Интегрированный урок истории и музыки "Слово о полку Игореве"

Кончакова Светлана Павловна

Цели урока:

  • Определение уникальности произведения через жанровое и композиционное своеобразие. 1
  • Формирование компетенций критического мышления: умение ориентироваться в первоисточнике и его поэтических переложениях, анализировать содержание текста, соединять словесные и зрительные образы. 
  • Определение идейного замысла «Слова о полку Игореве», заключающегося в общечеловеческой значимости идеи единства народа, пагубности смут, раздоров. 
  • Знакомство учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси, интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки. 
  • Воспитание интереса к памятникам древнерусской литературы, уважительного отношения к историко-литературному прошлому своего народа, к его духовным ценностям. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл "Слово о полку Игореве"264.27 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Этапы урока

Обучающие и развивающие

компоненты, задания

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

                                                1.Мотивация  2.Актуализация знаний

                         Подготовка класса к уроку.    Задание по теме

Проверять готовность  обучающихся к уроку, делит класс на группы.

Просмотр видеофрагмента «Плач Ярославны» и выполнить задание группам

- просмотрев видеофрагмент назвать историческую эпоху и соответствующее литературное произведение;

- назвать музыкальное произведение созданное на основе литературного памятника «Слово о полку Игореве»

Делятся на группы

Анализируют видеофрагмент и формулируют тему урока

«Половецкие пляски»

С   2:43

Цели урока:

  • Определение уникальности произведения через жанровое и композиционное своеобразие. 1
  • Формирование компетенций критического мышления: умение ориентироваться в первоисточнике и его поэтических переложениях, анализировать содержание текста, соединять словесные и зрительные образы. 
  • Определение идейного замысла «Слова о полку Игореве», заключающегося в общечеловеческой значимости идеи единства народа, пагубности смут, раздоров. 
  • Знакомство учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси, интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки. 
  • Воспитание интереса к памятникам древнерусской литературы, уважительного отношения к историко-литературному прошлому своего народа, к его духовным ценностям

                               3. Открытие нового знания

1.Работа в группах.

Кто такие половцы? На смену кому они подошли к границам

Древнерусского государства? (печенегам)

Отметьте на карте территорию где жили половцы после  1036 г. 

Половцы работа с текстом (ответы на вопросы)

В период раздробленности постоянные княжеские междоусобицы ослабили обороноспособность страны. Больше не было князя, способного, как Владимир Мономах, собрать объединённое войско, чтобы противостоять половцам. Половецкие отряды постоянно совершали набеги на русские земли. Кроме того, сами князья нередко использовали половцев как инструмент в борьбе друг с другом, обещая половцам право разграбить земли противника.

 

Особенно сильно пострадало от борьбы князей за престол и набегов половцев столичное Киевское княжество. Многие деревни были сожжены дотла, пашни и пастбища заброшены. Из-за страха перед половцами по Днепру почти перестали ходить торговые корабли. Население, спасаясь от угрозы, переселялось в другие княжества, многие отправлялись в северо-восточную часть Руси. Киев пустел и беднел, появлялись новые города, которые не хотели ему подчиняться.

 

M. 298.png

Рис. 1. Половцы осаждают Киев

  

1. Почему Киев потерял своё влияние?

2. Какова была роль половцев в распаде Руси?

  1. Дети работают с текстом в парах

Отвечают на вопросы

  1. Слушают рассказ учителя

Бородин пишет оперу опираясь на реальные исторические события и Основной источник «Слово о полку Игореве»«Слово о полку Игореве» в истории — памятник древнерусской литературы, основанный на реальных событиях. Произведение повествует о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году. 23

«Слово о полку Игореве» было написано на рубеже XII–XIII веков, когда феодальная раздробленность Руси достигла своего пика. Множество мелких княжеств враждовали между собой, доходя до братоубийственных войн. Непростая ситуация внутри государства осложнялась угрозой со стороны половцев, народа тюркского происхождения, занимавшего степи между Волгой и Днепром

Показать издание с переводом

Краткое содержание оперы «Князь Игорь»:

  1. Князь Игорь и его сын Владимир готовятся к походу на половцев, несмотря на дурное знамение — солнечное затмение. Князь уверен в успехе и прощается с женой Ярославной (в слове О полку Игореве есть очень трогательный момент «Плачь Ярославны» с ним вы познакомитесь на уроках литературы), поручая её заботу своему брату Ярославу, после чего отправляется в поход. 
  2. Князь Галицкий, брат Ярославны, рад отъезду Игоря, так как хочет занять его место и отправить сестру в монастырь. Во время пира он игнорирует жалобы девушек на похищение их подруг слугами. 
  3. Ярославна беспокоится об Игоре, и её тревоги оправдываются: приходит известие о том, что Игорь и его сын попали в плен, а на Русь надвигается вражеское войско. 
  4. В половецком стане дочь хана, Кончаковна, поёт о любви к Владимиру. Игорю предлагают помощь в побеге и союз с половцами, но он отказывается, желая только свободы. Хан устраивает пляски, чтобы поднять ему настроение. 
  5. После успешного похода половцев Игорь решает бежать, но Владимир остаётся с Кончаковной. 
  6. Ярославна оплакивает мужа, но затем видит, что Игорь возвращается. Враги Игоря, чтобы избежать наказания, звонят в колокола, а народ с радостью встречает князя

Послушайте арию Князя  Игоря, по сюжету в это время он находится в плену у хана Кончака.

Прослушивание арию  в каких словах выражена основная мысль автора Оперы

Прослушивание арию «Князя Игоря» в каких словах выражена основная мысль автора Оперы (с опорой на текст для лучшего понимания)

              Итог урока. Рефлексия.

Работа с тестом

  • Раздробленность в чём опасность? Основная идея  «Слова о полку Игореве», заключающегося в общечеловеческой значимости идеи единства народа, пагубности смут, раздоров. 

Отвечают на вопрос

Домашнее задание

Подобрать в интернет- ресурсах

Исторический портрет главного героя  оперы «Князь Игорь»

Закончить урок хочется музыкальным фрагментом, который многие из вас слышали, но теперь вы будете знать что это отрывок из оперы  Бородина «Князь Игорь»

«Улетай на крыльях ветра»

Текст

Половцы

В период раздробленности постоянные княжеские междоусобицы ослабили обороноспособность страны. Больше не было князя, способного, как Владимир Мономах, собрать объединённое войско, чтобы противостоять половцам. Половецкие отряды постоянно совершали набеги на русские земли. Кроме того, сами князья нередко использовали половцев как инструмент в борьбе друг с другом, обещая половцам право разграбить земли противника.

 

Особенно сильно пострадало от борьбы князей за престол и набегов половцев столичное Киевское княжество. Многие деревни были сожжены дотла, пашни и пастбища заброшены. Из-за страха перед половцами по Днепру почти перестали ходить торговые корабли. Население, спасаясь от угрозы, переселялось в другие княжества, многие отправлялись в северо-восточную часть Руси. Киев пустел и беднел, появлялись новые города, которые не хотели ему подчиняться.

 

1. Почему Киев потерял своё влияние?

2. Какова была роль половцев в распаде Руси?