Образовательная программа "Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов"
Программа "Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов"направлена на приобщение подрастающего поколения к региональной культуре Ханты-Мансийского АО-Югры, к историческому наследию обско-угорских народов, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения традиционного танца, а также содействие сохранению всего культурного наследия этноса, его возрождению и развитию в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Традиционная культура и танец обско-угорских народов | 28.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Радужный
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов»
Срок реализации 1 год
Выполнил:
Рак Юлия Сергеевна
Преподаватель хореографического отделения
г. Радужный
2021 год
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Структура программы учебного предмета;
- Методы обучения.
II. Содержание учебного предмета
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы
- Список рекомендуемой учебной литературы
I. Пояснительная записка.
1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.
Правовой основой региональной образовательной политики является закон «Об образовании в Российской Федерации» от #1075;. № 273-ФЗ. Приоритеты регионального (национально-регионального) компонента направлены на формирование этнического самосознания в контексте общероссийского гражданского сознания.
Образовательная программа «Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов» направлена на приобщение подрастающего поколения к региональной культуре Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, к историческому наследию обско-угорских народов, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения традиционного танца, а также содействие сохранению всего культурного наследия этноса, его возрождению и развитию в современных условиях.
Традиционное танцевальное искусство коренных народов Севера – наиболее древний вид искусства, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Народные танцы обских угров – ханты и манси относятся к самой архаичной хореографической культуре из всех финно-угорских народов. Танец у обских угров является составной частью обрядовой культуры.
Обучение традиционным танцам обско-угорских народов является составной частью художественно-эстетического образования и воспитания, позволяет учащимся овладеть традиционной пластикой и манерой исполнения танцев обско-угорских народов, в значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности, совершенствует координацию движений, способствует развитию мышечного аппарата, формируя особые исполнительские качества и навыки.
Данная программа разработана для учащихся 7 класса хореографического отделения и предназначена для реализации на базе АУ «ОУ ДОД «ДШИ» города Радужный.
При изучении каждого из разделов программы учащиеся знакомятся с традиционной танцевальной культурой, обрядами, традициями, жизнью и историей народов обских угров.
- Срок реализации учебного предмета.
Срок освоения предмета «Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 1 год.
3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов». В 7 классе отводится 2 часа в неделю.
Таблица 1
Год обучения | Продолжительность занятий | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
7 класс | 1 час 2 раза в неделю или 2 часа 1 раз в неделю | 1 или 2 раза | 2 часа | 68 часов |
4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.
Занятия групповые и мелкогрупповые, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.
- Цель и задачи учебного предмета.
Цели:
- формирование устойчивого интереса к предмету «Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов»;
- формирование толерантного отношения к культуре народов, проживающих на территории ХМАО – Югры;
- развитие свободной творческой личности учащегося;
- сохранение традиционной культуры обских угров;
- воспитание исполнительской культуры.
Задачи:
- обучение основам традиционного танца;
- обучение выразительному исполнению, эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
- развитие умения танцевать в группе;
- развитие координации, пластики и ритма;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
- Структура программы учебного предмета.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- распределение учебного материала по учебным полугодиям;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- материально-техническое и информационно-техническое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
- Методы обучения.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация творческих заданий; просмотр видеоматериалов, посещение концертов и спектаклей);
- практический (воспроизведение творческих заданий);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.
Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.
II. Содержание программы
В содержание программы входят следующие виды учебной работы:
- изучение истории нашего округа;
- ознакомление с устным народным творчеством;
- ознакомление с декоративно- прикладным творчеством обских угров;
- ознакомление с песенным и музыкально-инструментальным искусством;
- ознакомление с празднично- обрядовой культурой (праздники, обряды, игры);
- изучение танцевального исполнительского искусства.
Таблица 2
№ п/п | Тема | Кол-во часов | В том числе | ||
Теория | Практика | ||||
I раздел. История округа. | |||||
1 | Наш край в древности. | 2 | 2 | ||
2 | Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири. | 2 | 2 | ||
3 | Природа и человек в представлениях обских угров. | 2 | 2 | ||
4 | Югорское средневековье. | 1 | 1 | ||
5 | Русская колонизация. Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства. | 1 | 1 | ||
6 | Югра в XVII-XIX вв. | 1 | 1 | ||
7 | Югра Советская. | 1 | 1 | ||
8 | Югра современная. | 2 | 2 | ||
9 | Экскурсия в краеведческий музей. | 2 | 2 | ||
II раздел. Устное народное творчество. | |||||
10 | Мифы и легенды ханты. | 3 | 3 | ||
11 | Мифы и легенды манси. | 3 | 3 | ||
12 | Пословицы, поговорки и загадки ханты и манси. | 2 | 2 | ||
13 | Занимательная викторина. | 1 | 1 | ||
III раздел. Декоративно- прикладное творчество обских угров | |||||
14 | Традиционная одежда ханты и манси. | 2 | 2 | ||
15 | Орнаментальное искусство народов ханты и манси | 2 | 2 | ||
16 | Плетение бисером. Вышивка. Вязание. Резьба по дереву и кости. Куклы и игрушки. | 2 | 2 | ||
17 | Занимательная викторина. | 1 | 1 | ||
IV раздел. Песенное и музыкально-инструментальное искусство. | |||||
18 | Музыкальное наследие обских угров | 1 | 1 | ||
19 | Музыкальные инструменты обских угров (мансийский сангквылтап и хантыйский нарс-юх, тумран, нин-юх и др.) | 3 | 3 | ||
20 | Песенное творчество и народные исполнители обских угров. | 2 | 2 | ||
21 | Занимательная викторина. | 1 | 1 | ||
V раздел. Празднично- обрядовая культура (праздники, обряды, игры). | |||||
22 | Народный календарь и обрядовые праздники обских угров: Медвежий праздник, Вороний день, Проводы Лебедя, Праздник Трясогузки. | 10 | 6 | 4 | |
VI раздел. Традиционное танцевальное искусство | |||||
23 | Особенности традиционной танцевальной культуры обских угров. | 2 | 2 | ||
24 | Традиционный хантыйский женский танец «Куринька». | 6 | 6 | ||
25 | Традиционный мужской хантыйский танец «Емаң як»(Святой танец) | 6 | 6 | ||
26 | Женский мансийский танец «Аквись йикв» (Танец почтенной бабушки). | 6 | 6 | ||
27 | Контрольный показ | 1 | 1 | ||
Итого 68 часов. |
В конце каждого раздела предполагается проведение обобщающего урока, занимательной викторины или контрольного показа. Программное содержание предполагает экскурсии в краеведческий музей, просмотр видеоматериала, прослушивание аудиоматериала и др.
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:
- знание истории Ханты-Мансийского Автономного округа;
- знание устного народного творчества обских угров;
- знание традиционной одежды народов ханты и манси;
- знание песенного творчества и инструментального искусства;
- знание празднично- обрядовой культуры народов Югры;
- знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев народов ханты и манси;
- знание рисунка танца традиционной хореографии обских угров;
- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы;
- знание средств создания образа в хореографии;
- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;
- владение навыками коллективного исполнительского творчества;
- применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
Оценка качества реализации программы «Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.
Успеваемость учащихся проверяется на контрольных показах, концертах, конкурсах, викторинах и т.д.
Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.
Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме викторин, контрольных уроков и итоговых показов.
По итогам викторин, контрольных уроков и показов выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
2. Критерии оценок
По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Таблица 3 (Теория)
Оценка | Критерии оценивания ответов |
5 («отлично») | полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения. |
4 («хорошо») | отметка отражает ответ с небольшими недочетами. |
3 («удовлетворительно») | ответ с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д. |
2 («неудовлетворительно») | целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий. |
Таблица 4 (Практика)
Оценка | Критерии оценивания ответов |
5 («отлично») | методически правильное исполнение учебно- танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала. |
4 («хорошо») | возможное допущение незначительных ошибок в движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное. |
3 («удовлетворительно») | исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение. |
2 («неудовлетворительно») | комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой. |
Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы:
Минимально необходимый для реализации программы «Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:
- балетные залы, имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), зеркала;
- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий;
- ПК, Экран, музыкальный центр;
- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);
- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для
учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;
- раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.
Список рекомендуемой учебной литературы:
1. История Ханты-Мансийского Автономного округа с древности до наших дней.//Учебник для старших классов - Екатеринбург, НПМП «Волот», 1999
2. История Ханты-Мансийского округа с древности до ХХ века.//Хрестоматия - Екатеринбург, НПМП «Волот», 1999
3. Обские Угры. //Под ред. А. И. Райшева - Тюмень, ИФА, 2005
4. Чернецов В.Н. Медвежий праздник у обских угров / В.Н.Чернецов. — Томск: Томский ун-т, 2001. —48 с.
5. Земляной Братец: Мансийские сказки, предания, песни, Загадки / Записи, перевод, сост. и примеч. В. Н. Чернецова; публикация Н. В. Лукиной. - Томск, 1997. - 136 с.
6. Северная книга.// Под ред. Е.В. Осокин - Томский региональный отдел по социально-экономическому развитию Севера, 1993
7. Айпин Е.Д. У гаснущего очага.//Повесть в рассказах о верованиях, обычаях, обрядах и преданиях народа ханты Обского Севера - Екатеринбург-Москва Средне-Уральское книжное издательство ЗАО «Фактория Арктики», 1998
8. Вагатова М.К. Тёй, тёй. Сказки, стихи, песни и считалочки для детей.-Тюмень: Тюменский дом печати, 2006
9. В звуках купающиеся люди// сост. А.В. Лебедева; ред. М.А. Лапина – Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2012
10. Мир Науки, Культуры, Образования. №1/2010 ( ст. Чистякова А.А.)
11. Соколова З.П. Культ медведя и медвежий праздник в мировоззрении и культуре народов Сибири // журнал Этнографическое обозрение №1 Наука РАН
14. Гафт А.М. Реализация системы профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов // Человек и образование. - 2011. - № 1. - С. 85-89. (Издание, рекомендованное ВАК России).
15. Гафт А.М. Методика собирания и обработки традиционного фольклора: Учебно-методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2009. – 39 с.
16. Золотое наследие предков: Методическое пособие по хореографии / Составители: Костылева Н.Б., Гафт А.М., Миронова В.Б. – Белоярский: Квадро, 2009. – 110 с. (в соавторстве).
17. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. Учебное пособие/ Мар. гос. ун-т.- Йошкор-Ола, 2000. – 138 с.
18. Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. Ребёнок и декоративно-прикладное искусство обских угров.- М.: издательство ИКАР, 2003. – 208 с.