ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «КОВЧЕГ»
В государственной Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и разработанной на её основе государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» пристальное внимание уделяется воспитанию у детей и подростков гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Поэтому одним из основных направлений государственной социальной политики является формирование самосознания личности в тесной связи с общечеловеческими ценностями, ценностными приоритетами человека, которые определяет его эмоциональное состояние, психическое и физическое здоровье.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей.
Учреждения дополнительного образования, к которым относятся Детские школы искусств, решают важные задачи поддержания и сохранения культурного наследия России, духовно-нравственного становления личности, обеспечивая условия для нравственного совершенствования детей и подростков. Именно здесь формируется особое развивающее пространство, система обучения, в которой духовно-нравственный аспект в воспитательной политике можно выделить как одно из главных и приоритетных направлений.
Уровень общего культурного развития ребенка зависит в очень большой степени от семьи. Ребенок не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации – освоения опыта трудовой и общественной жизни. Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми.
Духовное воспитание в системе дополнительного образования к которым относятся воскресные школы – это сохранение основы национальной культуры, приобщение к православным традициям народа. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует личность человека, благотворно влияя на все стороны и формы его взаимоотношения с миром.
Согласованное воздействие ДШИ, семьи и воскресной школой прихода Св. Пр. Иоанна Кронштадтского, создание системы социального партнерства в вопросах духовно-нравственного воспитания детей приведет к бережному взращиванию в душах детей ростков Милосердия, Добра и Красоты, пробуждению познавательного интереса к истории Отечества и культурным традициям православия, повышению мотивации к совместной творческой деятельности.
Актуальность приобретает направление «духовно-просветительское творчество», духовное и творческое развитие личности, которое дает возможность детям приобщиться к классическому, духовному и историческому наследию России, что является основной базой культурного развития личности.
Поэтому возникает необходимость создания и функционирования творческих площадок «духовно-просветительского творчества» по отработке перспективных форм и методов нравственно-эстетического и гражданского воспитания, практикуемых в организациях дополнительного образования: музыкально-литературные гостиные, праздничные концерты, театрализованные программы с мультимедийным сопровождением и выставками декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 48.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»
муниципального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Радужный
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«КОВЧЕГ»
Автор:
Жеребцова О.Я., преподаватель структурного подразделения «Народные инструменты»
г. Радужный,
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «КОВЧЕГ»…………………………………………….....3
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………………………….5
Актуальность проекта…………………………………………………….5
Целевые группы, участники проекта…………………………………….7
Гипотеза, цели, задачи проекта…………………………………………..7
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА……………………………………..8
Планируемые этапы и сроки реализации проекта…………………….....8
Основное содержание проекта и механизм его реализации……………..9
Ресурсное обеспечение проекта…………………………………………12
Ожидаемые результаты проекта………………………………………...13
Методика оценки эффективности проекта……………………………...14
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..15
Использованная литература…………………………………….……………….16
ПАСПОРТ ПРОЕКТА «КОВЧЕГ»
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность проекта
В государственной Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации и разработанной на её основе государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» пристальное внимание уделяется воспитанию у детей и подростков гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Поэтому одним из основных направлений государственной социальной политики является формирование самосознания личности в тесной связи с общечеловеческими ценностями, ценностными приоритетами человека, которые определяет его эмоциональное состояние, психическое и физическое здоровье.
Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей.
Учреждения дополнительного образования, к которым относятся Детские школы искусств, решают важные задачи поддержания и сохранения культурного наследия России, духовно-нравственного становления личности, обеспечивая условия для нравственного совершенствования детей и подростков. Именно здесь формируется особое развивающее пространство, система обучения, в которой духовно-нравственный аспект в воспитательной политике можно выделить как одно из главных и приоритетных направлений.
Уровень общего культурного развития ребенка зависит в очень большой степени от семьи. Ребенок не рождается личностью, а становится ею в процессе социализации – освоения опыта трудовой и общественной жизни. Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребенка, здесь он обучается жить подлинной социальной жизнью: делить горе и радость, ощущать единство с родными людьми.
Духовное воспитание в системе дополнительного образования к которым относятся воскресные школы – это сохранение основы национальной культуры, приобщение к православным традициям народа. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует личность человека, благотворно влияя на все стороны и формы его взаимоотношения с миром.
Согласованное воздействие ДШИ, семьи и воскресной школой прихода Св. Пр. Иоанна Кронштадтского, создание системы социального партнерства в вопросах духовно-нравственного воспитания детей приведет к бережному взращиванию в душах детей ростков Милосердия, Добра и Красоты, пробуждению познавательного интереса к истории Отечества и культурным традициям православия, повышению мотивации к совместной творческой деятельности.
Актуальность приобретает направление «духовно-просветительское творчество», духовное и творческое развитие личности, которое дает возможность детям приобщиться к классическому, духовному и историческому наследию России, что является основной базой культурного развития личности.
Поэтому возникает необходимость создания и функционирования творческих площадок «духовно-просветительского творчества» по отработке перспективных форм и методов нравственно-эстетического и гражданского воспитания, практикуемых в организациях дополнительного образования: музыкально-литературные гостиные, праздничные концерты, театрализованные программы с мультимедийным сопровождением и выставками декоративно-прикладного и изобразительного искусства.
Анализ форм и методов воспитания выявил объективные противоречия:
- между традиционным подходом в вопросах воспитания и поиском новых форм и методов организации творческой деятельности в связи с потребностями и запросами современного общества в формировании у детей и подростков гражданственности и патриотизма, духовно-нравственных и социальных ценностей;
- между возможностями формирования активной социальной позиции в воспитании милосердия, доброты и уровнем их использования в современной воспитательной системе.
Выявленные противоречия позволили сформулировать главные проблемы проекта:
- как организовать творческую деятельность, направленную на обнаружение ценностных ориентиров для процесса воспитания, формирования российской гражданской идентичности;
- как приблизить к детям историческое, духовное и культурное наследие, чтобы они ощутили себя наследниками государства;
- какие формы и методы использовать для гармоничного духовно-нравственного развития детей?
На устранение данных противоречий и проблем направлен проект «Ковчег».
Новизна проекта определяется сочетанием различных форм творческой деятельности на основе синтеза искусств – музыкально-литературные гостиные, творческие встречи-выставки, тематические лекции-беседы, направленные на развитие творческого потенциала детей, конечной целью которого является духовно-нравственное формирование личности.
Особенность проекта заключается в том, что он содействует формированию чувства патриотизма, сохранению духовного здоровья детей, и предоставляет им возможность погружения в атмосферу культуры путем непосредственного участия в мероприятиях проекта.
Таким образом, актуальность духовного и творческого развития личности обучающихся ДШИ и воспитанников воскресной школой находятся в тесном взаимодействии и обусловлены требованиями времени.
Целевые группы, участники проекта
Целевые группы проекта:
- обучающиеся ДШИ города Радужный;
- воспитанники воскресной школы прихода Св. Пр. Иоанна Кронштадтского;
- родители обучающихся ДШИ и воспитанников воскресной школы;
- жители города Радужный.
Участники проекта:
- преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города Радужный;
- педагогические работники воскресной школы прихода Св. Пр. Иоанна Кронштадтского.
Гипотеза, цели, задачи проекта
Гипотеза: творческое и духовное развитие личности могут быть достигнуты путем интегрированного подхода в воспитании детей. Если создать условия, способствующие выявлению творческих задатков каждого ребенка путем участия в проведении творческих мероприятий, то такой подход будет способствовать эффективному освоению духовно-нравственных традиций, формированию всесторонне развитой и гармоничной личности, способной к выполнению творческих задач, диктуемых современной жизнью.
Цели проекта:
- Создание условий для обеспечения духовно-нравственного развития детей посредством творческой деятельности;
- организация системы социального партнерства и совместной творческой деятельности ДШИ г.Радужный и воскресной школы прихода Св. Пр. Иоанна Кронштадтского на основе интеграции календарных и православных праздников.
В соответствии с выдвинутой гипотезой и целями сформулированы следующие задачи:
Педагогические задачи
- повышать уровень собственной профессиональной компетентности и квалификации путем изучения методической литературы по затронутым проблемам;
- разработать модель развития и интеграции различных видов творческой деятельности в области духовно-просветительского воспитания;
- способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения исторических и православных праздников;
- ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей;
- формировать и развивать у детей и родителей навыки совместной творческой деятельности в условиях внутренней интеграции;
- создать систему внешней интеграции, партнерских отношений преподавателей ДШИ с коллективом воскресной школы;
Образовательные задачи
- способствовать пропаганде и сохранению исторических, культурных и православных традиций в среде детей и подростков;
- способствовать социализации личности ребенка через участие в различных видах творческой деятельности;
Развивающие задачи
- развивать социальную активность и творческий потенциал каждого ребенка;
- повышать исполнительский уровень обучающихся ДШИ путем участия в концертно-просветительских мероприятиях;
- повышать мотивацию к обучению посредством вовлечения в творческую деятельность;
- развивать познавательную активность через проектную деятельность;
Воспитательные задачи
- воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение исторических дат и православной культуры в жизни человека;
- воспитывать коммуникативные качества личности, чувство коллективизма, гуманизма и милосердия.
2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Планируемые этапы и сроки реализации проекта
Проект рассчитан на реализацию в следующие сроки: сентябрь 2020 г. – август 2025 г. и предполагает работу по его дополнению, корректировке и совершенствованию. Проект реализуется в 3 этапа.
Таблица 1.
План реализации проекта
Этапы и сроки реализации проекта | Содержание деятельности на этапе |
1 этап – мотивационный, организационно-подготовительный Сентябрь – ноябрь 2020 г. |
|
2 этап – деятельностно-практический Декабрь 2020 г. – май 2025 г. |
|
3 этап – аналитико-итоговый, заключительный Май – август 2025 г. |
|
Основное содержание проекта и механизм его реализации
Необходимость работать в новых социальных условиях привела к созданию системы праздничных интегрированных мероприятий, раскрывающих исторические, культурные и духовные традиции России. В этой связи актуальна совместная работа, основанная на синтезе разных видов искусств, которая дает детям разностороннее творческое развитие и является основной базой культурного, духовно-нравственного развития личности.
Проект предполагает апробацию модели духовно-нравственного воспитания в современной поликультурной образовательной среде. Спроектированная модель воспитания определяется как путь взаимодействия ДШИ, семьи и воскресной школы прихода Св. Пр. Иоанна Кронштадтского.
Цель взаимодействия – реализация духовно-нравственного воспитания детей как фактора формирования гражданской идентичности.
Главная идея проекта: сохранение и поддержание традиций классического и духовного искусства, как одного из факторов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и обеспечение комплексного подхода в реализации проекта через интеграцию истории, православных традиций, художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Проект носит личностно-ориентированный характер и направлен, прежде всего, на каждого ребенка, формирование им знаний и опыта организации и саморегуляции своей деятельности.
Большую роль в проекте играет развитие деятельностно-коммуникативных умений: исполнение музыкальных и литературных произведений, выступление в составе вокально-хоровых коллективов, изготовление предметов изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Успешной социализации личности способствует создание ситуации успеха на концертах к праздничным датам, которая помогает детям почувствовать свою необходимость другим людям, уверенность в своих силах, причастность к коллективным делам, воспитывает умение общаться друг с другом.
Разносторонняя творческая деятельность в направлении духовно-просветительского творчества, создающая условия для интегративного и комплексного подхода, формирует у детей и подростков эмоциональную отзывчивость, интерес к историческому прошлому, желание и умение применять полученные знания в продуктивной деятельности и коллективном творчестве. Обучающиеся ДШИ и воспитанники воскресной школы подготавливают исторические справки, документальные материалы, художественные работы, музыкальные и танцевальные номера к историческим датам, знакомятся с духовными ценностями, традициями и обычаями православных праздников. Воспитанники воскресной школы подготавливают вокально-хоровые и литературные номера, приобщаются к лучшим образцам музыкального искусства.
В учебно-творческой работе, подборе литературного, музыкального и песенного репертуара, сюжетных композиций рисунков, исторического материала для информационных стендов, материала для организации праздников в качестве основных средств духовного воспитания используются все компоненты народной и православной культуры, а также творческой деятельности. Именно они как нельзя лучше раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и взаимоотношений в обществе.
Общепедагогические принципы проекта:
- принцип культуросообразности;
- принцип интегративности;
- принцип гуманистической направленности;
- принцип дифференцированного подхода;
- принцип комплексного подхода;
- принцип систематичности;
- принцип добровольности и общедоступности;
- принцип инициативы и самодеятельности;
- принцип духовного наполнения досуга.
Основные функции проекта:
- просветительная;
- культуротворческая.
Формы организации:
- индивидуальные и групповые занятия по подготовке инструментальных, танцевальных, вокально-хоровых и литературных номеров для участия в праздничных мероприятиях;
- подготовка работ и организация выставочной деятельности декоративно-прикладного и изобразительного творчества;
- совместная творческая деятельность и участие в мероприятиях.
Методы работы над проектом:
- анализ педагогической и методической литературы по теме проекта;
- систематизация инновационных методик и технологий в подготовке праздников;
- комплексный подход в решении основной проблемы проекта;
- обобщение личного педагогического опыта;
- мониторинговые исследования для определения достигнутого уровня, корреляции и повышения эффективности процесса духовно-нравственного воспитания обучающихся.
Инновационные технологии, используемые в работе над проектом:
- проблемно-исследовательские;
- личностно-ориентированные;
- игровые;
- проектные;
- интегрированные;
- здоровьесберегающие.
Компьютерные информационные технологии, используемые в работе над проектом:
- ресурсы сети Интернет;
- авторские мультимедийные презентации.
На основании вышеизложенного можно определить следующий механизм реализации данного проекта:
- Организация преподавателями МАУ ДО «ДШИ» города Радужный и педагогическими работниками воскресной школы цикла творческих мероприятий; подбор исторического материала, иллюстраций, детских рисунков, литературно-музыкального репертуара; разработка сценария интегрированных программ и мультимедийных презентаций; оформление информационных стендов.
- Реализация различных форм мероприятий: музыкальная, музыкально-литературная гостиная; познавательно-игровая программа; концерт-беседа; выставка детских рисунков; творческая встреча и др.
- Организация взаимодействия с семьями обучающихся и воспитанников.
Проведение ряда консультаций для родителей по теме мероприятия, объяснение актуальности и необходимости проводимой работы, повышение образовательного уровня родителей по данной теме, формирование социального партнерства.
- Организация информирования родителей о предстоящем совместном мероприятии.
Формы информирования: размещение объявлений на стендах в воскресной школе, официальном сайте ДШИ; размещение информации в официальных группах в мессенджерах Viber, WhatsApp.
- Применение эффективных форм и методов: развитие компетенций инструментального исполнительства; проведение выставок декоративно-прикладного творчества; участие в театрализованных постановках; создание единой культуросодержащей среды, где органично сочетаются и выступают в едином синтезе все виды творческой деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта
Кадровые ресурсы проекта:
- преподаватели МАУ ДО «ДШИ» города радужный – 9 чел.;
- педагогические работники воскресной школы прихода Св. Пр. Иоанна Кронштадтского – 3 чел.;
- обучающиеся ДШИ и воспитанники воскресной школы 6-18 лет;
- родители (законные представители) и члены семьи; жители города Радужный.
Материально-технические ресурсы:
- концертный зал, учебные кабинеты и классы;
- музыкальные инструменты, мольберты;
- материалы, необходимые для изобразительного и декоративно-прикладного творчества;
- звукотехническое и видеооборудование, интерактивная доска.
Информационные ресурсы:
- методическая литература по теме проекта;
- интернет-ресурсы;
- мультимедийные презентации, фотоматериалы, видеоролики.
Финансовые ресурсы:
- проект не требует дополнительных финансовых затрат.
Ожидаемые результаты проекта
В результате реализации проекта ожидается получить следующие результаты:
- создание условий духовно-нравственного формирования личности, гражданской идентичности обучающихся ДШИ и воспитанников воскресной школы прихода Св. Пр. Иоанна Кронштадтского;
- создание системы социального партнерства ДШИ, семьи и воскресной школой в вопросах духовно-нравственного воспитания детей, повышения познавательного интереса к истории Отечества и культурным традициям православия;
- участие в рамках реализации проекта не менее 100 обучающихся ДШИ и 100% воспитанников воскресной школой прихода Св. Пр. Иоанна Кронштадтского;
- участие в рамках реализации проекта 100% родителей обучающихся ДШИ и воспитанников воскресной школы прихода Св. Пр. Иоанна Кронштадтского;
- поступление на обучение в ДШИ 20% воспитанников воскресной школой;
- подготовка и проведение мероприятий, создание банка проектных продуктов, публикация методических материалов в электронных изданиях.
Проектный продукт:
- мультимедийные презентации;
- сценарии праздников, лекций, творческих встреч и музыкально-литературных гостиных: «Вахта памяти», «Югра наш общий дом», «С любовью о Югре», «Славлю свое Отечество», «Рождество», «Жены-Мироносицы», «Пасха красная»;
- сценарии и планы консультаций и лекций для родителей;
- методические разработки по направлениям проекта;
- педагогический проект «Ковчег».
Ожидаемый результат эффективности:
- повышение уровня профессиональной компетентности и мастерства преподавателей;
- формирование познавательного интереса детей и подростков к истории и духовно-культурным традициям своего Отечества;
- повышение мотивации к совместной творческой деятельности;
- повышение уровня личностной самооценки, уверенности в себе и своих возможностях;
- повышение уровня заинтересованности родителей в результатах обучения;
- совершенствование навыков коммуникации;
- рост престижа ДШИ в культурном пространстве города.
Методика оценки эффективности проекта
Оценка эффективности проекта определяется по критериям эффективности, показателям и методам контроля и отслеживания результатов:
Критерии эффективности | Показатели | Методы контроля и отслеживания результатов |
1. Проведение мероприятий | 1. Динамика количества участников; 2. динамика количества слушателей. | 1. Количество проведенных мероприятий; 2. количество обучающихся, принимавших участие в подготовке программ; 3. количество слушателей. |
2. Качество исполнения программы | 1. Рост мотивации обучения; 2. увеличение количества обучающихся, охваченных разными формами исполнительской и проектной деятельности; 3. общественное признание | #1055;рослушивание и обыгрывание программ; 2. дипломы и награждения участников; 3. публикации в СМИ; 4. опубликованные статьи о проведенных праздничных мероприятиях. |
#1048;спользование инновационных образовательных технологий | 1. Применение исследовательского метода и метода проектов в образовательном процессе; 2. использование ИКТ в подготовке мероприятий; 3. творческие технологии (театрализация, исполнительская деятельность); 4. видеозапись и фотосъемка выступлений и концертов. | 1. Составление презентаций к проведению праздничных мероприятий; 2. представление праздничного действия в виде театрализованных сцен; 3. организационные мероприятия. |
4. Уровень и качество методического обеспечения проекта | 1. Методические работы преподавателей; 2. обобщение и распространение опыта. | 1. Участие в конкурсах и конференциях различного уровня. |
5. Уровень заинтересованности родителей в совместной деятельности | 1. Повышение мотивации родителей к участию в мероприятиях; 2. рост грамотности родителей в воспитании; 3. помощь в организации и проведении мероприятий. | 1. Увеличения количества слушателей в проведении семейного досуга; 2. анкетирование родителей по вопросам воспитания детей. |
6. Уровень сформированности ключевых компетенций. | 1. Повышение уровня знаний; 2. повышение уровня исполнительской культуры. | 1. Результаты сформированности ключевых компетенций; 2. анкетирование участников проекта. 3. мониторинг по направлениям деятельности проекта. |
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Заключительный этап работы над проектом «Ковчег», включающий анализ итогов деятельности, систематизацию и оформление результатов, планируется в соответствии с поэтапным планом работы в рамках проекта на май – август 2025 года.
К важным результатам духовно-воспитательной и творческой работы на сегодняшний день следует отнести:
- интегрированный подход различных видов искусства и творческих коллективов необходим для успешной реализации основных принципов проекта;
- комплексный подход использования инновационных технологий развивающего обучения, средств ИКТ необходим в целях получения эффективных результатов деятельности в рамках проекта;
- личностно-ориентированный подход в соответствии с пожеланиями и запросами каждого ребенка формирует активную гражданскую позицию обучающихся и воспитанников;
- творческое сотрудничество всех участников образовательного процесса сказывается благоприятно на результатах учебной деятельности, коммуникативных отношениях всех участников проекта.
Использованная литература
- Взаимодействия в культуре / Колл. авт.; Отв. ред. К.Г. Рожко. – Тюмень, Вектор-Бук, 2004.
- Дуликов, В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. пособие / МГУКИ. - М.,
- Психология музыкальной деятельности. Теория и практика: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов высших педагогических учебных заведений / Под ред. Г.М. Цыпина. – М., Академия, 2003.