План-конспект открытого урока "Нет района краше, чем Сормово наше" (к 100-летию Сормовского района) с презентацией.

Петухова Анна Ивановна

План-конспект открытого урока старшего хора (работа над хоровым произведением - Фнтазия на тему русских народных песен "Ярмарка" в обр. О. Михалёвой) к 100-летию Сормовского района с презентацией об истории Сормово "Нет района краше, чем Сормово наше" (руководитель хора и автор презентации Петухова Анна Ивановна).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sormovskiy_rayon.pptx1.06 МБ
Файл otkrytyy_urok_2024.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

К 100-летию Сормовского района «Нет района краше, чем Сормово наше»

Слайд 2

Борис Андреевич Мокроусов (1909, посёлок Канавино , Нижегородская губерния, Российская империя — 1968, Москва, СССР) — советский композитор . « Сормовская лирическая» (1949 ) На Волге широкой, на Стрелке далёкой Гудками кого-то зовёт пароход. Под городом Горьким, где ясные зорьки, В рабочем посёлке подруга живёт. Ой, летние ночки, буксиров гудочки … Волнуется парень и хочет уйти. Но девушки краше, чем в Сормове нашем, Ему никогда и нигде не найти.

Слайд 3

Сормовский район (сокращённо — Сормово ) —один из восьми внутригородских районов в составе Нижнего Новгорода. Промышленный район, занимающий северо-западный сектор Заречной части города. Население района — 158 201чел. (2023) герб

Слайд 4

В 1794 году в Сормове насчитывалось 94 двора, в которых проживало 686 человек. Есть также данные о том, что деревня носила название Сорманова , в ней насчитывалось 199 дворов.

Слайд 5

До 15.10.1917 года Сормово входит в состав Козинской волости, после постановления уездной земской управы создается Сормовская волость. 21.01.1928 года - три города Н. Новгород, Канавино и Сормово с подчиненной им территорией объединены в один большой Нижний Новгород. 12.03.1922 года создается Сормовский уездный Центр село Сормово, с июля 1922 года - город Сормово. 27.06.1924 года создается Сормовский рабочий район.

Слайд 6

В 2022 году Сормово отметил свое 480-летие , а Сормовский район, как самостоятельный административный центр в 2024 году– 100-летие .

Слайд 7

« Сормовска больша дорога» - улица Коминтерна. В начале XVII века здесь проходил путь из Нижнего в Ярославль. В 1612 г. по этой дороге прошло ополчение Минина и Пожарского. Здесь же шли на царскую службу новобранцы, так как в Балахне находился уездный воинский начальник.

Слайд 8

(1799 — 1870 )

Слайд 9

С возникновением Сормовского завода на Большую улицу стали выходить рабочие демострации . Улица хранит память о знаменитой первомайской демонстрации 1902 года и баррикадных боях 1905. В 1917 году по Большой улице прошли сормовские красногвардейцы, направлявшиеся в Кремль, чтобы принять участие в установлении советской власти в Нижнем.

Слайд 10

После строительства Сормовского судостроительного завода, Большая улица (ныне улица Коминтерна) приобрела особое значение. Большая Шоссейная дорога связала Сормовский завод с Нижним Новгородом, превратившись в крупную транспортную артерию. Вдоль нее строились жилые дома и административные здания. К 100-летию Сормовского района

Слайд 12

«Нет района краше, чем Сормово наше»

Слайд 13

К 100-летию Сормовского района «Нет района краше, чем Сормово наше»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества Сормовского района»

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Открытое занятие старшего хора

музыкально-хоровой студии на тему:

«Нет района краше, чем Сормово наше»

(к 100-летию Сормовского района)

Руководитель старшего хора:

 Петухова Анна Ивановна

Концертмейстер:

Михалёва Ольга Николаевна

г. Нижний Новгород

2024 год

Содержание:

1. Цели, тип и задачи урока……………………………………………………3

2. План урока……..……………………………………………………………..4

3. Ход урока……………………………………………………………………..4

4. Литература…………………………………………………………………….6

5. Приложение……………………………………………………………………6

Цель урока:

1. Знакомство с историей Сормовского района

2. Исполнение хорового произведения с театрализацией, использованием реквизита и народных инструментов 

Тип урока: урок комплексного применения знаний (хоровое пение+театральная постановка)

Задачи:

Обучающие: 1. Постановка  правильного дыхания;

                       2. Пение в позиции одновременно с участием в театрализации;

                       3. Игра на трещотке, ложках, бубне и т.д.;

                       4. Синтез пения и игры на народных инструментах;

                       5. Работа над чистотой интонации;

                       6. Выстраивание ритмического ансамбля.

Воспитывающие:  1. Пение произведений патриотического содержания;

                               2. Интерес к истории своего района;

                               3. Творческое ориентирование и

                                   художественно-эстетический вкус у детей;

                               4. Работоспособность и выносливость.

Развивающие:  1. Коммуникабельность;

                          2. Актёрские способности;

                          3. Умение работать с реквизитом;

                          4. Творческая память и воображение;

Оборудование:  1. Фортепиано;

                           2. Народные инструменты (трещотка, ложки, бубен);

                           3.Дополнительный реквизит для театрализации в произведении.

План урока:

  1. Организационный момент (приветствие) – 1 мин.;

Музыкальная композиция «Батл» от дуэта аккордеонистов (Волков Егор и Калянов Владислав), педагог Метлина И.О. – 4 мин.;

  1. Презентация о Сормовском районе (к 100-летию) – 5 мин.;
  2. Упражнение на дыхание и  блок распевок  – 11 мин.;
  3. Работа над музыкальным произведением: Фантазия на тему русских народных песен «Ярмарка» в обр. О. Михалёвой – 20 мин.;
  4. Итог урока: исполнение произведения «Ярмарка» целиком с использованием реквизита  и музыкальных инструментов  –  4 мин.

Ход урока:

  1. Вступление и тема урока: «Здравствуйте, уважаемые педагоги и администрация! Сегодня мы проведём открытое занятие в честь 100-летия Сормовского района под названием «Нет района краше, чем Сормово наше». И сейчас небольшой музыкальный сюрприз от дуэта аккордеонистов - Волков Егора и Калянов Владислава, педагог Метлина Ирина Олеговна.
  2. Показ презентации с рассказом об истории Сормово.
  3. Упражнение на дыхание: надуваем воображаемый «шарик» руками и выдыхаем со звуком тсссс (короткий и длинный);

   Распевки:

  - Дыхание: и-э-а-о-у на стаккато (f,p) и легато (cresh. и dim.);

  - Дикция: до-ре-до-ре-до, до-ре-ми-ре-до, до-ре-ми-фа-соль-фа-ми-ре-до (вверх по диапазону сопрано и вниз по диапазону альтов);

  - Слух: на немом звуке вверх и вниз (полутон, тон) + динамика (на dim. и cresh.)  

4. Работа с музыкальным произведением - Фантазия на тему русских народных песен «Ярмарка» в обр. О. Михалёвой:

- Работа над объёмным звучанием, пропеванием гласных;

- Работа с дикцией (проговаривание согласных, начало и окончание слов);

- Работа с высокими нотами у сопрано (правильная постановка  и позиция звука и гласной);

- Работа с разнообразным звучание текста и ведением фразы;

- Работа над выразительностью в лице и выполнением движений;

- Исполнение с инструментами (ложки, бубен, трещотка)

5.  Исполнение произведения «Ярмарка» целиком с тетрализацией (движения, использование реквизита  и народных музыкальных инструментов). Заключение: «Всем большое спасибо за внимание!»

Литература:

      1. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором. - М., 2002

2. Т.А. Барышева, В.А. Шекалов «Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей» - Ростов-на-Дону, Феникс, 2004;

3. Е.Б. Евладова, Л.Г. Логинова, Н.Н. Михайлова «Дополнительное образование детей»- Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС 2002;

4. М. Михайлова Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль, «Академия развития», 1997;

5. Сборник методических статей «Вокально-хоровые технологии». Для руководителей детских и молодёжных хоровых коллективов. Автор-составитель И.В. Роганова – Композитор. Санкт-Петербург, 2014

Приложение:

 Ссылка на презентацию к уроку:

sormovskiy_rayon.pptx