МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Современные технологии обучения в классе народных инструментов
Актуальная задача модернизации российского образования – подготовка обучающихся к творческому решению проблем, возникающих в различных сферах их жизни. Социальные задачи в воспитании гармонично развитой, творческой личности, способной стимулировать экономический и социальный прогресс общества, ведут к необходимости выявления новых основ для наиболее полного развития творческого потенциала детей на начальном этапе их становления. Ребенок воспитанный творчески сможет перенести свои творческие способности на другие сферы деятельности в своей будущей практической работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»
муниципального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
городской округ город Радужный
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Современные технологии обучения
в классе народных инструментов
Автор:
Жеребцова О.Я., преподаватель структурного подразделения «Народные инструменты»
г. Радужный,
2022 г.
Структура методической разработки
Актуальность…………………………………………………………………….3
Цели и задачи...…………………………………………………………………..4
Технология проблемного обучения в классе народных инструментов….4
Ожидаемые результаты и направленность методической разработки………………………………………………………………………..7
Литература……………………………………………………………………….8
Актуальность
Актуальная задача модернизации российского образования – подготовка обучающихся к творческому решению проблем, возникающих в различных сферах их жизни. Социальные задачи в воспитании гармонично развитой, творческой личности, способной стимулировать экономический и социальный прогресс общества, ведут к необходимости выявления новых основ для наиболее полного развития творческого потенциала детей на начальном этапе их становления. Ребенок воспитанный творчески сможет перенести свои творческие способности на другие сферы деятельности в своей будущей практической работе.
Развитие творческого потенциала, ввиду его значимости для самореализации и духовного роста личности, приобретает в настоящее время особую актуальность, т.к. современный социум нуждается в творческих личностях, предрасположенных к нестандартному, инновационному мышлению. Испытанным средством формирования и развития творческих способностей, развития творческого потенциала личности в целом является музыкальное воспитание и обучение. Начальное музыкальное образование оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие личности и является одним из определяющих факторов развития способностей и интересов личностного и социального самоопределения детей.
Социальная потребность в творческих людях делает актуальным и необходимым обновление содержания образовательного процесса, использование в музыкально-педагогической практике технологий, способствующих развитию творческого потенциала обучающихся, обеспечивающих общекультурный рост, самореализацию и саморазвитие личности. Большой интерес представляют образовательные технологии, направленные на создание комфортных условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптацию их интересов к любой сфере человеческой жизни, в центре внимания которых – неповторимая личность, стремящаяся к реализации своих возможностей и способная на ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Эффективность учебного процесса может быть достигнута путем обновления содержания образования, осмысления и внедрения в музыкально-образовательную практику современной технологии проблемного обучения, нацеливающей образовательный процесс на актуализацию творческого потенциала детей и становление их субъектной позиции в процессе общения с музыкой при обязательном сохранении и укреплении здоровья.
Цели и задачи
Основным отличием проблемного обучения от традиционного - объяснительно-иллюстративного, является ориентация на исследовательскую деятельность обучающихся – как на самостоятельное исследование или через демонстрацию ее преподавателем, направленную на получение новых знаний в процессе решения практических и теоретических проблем.
Цель: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития творческого потенциала обучающихся класса народных инструментов посредством технологии проблемного обучения.
Задачи:
образовательные:
- формирование теоретических, исполнительских и творческих знаний, умений и навыков;
развивающие:
- развитие интеллектуально-деятельностных умений и навыков, познавательной активности, образного мышления, воображения, музыкального интеллекта, актуализация творческого потенциала;
воспитательные:
- воспитание сотрудничества, общительности, коммуникативности, толерантности, эмоционально-волевых характерологических черт;
здоровьесберегающие:
- создание комфортной психологической атмосферы, позитивного отношения к знаниям, уверенности в своих силах, формирование мотивации на исследовательскую деятельность;
социальные:
- формирование и развитие социально адаптивного и инициативно активного опыта, музыкально-эстетического вкуса, адаптация к условиям современной социокультурной среды;
Педагогическая направленность – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, развитие творческого потенциала.
Технология проблемного обучения в классе народных инструментов
Основными концептуальными подходами в педагогической деятельности являются личностно-деятельностный и системный подходы к развитию личности ребенка, концептуальное понимание личности как творческого субъекта.
Учебно-воспитательный процесс строится в рамках исследовательского подхода и обеспечивает следующие функции:
- информационную;
- обучающую;
- воспитывающую;
- развивающую;
- социализирующую;
- здоровьесберегающую.
Принципы проблемного обучения:
- самостоятельность обучающихся;
- развивающий характер обучения;
- интеграция и вариативность в применении различных областей знаний.
Методы и форма реализации:
- уровень проблемности – исследовательская работа; метод – исследовательский; форма реализации – проблемные практические и теоретические задания.
- уровень проблемности – частично-поисковый; метод – эвристический диалог; форма реализации – беседа эвристического характера.
- уровень проблемности – проблемное изложение; метод – проблемное изложение; форма реализации – лекция проблемного характера.
Для успешной реализации необходимо:
- стимулирование внутренней мотивации обучения;
- повышение познавательного интереса;
- формирование самостоятельности;
- развитие творческих способностей, воображения;
- формирование убеждений и эстетического вкуса;
- овладение первичными навыками исследовательской деятельности.
Организация учебной деятельности:
- создание преподавателем проблемной ситуации, направление обучающегося на ее решение, организация поиска решения;
- разрешение проблемной ситуации, в результате чего обучающийся приобретает новые знания и овладевает новыми способами действия, становится активным субъектом своего обучения.
Проблемная ситуация является основной категорией проблемного обучения, которая характеризуется тематической направленностью, содержательной значимостью, законченностью элементов, целесообразностью и посильностью ее решения, определенным психическим состоянием обучающегося, в основе которого лежит осознанное интеллектуальное затруднение. Ведущим компонентом проблемной ситуации является противоречие, выявленное и осознанное.
Формами организации проблемной ситуации может быть вербальное описание противоречий, показ проблемного опыта, формулировка проблемного задания.
Главный акцент в обучении делается не на трансляцию знаний, а на идеологию развития.
Главным условием становится включение обучающихся в практическую деятельность.
Для эффективности учебного процесса используется эмоциональное воздействие, аналитическое оценивание сложившейся ситуацию, метод наглядности. Словесное описание музыкального образа; придумывание названия произведения; анализ и сравнение двух и более вариантов исполнения одного и того же произведения активизируют учебно-познавательскую деятельность обучающегося:
Для создания оптимальных условий развития и реализации способностей необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся, их интересы и потребности, корректировать методы обучения в зависимости от конкретных возможностей, способностей и запросов ребенка.
В учебном процессе преподаватель помогает обучающимся в поиске источников, способных помочь им в работе над произведением, в организации самостоятельной исследовательской работы или сам является источником информации; координирует весь процесс, поддерживает и поощряет. Признание безусловной ценности обучающегося, создание обстановки позитивного оценивания, предоставление обучающемуся свободы выражения мыслей, чувств, состояний и действий являются эффективными психолого-педагогические условия стимулирующими познавательные ориентации, исследовательскую активность и творческую направленность личности.
Границы применимости проблемного обучения достаточно широки, однако, излагать проблемно весь материал нецелесообразно.
Ожидаемые результаты и направленность методической разработки
Организация и реализация в учебном процессе технологии проблемного обучения:
- формирование и развитие нестандартности мышления, творческого воображения самостоятельно думающей и действующей личности;
- формирование позитивной эмоциональной регуляции личности, мотивации к творческой деятельности и образовательному процессу;
- формирование музыкально-теоретических знаний, исполнительских и творческих умений и навыков;
обеспечивают эффективность образовательного процесса и формируют художественно-творческое пространство образовательной среды:
Ожидаемые результаты применения в учебном процессе технологии проблемного обучения:
- развитие познавательных способностей обучающихся;
- формирование творческого потенциала личности;
- обеспечение качества образовательного процесса;
- сохранение здоровья обучающихся;
- рост профессионализма преподавателя.
Психологической направленностью применения в учебном процессе технологии проблемного обучения является сохранение индивидуальности и укрепление здоровья обучающегося; осуществление индивидуально-личностного обучения, направленного на эмоциональное, социально- творческое развитие с учетом индивидуально-типологических и возрастных особенностей, психологических характеристик, опыта и направленность личности.
Социальной направленностью применения в учебном процессе технологии проблемного обучения является доступность качественного образования в индивидуальном темпе и реализуемость прав детей на свободное самоопределение в социокультурном пространстве; повышение эффективности обучения и воспитания; развитие психических, интеллектуальных и нравственных качеств, способностей, творческого потенциала ответственной и самостоятельно думающей и действующей личности; формирование социального, духовно-нравственного опыта, позитивной эмоциональной регуляции личности, улучшение эмоционального состояния и здоровья обучающихся и всех субъектов образовательного процесса.
Литература
Бондаревская Е. Смысл и стратегии личностно-ориентированного воспитания. Педагогика, № 1, 2001.
Бондаревская Е. Теория и практика личностно-ориентированного образования.- Ростов на Дону, 2000.
Бурдина Е. Художественно-педагогическая среда развития творческой одаренности личности. Общество и право, №4 - 2011.
Бурдина Е., Туравец Н. Педагогические технологии развития музыкальной одаренности детей на начальном этапе обучения. Культурная жизнь Юга России, №4 -2011.
Бурдина Е. Проблема развития творческой активности детей. - Краснодар, 2007.
Бурдина Е. «Творческая одаренность»: методические рекомендации для учителей в учреждениях дополнительного образования детей. - Новороссийск, 2008.
Бурдина Е. Педагогические условия развития творческой одаренности детей на начальном этапе обучения. Многоуровневая система художественного образования и воспитания: традиции и инновации: Сб. матер. - Краснодар, 2011.
Выготский Л. Педагогическая психология. - М., 2008.
Занков Л. Дидактика и жизнь. Избранные педагогические труды.- М., 1993.
Кременштейн Б. Воспитание самостоятельности учащегося.- М., 2003.
Мелик-Пашаев А. Педагогика искусства и творческие способности.- М., 2001.
Рубинштейн С. Основы общей психологии. 2-е изд. - СПб., 2002.
Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М., 2003.
Цыпин Г. Психология музыкальной деятельности. - М.,1994.