ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Учимся вместе. Формирование исполнительских навыков и творческое развитие обучающихся»
Педагогический проект «Учимся вместе. Формирование исполнительских навыков и творческое развитие обучающихся» разработан с целью организации работы с родителями по развитию музыкально-исполнительских и творческих навыков у обучающихся первого года обучения в классе баяна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение
дополнительного образования «Детская школа искусств»
муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Городской округ город Радужный
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Учимся вместе.
Формирование исполнительских навыков
и творческое развитие обучающихся»
Разработчик:
Жеребцова Ольга Янировна,
преподаватель по классу баяна
г Радужный
2020г.
СОДЕРЖАНИЕ
- Краткая аннотация проекта…………………………………………………..3
- Актуальность проекта………………………………………………………...3
- Цель, задачи и участники проекта…………………………………………...4
- Основное содержание проекта.………………………………………………5
Педагогическая работа с обучающимися …………………….…………….5
Работа с родителями ………………………..……………………………......6
- Ожидаемые результаты…………………….…………………………………9
- Литература…………………………………………………………………...10
- Краткая аннотация проекта
Таланты создавать нельзя,
но можно и нужно создавать среду
для их проявления и роста.
Г. Г. Нейгауз
Педагогический проект «Учимся вместе. Формирование исполнительских навыков и творческое развитие обучающихся» разработан с целью организации работы с родителями по развитию музыкально-исполнительских и творческих навыков у обучающихся первого года обучения в классе баяна.
- Актуальность проекта
Определяющая роль семьи в решении задач образования, воспитания, обучения обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в нем человека. Объединение усилий семьи и школы открывает путь к диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствует расширению границ межличностного общения.
Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей способствует не только совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, но и повышает уровень положительного отношения и доверия к представителям педагогической общественности. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в процесс обучения ребенка в детской школе искусств.
Музыкальное образование ребенка характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка, воздействуя на интеллект, эмоциональную сферу, формирование музыкально-исполнительских, творческих способностей, воспитание общей культуры.
Только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию нравственной, социально значимой, способной к самосовершенствованию и самореализации, а значит счастливой личности. Именно домашнее окружение в начальный период обучения игре на баяне играет большую роль. В семьях, где любят музыку, где, несмотря на занятость, родители готовы прийти на помощь ребенку в освоении нового, неизведанного, музыка становится для маленького ученика частью его жизни.
Деятельность преподавателя и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами, если семья будет выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и в роли субъекта воспитательного процесса.
Обучение игре на инструменте – процесс длительный. И только при постоянной поддержке родителей, единстве и согласованности действий преподавателя и родителей может быть достигнута цель обучения ребенка игре на баяне, создано единое образовательное и воспитательное пространство не только для ребенка, но и культурного и педагогического просвещения его родителей.
Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками преподавателя, необходимо вовлечь их в жизнь ДШИ, постоянно держать в курсе всех событий, давать им элементарные знания в области музыкальной педагогики, чтобы они могли помочь ребенку правильно организовать занятия музыкой дома.
- Цель, задачи и участники проекта
Совместная деятельность преподавателя и родителей, основанная на заинтересованности, взаимопонимании, любви к детям, поможет сделать учебный процесс увлекательным, результативным, успешным для каждого ребенка.
Цель проекта: вовлечение родителей в педагогический процесс, направленный на формирование исполнительских навыков и творческое развитие обучающихся первого года обучения в классе баяна.
Задачи проекта:
- формирование исполнительских навыков у обучающихся;
- развитие творческих способностей у обучающихся;
- повышение компетентности родителей по вопросам методики обучения детей игре на баяне;
- систематизация практики работы с родителями.
В рамках реализации проекта преподаватель выступает как:
- организатор образовательного процесса;
- гарант создания ситуации успеха обучающихся, которые только начали овладевать игрой на баяне;
- консультант для родителей по вопросам организации занятий музыкой в домашних условиях с целью достижения устойчивых положительных результатов обучения ребенка игре на баяне.
Родители выступают в качестве:
- участников образовательного процесса;
- создателей условий для занятий ребенка музыкой, для развития личности своего ребенка;
- организаторов домашней музыкальной среды для воспитания ребенка.
Обучающиеся в процессе взаимодействия с преподавателем и родителями выступают как:
- субъекты, овладевающие музыкально-исполнительскими навыками.
Проект реализуется по двум направлениям:
1) педагогическая работа с обучающимися начальных классов;
2) работа с родителями обучающихся.
- Основное содержание проекта
- Педагогическая работа с обучающимися
Основная задача начального обучения – введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной форме. На этом этапе обучения создается фундамент, на котором строится все дальнейшее развитие учащихся. Он включает в себя приобретение начальных навыков игры на баяне, первоначальных музыкально-теоретических знаний, развитие музыкального мышления.
Содержание обучения игре на баяне включает в себя умения и навыки в тесной связи с музыкальными знаниями, опытом исполнительской деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру музыки. Музыкально-исполнительские навыки включают в себя действия внутреннего музыкального слуха, воспроизводящего мысленно предстоящее звучание во взаимосвязи с двигательными действиями, воплощающими реальное звучание на клавиатуре, процесс слухового внимания, обеспечивающий опережение двигательных действий, а также контроль за качеством звукового результата.
Обучение ребенка игре на баяне, развития у него музыкально-исполнительских навыков осуществляется преподавателем в следующих формах:
- урок изучения нового материала (знакомство с новым музыкальным произведением, новым штрихом и др.);
- урок совершенствования умений и навыков;
- урок учета и оценки умений и навыков (контрольные уроки по четвертям);
- академический концерт;
- технический зачет;
- тематические концерты;
- концерты для родителей;
- конкурсы с участием обучающихся.
Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса формирования и развития музыкально-исполнительских навыков обучающихся на начальном этапе обучения игре на баяне, являются:
- модель учебного процесса «восприятие - воспроизведение - реализация»,
- система методов, включающая эмоционально-слуховое освоение элементов музыкального языка,
- практическое оперирование элементами музыкального языка на инструменте.
Сформированные музыкально-исполнительские навыки обеспечивают прочное усвоение обучающимся музыкального материала, способствуют технически стабильному и художественно выразительному исполнению музыкальных произведений учебного и концертного репертуара.
Преподаватель определяет содержание обучения таким образом, чтобы оно не только способствовало формированию у начинающего баяниста навыков игры на баяне, но и воспитанию полноценной, гармонично развитой личности. Поэтому важно воспитывать глубокое уважение к отечественной, народной и зарубежной музыкальной культуре.
Правильный подбор репертуара в сочетании с индивидуальным подходом к выбору произведений обуславливают успешное освоение образовательной программы каждым ребенком и направлены на следующие моменты воспитания:
- формирование эстетического вкуса на лучших образцах классических, народных и современных произведений;
- развитие баянных навыков исполнительства;
- расширение музыкального кругозора обучающегося;
- воспитание интереса к занятиям музыкой.
Умело составленный индивидуальный план – важнейший фактор воспитания юного музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен и стилей, соответствие выбранных произведений целям и задачам обучения, интерес обучающихся к исполняемым произведениям, индивидуальная направленность репертуара – все это положительно сказывается на результатах целостного развития личности, воспитания характера ребенка в целом.
Методика педагогической работы по формированию у обучающихся музыкально-исполнительских навыков предполагает применение общепедагогических методов обучения – наглядных, словесных, практических, которые используются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Сила воздействия преподавателя на ребенка является чрезвычайно важным фактором обучения. Педагогу, как уже сложившейся личности, отводится ответственная роль, так как очень часто это первый учитель в жизни ребенка. Преподаватель по классу баяна должен обладать высокой культурой общения, богатым и гибким воображением, находить такие методы воздействия, которые поддерживали бы интерес ребенка к труду и игре на баяне, желание преодолеть трудности и достичь поставленной цели.
- Работа с родителями
Целенаправленная, систематически спланированная работа преподавателя, осознанное и заинтересованное включение в этот процесс родителей – важнейший аспект повышения результативности обучения. Важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками и заинтересованными участниками образовательного процесса.
Вовлечение родителей в педагогический процесс, направленный на развитие музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу баяна начальных классов осуществляется в следующих формах:
- родительские собрания;
- консультирование, индивидуальная беседа с родителями;
- посещение родителями концертов, уроков, технических зачетов, академических концертов;
- информирование родителей – размещение информационных сообщений из серии «В мире музыки» на стенде, расположенном в классе;
- дистанционные уроки для родителей – распространение буклетов из серии «Педагогическая копилка для родителей», содержащих рекомендации, советы по организации занятий ребенка в домашних условиях;
- выполнение домашних заданий с ребенком.
Ценность участия родителей в образовательном процессе заключается в следующем:
- установление контакта преподавателя с родителями;
- возможность самостоятельно освоить приемы контроля занятий ребенка музыкой в домашних условиях;
- возможность оценивать и сравнивать игру собственного ребенка и других детей.
Наиболее распространенной формой работы преподавателя с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для успешной адаптации и обучения ребенка в ДШИ. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива.
Очень полезны концерты для родителей, на которых дети показывают свои исполнительские умения и навыки. На таких мероприятиях родители видят результат совместной работы преподавателя, детей и родителей.
Родители обучающихся являются не только целевой группой проекта, но и партнерами в его реализации. Они участвуют в подготовке ребенка к выступлению на сцене – подготовка концертного костюма, создание положительного эмоционального настроя ребенка перед выступлением, фотосъемка или видеозапись выступления ребенка, по которым преподаватель совместно с обучающимся могут посмотреть и проанализировать экзаменационное или концертное выступление.
Только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами образовательного процесса. Поэтому в рамках реализации проекта преподаватель организует «дистанционные уроки» - распространяет среди родителей буклеты из цикла «Педагогическая копилка для родителей», в которых родителям даются советы, рекомендации, способствующие выработке единых требований к организации занятий музыкой в классе и в домашних условиях. Эта форма работы направлена на обогащение родителей элементарными знаниями в области музыкальной педагогики.
Информационные сообщения для родителей размещаются на информационном стенде, расположенном в классе и в группе в соц.сетях.
Срок | Форма работы | Тема |
В течение учебного года | Индивидуальные консультации. | Анализ выполнения индивидуального плана обучения ребенка, информирование родителей об успехах и трудностях в обучении детей. |
В течение учебного года | Посещение уроков. Индивидуальные беседы. | Рекомендации родителям «Над чем необходимо работать в процесс выполнения домашнего задания». |
Сентябрь | Родительское собрание. | «Специфика обучения в начальных классах народного отделения. Требования к обучающимся начальных классов». |
Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей». | Буклет «Советы родителям начинающих баянистов». | |
Октябрь | Просмотр технического зачета. | Подготовка ребенка к выступлению. Анализ выступления ребенка. |
Информационное сообщение. | «Великий Моцарт тоже был ребенком». | |
Ноябрь | Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей». | Буклет «Как правильно организовать домашние занятия». |
Информационное сообщение. | «Учимся слушать». | |
Участие в концерте. | «Подарок маме.» | |
Декабрь | Просмотр академического концерта. | Подготовка ребенка к выступлению. Анализ выступления ребенка. |
Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей». | Буклет «Рекомендации по организации занятий музыкой в каникулярное время». | |
Родительское собрание. | «Анализ успеваемости обучающихся класса за 1-е полугодие». | |
Участие в концерте класса. | Концерт «Новогодний калейдоскоп». | |
Январь | Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей». | Буклет «Азы музыкальной грамотности. Музыкальные термины». |
Информационное сообщение. | «Занятия музыкой приучают к труду» | |
Февраль | Просмотр технического зачета. | Подготовка ребенка к выступлению. Анализ выступления ребенка. |
Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей». | Буклет «Расписание дня». | |
Информационное сообщение. | «Как подготовить ребенка к концертному выступлению». | |
Март | Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей». | Буклет «Выполнение домашнего задания». |
Участие в концерте класса. | Концерт «Милой мамочке посвящается…». | |
Апрель | Просмотр академического концерта. | Подготовка ребенка к выступлению. Анализ выступления ребенка. |
Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей». | Буклет «Подготовка ребенка к выступлению». | |
Информационное сообщение. | «Формирования музыкально-информационной культуры». | |
Май | Родительское собрание. | «Анализ успеваемости обучающихся класса за учебный год». |
Участие в концерте класса. | Концерт «Наши достижения». | |
Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей». | Буклет «Организация досуга на каникулах». | |
Информационное сообщение. | «Великие имена». |
- Ожидаемые результаты
В результате реализации проекта будут получены следующие результаты:
- качественная успеваемость обучающихся начальных классов составит не менее 95%;
- 100% родителей будет вовлечено в педагогический процесс, направленный на развитие музыкально-исполнительских навыков у обучающихся.
Результативность реализации проекта по направлению «Педагогическая работа с обучающимися» определяется посредством анализа успеваемости обучающихся в конце учебного года.
Результативность реализации проекта по направлению «Педагогическая работа с родителями» определяется посредством анализа посещения родителями родительских собраний, концертов, результатов отзывов родителей о качестве содержания, оформления, полезности информационных материалов, разработанных преподавателем.
Взаимодействие всех участников образовательного процесса позволяет не только влиять на успешную самореализацию обучающихся в музыкальной деятельности, но также снять напряжение в общении с родителями при решении сложных проблем, формировать конструктивное взаимодействие преподавателя, родителей и детей.
- Литература
- Заложнова Л. Доремишка. «Окарина», Новосибирск, 2002.
- Королёва Е. Музыка в сказках, стихах и картинках. «Просвещение», Москва, 1994.
- Нейгауз Г. Записки педагога. Шестое издание. Классика XXI, Москва, 1999.
- Поплянова Е. Волшебная страна музыки. Классика XXI, Москва,1996.
- Проблемы исполнительского искусства: эстетика, теория, методика / Сост. Г.И. Гильбурд. НГК, Новосибирск, 1999.
- Самойлов Д. Пятнадцать уроков игры на баяне. «Кифара», Москва, 1997.
- Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. «Советский композитор», Москва, 1982.