрочной образовательной программы дополнительного образования «Школа вожатых».
Назначение данной программы – создать условия для овладения воспитанниками «Школы вожатых» необходимыми знаниями и умениями для практической работы вожатыми в детских пришкольных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей.
Цель данной программы – подготовка вожатских кадров для работы по организации досуговой деятельности детей пришкольных оздоровительных лагерях с дневным пребыванием детей, развивая их творческие, лидерские, коммуникативно - организаторские способности и педагогическую технику.
Задачи:
- обеспечить овладение слушателями базовой методикой совместной творческой деятельности детей и взрослых в условиях временного детского коллектива (ВДК) в рамках лагерной смены;
- провести курс теоретических и практических занятий, позволяющих воспитанникам «Школы вожатых» постичь основы вожатского мастерства;
- подготовить вожатых к работе с детьми в условиях детского пришкольного оздоровительного лагеря;
- создать и сплотить будущий вожатский коллектив;
- создать оптимальные условия раскрытия творческих способностей воспитанников;
- обеспечить овладение воспитанниками «Школы вожатых» современными практическими умениями и навыками по организации разнообразной деятельности детей и подростков;
- помощь в развитии профессионально значимых качеств вожатого, коммуникативных умений;
- способствовать профессиональному развитию и росту воспитанников на всех этапах обучения и практической деятельности в качестве вожатого детского пришкольного оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
- обучить конкретным технологиям педагогической деятельности и их применению в различных ситуациях.
Принципы деятельности «Школы Вожатых»:
- использование системного подхода в предъявлении единых педагогических требований к воспитанникам «Школы вожатых» и в организации обучающего процесса;
- преобладание практико-ориентированных форм и методов обучения над теоретическими;
- реализация индивидуального и личностно–ориентированного подходов в процессе профессиональной подготовки вожатых;
- использование творческого подхода в организации образовательного процесса;
- принцип проблемного обучения через постановку проблемных задач и создание ситуаций, побуждающих воспитанника к поиску наиболее эффективных путей для их решения;
- принцип воспитывающего взаимодействия.
Принципы реализации программы:
- Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных социальных ценностей в организации жизнедеятельности детей.
- Принцип самореализации.
- Принцип включенности детей и взрослых в реальные социально- значимые отношения.
- Принцип равных возможностей.
- Принцип доверия и открытости.
- Принцип создания «ситуации успеха».
- Принцип личностно-ориентированного подхода.
Реализация образовательной программы «Школы вожатых» Дома детского творчества осуществляется через :
- лекции, семинары, практикумы;
- дискуссионные формы работы;
- тренинги и деловые игры;
- мастерские;
- работу по группам;
- встречи с мастерами – педагогами;
- включение воспитанников «Школы вожатых» в различные направления деятельности;
- групповое и индивидуальное консультирование воспитанников на всех этапах обучения и практической деятельности.
В процессе освоения программы «Школа вожатых», воспитанники приобретают следующие знания и умения:
Предполагаемые результаты обучения воспитанниками в Школе:
- принятие воспитанниками стиля профессиональной деятельности вожатого;
- освоение воспитанниками «Школы вожатого» знаний и умений, необходимых для организации педагогического процесса в условиях временного детского коллектива в рамках лагерной смены в детских пришкольных оздоровительных лагерях;
- позитивное отношение воспитанника Дома детского творчества к здоровому образу жизни, соблюдение и демонстрация норм здорового образа жизни, владение способами сохранения и укрепления собственного здоровья;
- определение индивидуального стиля профессиональной деятельности вожатого, обусловленного специализацией в каком-либо виде деятельности или ведущим исследовательским интересом.
Предполагаемые результаты освоения данной образовательной программы дополнительного образования детей «Школы вожатых»
Социально-воспитательный компонент может выражаться:
-В приобретении воспитанниками социально значимого опыта.
-В повышении уровня социальной активности воспитанников.
-В совершенствовании навыков общения, уменьшение проблем воспитанников в сфере межличностного общения.
-В активизации творческой активности воспитанников.
В результате прохождения курса «Школа вожатых» воспитанники должны обладать следующими знаниями и умениями
знать: | уметь: |
Нормативно-правовые основы работы вожатого Особенности возрастного развития детей младшего школьного возраста и подростков Знать нормы охраны жизни и здоровья детей Знать нормативно-правовые основы работы вожатого; Особенности временного детского коллектива Логику развития лагерной смены Методику организации тематических дней. Методику организации коллективно-творческих дел, малых форм работ. Игровая деятельность, возможности игры Оформление отрядного уголка, изготовление призов | Разрабатывать творческие дела и игры Умение планировать жизнедеятельность отряда школьников разного возраста; Организовывать работу в группе, координировать свою деятельность Анализировать собственную деятельность Уметь проектировать (коллективную и индивидуальную работу с детьми в отряде) Уметь организовывать (жизнедеятельность отряда, работу группы и собственную деятельность); Уметь применять коммуникативные навыки (взаимодействие с детьми, осуществление индивидуального подхода к ребенку); Уметь применять навыки оформительской работы (оформление отрядного уголка, изготовление призов). |
Критерии оценки результатов подготовки воспитанников «Школы вожатых» определяются на основе должностных обязанностей, которые дают достаточно четкое представление образа вожатого детского лагеря.
Количество воспитанников в одной группе не должно превышать 20 человек.
Разрабатывая содержание и технологию обучения, мы опираемся на следующие положения:
- Вожатый – это, прежде всего человек с активной жизненной позицией, лидер, способный повести за собой, следовательно, на занятиях большое внимание уделяется формированию и развитию лидерских навыков, самореализации учащихся.
- Особенности современного подростка и условия, в которых работает вожатый - детский лагерь, требует от вожатых теоретических психолого-педагогических знаний, практических умений и творческого отношения к работе.
- Занятия в рамках программы «Школа вожатых» должны пробуждать воображение и творческие силы, опираться на личностный опыт, интересы, увлечения участников. Поэтому курс занятий органически сочетает в себе лекции, практические занятия, тренинги по основным направлениям и содержанию воспитательной работы в лагере, методике организации досуга детей.
По окончании образовательного курса проводится обязательный зачет.
Воспитанникам «Школы вожатых», сдавшим экзамен и успешно прошедшим практику, выдается свидетельство МБОУ Мирновской СШ, где содержится информация о полученных ими знаниях с перечнем основных тем, количеством учебных часов, отметках.
Одним из условий образовательного процесса является курс практических занятий, направленных на отработку жизненно важных умений и навыков, отработку полученных знаний по курсу.
Программа обучения состоит из 6 следующих разделов:
- Введение в программу. Введение в профессию вожатого. Нормативно-правовая основа деятельности вожатого.
- Личность ребенка и детский коллектив. Временный детский коллектив
- Логика развития лагерной смены
- Отрядное дело. Технологии работы вожатого с отрядом.
- Практикум
- Итоговое занятие. Зачет.
2. Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Всего | |
Теория | Практика | |||
1 | Введение в программу. Введение в профессию вожатого. Нормативно-правовая основа деятельности вожатого. | 2 | 4 | 6 |
2 | Личность ребенка и детский коллектив. Временный детский коллектив | 3 | 3 | 6 |
3 | Логика развития лагерной смены | 3 | 3 | 6 |
4 | Отрядное дело. Технологии работы вожатого с отрядом. | 4 | 8 | 12 |
5 | Практикум | 8 | 16 | 24 |
6 | Итоговое занятие. Зачет. | - | 2 | 2 |
ИТОГО | 20 | 36 | 56 |
3. Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Всего | |
Теория | Практика | |||
1. | Введение в программу. Введение в профессию вожатого. Нормативно-правовая основа деятельности вожатого. | 2 | 4 | 6 |
1 | Введение в программу. Введение в профессию вожатого. | 0,5 | 1,5 | 2 |
2 | Нормативно-правовые основы деятельности вожатого. Должностные инструкции: права и обязанности вожатых, детей. Основы безопасности жизнедеятельности в детском лагере. | 1 | 1 | 2 |
3 | Сохранность здоровья детей. Основы первой медицинской помощи. | 0,5 | 1,5 | 2 |
2. | Личность ребенка и детский коллектив. Временный детский коллектив | 2 | 4 | 6 |
4 | Личность ребенка и детский коллектив. Психологические и физиологические особенности детей разного возраста. ВДК. | 1 | 1 | 2 |
5 | ВДК. Конфликтология. Способы разрешения конфликтов. | 0,5 | 1,5 | 2 |
6 | Ролевые позиции ребенка в детском лагере. Прогнозируемые трудности в работе вожатого с детьми. | 0,5 | 1,5 | 2 |
3 | Логика развития лагерной смены | 3 | 3 | 6 |
7 | Характеристика смены в летнем оздоровительном лагере. Логика развития лагерной смены. Организационный период. | 1 | 1 | 2 |
8 | Основной период. Целеполагание и программирование лагерной смены. План-сетка отряда. Традиционные дни лагеря, их организация. Итоговый период. | 1 | 1 | 2 |
9 | Диагностические методы в работе вожатого. Аналитическая деятельность. Игровые диагностические методики. | 1 | 1 | 2 |
4 | Отрядное дело. Технологии работы вожатого с отрядом. | 4 | 8 | 12 |
10 | Отрядное дело. Технологии работы вожатого с отрядом. Игры в детском оздоровительном лагере, их классификация. Виды игр и особенности их проведения. | 0,5 | 1,5 | 2 |
11 | Массовые игры («кричалки», игры на внимание и координацию, подвижные игры). Интеллектуально-познавательные игры. Сюжетно-ролевые игры. Игры на местности. Игры-кругосветки. | 0,5 | 1,5 | 2 |
12 | КТД. Конструирование коллективно-творческих дел. Методика коллективно-творческих дел: методика организации и проведение КТД, формы и конструирование КТД. | 1 | 1 | 2 |
13 | Коллективно-творческая деятельность. Методика проведения творческих дел. | 1 | 1 | 2 |
14 | Тематические дни в лагерной смене. Разнообразие форм отрядной работы. | 0,5 | 1,5 | 2 |
15 | Традиционные дни в лагерной смене. Разнообразие форм отрядной работы: классификация форм работы с детьми; формы работы, направленные на физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и социальное развитие. | 0,5 | 1,5 | 2 |
5 | Практикум | 8 | 16 | 24 |
16 | Психологический практикум. Сплочение. Конфликты. Кризисы в развитии коллектива. Методы сплочения коллектива. Игры на сплочение. | 0,5 | 1,5 | 2 |
17 | Игры в детском оздоровительном лагере, их классификация. Игровой практикум. | 0,5 | 1,5 | 2 |
18 | Коллективно-творческая деятельность. Игровой практикум. | 0,5 | 1,5 | 2 |
19 | Интеллектуально-познавательные игры. Сюжетно-ролевые игры. Игры на местности. Игровой практикум. | 1 | 1 | 2 |
20 | КТД. Конструирование коллективно-творческих дел. Методика проведения творческих дел. Игровой практикум. | 0,5 | 1,5 | 2 |
21 | Тематические дни в лагерной смене. Игровой практикум. | 0,5 | 1,5 | 2 |
22 | Традиционные дни в лагерной смене. Игровой практикум. | 0,5 | 1,5 | 2 |
23 | Аналитическая деятельность вожатого. | 0,5 | 1,5 | 2 |
24 | Танцевальный практикум | 0,5 | 1,5 | 2 |
25 | Песенный практикум. | 0,5 | 1,5 | 2 |
26 | Отрядный уголок. Оформительский практикум. Виды отрядных уголков. Порядок и основные требования к оформлению. Художественное оформление отрядных и общелагерных дел. | 1 | 1 | 2 |
27 | Отрядный уголок. Оформительский практикум | 0,5 | 1,5 | 2 |
6 | Итоговое занятие. Зачет. | - | 2 | 2 |
28 | Итоговое занятие. Зачет. | - | 2 | 2 |
ИТОГО | 19 | 37 | 56 |
4. Содержание программы
Блок 1. Введение в программу. Введение в профессию вожатого. Нормативно-правовая основа деятельности вожатого (6 часов)
Занятие № 1.
Введение в программу. Введение в профессию вожатого. Тренинг знакомств участников программы. Сбор ожиданий. Детский пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей, как воспитательная система и его роль в развитии ребенка. «Шпаргалка вожатого».
Занятие № 2.
Нормативно-правовые основы деятельности вожатого. Конвенция о правах ребенка. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Должностные инструкции: права и обязанности вожатых, детей. Основы безопасности жизнедеятельности в детском лагере. Инструкция по общим мерам безопасности. Рекомендации по профилактике детского травматизма. Инструкции по мерам пожарной безопасности.
Занятие № 3.
Сохранность здоровья детей. Основы первой медицинской помощи. Экстремальные ситуации в лагере и особенности действия вожатого в них. Правила поведения в условиях природных катастроф и при угрозе террористических актов.
Блок 2. Личность ребенка и детский коллектив. Временный детский коллектив (6 часов)
Занятие № 4.
Личность ребенка и детский коллектив. Психологические и физиологические особенности детей разного возраста. Дети младшего школьного возраста и особенности работы с ними. Дети младшего подросткового возраста и особенности работы с ними. Старшие подростки в лагере и особенности работы с ними. Временный детский коллектив.
Занятие № 5.
Временный детский коллектив. Конфликтология. Способы разрешения конфликтов. Психологическое здоровье и социально-психологическая адаптация детей и подростков. Наказание и поощрение детей.
Занятие № 6.
Ролевые позиции ребенка в детском лагере. Классификация статуса ребенка в отряде. Статусы: активисты, обычные дети, домашний ребенок в лагере, ребенок - «тормоз», «одинокий волк», изгой в отряде. Работа с «трудными» детьми. Прогнозируемые трудности в работе вожатого с детьми.
Блок 3. Логика развития лагерной смены (6 часов).
Занятие № 7.
Характеристика смены в летнем оздоровительном лагере. Логика развития лагерной смены. Общее понимание логики смены. Организационный период. Законы и традиции лагеря. Режим дня. Самоуправление и соуправление в условиях лагеря. Выявление лидеров в отряде. Формирование органов самоуправления.
Занятие № 8.
Основной период. Целеполагание и программирование лагерной смены. План-сетка отряда. Традиционные дни лагеря, их организация. Итоговый период. Формы и методы работы отряда в заключительный период. Отрядные дела. Дела-прощания. «Чемодан в дорогу»
Занятие № 9.
Диагностические методы в работе вожатого. Аналитическая деятельность. «Огоньки». «Свечки». Игровые диагностические методики выявления лидеров, деления коллектива на микрогруппы, выбора органов самоуправления в отряде.
Блок 4. Отрядное дело. Технологии работы вожатого с отрядом (12 часов)
Занятие № 10.
Отрядное дело. Технологии работы вожатого с отрядом. Игры в детском оздоровительном лагере, их классификация. Виды игр и особенности их проведения.
Занятие № 11.
Массовые игры («кричалки», игры на внимание и координацию, подвижные игры). Интеллектуально-познавательные игры. Сюжетно-ролевые игры. Игры на местности. Игры-кругосветки.
Занятие № 12.
КТД. Конструирование коллективно-творческих дел. Методика коллективно-творческих дел: методика организации и проведение КТД, формы и конструирование КТД.
Занятие № 13.
Коллективно-творческая деятельность. Методика проведения творческих дел.
Занятие № 14.
Тематические дни в лагерной смене. Разнообразие форм отрядной работы.
Занятие № 15.
Традиционные дни в лагерной смене. Разнообразие форм отрядной работы: классификация форм работы с детьми; формы работы, направленные на физическое, интеллектуальное, эмоциональное, нравственное и социальное развитие.
Блок 5. Практикум (24 часа)
Занятие № 16.
Психологический практикум. Сплочение. Конфликты. Кризисы в развитии коллектива. Методы сплочения коллектива. Игры на сплочение.
Занятие № 17.
Игры в детском оздоровительном лагере, их классификация. Игровой практикум. Игры на знакомство. Игры на командообразование.
Занятие № 18.
Требования к организации игр. Игры на взаимодействие. Маршрутная игра по лагерю «Кругосветка». Коллективно-творческая деятельность. Игровой практикум.
Занятие № 19.
Интеллектуально-познавательные игры. Сюжетно-ролевые игры. Игры на местности. Игровой практикум
Занятие № 20.
КТД. Конструирование коллективно-творческих дел. Методика проведения творческих дел. Игровой практикум.
Занятие № 21.
Тематические дни в лагерной смене. Игровой практикум.
Занятие № 22.
Традиционные дни в лагерной смене. Игровой практикум.
Занятие № 23.
Аналитическая деятельность вожатого.
Занятие № 24.
Танцевальный практикум
Занятие № 25.
Песенный практикум.
Занятие № 26.
Отрядный уголок. Оформительский практикум. Виды отрядных уголков. Порядок и основные требования к оформлению. Художественное оформление отрядных и общелагерных дел.
Занятие № 27.
Отрядный уголок. Оформительский практикум.
Блок 6. Итоговое занятие. Зачет.
Занятие № 28.
Игры на знакомство. Игры на командообразование. Разбивка на мини-отряды. Маршрутная игра по лагерю «Кругосветка». Презентация мини-отрядов. Маршрутная игра «Теоретический зачет». Проведение мини — КТД, игр вожатыми. Представление «Шпаргалки вожатого». «Свечка». Рефлексия. Стена. Анализ.
Оценка готовности вожатых определяется по зачетной системе:
№ | Предмет | Зачетное требование |
Отрядное дело | 1. Приготовить отрядное дело заданной направленности (по результатам жеребьевки), на проведение мероприятия отводится 40 минут чистого времени. 2. Необходимо приготовить рекламу своего мероприятия – листок формата А4, который содержит краткую аннотацию дела. | |
Игры | 1. Подвижная игра на знакомство должна быть оригинальной. Время проведения – 5 минут. Проводится на открытом воздухе. 2. Игра залом. Должна быть оригинальной. Проводится в актовом зале. 3. Викторины на заданные темы. Время проведения – 20 минут | |
Песни + Танцы + Актерское мастерство | 1. Номер на вожатский концерт | |
Оформление | 1. Эскиз отрядного уголка на заданную тему. Формат – лист ватмана. Параметры – информативность, эстетичность, творческий подход | |
Танцы (общий зачет) | 1. Вожатский танец. Массовость. Синхронность |
«Шпаргалка вожатого» включает в себя:
- игры (не менее 5 игр с залом, 10 игр на знакомство, 10 игр организационного периода, 10 игр основного периода, 10 игр итогового периода; игры-шутки, игры-минутки и т. д.)
- песни (не менее 15 песен, по периодам смены)
- хореография (двигаться на сцене)
- КТД (не менее 10)
- оформительские умения (5 шрифтов, фоновка, набрызг, нитка, оригами; оформление газеты, отрядного места, встречного уголка, отрядных дел, изготовление визиток, сюрпризов, мелких призов)
5. Литература для педагога
- Афанасьев С.П Что делать с детьми в загородном лагере – М, 1994 г.
- Афанасьев С.П. Сто отрядных дел – Кострома, 1998 г.
- Вульфов Б.З. Организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы. М, Просвещение, 1993
- Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. - М., 1995г. – 120с.
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Книга о хорошей речи. - М., Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997г. – 268с.
- Григоренко Ю.Н. Кипарис – М, 1999 г.
- Ершова А.П. Театральные занятия на уроках в школе. - М., 1992г. – 96с.
- Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. Как научиться владеть собой, выступая публично. - М.: «Просвещение». 1990г. – 525с.
- Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург: Диамант, 1992. – 320с.
- Козырева А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. – Научно – методический центр Пензенского городского отдела образования. – 1994. – 344с.
- Колчеев Ю., Колчеева Н. Игровая театральная педагогика // Воспитание школьника. – 2003. - №10. – С.14-17.
- Смелкова З.А. Азбука общения. - Челябинск, 1997г.
- Платов В. Деловые игры. М, Профиздат, 1991
- Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей – М, 1999 г..
- Мальханова. Школа красноречия – М, 2002 г.
- Шмаков. Уроки детского досуга. – М, 1993 г.
- Игры, обучение, тренинги досуга – М, 1994 г.
- Хочу быть лидером! Нижний Новгород, 2000
6. Список литературы для самостоятельной работы
- Афанасьев С.П., Коморин С.В. Триста творческих конкурсов. – Кострома, 1999.- 79с.
- Афанасьев С.П., Коморин С.В. Сто отрядных дел. – Кострома, 2002.- 112с.
- Афанасьев С.П. и др. Что делать с детьми в загородном лагере. – Кострома, 2002. - 224с.
- Валентинов В.В. 150 веселых игр. – СПб., 2002. – 192с.
- Вожатская вспомогайка. – Орел, 1997. – 120с.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис. – М., 1999. – 238с.
- Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. Кипарис - 2. – М., 2002. – 96с.
- Григоренко Ю.Н. Кипарис-3: Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. – М., 1999. – 160с.
- Григоренко Ю.Н., Пушина О.А. Кипарис – 4. – М., 2002.- 112с.
- Двадцать шесть дней одного лета. – Орел, 1993. – 37с.
- Детские праздники в школе, оздоровительном лагере, дома. – М., 2000. – 128с.
- Детский оздоровительный лагерь. Содержание и технологии работы./Под ред.Г.В.Семья. – М., 1998. – 176с.
- Журнал «Народное образование» – 2000. - № 4-5.
- Журнал «Сельская школа» – 2002. - № 3.
- Игры в летнем лагере./Сост.Т.В.Елисина. – Чебоксары, 1997. – 24с.
- Козак О.Н. Путешествие в страну игр. – СПб., 1997. – 112с.
- Козлов Н.И Лучшие психологические игры и упражнения. – Екатеринбург, 1997. – 114с.
- Кулаченко М.П. В помощь отрядному вожатому. – Орел, 1995. – 75с.
- Кулаченко М.П. Шпаргалка для вожатого. – Орел, 1997. – 119с.
- Кулаченко М.П. Поехали!: Модель жизнедеятельности детей, подростков и взрослых в летнем оздоровительном лагере. – Орел, 2002. – 120с.
- Кулаченко М.П. Школа вожатого: Игровой практикум. – Орел, 2004. – 116с.
- Мастерская вожатого./Под ред.Е.А.Ливановой. – М., 2003. – 120с.
- Психологические тесты для тинейджеров./Сост.Т.В.Орлова. – Киев, 1996.- 190с.
- Сысоева М.Е. Азбука воспитателя, вожатого оздоровительного лагеря. – М., 1999. – 193с.
- Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М., 1999. – 176с.
- Сысоева М.Е., Хапаева С.С. Основы вожатского мастерства. – М, 2002. – 128с.
- Торгашов В.Н. В эфире новости. – М., 2000. – 96с.
- Титов С.В. Ура, каникулы! – М., СПб., 2002. – 192с.
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1993. –112с.
- Шмаков С.А. Каникулы. – М., 1994. – 160с.