ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Учимся вместе. Формирование исполнительских навыков и творческое развитие обучающихся»

Педагогический проект «Учимся вместе. Формирование исполнительских навыков и творческое развитие обучающихся» разработан с целью организации работы с родителями по развитию музыкально-исполнительских и творческих навыков у обучающихся первого года обучения в классе баяна.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования «Детская школа искусств»

муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Городской округ город Радужный

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«Учимся вместе.

Формирование исполнительских навыков

и творческое развитие обучающихся»

Разработчик:

Жеребцова Ольга Янировна,

преподаватель по классу баяна

г Радужный

2020г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Краткая аннотация проекта…………………………………………………..3
  2. Актуальность проекта………………………………………………………...3
  3. Цель, задачи и участники проекта…………………………………………...4
  4. Основное содержание проекта.………………………………………………5

Педагогическая работа с обучающимися …………………….…………….5

Работа с родителями ………………………..……………………………......6

  1. Ожидаемые результаты…………………….…………………………………9
  2. Литература…………………………………………………………………...10

  1. Краткая аннотация проекта

Таланты создавать нельзя,

но можно и нужно создавать среду

для их проявления и роста.

Г. Г. Нейгауз

Педагогический проект «Учимся вместе. Формирование исполнительских навыков и творческое развитие обучающихся» разработан с целью организации работы с родителями по развитию музыкально-исполнительских и творческих навыков у обучающихся первого года обучения в классе баяна.

  1. Актуальность проекта

Определяющая роль семьи в решении задач образования, воспитания, обучения обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в нем человека. Объединение усилий семьи и школы открывает путь к диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствует расширению границ межличностного общения.

Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей способствует не только совершенствованию семейного воспитания, влияет на воспитательную семейную среду, вносит осознанность в действия родителей, но и повышает уровень положительного отношения и доверия к представителям педагогической общественности. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в процесс обучения ребенка в детской школе искусств.

Музыкальное образование ребенка характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка, воздействуя на интеллект, эмоциональную сферу, формирование музыкально-исполнительских, творческих способностей, воспитание общей культуры.

Только тесное сотрудничество с родителями может способствовать формированию нравственной, социально значимой, способной к самосовершенствованию и самореализации, а значит счастливой личности. Именно домашнее окружение в начальный период обучения игре на баяне играет большую роль. В семьях, где любят музыку, где, несмотря на занятость, родители готовы прийти на помощь ребенку в освоении нового, неизведанного, музыка становится для маленького ученика частью его жизни.

Деятельность преподавателя и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами, если семья будет выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и в роли субъекта воспитательного процесса.

Обучение игре на инструменте – процесс длительный. И только при постоянной поддержке родителей, единстве и согласованности действий преподавателя и родителей может быть достигнута цель обучения ребенка игре на баяне, создано единое образовательное и воспитательное пространство не только для ребенка, но и культурного и педагогического просвещения его родителей.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками преподавателя, необходимо вовлечь их в жизнь ДШИ, постоянно держать в курсе всех событий, давать им элементарные знания в области музыкальной педагогики, чтобы они могли помочь ребенку правильно организовать занятия музыкой дома.

  1. Цель, задачи и участники проекта

Совместная деятельность преподавателя и родителей, основанная на заинтересованности, взаимопонимании, любви к детям, поможет сделать учебный процесс увлекательным, результативным, успешным для каждого ребенка.

Цель проекта: вовлечение родителей в педагогический процесс, направленный на формирование исполнительских навыков и творческое развитие обучающихся первого года обучения в классе баяна.

Задачи проекта:

  1. формирование исполнительских навыков у обучающихся;
  2. развитие творческих способностей у обучающихся;
  3. повышение компетентности родителей по вопросам методики обучения детей игре на баяне;
  4. систематизация практики работы с родителями.

В рамках реализации проекта преподаватель выступает как:

  • организатор образовательного процесса;
  • гарант создания ситуации успеха обучающихся, которые только начали овладевать игрой на баяне;
  • консультант для родителей по вопросам организации занятий музыкой в домашних условиях с целью достижения устойчивых положительных результатов обучения ребенка игре на баяне.

Родители выступают в качестве:

  • участников образовательного процесса;
  • создателей условий для занятий ребенка музыкой, для развития личности своего ребенка;
  • организаторов домашней музыкальной среды для воспитания ребенка.

Обучающиеся в процессе взаимодействия с преподавателем и родителями выступают как:

  • субъекты, овладевающие музыкально-исполнительскими навыками.

Проект реализуется по двум направлениям:

1) педагогическая работа с обучающимися начальных классов;

2) работа с родителями обучающихся.

  1. Основное содержание проекта

  1. Педагогическая работа с обучающимися

Основная задача начального обучения – введение ребенка в мир музыки, ее выразительных средств и инструментального воплощения в доступной и художественно-увлекательной форме. На этом этапе обучения создается фундамент, на котором строится все дальнейшее развитие учащихся. Он включает в себя приобретение начальных навыков игры на баяне, первоначальных музыкально-теоретических знаний, развитие музыкального мышления.

Содержание обучения игре на баяне включает в себя умения и навыки в тесной связи с музыкальными знаниями, опытом исполнительской деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру музыки. Музыкально-исполнительские навыки включают в себя действия внутреннего музыкального слуха, воспроизводящего мысленно предстоящее звучание во взаимосвязи с двигательными действиями, воплощающими реальное звучание на клавиатуре, процесс слухового внимания, обеспечивающий опережение двигательных действий, а также контроль за качеством звукового результата.

Обучение ребенка игре на баяне, развития у него музыкально-исполнительских навыков осуществляется преподавателем в следующих формах:

  • урок изучения нового материала (знакомство с новым музыкальным произведением, новым штрихом и др.);
  • урок совершенствования умений и навыков;
  • урок учета и оценки умений и навыков (контрольные уроки по четвертям);
  • академический концерт;
  • технический зачет;
  • тематические концерты;
  • концерты для родителей;
  • конкурсы с участием обучающихся.

Педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность процесса формирования и развития музыкально-исполнительских навыков обучающихся на начальном этапе обучения игре на баяне, являются:

  • модель учебного процесса «восприятие - воспроизведение - реализация»,
  • система методов, включающая эмоционально-слуховое освоение элементов музыкального языка,
  • практическое оперирование элементами музыкального языка на инструменте.

Сформированные музыкально-исполнительские навыки обеспечивают прочное усвоение обучающимся музыкального материала, способствуют технически стабильному и художественно выразительному исполнению музыкальных произведений учебного и концертного репертуара.

Преподаватель определяет содержание обучения таким образом, чтобы оно не только способствовало формированию у начинающего баяниста навыков игры на баяне, но и воспитанию полноценной, гармонично развитой личности. Поэтому важно воспитывать глубокое уважение к отечественной, народной и зарубежной музыкальной культуре.

Правильный подбор репертуара в сочетании с индивидуальным подходом к выбору произведений обуславливают успешное освоение образовательной программы каждым ребенком и направлены на следующие моменты воспитания:

  • формирование эстетического вкуса на лучших образцах классических, народных и современных произведений;
  • развитие баянных навыков исполнительства;
  • расширение музыкального кругозора обучающегося;
  • воспитание интереса к занятиям музыкой.

Умело составленный индивидуальный план – важнейший фактор воспитания юного музыканта. Ознакомление с музыкой разных времен и стилей, соответствие выбранных произведений целям и задачам обучения, интерес обучающихся к исполняемым произведениям, индивидуальная направленность репертуара – все это положительно сказывается на результатах целостного развития личности, воспитания характера ребенка в целом.

Методика педагогической работы по формированию у обучающихся музыкально-исполнительских навыков предполагает применение общепедагогических методов обучения – наглядных, словесных, практических, которые используются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Сила воздействия преподавателя на ребенка является чрезвычайно важным фактором обучения. Педагогу, как уже сложившейся личности, отводится ответственная роль, так как очень часто это первый учитель в жизни ребенка. Преподаватель по классу баяна должен обладать высокой культурой общения, богатым и гибким воображением, находить такие методы воздействия, которые поддерживали бы интерес ребенка к труду и игре на баяне, желание преодолеть трудности и достичь поставленной цели.

  1. Работа с родителями

Целенаправленная, систематически спланированная работа преподавателя, осознанное и заинтересованное включение в этот процесс родителей – важнейший аспект повышения результативности обучения. Важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками и заинтересованными участниками образовательного процесса.

Вовлечение родителей в педагогический процесс, направленный на развитие музыкально-исполнительских навыков у обучающихся по классу баяна начальных классов осуществляется в следующих формах:

  • родительские собрания;
  • консультирование, индивидуальная беседа с родителями;
  • посещение родителями концертов, уроков, технических зачетов, академических концертов;
  • информирование родителей – размещение информационных сообщений из серии «В мире музыки» на стенде, расположенном в классе;
  • дистанционные уроки для родителей – распространение буклетов из серии «Педагогическая копилка для родителей», содержащих рекомендации, советы по организации занятий ребенка в домашних условиях;
  • выполнение домашних заданий с ребенком.

Ценность участия родителей в образовательном процессе заключается в следующем:

  • установление контакта преподавателя с родителями;
  • возможность самостоятельно освоить приемы контроля занятий ребенка музыкой в домашних условиях;
  • возможность оценивать и сравнивать игру собственного ребенка и других детей.

Наиболее распространенной формой работы преподавателя с родителями является родительское собрание. Главным его предназначением является согласование, координация и интеграция усилий учреждения и семьи в создании условий для успешной адаптации и обучения ребенка в ДШИ. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса и родительского коллектива.

Очень полезны концерты для родителей, на которых дети показывают свои исполнительские умения и навыки. На таких мероприятиях родители видят результат совместной работы преподавателя, детей и родителей.

Родители обучающихся являются не только целевой группой проекта, но и партнерами в его реализации. Они участвуют в подготовке ребенка к выступлению на сцене – подготовка концертного костюма, создание положительного эмоционального настроя ребенка перед выступлением, фотосъемка или видеозапись выступления ребенка, по которым преподаватель совместно с обучающимся могут посмотреть и проанализировать экзаменационное или концертное выступление.

Только информированные и заинтересованные родители могут стать активными субъектами образовательного процесса. Поэтому в рамках реализации проекта преподаватель организует «дистанционные уроки» - распространяет среди родителей буклеты из цикла «Педагогическая копилка для родителей», в которых родителям даются советы, рекомендации, способствующие выработке единых требований к организации занятий музыкой в классе и в домашних условиях. Эта форма работы направлена на обогащение родителей элементарными знаниями в области музыкальной педагогики.

Информационные сообщения для родителей размещаются на информационном стенде, расположенном в классе и в группе в соц.сетях.

Срок

Форма работы

Тема

В течение учебного года

Индивидуальные

консультации.

Анализ выполнения индивидуального плана обучения ребенка, информирование родителей об успехах и трудностях в обучении детей.

В течение учебного года

Посещение уроков.

Индивидуальные беседы.

Рекомендации родителям «Над чем необходимо работать в процесс выполнения домашнего задания».

Сентябрь

Родительское собрание.

«Специфика обучения в начальных классах народного отделения. Требования к обучающимся начальных классов».

Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей».

Буклет «Советы родителям начинающих баянистов».

Октябрь

Просмотр технического зачета.

Подготовка ребенка к выступлению.

Анализ выступления ребенка.

Информационное

сообщение.

«Великий Моцарт тоже был ребенком».

Ноябрь

Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей».

Буклет «Как правильно организовать домашние занятия».

Информационное

сообщение.

«Учимся слушать».

Участие в концерте.

«Подарок маме.»

Декабрь

Просмотр академического концерта.

Подготовка ребенка к выступлению.

Анализ выступления ребенка.

Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей».

Буклет «Рекомендации по организации занятий музыкой в каникулярное время».

Родительское собрание.

«Анализ успеваемости обучающихся класса за 1-е полугодие».

Участие в концерте класса.

Концерт «Новогодний калейдоскоп».

Январь

Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей».

Буклет «Азы музыкальной грамотности. Музыкальные термины».

Информационное

сообщение.

«Занятия музыкой приучают к труду»

Февраль

Просмотр технического зачета.

Подготовка ребенка к выступлению.

Анализ выступления ребенка.

Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей».

Буклет «Расписание дня».

Информационное

сообщение.

«Как подготовить ребенка к концертному выступлению».

Март

Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей».

Буклет «Выполнение домашнего задания».

Участие в концерте класса.

Концерт «Милой мамочке посвящается…».

Апрель

Просмотр академического концерта.

Подготовка ребенка к выступлению.

Анализ выступления ребенка.

Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей».

Буклет «Подготовка ребенка к выступлению».

Информационное

сообщение.

«Формирования музыкально-информационной культуры».

Май

Родительское собрание.

«Анализ успеваемости обучающихся класса за учебный год».

Участие в концерте класса.

Концерт «Наши достижения».

Дистанционный урок из цикла «Педагогическая копилка для родителей».

Буклет «Организация досуга на каникулах».

Информационное сообщение.

«Великие имена».

  1. Ожидаемые результаты

В результате реализации проекта будут получены следующие результаты:

  • качественная успеваемость обучающихся начальных классов составит не менее 95%;
  • 100% родителей будет вовлечено в педагогический процесс, направленный на развитие музыкально-исполнительских навыков у обучающихся.

Результативность реализации проекта по направлению «Педагогическая работа с обучающимися» определяется посредством анализа успеваемости обучающихся в конце учебного года.

Результативность реализации проекта по направлению «Педагогическая работа с родителями» определяется посредством анализа посещения родителями родительских собраний, концертов, результатов отзывов родителей о качестве содержания, оформления, полезности информационных материалов, разработанных преподавателем.

Взаимодействие всех участников образовательного процесса позволяет не только влиять на успешную самореализацию обучающихся в музыкальной деятельности, но также снять напряжение в общении с родителями при решении сложных проблем, формировать конструктивное взаимодействие преподавателя, родителей и детей.

  1. Литература

  1. Заложнова Л. Доремишка. «Окарина», Новосибирск, 2002.
  2. Королёва Е. Музыка в сказках, стихах и картинках. «Просвещение», Москва, 1994.
  3. Нейгауз Г. Записки педагога. Шестое издание. Классика XXI, Москва, 1999.
  4. Поплянова Е. Волшебная страна музыки. Классика XXI, Москва,1996.
  5. Проблемы исполнительского искусства: эстетика, теория, методика / Сост. Г.И. Гильбурд. НГК, Новосибирск, 1999.
  6. Самойлов Д. Пятнадцать уроков игры на баяне. «Кифара», Москва, 1997.
  7. Судариков А. Основы начального обучения игре на баяне. «Советский композитор», Москва, 1982.