Здоровьесберегающие технологии

Ипатова Марина Владимировна

Все большее внимание уделяется здоровью школьников, так как  здоровье подрастающего поколения – это основа здорового и благополучного общества, здорового и благополучного государства, которое хочет сохранить эти позиции и в будущем.

Педагог может и должен заботиться о сохранении здоровья своих учеников. В первую очередь он сам овладевает здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ), основная задача которых – это создать такие условия, чтобы не наносить ущерба здоровью и учащимся и себе .

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это технологии, состоящие из педагогических приемов, методов, способов, технических решений, которые, обеспечивают учащимся и педагогам безопасные условия для образовательного процесса.

Я уверена, что задача любого преподавателя, в том числе и преподавателя компьютерной графики (это один из предметов художественной школы), состоит в том, чтобы создать условия здоровой атмосферы для активного включения ребенка в процесс творчества.Здоровье с

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕСНОГОРСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ  ШКОЛА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ГОРОД ДЕСНОГРСК» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

216400, Смоленская обл., г. Десногорск, 4мкр.

Тел/факс (48153) 7-46-11/3-16-65

Методическое сообщение

здоровьесберегающие технологии на уроках

компьютерной графики

(из опыта работы)

Выполнила

преподаватель компьютерной графики

МБОУДОД «ДХШ»

Ипатова Марина Владимировна

Десногорск  2013 г.

Все большее внимание уделяется здоровью школьников, так как  здоровье подрастающего поколения – это основа здорового и благополучного общества, здорового и благополучного государства, которое хочет сохранить эти позиции и в будущем.

Педагог может и должен заботиться о сохранении здоровья своих учеников. В первую очередь он сам овладевает здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ), основная задача которых – это создать такие условия, чтобы не наносить ущерба здоровью и учащимся и себе .

Здоровьесберегающие образовательные технологии - это технологии, состоящие из педагогических приемов, методов, способов, технических решений, которые, обеспечивают учащимся и педагогам безопасные условия для образовательного процесса.

Я уверена, что задача любого преподавателя, в том числе и преподавателя компьютерной графики (это один из предметов художественной школы), состоит в том, чтобы создать условия здоровой атмосферы для активного включения ребенка в процесс творчества. Это обеспечивается следующими тремя группами факторов:

1.Гигиенические факторы (освещенность, чистота воздуха, нормальная влажность воздуха, удобная мебель и т.д.).

2.Учебно-организационные факторы - расписание уроков, объем учебной нагрузки, психологический климат педагогического коллектива и другие факторы, которые в значительной степени зависят больше от администрации школы.

3.Психолого-педагогические факторы - психологический климат в классе, на уроке, способность учителя найти индивидуальный подход к каждому ученику.

Занятия по компьютерной графике я провожу,использую уроки основных типов в рамках традиционного обучения:

- Урок ознакомления с новым материалом.

- Урок закрепления изученного.

- Урок применения знаний и умений.

- Урок обобщения и систематизации знаний.

- Урок проверки и коррекции знаний и умений.

- Комбинированный урок.

Уроки основных типов разделяются по форме организации взаимодействия:

- Урок-лекция.

- Урок-семинар.

- Урок-зачет.

- Урок-практикум.

- Урок-экскурсия.

- Урок-дискуссия.

- Урок-консультация.

- Урок-соревнование.

- Урок с дидактической игрой.

- Урок – деловая игра.

- Интегрированный урок.

 Такое разнообразие типов уроков позволяет эффективно развивать творческие способности ребенка и осуществлять работу по формированию здорового образа жизни.

В качестве примера возьму разработанную и апробированную мною программу факультативного курса по основам православной культуры«Древнерусская архитектура. Иконопись».

Особенность программы в том, что она содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры земли русской, в том числе Смоленского края.

В период складывания и расцвета Киевской Руси искусство формировалось на основе достижений художественной культуры восточно-славянских племён и обитавших до них на этих землях скифов и сарматов. Особенно ощутимым было влияние Византии с момента принятия Русью христианства в 988 году.

        Вместе с христианством Русь восприняла традиции античной, прежде всего греческой культуры.

Русское искусство периода средневековья формировалось в борьбе двух религий – язычества и христианства. Делались попытки укрепить новую религию, сделать её близкой, доступной людям.

        Восприняв от Византии христианство Русь, естественно, восприняла и определённые основы языка культуры. Но эти основы были переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальные формы.

        Русские мастера сумели создать собственное национальное искусство, обогатить европейскую культуру, новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразными стенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря на общность.

Цели программы:  Сохранение духовно-нравственного здоровья детей. Приобщение их к нравственным и духовным ценностям православной культуры. Изучение архитектуры, иконописи, художественной культуры Смоленского края, России.

Задачи программы: Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали. Создать условия для восприятия целостной картины мира. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Развивать способность воспринимать и анализировать произведения искусства, учить выражать чувства, обогащать словарный запас. Выделять гуманистическую направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития)- реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).  Построение обучения и воспитания  в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям своего региона).  Сохранять светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).

Разработка этой темы – это приобщение ребенка к нашей русской народной культуре.

По-моему, воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно решено без глубокого понимания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Сейчас, когда образцы массовой культуры других стран активно внедряются в жизнь, быт, мировоззрения детей, очень остро стоит проблема нравственного здоровья учащихся.

Нравственное здоровье – это внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Нравственные качества не передаются по генам, а вырабатываются в процессе общения с другими людьми. В воспитании нравственности имеют значение все школьные предметы, но я считаю, что искусству здесь отведена особая, главная роль.

Подчеркивая значение искусства для разностороннего развития человека, известный психолог Б.М. Теплов писал: “Искусство очень широко и глубоко захватывает различные стороны психики человека, не только воображение и чувство, что представляется само собой разумеющимся, но и мысли, и волю. Отсюда его огромное значение в развитии сознания и самосознания, воспитании нравственного чувства и формировании мировоззрения. Поэтому-то художественное воспитание и является одним из могучих средств, содействующих всестороннему и гармоническому развитию личности”.

Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Философы говорят, что жизнь человеческая измеряется не количеством прожитых дней, месяцев, лет, а яркими, запоминающимися событиями, впечатлениями от них. Поэтому урок истории изобразительного искусства должен “увлечь школьников, взволновать их, а, взволновав, заставить задуматься”. Потому что, как подчеркивает Б.М. Неменский “в искусстве же получение подлинных знаний, то есть понимание без радости, без наслаждения абсолютно не реально, не достижимо”.

Давно известно, что игры активизируют процесс обучения. Применение игровых технологий на уроках истории изобразительного искусства в комплексе с другими методами и приемами организации учебных занятий, дает мне возможность укрепить мотивацию на изучение моего предмета, поддерживать интерес, увлеченность процессом, вызвать положительные эмоции, то есть создать благоприятный эмоциональный настрой урока, увидеть индивидуальность детей. Для учащихся игры – это способ самореализации, самовыражения, самооценки.

Игровые формы, применяемые мною на уроке разнообразны:

  • подвижные игры (физкультминутки, игры на внимание);
  • игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры);
  • ролевые игры.

Огромные возможности для поддержания душевного здоровья детей имеет музыкотерапия или оздоровление музыкой.

Музыкотерапия является интереснейшим и перспективным направлением, которое используется во многих странах в лечебных целях. Экспериментально доказано, что музыка может успокоить, но может привести в крайне возбужденное состояние, может укрепляться иммунная система, что приводит к снижению заболеваемости, улучшается обмен веществ, активнее идут восстановительные процессы, и человек выздоравливает. Многие взрослые были бы уравновешеннее, спокойнее и доброжелательнее, если бы в раннем детстве засыпали под колыбельную песню.

Звучание музыки на уроке дает ребенку возможность успокоиться, снять раздражительность, нервное напряжение.

Доказано, что музыка Моцарта хорошо воздействует на психику, полезна при многих соматических заболеваниях и язве желудка. А вот снять раздражительность и нервное напряжение на уроке поможет “Лунная соната” Л. Бетховена, “Времена года” П.И.Чайковского. Достигнуть полного расслабления можно, включив вальс из кинофильма “Овод” С. Шестаковича. Если мучают головные боли, то в качестве лекарственного средства можно использовать “Полонез” Огинского, а улучшит работу сердца “Элегия” С. Рахманинова и “Бал” симфония Л. Бетховена.

Таким образом, правильно организованные (с позиции здоровьесбережения) и интересно проводимые занятия играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения.

Через чувства, эмоции, самореализация личности ребенка происходит более продуктивно во всех сферах жизнедеятельности и поэтому обогащение учащегося опытом эмоционального отношения к действительности является важнейшим аспектом духовного развития ребенка – его духовного здоровья.

Для сохранения физического здоровья школьников я использую физкультминутки, игровые двигательные упражнения и др. Физкультминутки нужно проводить на начальном этапе утомления, выполнение упражнений при сильном утомлении не дает желаемого результата. Обеспечивала позитивный эмоциональный настрой.

Для улучшения осанки можно использовать специальные упражнения, которые относятся к эрг-аэробике (разработана специалистами в области «медицинской эргономики» и включает наиболее новаторские принципы эргономики, профилактические и реабилитационные упражнения).

Эрг-упражнения повышают выносливость и продуктивность работы за компьютером. Их можно выполнять в любое время и в любом месте. Эрг-упражнения достаточно просты, не привлекают к себе внимания и занимают очень мало времени. Они помогают поддержать хорошую физическую форму и незаметно становятся естественным способом выполнения работы – здоровым и безболезненным.

Эрг-упражнения в ходе которых учащиеся выполняют различные упражнения на снятие усталости, укрепление опорно - двигательной системы и мышц глаз, осанки. (Приложение №1.)

Следующий шаг - упражнения энергизаторы, как средство повышения энергетического потенциала организма. Упражнения энергизаторы хороши тем, что предполагают, активность разных анализаторов и актуализируют разные способности детей. В результате использования энергизатора восстанавливалась энергия класса, внимание снова привлекалось к учителю, дети, получившие улучшение психо-эмоционального состояния, снова чувствуют себя включенными в работу.   (Приложение № 2)

Один из видов  деятельности на уроке – чтение и получение информации с экрана телевизора. Нагрузка на глаза у ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому  для расширения зрительно – пространственной активности в режиме урока я использую:

  • Гимнастику для глаз («Пальминг», «Буратино», «Часики», рисование носом, раскрашивание). (Приложение № 3)

На уроке ученики также много слушают и говорят. Работа со слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном этапе урока я использую:

  • Гимнастику для слуха («Послушай ветерок», «Массируем уши») (Приложение № 4)

При помощи дыхательных упражнений можно повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на уроке, сохранить высокую работоспособность путём умения правильно дышать.

  • Дыхательная гимнастика («Ладошки», «Насос», «Кошка») (Приложение № 5).

Пробудить заложенное в ребенке творческое начало, научить трудиться, помочь понять и найти себя, сделать первые шаги в творчестве для радостной и наполненной смыслом жизни – к этому стремлюсь я в меру своих сил и способностей, организуя свои уроки. Конечно, задачу сохранения здоровья детей не под силу решить одному педагогу. Но, если каждый из нас, учителей, задастся этой целью, и будет стремиться к ней; выиграют, в конечном счете, наши дети, наше будущее.

Литература:

  1. Возвышаева И.В.. Охрана здоровья детей и подростков в Российской Федерации: Законодательные и нормативные аспекты / И.В.Возвышаева // Школа здоровья. – 2001, №1.
  2. Горяев В.. Здоровье детей – категория педагогическая /Статья/ Воспитание школьников. 1999,№1.
  3. Дополнительное образование как система технологий сохранения и укрепления здоровья детей: Учебное пособие/ Н.В.Сократов и другие, – Оренбург, 2001.
  4. Москаленко О.Н. Физминутки в начальной школе. – М.: Граф-пресс, 2004.
  5. Смирнов Н.К.. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРКТИ, 2003.
  6. Соковня- Семенова И.И.. Основы физиологии и гигиены детей и подростков. – М.: Академия, 1999.
  7. Сократов Н.В., Феофанов В.Н.. Мотивационные основы здоровьесберегающего образования детей: Методические рекомендации. – Оренбург, 2001.
  8. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский – М.: Просвещение, 1979.
  9. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания. Известия АПН РСФСР. /Выпуск 11. – М. – Л.
  10. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. Серия: гиганты мысли. Издательский дом АСТ, 2003.


Приложение № 4.

Гимнастика для улучшения слуха.

Работа над улучшением зрения положительно сказывается и на слухе. И, в свою очередь, работа над улучшением слуха оказывает плодотворное воздействие на органы зрения. Вот несколько упражнений для развития слуха:

  1. Пригибаем верхнюю часть уха вниз. Разгибаем, пригибаем, словно бы раскатывая и скатывая ушко. Ушки должны стать тёплыми.
  2. Найдите ямочку возле козелка. Нажали на ямочки сразу обеих ушек – отпустили, нажали, отпустили.
  3. Нажали пальчиками на мочки, помассировали, отпустили.
  4. Массируем круговыми движениями всё ухо в одну сторону, в другую. Массировать нужно сразу оба уха.
  5. Начинаем дёргать себя за ушки – сначала 20 раз вниз, а потом берёмся за серединку и дёргаем тоже 20 раз.
  6. Снова возьмитесь за мочку уха и хорошенько её помассируйте.
  7. Потяните ушки в сторону – снова 20 раз.
  8. Теперь выгибаем их вперёд, а затем в обратную сторону (20 раз).


Приложение №3.

Гимнастика для глаз.

1. Пальминг. Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (И правой, и левой руки.) - на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.

2. Верх - вниз, влево - вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево - вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

3. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

4. Квадрат. Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

5. Покорчим рожицы. Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримасочка ежика - губки вытянуты вперед — влево — вправо -вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)

6. Рисование носом. Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)

7. Раскрашивание. Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

8. Расширение поля зрения. Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым - левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их... и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.

 9. Буратино. Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.

10. Часики. Развести пальчики и начать вращать. Левый пальчик - по часовой стрелке, а правый — против часовой стрелки. Следить глазами за своими пальчиками. Потом вращение в обратную сторону.


Приложение 2.

Упражнения-энергизаторы.

 1. “Мяч”. Все встают в круг. Кто-нибудь берет в руки мяч и кидает его любому из участников группы, называя при этом имя тому, кому адресован мяч. Тот, кто перепутал имя адресата, или тот, кто не поймал мяч, называет все имена участников по кругу, начиная с себя.

2. “Передай апельсин”. Встать в круг. Участники должны передать друг другу какую-нибудь круглую вещь: мяч, апельсин, круглую игрушку и т.п. При этом, нельзя помогать руками, “мяч” передается подбородком или плечами. Если “мяч” падает, все начинается сначала (как вариант можно продолжать передавать дальше, но только надо повторить еще один круг).

3. “Скажи комплимент”.В кругу каждый по очереди говорит своему соседу комплимент. Тот, кому сделан комплимент, благодарит за это и говорит комплимент своему соседу и т.д.

4. “Восковая палочка”. Игра на доверие и поддержку друг друга. Все встают в круг плотно друг к другу. Один выходит в центр круга. Члены группы ставят руки перед собой и покачивая участника в центре из стороны в сторону, поддерживая его, не давая упасть. Эту процедуру проходят все по очереди. Потом каждый оценивает свое доверие по пятибальной системе.

5. “Гомеостат”. Эта игра предназначена для проверки групповой совместимости. Вся группа собирается в круг. По команде ведущего все участники выбрасывают пальцы. Группа стремится к тому, чтобы все участники выбросили одно и тоже число пальцев. Участникам запрещено договариваться, перемигиваться и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока не достигнет своей цели. Для того, чтобы предоставить друг другу оценить обстановку, после выбрасывания пальцев, фиксируют их на какое-то время. Ведущий считает: “Раз, два, три” и вся группа снова выбрасывает пальцы.

6. “Коленки”. Сесть в круг. Каждый участник кладет руки на колени своих соседей слева и справа. Тот, с кого начинается игра, хлопает своего соседа справа по коленке. Сосед должен мгновенно среагировать, хлопнуть по коленке первого игрока, а затем быстро хлопнуть следующего игрока справа, как бы передавая эстафету. Тот, в свою очередь, должен передать хлопок дальше, предварительно хлопнув по колену того кто ему передал хлопок.

7. “Электрический ток”. Встаньте плотно в круг и возьмитесь последовательно за руки друг друга. Выберите ведущего. Ведущий стоит в центре круга и наблюдает за ходом игры. Первый игрок сжимает руку соседа справа, тот передает импульс пожатий следующему игроку, и так по цепочке. По сигналу “Стоп” игра останавливается и ведущий должен угадать на ком остановилось пожатие. Если он не угадывает, то ведущий остается прежним. Если удается угадать, то ведущий меняется (тот кого угадали).

8. “Пары”. Разбейтесь на пары и возьмите на каждую пару по одному листку бумаги (фломастер или незаточенный карандаш). Встаньте лицом друг к другу. Соприкасаясь с партнером верхней частью лба, вам надо в произвольном направлении под музыку двигаться по помещению, оставаться без движения на месте нельзя. В месте соприкосновения у вас должен быть лист бумаги (карандаш,  фломастер) и важно его не уронить при движении без помощи рук. Пусть руки будут заведены за спину. Разговаривать нельзя. Вы должны найти каналы интуитивного понимания друг друга. Если лист бумаги падает, то пара замирает в том положении, в котором их застал этот момент.

9.  “Уличное знакомство”. Разбейтесь на пары. Задание одного из участников пары - познакомиться со вторым. При этом мы считаем, что второй партнер совершенно незнакомый ему человек. Первый должен проявить максимум усилий, обаяния и находчивости. Его цель - познакомиться. Цель считается достигнутой, если он узнает имя и номер телефона. Второй партнер наоборот старается уйти от знакомства, но при этом сохраняет органичность образа (постараться приблизить эту ситуацию к жизненной). Необходимо заранее обговорить место их встречи и цель, побудившую одного из них к знакомству.

10. “Каждый кто”. Участники сидят в кругу. В центре - ведущий. Он говорит: “Каждый кто... (носит очки, одет в джинсы и т.п.) - поменяйтесь местами”. Те кого назвали (у них есть этот признак) быстро встают и стремятся занять свободные стулья. Кто не успел занять место, тот становится ведущим.

11. “Изменение внешности”. Группа делится на пары. По команде ведущего поворачиваются друг к другу спиной и меняют какие-то три вещи в своей внешности. Затем пары вновь поворачиваются лицом друг к другу и стараются найти изменения.

  12. “Разожми кулак”. Упражнение проводится в парах. Один сжимает руку в кулак, а другой старается разжать его (ломать руки и пальцы не надо). После окончания упражнения ведущий выясняет применялись ли несиловые методы (просьба, уговоры, хитрости и т.п.).

13. “Камень-ножницы-бумага”. Сжатый кулак означает “камень”, вытянутые и разведенные в стороны в виде буквы V указательный и средний пальцы - “ножницы”, ладонь - бумага. Игроки хором считают “Раз-два-три” и на счет три показывают один из знаков. “Камень” может затупить “ножницы”, “ножницы” разрезать “бумагу”, а “бумага” - завернуть “камень”. Как правило игра проводится в парах и поэтому в ней оказывается “победитель” и “побежденный”. Цель - показать один и тот же знак.

14. “Третий лишний”. В центре в кружок ставятся стулья спинками внутрь круга. Стульев должно быть меньше, чем участников. По команде ведущего участники начинают ходить по кругу, по хлопку все садятся. Тот, кому не досталось места, становится ведущим. Игра продолжается.

15. “Колпак”.Ведущий предлагает группе запомнить и хором повторить слова:

“Колпак ты мой колпак, колпак мой треугольный,

а если не треугольный, это не мой колпак”.

После того как группа хором повторила слова, ведущий предлагает повторить еще раз, заменяя слово “колпак” прикосновением к голове. В следующий повтор жестами изображается не только это слово, но и “мой” прикосновением к груди. Затем также вводятся жесты вместо слов “три” показ 3-х пальцев и “угольный” - угол, образованный ладонями рук. Все остальные слова кроме жестов произносятся по-прежнему хором.

16. “Прорвись в круг”. Группа образует круг, взявшись за руки и плотно сдвинувшись. Один из участников (тот, который почему-либо оказался в ходе занятий в изоляции или наоборот лидер) остается за кругом и пытается прорваться в круг. Если ему это удается, группа приветствует его аплодисментами, если нет, то после нескольких попыток группа сама пропускает его в круг и тоже приветствует.

17. “Ассоциация”. Ведущий выходит из комнаты. Группа загадывает кого-то из участников. Ведущий должен отгадать кто это. Ведущий может задавать вопросы типа: “С каким животным (предметом, настроением, музыкой, цветом и т.п.) ассоциируется у тебя этот человек?” или “Какой предмет (животное, цвет и т.д.) он тебе напоминает?” Когда ведущий отгадает, ведущим становится тот, кого загадывали. В качестве варианта могут использоваться “ассоциации по кругу” - по очереди члены группы сообщают с каким животным (цветом, растениями и т.д.) у него ассоциируется этот человек.

18. “Колечко”. Все участники складывают руки ладонями. Ведущий, также сложив руки, держит между ладонями какой-то маленький предмет. Ведущий проходит по кругу от одного участника к другому, при этом проводит своими руками между ладонями каждого из участников. Незаметно он опускает предмет кому-то в ладони. Обойдя весь круг, ведущий говорит: “Колечко, колечко, выйди на крылечко”. Тот у кого оказался предмет должен выбежать в центр круга, а соседи должны попытаться его задержать. Если участнику удается выскочить, он становится ведущим.

19. “Разговор через стекла”. Группа разбивается на пары. Первым номерам дается задание попытаться без помощи слов пригласить в кино партнеров, вторые - выяснить другой какой-то вопрос (лучше дать задание заранее, но при этом они не знают, что они должны передать друг другу). Участники пытаются договориться друг с другом. Они ведут себя так, как-будто между ними толстое стекло.

20. “Шарады”. Группа разбивается на две части. Первая подгруппа изображает по одному слову какую-то фразу, стихотворную строчку и т.п. Вторая подгруппа отгадывает. Затем наоборот. Для детей лучше фразу, слово приготовить заранее и написать на карточке.

21. “Путаница”. Группа разбивается на 7-10 человек. Ведущий МИГа отходит в сторону, а МИГ “запутывается”, затем ведущий “распутывает” свой МИГ. При этом нельзя разрывать пожатие рук. Побеждает тот ведущий, который вперед успеет “распутать” свою группу.

22. “Передать дальше”. Группа встает в круг. Ведущий слегка прикасается к руке стоящего слева, он передает прикосновение дальше. Прикосновение должно вернуться назад к ведущему. Затем он передает прикосновение и влево и вправо, причем он может через несколько секунд передать следующее. Важно, чтобы прикосновение не потерялось. То же самое упражнение можно выполнять держась за руки.

23. “Передай быстрее”. Группа по кругу быстро передает какой-то предмет. Упражнение проводится под музыку или под ровный счет ведущего. Тот у кого предмет оказывается во время внезапной остановки музыки (или на счет 10) становится ведущим.

24. “Ручеек”. Группа становится парами друг за другом, подняв сцепленные руки вверх. Ведущий пробегает под сцепленными руками, берет за руку кого-то из участников и ведет его за собой. Они образуют новую пару и становятся последними. Оставшийся без пары участник становится ведущим и сам бежит вперед и затем пробегает под сцепленными руками всех пар, забирая с собой кого-то, образуя новую пару. И так далее. Игра проводится в темпе.

25. “Море волнуется”. Ведущий говорит: “Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура ...  на месте замри”. Вместо многоточия от может назвать любую эмоцию, чувства, предмет, действие, отношение между людьми и т.п. Можно предварительно группе разбиться на пары, при этом участники по команде ведущего будут изображать какие-то отношения между людьми.

26. “Цепочка”. Ведущий берет первого участника за руку и начинает двигаться по комнате. Остальная группа, держась за руки, идет за ним. Ведущий может ходить зигзагами, проходить под руками остальных участников, группа повторяет все движения ведущего. В заключении ведущий может закрутить всю группу в спираль (так называемые “групповые объятия”). Этим упражнением можно завершить любое занятие.

27. “Доверие в парах”. Упражнение выполняется в парах. Один изображает “слепого”. Он закрывает глаза, стараясь не подсматривать. Глаза можно завязать. Другой берет “слепого” за руку, водит по комнате, следит за его безопасностью, подводит к разным предметам,  предлагая “слепому” ощупать их и познакомиться с ними. Затем участники меняются ролями. Очень важно после выполнения упражнения дать возможность участникам поделиться своими переживаниями насколько легко они могли поверить друг другу, насколько принимали на себя ответственность за безопасность другого, каковы их ощущения при тактильной форме знакомства с предметами.

28. “Розовый крокодил”. Ведущий выходит, а остальные участники моделируют какой-либо сюжет, эмоциональное состояние, животное и т.п. Затем ведущий заходит и отгадывает что это. Это упражнение можно выполнять следующим образом: группа разделяется на малые группы и каждой дается задание смоделировать свою ситуацию, эмоциональное состояние, животное и т.п. Затем все группы по очереди показывают что у них получилось, остальные отгадывают.

  29. “Горная тропа”. Группа выстраивается, изображая “горную тропу”. Ведущий должен пройти вдоль этой “тропы”, не упав в “пропасть”. Край “тропы” лучше начертить мелом на полу, а участники группы могут усложнить задачу для проходящего “тропу”, строя сложные для прохождения скульптуры.

30. “Упражнения на расслабление”.Участники сидят в кругу. Ведущий предлагает сесть удобно, расслабиться и представить себя в виде очень холодного “мороженого”, затем “мороженое” начинает таять. Можно использовать следующие образы: “наглые развалившиеся макароны”; идем против ветра; по льду; по глубокому снегу; по сыпучему песку; по горячему асфальту; по клею.

31. “Попробуйотгадай”. Разделить группу на малые подгруппы по 5-7 человек. Задание: представить свою подгруппу в виде чего-то движущегося (например, “Тройка лошадей”, “Змей-Горыныч”, “Осминог” и т.п.). Остальные должны угадать кто или что это.

32. “Работа в парах”. Один изображает какое-нибудь эмоциональное состояние (лучше дать задание заранее). Его партнер должен без слов изменить его состояние. Затем они меняются ролями. Лучше, если менять будут негативное состояние на позитивное.

33. “Давай пообщаемся”. Работа в парах. Партнеры садятся друг к другу спинами. Задание: договориться о чем-нибудь друг с другом в таком положении. Затем садятся противдруг друга. Надо поговорить в парах, при этом глаза у них должны быть закрыты. Затем с закрытыми глазами не вербально поздороваться; побороться; потанцевать; попрощаться.

34. “Фруктовый салат”. Группа садится в круг на стулья. Ведущий разбивает группу по названию фруктов (например, яблоко, груша, лимон, виноград, апельсин). Ведущий выкрикивает какой-нибудь фрукт, играющие имеющие такое название должны поменяться местами, ведущий пытается занять любое их место. Оставшийся без места человек становится ведущим. Он может назвать другой фрукт, или два фрукта одновременно, или крикнуть “Фруктовый салат”, тогда вся группа меняется местами, а ведущий пытается занять чужое место. Садиться на свое место нельзя.


Приложение №1

Эрг-упражнения.

1. «Глядя в небо».И. п. – стоя, руки лежат на бедрах. Медленно отклоняться назад глядя в небо. Вернутся в исходное положение.

2. «Египтянин».И. п. – сидя или стоя, взгляд направлен прямо, а не вверх и не вниз..Надавив указательным пальцем на подбородок, сделать движение шеей назад.В этом положении следует оставаться в течение 5 секунд.

3. «Абра-кадабра».И. п. – сидя, руки лежат на подлокотниках, запястья должны быть вытянуты ладонями вниз.Абра- (медленно сжать ладони в кулак).Кадабра (медленно разжать кулаки).Для достижения желаемого результата эти упражнения следует повторять не менее 10 раз.

4. «Разговор с ладонью».И. п. – сидя или стоя, левая рука вытянута на уровне плеч..Отогнув левую кисть назад, так, чтобы пальцы были направлены в потолок, правой рукой осторожно потянуть назад пальцы на левой руке, немного отгибая кисть назад. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд.

5. «Приподнимание крышки стола».И. п. – сидя, предплечья лежат на подлокотниках, а кисти находятся под крышкой стола ладонями вверх. Надавить ладонями на внутреннюю поверхность крышки стола, напрягая мышцы предплечья, осуществляющие это движение. В этом положении следует оставаться в течение 10 секунд. Смысл упражнения состоит в том, чтобы активизировать мышцы с целью их укрепления. Для достижения желаемого результата эти упражнения рекомендуется повторять не менее 10 раз.


Приложение № 5

Дыхательная гимнастика

1.Упражнение "ладошки" (разминочное).

ИСХОДНОЕ положение: встать прямо, показать ладошки "зрителю", при этом локти опустить, руки далеко от тела не уводить - поза экстрасенса.

Делайте короткий, шумный, активный вдох носом и одновременно сжимайте ладошки в кулачки (хватательное движение). Руки неподвижны, сжимаются только ладошки.

Сразу же после активного вдоха выдох уходит свободно и легко через нос или через рот. В это время кулачки разжимаем.

Опять "шмыгнули" носом (звучно, на всю комнату) и одновременно сжали ладони в кулачки. И снова после шумного вдоха и сжатия ладоней в кулаки выдох уходит свободно, пальцы рук разжимаем, кисти рук на мгновение расслабляем.

Упражнение "ладошки" можно выполнять сидя, а в тяжелом состоянии - даже лежа, по 4 или по 8 вдохов-движений за один подход.

Норма:

- по 4 вдоха-движения - 24 раза,
- или по 8 вдохов-движений - 12 раз,
- или по 16 вдохов-движений - 6 раз,
- или по 32 вдоха-движения - 3 раза. 

2.Упражнение "погончики".

ИСХОДНОЕ положение: встать прямо, сжатые в кулаки кисти рук прижать к поясу. В момент короткого шумного вдоха носом с силой толкайте кулаки к полу, как бы отжимаясь от него или сбрасывая с рук что-то. При этом во время толчка кулаки разжимаются.

Плечи в момент вдоха напрягаются, руки вытягиваются в струну (тянутся к полу), пальцы рук широко растопыриваются.

На выдохе вернитесь в исходное положение: кисти рук снова на поясе, пальцы сжаты в кулаки - выдох ушел.

Делая следующий шумный короткий вдох, снова резко с силой толкните кулаки к полу, а затем вернитесь в исходное положение - выдох уходит самостоятельно через нос или через рот.

Если при выдохе вы выпускаете (именно выпускаете, а не выталкиваете!) воздух через рот, то рот широко не открывайте. При выходе губы слегка разжимаются (в момент вдоха они слегка сжаты) - воздух уходит абсолютно пассивно.

Подряд нужно сделать 8 вдохов-движений без остановки. Затем отдых (пауза) - 3-5 секунд и снова 8 вдохов-движений.

Норма:

- 12 раз по 8 вдохов-движений,
- или 6 раз по 16 вдохов-движений,
- или 3 раза по 32 вдоха-движения. 

3.Упражнение "насос" ("накачивание шины").

ИСХОДНОЕ положение: встать прямо, руки опущены. Слегка наклонитесь вниз, к полу: спина круглая (а не прямая), голова опущена (смотрит вниз, в пол, шею не тянуть и не напрягать, руки опущены вниз). Сделайте короткий шумный вдох в конечной точке поклона ("понюхайте пол").

Слегка приподнимитесь, но не выпрямляйтесь полностью - в этот момент абсолютно пассивно уходит выдох через нос или через рот.

Снова наклонитесь и одновременно с поклоном сделайте короткий шумный вдох. Затем, выдыхая, слегка выпрямитесь, выпуская воздух через нос или через рот.

Сделайте подряд 8 поклонов-вдохов, после чего остановитесь, отдохните 3-5 секунд - и снова 8 поклонов-вдохов.

Это упражнение напоминает накачивание шины, нужно постараться делать его легко, без лишних усилий и напряжения в пояснице.

В тяжелом состоянии это упражнение можно выполнять сидя.

4.Упражнение "кошка" (приседания с поворотом).

ИСХОДНОЕ положение: встать прямо, руки опущены. Делаем легкие, пружинистые, танцевальные приседания, одновременно поворачивая туловище то вправо, то влево. Кисти рук на уровне пояса. При поворотах вправо и влево с одновременным коротким шумным вдохом делаем руками легкое "сбрасывающее" движение.

Кисти рук далеко от пояса не уводим, чтобы вас "не заносило" на поворотах. Голова поворачивается вместе с туловищем то вправо, то влево. Колени слегка гнутся и выпрямляются, приседание легкое, пружинистое. Спина все время прямая, ни в коем случае не сутультесь!

Итак, повернулись вправо, слегка присели - вдох. Колени выпрямились - выдох пассивно уходит при их выпрямлении. Повернулись влево, слегка присели, кистями рук сделали легкое сбрасывающее движение - вдох. Сразу же после этого колени выпрямились, воздух ушел абсолютно пассивно при их выпрямлении. Вдох справа, вдох слева.

Упражнение "кошка" можно делать и сидя, если вам тяжело стоять. В этом случае просто поворачивайте корпус вместе с головой вправо и влево и одновременно с поворотом шумно нюхайте воздух справа и слева. Руками делайте сбрасывающие движения на уровне пояса, далеко от туловища их не уводите. 

5.Упражнение "повороты головы".

ИСХОДНОЕ положение: встаньте прямо. Поверните голову вправо и сделайте короткий шумный вдох справа. Затем сразу же (без остановки посередине) поверните голову влево, шумно и коротко понюхайте воздух слева.

Справа - вдох, слева - вдох. Выдох уходит в промежутке между вдохами, посередине (но голова при этом не останавливается). Шею ни в коем случае не напрягайте. Туловище неподвижно, плечи не поворачиваются вслед за головой.

Норма: 3 раза по 32 вдоха-движения. Но в начале тренировки делайте подряд только по 8 или по 16 вдохов-движений без остановки. 

Ладошки  

StrelLadoshki

Кошка

StrelPogonchiki

Погончикиs4

Насос 1

StrelNasos

Насос 2

StrelNasos1

Маятник головы

s9