МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Учимся вместе» в рамках педагогического проекта «Ковчег»
Главная задача педагогики в области искусств сегодня состоит в обеспечении целенаправленного характера процесса формирования у обучающихся высокой художественно-информационной, нравственной культуры: воспитание интереса к творчеству, развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости, приобщение обучающихся к разнообразным видам художественной деятельности. Формирования художественно-информационной культуры средствами социально-культурной деятельности предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов образования и воспитания в области искусств, на первый план выдвигается решение образовательной ситуации воспитания личности ребенка, обладающего базовыми знаниями о мировой культуре, формирования его культурных потребностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств»
муниципального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Радужный
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Учимся вместе»
в рамках педагогического проекта «Ковчег»
Автор:
Жеребцова О.Я.,
преподаватель структурного подразделения
«Народные инструменты»
г. Радужный,
2021 г.
Структура методической разработки
Актуальность…………………………………………………………………….3
Цели и задачи...…………………………………………………………………..4
Лекция………………………………………………………………………….….5
Заключение………………………………………………………………………..9
Актуальность
Главная задача педагогики в области искусств сегодня состоит в обеспечении целенаправленного характера процесса формирования у обучающихся высокой художественно-информационной, нравственной культуры: воспитание интереса к творчеству, развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости, приобщение обучающихся к разнообразным видам художественной деятельности. Формирования художественно-информационной культуры средствами социально-культурной деятельности предполагает приобщение обучающихся к общечеловеческим и моральным ценностям, потребность в нравственном самосовершенствовании. Сегодня, когда происходит переоценка ценностей, идет активный поиск новых, более соответствующих требованиям времени методов образования и воспитания в области искусств, на первый план выдвигается решение образовательной ситуации воспитания личности ребенка, обладающего базовыми знаниями о мировой культуре, формирования его культурных потребностей.
Формирование развитой, гармоничной личности, владеющей определенными знаниями, умениями и навыками в области искусств, обладающей личным художественно-эстетическим вкусом – основная цель моей профессиональной деятельности. Приоритетными задачами являются удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в области художественного образования и эстетического воспитания, создание условий для всестороннего развития, самоопределения и самореализации обучающихся, формирование ценностных ориентаций в процессе социализации личности путем создания современного творческого развивающего образовательного пространства, формирование художественно-информационной культуры. Основными компонентами художественно-информационной культуры обучающихся являются чувства, эмоции, мышление, память, которые определяются через «художественно-информационное восприятие»; интересы, склонности, убеждения, потребности, которые определяются через «художественно-творческую активность»; знания, умения и навыки в области искусств, привычки, которые определяются через «художественный опыт». Воспитательная и развивающая функции, имеют основополагающее значение в развитии художественно-информационной культуры. Основой развития выступает духовное начало личности через активное творчество.
Психическое формирование целостной личности зависит не только от физического созревания, но и от духовно-нравственной атмосферы семьи, в которой ребёнок живет и развивается. Поэтому большое значение в формировании художественно-информационной культуры ребенка играет та среда, в которой он растет. Именно домашнее окружение играет значительную роль. В семьях, где любят искусство, культуру и готовы прийти на помощь в освоении художественного материала, творчество становится частью жизни маленького ученика. Деятельность преподавателей и родителей в интересах ребенка будет плодотворной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами. Только при постоянной поддержке родителей, единстве и согласованности действий взрослых может быть достигнута цель не только художественного, но и духовно-нравственного, культурного развития ребенка, создано единое воспитательное и образовательное пространство.
При хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы. Художественное воспитание в семье целесообразно рассматривать в качестве целенаправленного процесса создания и реализации оптимальных условий для гуманной адаптации индивида в художественно-информационной культуре, художественного продвижения личности, использования возможности окружающей среды в воспитании ребенка в области искусств, организации внешней среды, стимулирующей развитие ребенка, педагогизацию семейной среды, внесение педагогического ингредиента в микросреду детей путем формирования их интересов в области искусств, потребностей, формирование социально-педагогических основ художественного воспитания детей в семье.
Актуализация задачи развития системы семейного воспитательного воздействия, направленного на формирование художественно-информационной культуры обучающихся, является важной составляющей педагогического проекта «Ковчег» и данного мероприятия – лектория «Учимся вместе» в рамках этого проекта.
Реализация мероприятия в рамках проекта включает в себя учебно-воспитательную, методическую, просветительскую, творческую деятельность и концертную практику.
Цели и задачи
Целями данного мероприятия являются выявление и создание условий формирования художественно-информационной культуры обучающихся средствами социально-культурной деятельности, вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность, содействие объединению семьи и школы.
Для достижения поставленных целей необходимо решение задач:
- выработка коллективных решений и основных требований к воспитанию детей с учетом психофизических, мотивационных, эмоционально-волевых и интеллектуальных ресурсов ребенка, запросов и подготовки обучающихся, интеграция усилий семьи и преподавателей в деятельности по развитию личности ребенка;
- повышение психолого-педагогической культуры родителей, необходимой для формирования духовно- нравственной личности;
- развитие активной педагогической позиции родителей;
- привлечение каждой семьи к участию в жизни школьного коллектива;
- создание единого сообщества обучающихся, преподавателей, родителей для повышения эффективности образовательного процесса.
Целевая аудитория: родители обучающихся ДШИ, педагогические работники, жители города.
Функции данного мероприятия:
- формирование психолого-педагогической культуры родителей;
- духовно-нравственное воспитание ребенка;
- развитие социальной активности и творческого потенциала личности.
Общепедагогические принципы, выражающие общую воспитательную, просветительскую и культуротворческую направленность данного мероприятия и предопределяющие отбор методов и форм воспитательного воздействия:
- принцип дифференцированного подхода;
- принцип комплексного подхода;
- принцип систематичности;
- принцип добровольности и общедоступности;
- принцип инициативы и духовного наполнения досуга.
Поставленные цели и задачи, целевая аудитория, функции и общепедагогические принципы отбора методов и форм воспитательного воздействия определяют содержание сценария и жанр мероприятия «Учимся вместе» – лектория, как одной из форм создания единого сообщества преподавателей и родителей, в целях духовно-нравственного воспитания ребенка.
Механизмы включения родителей в образовательный процесс, в подготовку к данному мероприятию: обсуждение расписания дня обучающихся, контроль за выполнением домашних заданий.
Инструментарий включения родителей в образовательный процесс, в подготовку к данному мероприятию: составление расписания дня обучающихся, оформление стенда с расписанием дня.
Инструментарий обратной связи: коллективное обсуждение на родительском собрании.
Лекция
Главная особенность первоклассников – первичное осознание позиции обучающегося, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Ребенок убежден в том, что у него все должно получаться хорошо, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины.
Поступление ребенка в ДШИ – это принципиально новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации к школе. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. Ребенку нужна помощь и, в первую очередь, он нуждается в поддержке самых близких ему людей – родителей. Правильно организованное образовательное пространство на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни.
Главная забота родителей в период адаптации первоклассника к школе – поддержание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Ваше участие и интерес положительно скажутся на развитии познавательных способностей ребёнка. И эти способности вы также сможете ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем. Не сравнивайте ребёнка с одноклассниками в музыкальной школе. Уважайте индивидуальность своего ребёнка, любите и принимайте его таким, какой он есть. С пониманием относитесь к тому, что у вашего ребенка что-то не получается, даже если это кажется вам элементарным. Ваш ребенок не сможет сразу научиться играть как профессиональный музыкант. Запаситесь терпением. Помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе повторять? Когда же ты, наконец, научишься?» и т.п. – кроме раздражения с обеих сторон, ничего не вызовут. Лучше поддерживайте, подбадривайте ребенка. Показываете, что вы верите в его силы, что у него все получится, и он всего добьется.
С первых дней обучения в ДШИ необходимо настроить ребенка на серьезное отношение к посещению школы. Как известно, лучший прием воспитания это собственный пример, поэтому от Вашего отношения к ДШИ, будет зависеть отношение к ней вашего ребенка. Если вы будете интересоваться классической, живой музыкой, то и ваш ребенок будет увлечен ей. Слушайте такую музыку дома, смотрите и посещайте концерты классической музыки. Самая главная цель родителей в этот период – дать ребенку опыт самостоятельной работы, с первых же дней внушая, что только он сам ответственен за то, что происходит с ним в школе. Это очень важно на этой, самой главной ступеньке во взрослую жизнь. И ребенок в силу своих возрастных особенностей уже вполне способен принять и понять эту ответственность.
Первое время необходимо контролировать выполнение домашних заданий по музыке, пока ребенок не привыкнет к новому режиму дня. А режим дня должен быть у школьника обязательно. И даже если ваш ребенок уже не первоклассник в общеобразовательной школе и у него уже выработался свой режим, то с поступлением в ДШИ необходимо внести соответствующие изменения.
Ни в коем случае нельзя превращать занятия музыкой в наказание. Такие условия выработают негативное отношения к музыке у ребенка. Музыкой необходимо заниматься каждый день. В первом классе для этого достаточно 20-30 минут. На выходных можно устраивать семейные концерты, на которых дети смогут продемонстрировать вам выученные песенки или пусть даже упражнения.
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину: заниматься на инструменте надо постоянно, регулярно и без перерывов. Зимой и летом, в будни и в праздники. Музыка приучает ребенка к ежедневному труду, воспитывает в нем терпение, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, дает особое видение окружающего мира. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду.
При хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы, где родители сегодня могут стать единомышленниками преподавателя в деле приобщения ребенка к искусству и творчеству. Именно родители закладывают основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка. Наибольший эффект достигается там, где действие преподавателя совпадает с действием семьи. Успех музыкального развития детей зависит от того, насколько верно родители понимают цели и задачи музыкально-эстетического воспитания детей, а также от того, насколько осознается ими важность музыкального образования, его перспектива в отношении развития образного мышления ребенка, его эстетической культуры, воли, дисциплины, огромная сила эмоционального воздействия творчества на личность ребенка. В таких семьях дети становятся более дисциплинированными, великодушными, ответственными за свои успехи, серьезно относятся к своим занятиям и увлечениям.
Гармоничным взаимоотношениям детей и родителей мешают разнообразные «барьеры»:
занятости;
возраста;
воспитательных традиций;
дидактизма.
Отношение ребенка и семьи к занятиям в ДШИ, зачастую, осложнены специфическими особенностями школы, которые заключаются в том, что обучение музыкальному искусству подразумевает регулярную выработку определенного навыка (в игре на инструменте, сольфеджио, вокале и т.д.). Этот факт приводит к возникновению проблемы систематического выполнения домашнего задания, формирующего данный навык.
На этапе первоначального погружения в систематические занятия в ДШИ – необходима помощь родителей ребенку в установлении контакта с преподавателями, освоение нового распорядка дня и тренингового вида домашних заданий; поддержка при первых успехах и неудачах; наблюдение за психологическим и физическим состоянием ребенка, предупреждений ситуаций эмоционального дискомфорта.
- Помощь в выполнении домашнего задания.
На первоначальном этапе обучения ребенку потребуется помощь родителей в организации и выполнении домашнего задания. Поскольку музыкально-учебная деятельность становится для ребенка новым видом деятельности, ему могут быть сложны или непонятны некоторые из задач преподавателя, либо он может забыть то, о чем говорилось на занятии. В этом случае присутствие на уроке родителей или членов семьи просто необходимо ребенку. Данный этап может продолжаться в зависимости от усидчивости ребенка, его целеустремленности, но на начальном этапе он чрезвычайно важен, и если упустить данный момент, то в дальнейшем обучении могут возникнуть проблемы.
Система выполнения домашнего задания заключается в формировании правильных исполнительских движений, которые невозможны без многократной, систематической, каждодневной выработки навыка. Только в этом случае можно говорить об успешном овладении инструментом, на котором ребенок играет.
Требовательность и критичность со стороны родителей, наряду с родительской любовью, оказывают положительное влияние на формирование личности ребенка.
- Присутствие на уроке родителей или членов семьи.
Такой аспект семейного сопровождения может иметь две точки зрения. С одной стороны, для некоторых детей он необходим. Такие обучающиеся, чаще всего дошкольного или младшего школьного возраста, просто не могут запомнить и воспроизвести задания преподавателя, которые были продемонстрированы на уроке в виду малого объема памяти, недостаточной концентрации внимания, сложности восприятия материала и других физиологических факторов. В этом случае родители выступают для ребенка первоочередными помощниками, которые смогут объяснить алгоритм выполнения домашней работы, составленный совместно с преподавателем, проконтролировать результативность и эффективность ее выполнения.
Для успешного взаимодействия между обучающимися, родителями и преподавателями, родителям необходимо посещение родительских собраний, где предоставляется методика обучения детей, план работы, намечается перспектива совместной творческой деятельности.
- Домашние концерты.
Важным аспектом музыкально-эстетического воспитания являются семейные праздники и концерты. Такие концерты дети любят, с удовольствием к ним готовятся. Причем, не только усиленно повторяя музыкальную программу, но и оформляя пригласительные билеты.
- Приобщение ребенка к концертной деятельности.
С целью достижения результативности музыкального воспитания детей, необходимо разнообразить семейные формы музыкального образования и досуга. К таким формам относятся: посещение концертов на школьных и городских площадках, просмотр концертных программ и музыкальных конкурсов по телевидению.
- Формирование единой мировоззренческой позиции у преподавателей и родителей.
Приобщаясь к знаниям о музыкальном воспитании детей, родители сегодня могут стать единомышленниками педагога-музыканта в деле приобщения ребенка к музыке. Именно родители закладывают основы мировоззрения, морали, эстетических вкусов ребенка. Наибольший эффект достигается там, где действие педагога-музыканта совпадает с действием семьи. Успех музыкального развития детей зависит от того, насколько верно родители понимают цели и задачи музыкально-эстетического воспитания детей, а также от того, насколько осознается ими огромная сила эмоционального воздействия музыки на личность ребенка.
Следует отметить, что приобщение семей к музыкальному искусству способствует их сплоченности. В таких семьях дети становятся более дисциплинированными, великодушными, ответственными за свои успехи, серьезно относятся к своим занятиям и увлечениям. Данные выводы подтверждает известный психолог Г.С. Абрамова: «Успешность ребенка в учении определяется многими факторами, в том числе и верой родителей в его силы и возможности, родительской реальной помощью и поддержкой, а не очередной нотацией по поводу плохой оценки».
Заключение
По итогам обсуждения сделаны следующие выводы:
- разработана модель организации и проведения семейных занятий в качестве фактора художественного воспитания ребенка;
- обосновано содержание семейной художественно-педагогической среды, которая реализует воспитательные возможности искусства и творчества;
- определены педагогические функции родителей, необходимые для повышения их субъектного участия в семейных занятиях;
- разработаны механизмы взаимодействия родителей и детей в художественно-развивающем пространстве;
- созданы благоприятные условия формирования музыкально-информационной культуры, социализации и самореализации обучающихся посредством социально-культурной деятельности.
Удовлетворенность родителей образовательно-воспитательной деятельностью составила 100%.
Использование общепедагогических принципов, выражающих общую воспитательную и культуротворческую направленность данного мероприятия позволяет повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и культуру межличностного взаимодействия между участниками образовательного процесса.
Разработанный с учетом возрастных особенностей детей, запросов и потребностей родителей и детей сценарий направлен на формирование художественно-информационной культуры обучающихся средствами социально-культурной деятельности, развитие художественно-информационного восприятия и творческой активности, художественного опыта, повышение качества образовательного процесса на принципах добровольности и общедоступности социально-культурной деятельности.