Образовательная программа "Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов"

Программа "Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов"направлена на приобщение подрастающего поколения к региональной культуре Ханты-Мансийского АО-Югры, к историческому наследию обско-угорских народов, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения традиционного танца, а также содействие сохранению всего культурного наследия этноса, его возрождению и развитию в современных условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств» муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры городской округ город Радужный

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов»

Срок реализации 1 год

Выполнил:

Рак Юлия Сергеевна

Преподаватель хореографического отделения

г. Радужный

2021 год

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Форма проведения учебных аудиторных занятий;
  • Цель и задачи учебного предмета;
  • Структура программы учебного предмета;
  • Методы обучения.

II. Содержание учебного предмета

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки;

V. Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы

  1. Список рекомендуемой учебной литературы

I. Пояснительная записка.

1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Правовой основой региональной образовательной политики является закон «Об образовании в Российской Федерации» от #1075;. № 273-ФЗ. Приоритеты регионального (национально-регионального) компонента направлены на формирование этнического самосознания в контексте общероссийского гражданского сознания.

Образовательная программа «Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов» направлена на приобщение подрастающего поколения к региональной культуре Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, к историческому наследию обско-угорских народов, на эстетическое воспитание учащихся, на приобретение основ исполнения традиционного танца, а также содействие сохранению всего культурного наследия этноса, его возрождению и развитию в современных условиях.

Традиционное танцевальное искусство коренных народов Севера – наиболее древний вид искусства, уходящий своими корнями в далекое прошлое. Народные танцы обских угров – ханты и манси относятся к самой архаичной хореографической культуре из всех финно-угорских народов. Танец у обских угров является составной частью обрядовой культуры.

Обучение традиционным танцам обско-угорских народов является составной частью художественно-эстетического образования и воспитания, позволяет учащимся овладеть традиционной пластикой и манерой исполнения танцев обско-угорских народов, в значительной степени расширяет и обогащает их исполнительские возможности, совершенствует координацию движений, способствует развитию мышечного аппарата, формируя особые исполнительские качества и навыки.

Данная программа разработана для учащихся 7 класса хореографического отделения и предназначена для реализации на базе АУ «ОУ ДОД «ДШИ» города Радужный.

При изучении каждого из разделов программы учащиеся знакомятся с традиционной танцевальной культурой, обрядами, традициями, жизнью и историей народов обских угров.

  1. Срок реализации учебного предмета.

Срок освоения предмета «Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов» для детей, поступивших в образовательное учреждение в 1 класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 1 год.

3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов». В 7 классе отводится 2 часа в неделю.

Таблица 1

Год обучения

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

7 класс

1 час 2 раза в неделю или 2 часа 1 раз в неделю

1 или 2 раза

2 часа

68 часов

4. Форма проведения учебных аудиторных занятий.

Занятия групповые и мелкогрупповые, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

  1. Цель и задачи учебного предмета.

Цели:

  • формирование устойчивого интереса к предмету «Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов»;
  • формирование толерантного отношения к культуре народов, проживающих на территории ХМАО – Югры;
  • развитие свободной творческой личности учащегося;
  • сохранение традиционной культуры обских угров;
  • воспитание исполнительской культуры.

Задачи:

  • обучение основам традиционного танца;
  • обучение выразительному исполнению, эмоциональной раскрепощенности в танцевальной практике;
  • развитие умения танцевать в группе;
  • развитие координации, пластики и ритма;
  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
  1. Структура программы учебного предмета.

Программа содержит следующие разделы:

- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

- распределение учебного материала по учебным полугодиям;

- описание дидактических единиц учебного предмета;

- требования к уровню подготовки обучающихся;

- формы и методы контроля, система оценок;

- материально-техническое и информационно-техническое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".

  1. Методы обучения.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ);

- наглядный (качественный показ, демонстрация творческих заданий; просмотр видеоматериалов, посещение концертов и спектаклей);

- практический (воспроизведение творческих заданий);

- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений);

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом природных способностей, возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы в рамках образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках.

II. Содержание программы

В содержание программы входят следующие виды учебной работы:

- изучение истории нашего округа;

- ознакомление с устным народным творчеством;

- ознакомление с декоративно- прикладным творчеством обских угров;

- ознакомление с песенным и музыкально-инструментальным искусством;

- ознакомление с празднично- обрядовой культурой (праздники, обряды, игры);

- изучение танцевального исполнительского искусства.

Таблица 2

№ п/п

Тема

Кол-во часов

В том числе

Теория

Практика

I раздел. История округа.

1

Наш край в древности.

2

2

2

Традиционное хозяйство коренного населения Западной Сибири.

2

2

3

Природа и человек в представлениях обских угров.

2

2

4

Югорское средневековье.

1

1

5

Русская колонизация. Вхождение Югорской земли в сферу влияния Московского государства.

1

1

6

Югра в XVII-XIX вв.

1

1

7

Югра Советская.

1

1

8

Югра современная.

2

2

9

Экскурсия в краеведческий музей.

2

2

II раздел. Устное народное творчество.

10

Мифы и легенды ханты.

3

3

11

Мифы и легенды манси.

3

3

12

Пословицы, поговорки и загадки ханты и манси.

2

2

13

Занимательная викторина.

1

1

III раздел. Декоративно- прикладное творчество обских угров

14

Традиционная одежда ханты и манси.

2

2

15

Орнаментальное искусство народов ханты и манси

2

2

16

Плетение бисером. Вышивка. Вязание. Резьба по дереву и кости. Куклы и игрушки.

2

2

17

Занимательная викторина.

1

1

IV раздел. Песенное и музыкально-инструментальное искусство.

18

Музыкальное наследие обских угров

1

1

19

Музыкальные инструменты обских угров (мансийский сангквылтап и хантыйский нарс-юх, тумран, нин-юх и др.)

3

3

20

Песенное творчество и народные исполнители обских угров.

2

2

21

Занимательная викторина.

1

1

V раздел. Празднично- обрядовая культура (праздники, обряды, игры).

22

Народный календарь и обрядовые праздники обских угров: Медвежий праздник, Вороний день, Проводы Лебедя, Праздник Трясогузки.

10

6

4

VI раздел. Традиционное танцевальное искусство

23

Особенности традиционной танцевальной культуры обских угров.

2

2

24

Традиционный хантыйский женский танец «Куринька».

6

6

25

Традиционный мужской хантыйский танец «Емаң як»(Святой танец)

6

6

26

Женский мансийский танец «Аквись йикв» (Танец почтенной бабушки).

6

6

27

Контрольный показ

1

1

Итого 68 часов.

В конце каждого раздела предполагается проведение обобщающего урока, занимательной викторины или контрольного показа. Программное содержание предполагает экскурсии в краеведческий музей, просмотр видеоматериала, прослушивание аудиоматериала и др.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов», который определяется формированием комплекса знаний, умений и навыков, таких, как:

- знание истории Ханты-Мансийского Автономного округа;

- знание устного народного творчества обских угров;

- знание традиционной одежды народов ханты и манси;

- знание песенного творчества и инструментального искусства;

- знание празднично- обрядовой культуры народов Югры;

- знание исторических основ танцевальной культуры, самобытности и образности танцев народов ханты и манси;

- знание рисунка танца традиционной хореографии обских угров;

- знание особенностей постановки корпуса, ног, рук, головы;

- знание средств создания образа в хореографии;

- знание принципов взаимодействия музыкальных и хореографических выразительных средств;

- владение навыками коллективного исполнительского творчества;

- применение знаний основ физической культуры и гигиены, правил охраны здоровья.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

  1. Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

Оценка качества реализации программы «Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся.

Успеваемость учащихся проверяется на контрольных показах, концертах, конкурсах, викторинах и т.д.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Промежуточная и итоговая аттестация проводится в форме викторин, контрольных уроков и итоговых показов.

По итогам викторин, контрольных уроков и показов выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

2. Критерии оценок

По итогам исполнения программы на контрольном уроке и экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Таблица 3 (Теория)

Оценка

Критерии оценивания ответов

5 («отлично»)

полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения.

4 («хорошо»)

отметка отражает ответ с небольшими недочетами.

3 («удовлетворительно»)

ответ с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, не раскрыта тема, не сформировано умение свободно излагать свою мысль и т.д.

2

(«неудовлетворительно»)

целый комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий.

Таблица 4 (Практика)

Оценка

Критерии оценивания ответов

5 («отлично»)

методически правильное исполнение учебно- танцевальной комбинации, музыкально грамотное и эмоционально-выразительное исполнение пройденного материала.

4 («хорошо»)

возможное допущение незначительных ошибок в движениях, исполнение выразительное, грамотное, музыкальное.

3 («удовлетворительно»)

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученные движения, малохудожественное исполнение, невыразительное исполнение.

2

(«неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием плохой посещаемости аудиторных занятий и нежеланием работать над собой.

Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение программы:

Минимально необходимый для реализации программы «Традиционная культура и танцевальное искусство обско-угорских народов» перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

- балетные залы, имеющие пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие), зеркала;

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых занятий;

- ПК, Экран, музыкальный центр;

- помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);

- костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для

учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

- раздевалки и душевые для обучающихся и преподавателей.

Список рекомендуемой учебной литературы:

1. История Ханты-Мансийского Автономного округа с древности до наших дней.//Учебник для старших классов - Екатеринбург, НПМП «Волот», 1999

2. История Ханты-Мансийского округа с древности до ХХ века.//Хрестоматия - Екатеринбург, НПМП «Волот», 1999

3. Обские Угры. //Под ред. А. И. Райшева - Тюмень, ИФА, 2005

4. Чернецов В.Н. Медвежий праздник у обских угров / В.Н.Чернецов. — Томск: Томский ун-т, 2001. —48 с.

5. Земляной Братец: Мансийские сказки, предания, песни, Загадки / Записи, перевод, сост. и примеч. В. Н. Чернецова; публикация Н. В. Лукиной. - Томск, 1997. - 136 с.

6. Северная книга.// Под ред. Е.В. Осокин - Томский региональный отдел по социально-экономическому развитию Севера, 1993

7. Айпин Е.Д. У гаснущего очага.//Повесть в рассказах о верованиях, обычаях, обрядах и преданиях народа ханты Обского Севера - Екатеринбург-Москва Средне-Уральское книжное издательство ЗАО «Фактория Арктики», 1998

8. Вагатова М.К. Тёй, тёй. Сказки, стихи, песни и считалочки для детей.-Тюмень: Тюменский дом печати, 2006

9. В звуках купающиеся люди// сост. А.В. Лебедева; ред. М.А. Лапина – Ханты-Мансийск: Принт-Класс, 2012

10. Мир Науки, Культуры, Образования. №1/2010 ( ст. Чистякова А.А.)

11. Соколова З.П. Культ медведя и медвежий праздник в мировоззрении и культуре народов Сибири // журнал Этнографическое обозрение №1 Наука РАН

14. Гафт А.М. Реализация системы профессионального обучения хореографии как средства формирования этнического самосознания студентов // Человек и образование. - 2011. - № 1. - С. 85-89. (Издание, рекомендованное ВАК России).

15. Гафт А.М. Методика собирания и обработки традиционного фольклора: Учебно-методическое пособие. – Ханты-Мансийск, 2009. – 39 с.

16. Золотое наследие предков: Методическое пособие по хореографии / Составители: Костылева Н.Б., Гафт А.М., Миронова В.Б. – Белоярский: Квадро, 2009. – 110 с. (в соавторстве).

17. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. Учебное пособие/ Мар. гос. ун-т.- Йошкор-Ола, 2000. – 138 с.

18. Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Г. Ребёнок и декоративно-прикладное искусство обских угров.- М.: издательство ИКАР, 2003. – 208 с.