Сценарий "Посвящение в Казачество"
В августе 2020 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении стратегии государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021-2030 годы». В данном Указе говорится, что возрождение российского казачества, начавшееся в конце 20 века, придало импульс развитию государственной политики РФ в этой сфере в рамках комплексных мер, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
На основании этого указа в 2022 году на базе нашей общеобразовательной Кудинской школы, открылся Казачий 1а класс, который изучает культуру и быт казачества, чтит его обычаи и обряды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сценарий Посвящение в казачество | 35.05 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
ИРКУТСКОЕ РАЙОННОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУДИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
В августе 2020 года Президент РФ Владимир Путин подписал Указ «Об утверждении стратегии государственной политики РФ в отношении российского казачества на 2021-2030 годы». В данном Указе говорится, что возрождение российского казачества, начавшееся в конце 20 века, придало импульс развитию государственной политики РФ в этой сфере в рамках комплексных мер, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
На основании этого указа в 2022 году на базе нашей общеобразовательной Кудинской школы, открылся Казачий 1а класс, который изучает культуру и быт казачества, чтит его обычаи и обряды.
Сценарий «Посвящение в казачество»
Цель:
- Формировать у школьников младших классов, познавательного интереса к истории и традициям казачества на Руси;
Задачи:
- Развивать музыкально-творческие способностей детей на основе
народной музыкальной культуры Казачества.
-Возрождать забытые традиции казаков, воспитывать у детей интерес к
прошлому Родного края, его культуре на основе казачьих песен и танцев,
музыкальных и подвижных игр.
- Изучать бытовые и духовные традиции и правила поведения казаков, чувство товарищества, сочувствия друг к другу.
- Укрепление связей с казачеством Иркутского района и Иркутской области, для становления модели социального поведения.
Сценарий «Посвящение в казачество»
На улице празднично звучат казачьи песни. Ведущие встречают на крыльце гостей Хлебом-Солью.
Ведущий 1:
Добрый день! Гости дорогие! Самой главной традицией и обычаем казаков остаётся гостеприимство. Не даром казаки говорили : «Хлеб-соль и разбойника смирят!»
Ведущий 2:
Здравствуйте гости,
званые и желанные!
Если мы хотим кого-то,
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей мы всех встречаем
Круглым, пышным караваем
Ведущий 1:
По обычаям Хомутовским.
Всем гостям поклон наш низкий!
С добрым словом и любовью,
С хлебом-солью! С хлебом-солью! (подносят каравай гостям)
Дорогие гости, милости просим пройти в нашу Кудинскую общеобразовательную школу на торжество «Посвящение в казачество» .
Гости проходят на второй этаж в рекреацию возле актового зала.
Ведущий 2:
Внимание! На торжественную линейку приглашается казачий 1а класс, классный руководитель Елена Георгиевна Макарова.
1а класс под русскую народную песню «Если хочешь стать военным» проходят и становятся на свое почетное место.
Батюшка Хомутовской Свято-Троицкой церкви, совершает молебен посвящения в казачата.
Ведущий 1: Школа! Внимание! Право внести Флаг Российской Федерации и Знамя Иркутского воскового казачьего общества предоставляется Юнармейцам Кудинской общеобразовательной школы. Под Государственный Гимн Российской Федерации смирно!
Ведущий 2:
Праздник «Посвящения в казаки», считается открытым.
Звучит Гимн РФ.
Ведущий 1:
Слово, для поздравления предоставляется:
- директору Кудинской общеобразовательной школы Оксане Святославовне Стадник.
Слово для поздравления предоставляется:
- Начальнику управления Иркутской области Правительства Иркутской области по связям с общественностью и национальным отношениям, Ольге Александровне Куреленковой.
Слово для поздравления предоставляется:
- Заместителю начальника отдела общего и дополнительного образования,
Министерства образования Иркутской области Ермоловой Елене Николаевне
Слово для поздравления предоставляется:
- Начальнику Управления образования Администрации Иркутского районного муниципального образования Роману Рафаиловичу Зарипову.
Слово для поздравления предоставляется:
- Главе Хомутовского муниципального образования, Алексею Викторовичу Иваненко.
Ведущий 1:
Замер зал в торжественном молчании
Ждут друзья заветных слов
Ты даешь сегодня обещанье,
Что казаком стать готов
Ведущий 2. Слушайте и запоминайте, молодые казаки, несите эти правила в сердце, следуйте им и да укрепится вера ваша в добро и справедливость!
Ведущий 1:
1а класс, слушай мою команду!
Для принятия клятвы казачат приготовиться.
Чтоб казачьему роду
Не было переводу
Присягаем на верность
Отчизне и народу!
Мы, учащиеся 1а класса Кудинской общеобразовательной школы (каждый называет своё имя), перед лицом своих товарищей и братьев – казаков, добровольно принимаем на себя благородное и почетное звание российского казака.
- быть верным защитником своего Отечества и Веры Православной (КЛЯНУСЬ);
- соблюдать казачьи обычаи и традиции, быть храбрым, честным, дисциплинированным (КЛЯНУСЬ);
- настойчиво овладевать знаниями, готовить себя на службу Отечеству во благо своего народа (КЛЯНУСЬ);
- дорожить честью казака Хомутовского МО, Иркутского района и Иркутской области - строго соблюдать заповеди казака, с достоинством и честью носить казачью форму (КЛЯНУСЬ);
- уважительно относиться к товарищам и старшим, следовать традициям казачьей дружбы и товарищества (КЛЯНУСЬ);
Ведущий 2: Отныне ребята, вы являетесь казаками! Не опозорьте плохим словом или дурным делом казачий род, свою школу, Родину, Россию, на которой родились и будете продолжать свой род! Пусть будет у вас горячее сердце, холодный ум, добрая душа и чистые руки!
Слово предоставляется:
Атаману Хомутовского муниципального образования Тютюнник Александру Игоревичу.
Слово предоставляется нашим казачатам.
Мы казачьи заветы
Не забудем никогда!
И пускай, как скорость света,
Мимо нас летят года.
Мы зовемся казачата. Каждый – будущий герой!
Казаков лихих внучата, Мы за Русь стоим горой!
Независимый, свободный
Род казачий очень гордый.
И не даром на Руси
Всем знакомы казаки!
Хранили казаки Россию, в
Свой дух крепили, Родину любя.
Леса родные, край, что сердцу милый,
Нам пасть в бою не страшно за тебя!
В казаки попасть не просто
Это право заслужи.
Что ты смел, умел и вежлив
Сразу делом докажи.
Казаками назовут
Только тех, кто любит труд,
Кто в учении прилежен,
Не ленив и не изнежен.
Вместе весело шагать,
Песня помогает.
Делать нечего у нас
Тем, кто этого не знает.
Ведущий: Торжественная линейка « Посвящение в казаки» считается закрытой
Ведущий: Уважаемые гости, наш праздник продолжается, и мы вас приглашаем в актовый зал для продолжения нашего мероприятия.
(С песней и строевым шагом, казачата проходят в актовый зал. Гости проходят за ними, а старшеклассники расходятся по классам.)
Ведущий 1.
На Хомутовской улице, весь народ волнуется,
Едут, едут казаки – удалые молодцы.
Шашки остры, кони чисты – хороши кавалеристы.
По Хомутовскому казачьему обычаю, как водится,
Вечера и праздники, без песен и игр, не обходятся.
Ну-ка круг раздайся,
Казак с казачкой повстречайся!
Выходят казаки 3а класса, с ответным словом, танцевальной казачьей зарисовкой танцуют и поют песню композитора Ольги Поляковой «Казачата» после второго куплета, на припеве выходят парами по два человека на фланкировку с казачьими шашками.
Ведущий 2: Уважаемые гости! Ребята и все присутствующие в зале. Сегодня главными нашими участниками являются, конечно же, наши казачата 1а класса.
Ведущий 1:Казачество на Руси славилось своими обрядами и обычаями. Сегодня нашим казачатам предстоит пройти еще один, самый главный старинный обряд и осознать, что они не просто мальчишки и девчонки, а войны казачьего рода, с особой судьбой и особым будущим, с этого дня вся их жизнь будет подчинена заповедям казака, служению отечеству и православной вере!
И мы представляем вам, традиционный казачий обряд (представление презентации) «Посажение на коня»
слайд 1 Он, конечно несколько отличается от современных прочтений и состоял в том, что обязательно, дождавшись появления у сына первого зуба, отец, надев на него шашку, сажал его верхом на своего оседланного коня слайд 2. Затем возвращал ему матери со словами: «Вот тебе казак!». Новорожденному все друзья и знакомые отца приносили что-нибудь на зубок. Этот подарок непременно был военный: патрон пороха, стрела, лук, пуля, а дед дарил шашку или ружье.
слайд 3. Этим обрядом мальчика посвящали в казаки. Сын, внук и правнук служилого казака, уже ребенком, был казаком.
слайд 4.
Важную роль в обряде, играл крестный отец, как духовный наставник и опора для ребенка. Именно крестный отец сажает ребенка на коня и сопровождает его.
слайд 5.
Тем временем Мама ребенка покрывала коня своим платком, не положено малому казачонку садится в седло как войну.
слайд 6.
Крестный сажает мальчика сверху и сопровождает его пока конь идет по кругу.
слайд 7.
После прохождения по кругу, мальчика снимает крестный. Он «передает» мальца отцу как бы на мужскую сторону со словами «казака принимайте, да за ним доглядывайте, чтоб был не квелый, до всякой работы скорый, чтоб Богу молился, да шашке учился, чтоб малых не обижал, старших уважал, а к родителем был почтительный!»
В это время, мама уже убрала свой платок, мальчик стал взрослым, его приняли в свою общину казаки, а значит и на коня надо садиться по-взрослому, в седло.
слайд 9.
Мама ребенка снимает со словами:
«возьми, крестный, шашку, нашему казаку еще расти нужно!»
Отец отдает матери сына со словами: «держи мать казака!»
Присутствующие казаки кричат «ЛЮБО!».
слайд 10.
Ведущий 1:
Вот такой небольшой рассказ, по обряду «Посажения на коня»
Уважаемые гости, ребята, все присутствующие, ну а сейчас мы приглашаем вас на обряд « посажения на коня». Ребята строем выходят под музыку. Просим вас пройти на улицу, и принять участие в этом обряде. Все выходят на улицу, на улице детей садят на коней. Кони уже покрытые платками. Дети по кругу проезжают на коне под настоящий церковный колокольный звон, который был произведен в этот день. Обряд посажения проходит возле церкви, ответственные снимают детей с коней, атаман кричит «Любо», казачата повторяют «Любо»
После проведения обряда, проводятся казачьи игры. (Приложение №1)
ведущий 1:
Дорогие гости, сегодня вы стали свидетелями возрождения казачьих основ и традиций,-это посвящение в казачество, игровые и песенные обряды и обряд Посажения на коня, конечно, это лишь малая частичка большого культурного казачьего наследия. Спасибо что вы сегодня с нами в этот волнительный для казачат день. Наш праздник «Посвящение в казачата», завершен. До скорых встреч! Мира всем и добра.
Приложение №1
Казачьи народные игры
«Через детей последующих поколений детские игры снова повторяются, снова оживляются в памяти живущих поколений и снова молодеют»,
Е. А. Покровский.
Игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные казачьи игры являются традиционным средством педагогики. Данные казачьи игры несут своей целью – донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Народные казачьи игры являются неотъемлемой частью патриотического, художественного и физического воспитания обучающихся.
Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.
В казачьих играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
В ходе казачьей игры педагог привлекает внимание ребят к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально-положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость. Одним словом, задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.
Объясняя новую казачью игру, в которой есть зачин (считалка, певалка или жеребьевка), взрослому не следует предварительно разучивать с детьми текст, его желательно ввести в ход игры неожиданно. Такой прием доставит детям большое удовольствие и избавит из от скучного трафаретного знакомства с игровым элементом. Ребята, вслушиваясь в ритмичное сочетание слов, при повторении игры легко запоминают зачин.
1. «Чапля»
Играет небольшая группа детей на достаточно маленькой площадке — примерно 5×5 м.
По жребию или по считалке выбирают водящего — чаплю.
Остальные — «лягушки».
Пока чапля «спит», т. е. стоит, наклонившись вперёд и опираясь на прямые ноги, лягушки прыгают на корточках.
Проснувшись, чапля издаёт крик и начинает ловить (салить) лягушек обязательно большими шагами и на прямых ногах (не сгибая коленей) и держась хотя - бы одной рукой за голени ног.
Лягушки не должны спасаться от чапли, прыгая на корточках.
При нарушении условий, например, если кто-то из лягушек встанет во весь рост или выпрыгнет за пределы площадки, а также при осаливании они меняются местами.
2. «Лень»
Один из играющих, изображающий лень, садится на землю. Дети стоят поодаль от него врассыпную.
Дети: Тепло ли тебе, лень? Холодно ли молодому?
Лень: Не тепло.
Дети:
Не одеть ли нам его,
Не обуть ли нам его?
Как с молодца кафтан,
Со старушки сарафан,
С молодицы-то платок,
С красной девушки венок.
(Изображают, как его одевают).
Дети: Что ты, лень, сидишь?
Лень: Пить, есть хочу.
Дети: Что же тебе надобно?
Лень:
Яства боярские,
Питья государские.
Дети:
Кто спину не гнет,
Тому ложка не в рот,
А где гнулась спина,
Тому рожь густа и колосиста,
Колосиста, ядрениста.
С зерна-то пирог,
С колоска весь мешок.
Лень догоняет детей, они убегают. Пойманный ребенок становится ленью.
3. «Баба Яга»
В центре зала стоит Баба Яга, в руках у неё помело (веточка). Дети становятся по кругу и приговаривают:
Бабка Ёжка, костяная ножка,
С печки упала, ножку сломала!
А потом и говорит: «У меня нога болит!»
Пошла на улицу – раздавила курицу,
Пошла на базар – раздавила самовар,
Вышла на лужайку - испугала зайку!
Дети разбегаются, а Баба Яга прыгая на одной ноге, пытается осалить детей своим помелом. Бабой Ягой становится тот, кого водящий заведет в круг.