Наставничество. Будущее в возможностях настоящего
"Будущее в настоящем".
«Патриотизм – это не только чувство, но и действие»
Эпиграф:
"У нас есть ответственность перед нашим прошлым и перед нашим будущим".
В.В. Путин
Гражданско-патриотическое воспитание – технология дальнего назначения.
Что мы понимаем под понятием – «будущее»?
В философии будущее — это часть временной линии, события которой ещё не произошли, но произойдут или могут произойти, в большинстве своем с опорой на прошлое. В истории человечества каждый из людей, кого заботит его будущее, видит его с разной точки зрения, в разных интерпретациях, и по-разному его себе представляет. Но во все времена всегда остаются общественные ценности, традиции, обычаи, понятия. К ним я отношу такое понятие как «патриотизм».
Актуальность. Последнее десятилетие XX века было наполнено как позитивными, так и негативными событиями, отражающими стремление России обновить политические и экономические рычаги движения вперед. Одновременные масштабные изменения во всех сферах российского общества оказали отрицательное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской истории, культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания гражданственности и патриотизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nastavnichestvo._budushchee_v_vozmozhnostyah_nastoyashchego.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Болдырева Лидия Хулхачиевна,
учитель истории и обществознания МБОУ ЭМГ г. Элиста
Добрый день, уважаемые коллеги, друзья, гости конференции!
Тема моего выступления на августовской конференции 2024 года под эгидой
"Будущее в настоящем".
«Патриотизм – это не только чувство, но и действие»
Эпиграф:
"У нас есть ответственность перед нашим прошлым и перед нашим будущим".
В.В. Путин
Гражданско-патриотическое воспитание – технология дальнего назначения.
Что мы понимаем под понятием – «будущее»?
В философии будущее — это часть временной линии, события которой ещё не произошли, но произойдут или могут произойти, в большинстве своем с опорой на прошлое. В истории человечества каждый из людей, кого заботит его будущее, видит его с разной точки зрения, в разных интерпретациях, и по-разному его себе представляет. Но во все времена всегда остаются общественные ценности, традиции, обычаи, понятия. К ним я отношу такое понятие как «патриотизм».
Актуальность. Последнее десятилетие XX века было наполнено как позитивными, так и негативными событиями, отражающими стремление России обновить политические и экономические рычаги движения вперед. Одновременные масштабные изменения во всех сферах российского общества оказали отрицательное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской истории, культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания гражданственности и патриотизма. Широкое распространение получили равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к истории государства.
Просчеты в воспитании породили у некоторой части молодежи политическую инфантильность, современную обломовщину. На фоне обострения межнациональных конфликтов, когда через средства массовой информации идет негласная пропаганда насилия, безответственности к конституционному долгу и обязанностям, а в обществе насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, происходит ценностная переориентация в молодежной среде.
В этих условиях очевидна неотложность решения острейших проблем системы духовно-нравственного воспитания, в частности воспитания патриотизма и гражданственности как основ укрепления государства.
В.В. Путин. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» сформулирован социальный заказ, поставленный перед обществом и, в частности, перед школой - воспитать «высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны».
Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Гражданско-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма.
Патриотизм в современном мире – это активная жизненная позиция, заложенная в основу образовательного процесса в нашей гимназии. Мы стремимся к тому, чтобы наши выпускники выходили в большой мир готовыми не только к профессиональным вызовам, но и к активной социальной жизни, в которой они могут проявить себя как настоящие патриоты своей страны.
Необходимость создания системы гражданско-патриотического воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей, необходимость создания системы гражданско-патриотического воспитания в рамках организации внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС.
Патриоти́зм (греч. «соотечественник», «родина», «отечество») — политический принцип и социальное чувство, осознанная любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам ради неё, осознанная верность своему народу, его традициям. В историческом контексте патриотизм часто ассоциируется с героизмом на полях сражений, но и в современном мире он воплощается в гражданскую ответственность каждого из нас, участие в социальной жизни и стремлении к образованию и развитию. Патриотизм – это не только чувство, но и действие.
В нашей гимназии мы стараемся воспитывать патриотизм не только через классные часы, уроки истории и литературы, но и через различные другие формы.
В контексте патриотического воспитания:
1. Формирование уважения к истории страны.
2. Развитие гражданской ответственности: участвуем в общественных акциях, волонтёрских и интеллектуальных проектах, показывая учащимся важность активной гражданской позиции.
3. Поддержка физического развития: регулярные спортивные мероприятия, посвященные в том числе и памятным датам, событиям и именам выдающихся деятелей Отчизны и нашей малой Родины – Республики Калмыкия. Это спартакиады, турниры и эстафеты, помогающие укреплять не только тело, но и дух. Они учат дисциплине, настойчивости и воле к победе.
Таким образом, используя различные формы и линейки воспитания современной молодежи и учащихся мы вкладываем в наших учеников не только уважение к себе и традициям России, но и патриотические чувства к своей родине. Делая это – мы закладываем будущее. И, надо сказать, что особенно радует - многим детям нравится участвовать в таких проектах.
Ценность патриотизма рассматривается как одна из наиболее важных и для государственной службы. Исследование показало, что патриотизм, не являясь ведущим в структуре ценностей государственных служащих, одновременно выступает как достаточно сильный мотиватор в таких сферах их жизнедеятельности, как ответственность, потребности и цели.
Такая позиция государственных служб в отношении пропаганды патриотизма становится, если не приоритетной, то одной из самых важных направляющих и составляющих в воспитательном процессе в системе образования в стране. Видя это, молодежь охотно участвует во многих формах общественной жизни, радуется, когда у них прогресс и осознают, что они развивают свою страну и на их Родине происходят положительные сдвиги с их участием.
Общественная жизнь на благо Родины может быть разной: от благоустройства своего двора до участия в принятии законопроектов, от создания разработок до конкретного их внедрения.
В нашей республике тема патриотизма является достаточно актуальной, востребованной.
Наверняка, молодежь помнит и знает, что в годы ВОВ именно Калмыкия дала наибольшее количество Героев Советского Союза, первым из которых был Эрдни Тельджиевич Деликов. Работа по увековечению памяти и имен наших патриотов ведется постоянно и планомерно.
Учащиеся и молодежь посвящают свои проекты и творческие работы героям-защитникам Отечества, знают, в честь кого названа та или иная улица в городе Элиста, а также в других населенных пунктах степной республики. Сквозь призму этих многочисленных проектов, культурных, спортивных, интеллектуальных просматривается служение большой и малой Родине, ее культуре, традициям и истории. Правительство РК активно продвигает здоровый образ жизни и занятия спортом, а также развитие внутреннего туризма в России и в Республике Калмыкия. Это отличный пример для воспитания патриотизма у подрастающего поколения. Все это несет огромную роль и значение для последующих поколений, искреннюю радость и гордость, когда те, кто находится во главе государства или региона, личным примером показывают свой патриотизм и служение великому – своему Отечеству, большой и малой Родине.
Глава Калмыкии Бату Хасиков, до вступления на эту должность проявил качество настоящего патриота не только России, но и своего народа.
Больше, чем бой. 10 с половиной лет назад, 28 марта 2014 года, во Дворце спорта «Динамо» состоялся исторический матч-реванш между абсолютным чемпионом мира по кикбоксингу среди профессионалов и ныне Главой Республики Калмыкия Бату Хасиковым и бойцом из Греции Майком Замбидисом. Этот поединок стал значимым не только для Республики Калмыкия и России, но и оставил яркий след в истории всего мирового кикбоксинга. Событие примечательно тем, что Бату Сергеевич в знак победы поднял флаг своей родной республики – флаг Республики Калмыкия. Это ли не пример настоящего патриота своего малого народа.
Бату Хасиков, первым из действующих руководителей субъектов Российской Федерации, 28 мая 2021 года покорил западную вершину Эльбруса (5 642 м) и развернул там флаг Республики Калмыкия. Бату Сергеевич посвятил восхождение на Эльбрус своим землякам, развернув на вершине горы флаг Калмыкии. Он также обратился к ее жителям: «Пусть все ваши добрые мечты исполняются! Здоровья и благополучия». Глава республики отметил, что его отпуск заканчивается на позитивной поучительной ноте и добавил: «Меня всегда манили приключения (может, когда-нибудь, напишу книгу), и самое замечательное, что я в них встречал – это люди». В завершение Бату Хасиков подчеркнул: «В понедельник с новым вдохновением и силами продолжаем трудиться на благо родной Калмыкии».
Новая эпоха рождает новых героев, новых патриотов. Ни для кого не секрет, что одним из важных политических событий является СВО – специальная военная операция России, лозунгом которой была объявлена защита россиян и населения некоторых регионов Украины от геноцида националистов. Одна из причин возникновения данной операции, которая напоминает разновидность национально-освободительного движения от профашистского и проамериканского режима, к которой необходимо отнести все сто лет ближайшей истории классовой борьбы после окончания гражданской войны в Советской России – это борьба против некогда колониальной системы, представители которой по-прежнему стремятся выдвинуться на Восток.
СВО по своей сути – это борьба за достоинство современного человека, уважение к его личным, политическим и гражданским правам независимо от религии или национальности.
В современном мире не должно быть давления на человека, тем более политического пресса, не говоря уже в государственном масштабе. Понимающие это становятся патриотами свободы, демократии, отстаивая свои честь и свободу, гражданина, который живет на своей Родине и будет стремиться защищать ее. Героизм таких людей проходит испытание на полях сражений. Отстаивая интересы своего Отечества, интересы своего народа, такие ценности, как свобода экономическая и политическая, участники этих событий навсегда останутся в памяти патриотами своих убеждений, патриотами интересов свободолюбивой страны, ибо менталитет патриота не приемлет другого существования. Много героев рождает такое противостояние. Навечно в памяти останутся те, кто погиб, защищая интересы Родины. Всегда в почете остаются те, кто готов встать на защиту Отчизны.
На Уроках мужества мы много рассказываем детям о героических подвигах наших земляков. Ребята самостоятельно готовят собственные проекты и материал, непременно отмечая, что они гордятся своими героями. В их голосах звучит нотка гордости за мужество, героизм отца, брата, дяди, дедушки… В своём преимуществе, их герои — это простые обычные люди, которые являются защитниками и проводниками интересов Родины – России.
Федеральный государственный стандарт второго поколения определяет патриотизм как чувство и сформировавшуюся позицию верности своей стране и солидарности с её народом.
В соответствии с вышесказанным можно выделить следующую цель современной российской школы - создание системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.
Задачи:
- создание целостной системы патриотического воспитания через внеурочную деятельность;
- разработка рабочих программ для реализации направлений внеурочной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию;
- повышение качества патриотического воспитания подрастающего поколения в школе;
Можно выделить различные формы работы:
- Мероприятия, посвящённые важным историческим датам;
- Классные часы;
- Беседы, диспуты, викторины;
- Исследовательская деятельность;
- Коллективные творческие дела;
- Смотры-конкурсы, выставки;
- Соревнования;
- Экскурсии, поездки, походы;
- Трудовые дела;
- Кружковая работа гражданско-патриотической направленности.
Примерный перечень мероприятий по реализации программы патриотического воспитания обучающихся школы включает в себя следующее:
- Проведение уроков в библиотеке, музеях (школьном, городском краеведческом).
- Проведение интегрированных уроков истории и литературы по патриотической тематике
- Мероприятия, посвященные Дню Победы.
- Организация и проведение соревнований по военно-прикладным и техническим видам спорта.
- Проведение встреч обучающихся с выпускниками и курсантами высших военных училищ, военных университетов и академий.
- Проведение фестивалей военной инсценированной песни.
- Участие школьных кружков в городских и районных смотрах – фестивалях, посвященных патриотическим мероприятиям.
- Привлечение родительской общественности к проведению массовых мероприятий в школе.
- Оказание помощи ветеранам и пожилым людям.
- Поздравление ветеранов ВОВ и труда.
- Экскурсионно-туристская деятельность.
- Тематические классные часы.
- Встречи с интересными людьми.
- Благоустройство школьной территории.
К методическому обеспечению
- Создание кино-, видео-. CD-фонда для проведения тематических классных часов.
- Разработка сценариев традиционных праздников школы.
- Разработка положений о конкурсах и спортивных соревнованиях.
- Освещение опыта работы школы в СМИ.
Таким образом, воспитание патриотов своей Родины – ответственная, сложная и одна из приоритетных воспитательных задач современной школы. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия школы и семьи, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты и стать основой для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Заключение хочется выразить словами великих людей.
Виссарион Белинский, русский литературный критик
- Всякая благородная личность глубоко сознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
- Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.
- Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству.
Николай Рерих, русский художник
- Защита Родины есть защита и своего достоинства.
Михаил Салтыков-Щедрин, русский писатель
- Воспитательное значение патриотизма громадно: это школа, в которой человек развивается к восприятию идеи о человечестве.
Е. Евтушенко, русский поэт
На свете всё небесконечно —
От океана до ручья,
Но если что-то в мире вечно,
То это — Родина моя.