Методическая разработка «Никто не забыт, ничто не забыто» в рамках педагогического проекта «Ковчег»

В основе моей педагогической деятельности приоритетными задачами являются удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в области художественного образования и эстетического воспитания, создание условий для всестороннего развития, самоопределения и самореализации обучающихся, формирование ценностных ориентаций в процессе социализации личности, воспитание патриотизма и гражданственности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 , Федеральными Государственными Требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_nikto_ne_zabyt.docx197.29 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

муниципального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Радужный

image2

Методическая разработка

«Никто не забыт, ничто не забыто»

в рамках педагогического проекта «Ковчег»

Автор:

Жеребцова О.Я.,

преподаватель структурного подразделения

«Народные инструменты»

г. Радужный,

2024 г.

Структура методической разработки

Актуальность…………………………………………………………………….3

Цели и задачи...…………………………………………………………………..5

Сценарий…………………………………….э……………………………….….6

Заключение……………………………………………………………………….12

Актуальность

В основе моей педагогической деятельности приоритетными задачами являются удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества и государства в области художественного образования и эстетического воспитания, создание условий для всестороннего развития, самоопределения и самореализации обучающихся, формирование ценностных ориентаций в процессе социализации личности, воспитание патриотизма и гражданственности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», концепцией развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726 , Федеральными Государственными Требованиями к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Народные инструменты».

Выполнение поставленных задач базируется на педагогическом опыте и для более успешного их осуществления необходимым условием стало проведение внеклассного мероприятия, которое является перспективным для создания музыкально-творческого развивающего образовательного пространства через активизацию творческой деятельности для патриотического, нравственного воспитания обучающихся. Сущность данного мероприятия заключается в интеграции предметных областей искусства – музыки и поэзии и взаимодействии всех субъектов образовательного процесса, направленных на всестороннее развитие личности обучающихся. Единая природа всех видов искусства предполагает их взаимодействие и охват всех видов художественной деятельности в опоре на полихудожественные возможности каждого ребенка.

Основой развития выступает духовное начало личности через активное творчество. Такой опыт, влияет на формирование жизненных ориентиров.

Создание образовательной ситуации для эстетического воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся посредством музыкально-творческого развивающего образовательного пространства в школе и дома, обогащение сценического опыта обучающихся, способствующего раскрытию творческой индивидуальности детей, позволяет сформировать устойчивую мотивацию к творчеству, активизирует становление личностно-творческого потенциала обучающихся, создаёт у них комфортное эмоциональное состояние, формирует чувство удовольствия от музицирования, оптимизирует взаимодействие преподавателя, обучающегося и родителей.

Основы в воспитании ребенка закладывает, в первую очередь, семья, которая была, есть и будет важнейшим институтом воспитания ребенка. Семья является источником и опосредующим звеном передачи ребенку социально-исторического опыта, и, прежде всего, опыта эмоциональных и деловых взаимоотношений между людьми, оказывает значительную помощь школе в воспитании у ребёнка увлечения музыкой. В процессе домашней совместной творческой деятельности взрослого и ребенка - нахождение печатного материала о войне, подготовка родителями литературной и обучающимися музыкальной части мероприятия, происходит развитие нравственных качеств всех участников образовательного процесса. Родители с удовольствием принимают участие в разработке и подготовке концертных номеров, проведении общими усилиями творческих мероприятий.

Взаимодействие и установления тесного сотрудничества преподавателя с семьей ученика, основанное на организации учебно-воспитательного и музыкально-образовательного процесса играет важную роль для более эффективного педагогического воздействия, направленного на совершенствование образовательного процесса. Формирование единой мировоззренческой позиции у педагога и родителей, опыт совместной концертно-просветительской деятельности помогает в формировании партнерских, сплоченных отношений, взаимной поддержки, участия. Союз преподаватель – родители является самым действенным помощником в деле воспитания юного музыканта.

Для успешной реализации мероприятия необходимо установление творческого, доверительного общения, протекающего в форме сотрудничества, диалога - как способа межличностного и межкультурного общения – обучения, основанного на активном взаимодействии и создании максимально комфортных условий для саморазвития всех субъектов образовательного процесса. Творческая совместная деятельность преподавателя, обучающихся и родителей является необходимым звеном музыкального воспитания и реализуется на внеклассном мероприятии – музыкально-литературной гостиной «Никто не забыт, ничто не забыто» в рамках педагогического проекта «Ковчег».

Данное мероприятие ориентировано на:

  • воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  • воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • приобретение навыков творческой деятельности;
  • формирование коммуникативных навыков.

Данное мероприятие направлено на:

  • создание музыкально-творческого развивающего образовательного пространства – от творческой деятельности к познанию, для удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в области музыкально-художественного образования и эстетического воспитания;
  • установление взаимодействия с субъектами образовательного процесса;
  • создание условий для реализации личностных возможностей обучающихся, участия семьи в духовно-нравственном развитии детей;
  • развитие мотивации личности обучающихся к познанию и творчеству.

Цели и задачи

Цели:

  • формирование социального, духовно-нравственного опыта;
  • взаимодействие и сотрудничество субъектов образовательного процесса.

Задачи:

  • создание музыкально-творческого пространства образовательной среды дома и в школе, направленного на патриотическое воспитание;
  • актуализация творческого потенциала и формирование мотивации обучающихся на сознательную активную познавательную учебную и творческую деятельность;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • развитие интеллектуально-деятельностных умений и навыков, познавательной активности и интереса, расширение кругозора;
  • формирование и развитие социально адаптивного опыта обучающихся.

Форма проведения внеклассного мероприятия: тематическая музыкально-литературная композиция.

Ресурсы временные:

  • Подготовительный этап: февраль - апрель 2024г.
  • Внедренческий этап: май 2024 г.

Ресурсы информационные:

  • Музыкальный материал: музыка композиторов Д.Шостаковича, Р.Шумана.

Литературный материал: стихи Анна Ахматова, Ольга Берггольц, Алексей Сурков, Константин Симонов, Булат Окуджава, Александр Межиров.

Ресурсы организационные:

  • Сотрудничество с преподавателями ДШИ, педагогами и воспитанниками воскресной школы, родителями обучающихся.

Ресурсы материально-технические:

  • Концертный зал;
  • Оборудование: установка мультимедиа, компьютер;
  • Музыкальные инструменты: баяны, аккордеоны;
  • Оформление сцены: плакаты, рисунки военной тематики.

Целевая аудитория:

  • Обучающиеся и родители класса преподавателя Жеребцовой О.Я., преподавателями ДШИ, педагоги и воспитанниками воскресной школы, жители города.

В ходе реализации внеклассного мероприятия был разработан и спроектирован сценарий тематической музыкально-литературной гостиной по трем направлениям:

  • социальному – согласуется с социальным заказом государства и направлен на создание музыкально-творческого развивающего образовательного пространства через концертно-просветительскую деятельность;
  • образовательному – отображает основные направления учебной и воспитательной деятельности учреждений дополнительного образования детей, способствует расширению представления о процессах организации образовательной деятельности обучающихся;
  • личностному – способствует всестороннему, духовно-нравственному развитию, социализации личности обучающихся, личностному росту всех субъектов образовательного процесса.

Сценарий

Ты стала вновь могучей и свободной,
Страна моя!
Но живы навсегда
В сокровищнице памяти народной
Войной испепеленные года.

(Анна Ахматова)

………………………………………………

Знаю: утешеньем и отрадой
Этим строчкам быть не суждено.
Павшим с честью – ничего не надо,
Утешать утративших – грешно.

По своей, такой же, скорби - знаю,
Что, неукротимую, ее
Сильные сердца не обменяют
На забвенье и небытие.

Пусть она, чистейшая, святая,
Душу нечерствеющей хранит.
Пусть, любовь и мужество питая,
Навсегда с народом породнит.

(Ольга Берггольц)

………………………………………………..

Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.

(Алексей Сурков)

………………………………………….

Ах война, что ж ты сделала подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры,

На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом
солдат…
До свидания мальчики! Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад

Нет, не прячьтесь, вы будьте высокими
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите вы, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.

Ах война, что ж ты подлая сделала:
Вместо свадеб - разлуки и дым.
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестренкам своим.

Сапоги ну куда от них денешься?
Да зеленые крылья погон…
Вы наплюйте на сплетников, девочки,
Мы сведем с ними счеты потом.

Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки! Девочки,
Постарайтесь вернуться назад.

(Булат Окуджава)

………………………………………….

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: – Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
(Константин Симонов)

……………………………………..

27 января 2024 года исполнилось 80 лет со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками. Для всего мира подвиг ленинградцев останется образцом беспримерного подвига, мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний. Для всех ныне живущих, и для всех последующих поколений блокада Ленинграда навсегда останется одной из самых героических страниц истории Великой Отечественной войны, она всегда будет олицетворением несокрушимой силы духа и воли к победе.

Вставал рассвет балтийский ясный,
когда воззвали рупора:
Над нами грозная опасность.
Бери оружье, Ленинград!

Мы будем драться с беззаветной силой,
мы одолеем бешеных зверей,
мы победим, клянусь тебе, Россия,
от имени российских матерей.

(Ольга Берггольц)

………………………………………

Какая музыка была!
Какая музыка играла,
Когда и души и тела
Война проклятая попрала.

Какая музыка во всем,
Всем и для всех – не по ранжиру.
Осилим… Выстоим… Спасем…
Ах, не до жиру – быть бы живу…

Солдатам голову кружа,
Трехрядка под накатом бревен
Была нужней для блиндажа,
Чем для Германии Бетховен.

И через всю страну струна
Натянутая трепетала,
Когда проклятая война
И души и тела топтала.

Стенали яростно, навзрыд,
Одной-единой страсти ради
На полустанке – инвалид,
И Шостакович – в Ленинграде.

(Александр Межиров)

……………………………………….

В сентябре 1941 г., когда враг рвался к Ленинграду, по радио выступил композитор Д. Д. Шостакович. «Час тому назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического сочинения, — сказал композитор. — Если… удастся закончить третью и четвертую части, то тогда можно будет назвать это сочинение Седьмой симфонией». Так страна узнала о рождении великого произведения, известного всему миру как «Ленинградская симфония». Это произведение о войне, о стойкости и беспримерном мужестве советских людей, об их нерушимой вере в победу.

………………………………………..

Запись отрывок из «Ленинградской симфонии» Д.Д. Шостаковича.

…………………………………………

Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…

И если тьмы тевтонцев иль Батыя
Нашли конец на родине моей,
То нынешняя гордая Россия
Стократ еще прекрасней и сильней!

И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой – города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!

И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.

Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!

(Эдуард Асадов «Россия начиналась не с меча!»)

…………………………………………..

Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.

Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,

Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой ее ты в детстве увидал.

Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.

Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.

Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.

(Константин Симонов)

……………………………………………

Когда ты по свистку, по знаку,
Встав на растоптанном снегу,
Готовясь броситься в атаку,
Винтовку вскинул на бегу,

Какой уютной показалась
Тебе холодная земля,
Как все на ней запоминалось:
Примерзший стебель ковыля,

Едва заметные пригорки,
Разрывов дымные следы,
Щепоть рассыпанной махорки
И льдинки пролитой воды.

Казалось, чтобы оторваться,
Рук мало
надо два крыла.
Казалось, если лечь, остаться

Земля бы крепостью была.

Пусть снег метет, пусть ветер гонит,
Пускай лежать здесь много дней.
Земля. На ней никто не тронет.
Лишь крепче прижимайся к ней.

Ты этим мыслям жадно верил
Секунду с четвертью, пока
Ты сам длину им не отмерил
Длиною ротного свистка.

Когда осекся звук короткий,
Ты в тот неуловимый миг
Уже тяжелою походкой
Бежал по снегу напрямик.

Осталась только сила ветра,
И грузный шаг по целине,
И те последних тридцать метров,
Где жизнь со смертью наравне!
(Константин Симонов)

………………………………………..

С тех пор прошло немало времени. Как мало осталось в живых участников Великой Отечественной войны. Они уходят, унося с собой воспоминания о тех героях, кому мы обязаны мирной жизнью. Вот почему для вас, юных, так важно быть патриотом своей страны, помнить о боевых подвигах своих предков. Вам в наследство досталась прекрасная, богатая, могучая, гордая страна. Несите сквозь годы память о тех, кто ценой жизни сохранил ее для потомков.

…………………………………………..

Мы склоняем головы перед вечной памятью павших героев и благодарим тех, кто сумел своей жизнью и судьбой доказать, что наш народ способен не только вынести великие испытания, но и выйти из них победителем!

Спасибо солдатам минувшей войны!
За тяжелые раны,
За тревожные сны.
За то, что Отчизну спасли,
Сыновнему долгу верны,
Спасибо от тех, кто не знает войны!

……………………………………………..

Запись Р.Шуман «Грезы».

Pobeda

Заключение

Организация и реализация данного мероприятия обеспечивает:

  • развитие творческого потенциала, познавательных способностей и потребности в самоактуализации;
  • формирование позитивной эмоциональной регуляции субъектов образовательного процесса;
  • формирование гражданской позиции;
  • формирование творческих и исполнительских знаний, умений и навыков; повышение качества образовательного процесса.