Доклад на тему: «Формирование толерантности в самодеятельном хореографическом коллективе»

Мирошниченко Ирина Владимировна

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tolerantnost.docx28.81 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формирование толерантности в самодеятельном хореографическом коллективе»

               

                                                             

 

                                                             Составитель: педагог

                                                                                                дополнительного образования

                                                                                          Мирошниченко Ирина Владимировна                                      

                                                 

                                       

                                       Магнитогорск 2024г                                                                                   

Проблема толерантности стала широко освещаться в средствах массовой информации, на государственном и международном уровне. Это связано с проявлением нетерпимости по отношению к инакомыслящим людям со стороны враждебно настроенных оппонентов. При этом нередки случаи откровенных конфликтов, выливающихся в жестокие и кровавые столкновения. По мнению большинства аналитиков, подобная тенденция связана с уменьшением уровня терпимости к людям, жесткостью в отношениях, неумением тактично и грамотно излагать свою позицию, не задевая значимые аспекты жизни других людей.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свобод других. Толерантность также является основой демократии и прав человека, ведь нетерпимость в полиэтническом, поликонфрессиональном, либо в поликультурном обществе приводит к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Пристальное внимание исследователей к проблематике толерантности объясняется и четко выраженной тенденцией гуманизации науки, повышением интереса к проблемам личностного развития растущего человека, выделением важнейшей задачи воспитания, заключающейся в формировании у современного подрастающего поколения гражданской активности и ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности.

 Феномен толерантности является объектом изучения многих наук - политологии (А. С. Бушуев, В. А. Васильев, M. M. Лебедева, M. П. Мчедлов и др.), этнологии (M. H. Губогло, В. M. Золотухин, Г. У. Солдатова и др.), философии (В. С. Библер, А. П. Бодрилин, Р. Р. Валитова, Л. M. Дробижева, В. А. Лекторский и др.), социологии (M. M. Акулич, Л. П. Буева, С. H. Иконникова, Е. В. Швачко и др.), психологии (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А. А. Бодалев, Л. С. Выготский, А. H. Леонтьев, В. H. Мясищев и др.).

Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривается в следующих направлениях формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (H. А. Асташова, A. M. Байбаков, M. С. Мириманова, В. В. Глебкин, П. В. Степанов и др.), формирование толерантности школьников в полиэтнических регионах, где выше уровень межэтнической напряженности (Г. Г. Абдулкаримов, В. H. Гуров, О. Б. Скрябина, В. А. Тишков, О. В. Цируль и др.), формирование толерантного сознания школьников и студентов (Г. В. Безюлева, П. Ф. Комогоров, Е. В. Рыбак, О. Д. Шарова, Л. А. Шайгерова, Г. М. Шеламова), воспитание толерантности в системе среднего профессионального образования (Н. Д. Аширбагина, В. П. Комаров, Ж. С. Лондырева и др.), педагогическая толерантность (А. В. Коржуев, Н. Ю. Кудзиева, Н. В. Кукушкин и др.).

Решение проблемы формирования толерантности у подрастающего поколения приобретает существенную значимость, т.к. у подростков в последние годы наряду с высоким интеллектом, глубокими знаниями, широким кругозором, активной нравственной позицией, духовными запросами порой развивается чувство своей исключительности, излишней самоуверенности, стремление к самоутверждению своей независимости. Это приводит их к раздражительности, нетерпимости, агрессии, межличностным конфликтам, неприятию окружающей действительности. Подростковый возраст - особый период решения проблемы развития толерантных характеристик человека, выступающий сенситивным периодом нравственного созревания, во время которого происходит дальнейшее становление самосознания и мировоззрения обучающегося, самооценка и представление о себе самом, отмечается максимальная направленность на окружающий мир.

Самодеятельный хореографический коллектив является важной организационной формой работы по воспитанию навыков толерантного поведения наряду с профессиональными знаниями и умениями. Именно поэтому темой выпускной работы стала: «Формирование толерантности в условиях самодеятельного хореографического коллектива».

Объект: исследования: процесс учебно-воспитательной работы в хореографическом коллективе.

Предмет: исследования: формирование толерантности в условиях самодеятельного хореографического коллектива.

Цель: исследования: обоснование и разработка программы формирования толерантности в условиях самодеятельного хореографического коллектива.

Задачи: 

1.Проанализировать на основе изучения педагогической, методической и специальной литературы сущность толерантности и выявить ее основные составляющие.

2. Представить самодеятельный хореографический коллектив как форму работы по формированию толерантности его участников.

3. Представить методические рекомендации по воспитанию толерантности в условиях хореографического коллектива.

4. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию толерантности в хореографическом коллективе.

В качестве теоретической базы исследования выступают

-     положения общей теории деятельности как активной формы отношений, человека как субъекта деятельности и отношений (Б. Г. Ананьев, Л. И. Божович, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.)

-     российские и зарубежные труды в области психологии межгруппового восприятия и взаимодействия (В. С. Агеев, А. А. Бодалев, А. И. Донцов, Я. Л. Коломинский, А. А. Кроник, Б. Ф. Ломов, А. Маслоу, В. Н. Мясищев и др.),

-    общая теория отношений (Б. Г. Ананьев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.),

-    социальные основы межличностного общения людей (А. А. Бодалев, А. А. Леонтьев и др.).

Важно придать слову «толерантность» новое звучание, осознать, что наша способность ценить каждого без исключения человека является нравственной основой мира, безопасности и диалога между культурами. Воспитание толерантности - это проблема сложная, которая решается постепенно и медленно, каждое усилие является маленьким кирпичиком в здании толерантности. Однако если в коллективе существует проблема межэтнических взаимоотношений, конфликт между учащимися и педагогом, травля учащимися одного из одноклассников, - советуем обратиться к методическим разработкам или другим источникам информации и заняться реализацией специальных мероприятий по профилактике интолерантного поведения среди молодежи.

Толерантность, понимается сегодня как объективно возникший феномен, как инструмент регулирования отношений. Стремление к соединению, гармонии, согласию, толерантность — вот смысловой контекст, в котором сегодня обсуждаются проблемы цивилизации. Толерантность, как мировоззренческая ценность, сейчас с точки зрения разума, здравого смысла, просто необходима по большому счету для продолжения жизни всего мирового сообщества. Об этом ярко свидетельствует современная ситуация.

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива. В конечном итоге коллективное отношение выражено тем ярче, чем более активны члены коллектива, чем полнее они используют свои индивидуальные возможности в жизни коллектива.

Развитие творческой индивидуальности детей и подростков взаимосвязано с уровнем их самостоятельности и творческой активности внутри коллектива. Чем самостоятельнее ученик в коллективной общественнополезной деятельности, тем выше его статус в коллективе и тем выше его влияние, оказываемое на коллектив. И наоборот, чем выше его статус, тем плодотворнее влияние коллектива на развитие его самостоятельности.

В деятельности хореографического коллектива, можно выделить несколько направлений работы по воспитанию толерантности у воспитанников:

1. Положительное отношение к народам мира, интернациональные чувства закладываются у детей посредством определения в национальном характере общечеловеческого начала, подведения к гуманистическим ценностям, расширения национального самосознания до осознания своей общности с другими нациями. На наш взгляд, эмоционально-положительное отношение детей к своему и другим народам следует воспитывать посредством ознакомления с общечеловеческими ценностями, прежде всего через познание своей национальной танцевальной культуры и танцевальной культуры народов мира. Именно благодаря этому ценности, выработанные культурой других народов, становятся более понятными и прочувствованными.

2. Формирование эмоционально положительного отношения к другим национальностям должно включать ряд последовательных этапов - от воспитания гуманных переживаний до сформированного отношения к реальной жизни через общение с представителями других национальностей во время конкурсов, фестивалей и концертов.

3. Система педагогических воздействий должна предусматривать проникновение во внутренний мир ребенка с целью пробуждения его потребности в деятельности, обусловленной социально значимыми мотивами, и выражается в специально организованных тренингах толерантности в процессе занятий в хореографическом коллективе.

Важную роль в воспитании формирования толерантного сознания у участников коллектива играют танцевальные постановки. Важно, чтобы идеи, темы этих постановок были понятны детям, увлекали и волновали их, только тогда они будут по-настоящему будить «добрые чувства и позитивные мысли».

Учитывая, что толерантность во многом определяется сформированностью социальных норм и правил поведения, то можно сделать вывод о достаточно ранней возможности создания толерантной личности. Так как данные нравственные ценности приобретаются еще в дошкольном возрасте с процессом социализации и адаптации в современном обществе. Однако как показывают множественные наблюдения, не все дети достаточно верно принимают данные нормы поведения. Это естественно обусловлено неправильными подходами в воспитании, деструктивными влияниями общества, повышенной агрессивностью и борьбой за выживание в достаточно жестких мировых условиях.

Все это приводит к тому, что у детей формируются деструктивные стереотипы поведения, которые расцветают во всей своей «красе» в период подросткового возраста. В это время происходит резкий всплеск гормональной активности. Подросток начинает изменяться физиологически и психологически. В этот период ребёнок достраивает фундаментальный пласт своей мировоззренческой картины, ищет новые пути и способы взаимодействия с миром, познает нового себя и определяет место в этом мире. Именно сейчас подросток наиболее открыт для принятия ценностной информации, помогающей ему в раскрытии волнующих его вопросов бытия.

Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения при поддержке, атмосфере, способствующей честности и открытости на поощрении и руководстве на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик - часть одной команды, они работают над достижением общей цели в старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности:

1. Слово педагога о толерантности - игра «Ассоциации» (терпение; терпимость). Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия - определение понятий «Терпение, терпимость, толерантность».

2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развитие восприимчивости ко всему новому, необычному. Воспитание способности видеть Другого Игра «Смотрящий и видящий» . Обсуждение поведенческих характеристик, этических умений «видеть Другого». Тест «Изменить себя или другого». Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение «Эгоцентрик». Упражнение «Дружеский шарж». Способность «не видеть», «не замечать». Игра «Почта комплиментов». Рефлексия.

3. Воспитание способности «слышать Другого». Упражнение «психология восприятия информации». Упражнение «Поза и интонация». Упражнение «Заговори, чтобы я увидел». Рефлексия.

4. Воспитание способности «принимать Другого». Игра-эксперимент «Ракурс. Аспект. Позиция». Упражнение «А не странен ли кто?». «Что такое патогенное мышление?». Упражнение «Аттракция». Рефлексия.

5. Тренинг. Техника повышения социокультурной толерантности и эмпатии. Планируемые результаты.

Тренинг толерантности. Перед началом тренинга следует сообщить детям следующие правила:

1. уважительное отношение к участникам игр;

2. уважение к говорящему;

3. обращение друг к другу по именам.

Снижение агрессивности и конфликтности в коллективах - уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий - достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «мы», под которым подразумеваем братство членов коллектива, причастность ко всем людям. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.

Руководителю, для успешной профессиональной деятельности нужны определенные знания педагогике и психологии. Иногда руководители считают, что главное в творческой работе – это показ танца, но стакнувшись с тем, что участники, добросовестно повторяющие за ними движения, не могут ими овладеть, понимают – что бы научится танцевать надо иметь, прежде всего, педагогические знания. Педагогические способности руководителя развиваются, и укрепляются в процессе работы с коллективом, и основывается на показе танцевальных движений и их объяснениях. В период проведения учебной - тренировочных занятий руководитель должен разъяснить важность и необходимость хореографических упражнений, которые являются основой совершенствования исполнительского мастерства, развивает у исполнителей чувства самоконтроля. Порядок и систему обучения хореографическим навыкам необходимо продумывать заблаговременно.

Не менее важным моментом в деятельности руководителя является  роль воспитателя. Воспитание осуществляет с помощью методов, которые представляют собой определенную систему работы руководителя с участниками. Одним из методов воспитания является метод внушения, с помощью которого руководитель стремится передать исполнителям отношения к художественному произведению - танцевальной лексике, музыке, характеру исполнения и т.д., а также свое мнение, оценку, настроение.

Путем внушения подключить участников к активному переживанию. Руководитель, используя музыку и танец, одновременно влияет на слуховые и зрительные восприятия.

В современных условиях жизнь людей, их будущее во многом зависят от общего положения в мире. Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях самодеятельного хореографического коллектива, где необходимо не допускать ситуаций проявления неравенства воспитанников в их правах и обязанностях. Воспитывать толерантность следует целенаправленно и поэтапно. Формированию толерантности способствует специально организованная деятельность.

Современная социокультурная ситуация определила насущную необходимость в формировании толерантности в качестве условия выживаемости человечества в будущем; как ценности социокультурной системы; как нормы гуманных человеческих отношений, как мировоззрения и осознанного ориентира построения взаимоотношений с окружающим миром. Это позволяет рассматривать толерантность как многокомпонентное явление объективной реальности.

Воспитание в духе толерантности, прежде всего, решает задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Процесс образования и воспитания в толерантной среде состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете, речь идет о восприятии толерантности как личностно - значимой ценности.

Построение толерантной среды в образовательном пространстве любого учебного заведения затрагивает социологический, психологопедагогический и методологический уровни в пространственной организации жизнедеятельности человека. Идея формирования толерантности в образовательных заведениях имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие.

Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.

Толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к позитивному взаимодействию с людьми различной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Толерантную личность характеризуют такие качества как нравственная зрелость, социальная активность, чувство гражданской ответственности и правового самосознания, инициативность и самостоятельность; способность к активной самореализации и определенный уровень духовности и культуры.

Уровни сформированности толерантности характеризуют такие критерии как эмоциональная стабильность личности, способность к эмпатии и коммуникативные установки личности.

Мы констатируем также, что толерантность как личностная установка не свойственна человеку изначально. Толерантные качества личности не заложены в ней от природы, а формируются постепенно в ходе социализации и приобретаются через воспитание, информацию и личный жизненный опыт.

Толерантность определяется как - милосердие, всепрощение, умение терпеть, уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия.