МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Духовно-нравственное воспитание в классе народных инструментов» в рамках педагогического проекта «Ковчег»

Определяющая роль семьи в решении задач образования, воспитания, обучения обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Объединение усилий семьи и школы открывает путь к диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствует расширению границ межличностного общения.

Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей способствует совершенствованию духовно-нравственного и семейного воспитания, вносит осознанность в действия родителей, повышает уровень положительного отношения и доверия к преподавателям. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в процесс обучения ребенка в детской школе искусств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_1.docx33.47 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств»

муниципального образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

городской округ город Радужный

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Духовно-нравственное воспитание

в классе народных инструментов»

в рамках педагогического проекта «Ковчег»

Автор:

Жеребцова О.Я., преподаватель структурного подразделения «Народные инструменты»

г. Радужный,

2022 г.

Структура методической разработки

  1. Актуальность……………………………………………………………….3
  2. Цели и задачи...……………………………………………………………..4
  3. Этапы взаимодействия с родителями обучающихся в рамках педагогического проекта «Ковчег»………………………………………..6
  4. Сценарий лекции…………………………………………………………...7
  5. Заключение…………………………………………………………………9

  1. Актуальность

Определяющая роль семьи в решении задач образования, воспитания, обучения обусловлена ее глубоким влиянием на весь комплекс физической и духовной жизни растущего в ней человека. Объединение усилий семьи и школы открывает путь к диалогу, широкому социальному взаимодействию, способствует расширению границ межличностного общения.

Педагогическое просвещение, повышение педагогической культуры родителей способствует совершенствованию духовно-нравственного и семейного воспитания, вносит осознанность в действия родителей, повышает уровень положительного отношения и доверия к преподавателям. Сегодня нельзя заниматься детьми отдельно, не оказывая педагогического влияния на взрослых, не вовлекая семью в процесс обучения ребенка в детской школе искусств.

Музыкальное образование ребенка характеризуется своей особой ролью в развитии личности ребенка, воздействуя на интеллект, эмоциональную и духовно-нравственную сферу, формирование музыкально-исполнительских, творческих способностей, воспитание общей культуры, а тесное сотрудничество с родителями способствует формированию нравственной, социально значимой, способной к самосовершенствованию и самореализации, а значит счастливой личности. Именно домашнее окружение в начальный период обучения игре на баяне играет большую роль. В семьях, где любят музыку, где, несмотря на занятость, родители готовы прийти на помощь ребенку в освоении нового, неизведанного, музыка становится для маленького ученика частью его жизни.

Обучение игре на инструменте – процесс длительный. И только при постоянной поддержке родителей, единстве и согласованности действий преподавателя и родителей может быть достигнута цель обучения ребенка игре на баяне, создано единое образовательное и воспитательное пространство не только для ребенка, но и культурного и педагогического просвещения его родителей.

Деятельность преподавателя и родителей в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками и партнерами, если семья будет выступать не только в роли социального заказчика образовательных услуг, но и в роли субъекта воспитательного процесса.

Чтобы родители стали активными помощниками и единомышленниками преподавателя, необходимо вовлечь их в жизнь ДШИ, постоянно держать в курсе всех событий, давать им элементарные знания в области музыкальной педагогики, чтобы они могли помочь ребенку правильно организовать занятия музыкой дома.

Поскольку использование музыки в семье зачастую носит стихийный характер и родителями не осознается в педагогическом контексте, то возникают противоречия, разрешимость которых возможна путем построения образовательной ситуации по взаимодействию с родителями обучающихся в целях духовно-нравственного воспитания детей, создания психолого-педагогических условий для реализации задач развития и реализации потенциальных возможностей личности обучающихся.

Для разрешения противоречий и решения образовательной ситуации основными направлениями организации взаимодействия преподавателя и родителей являются творческие формы сотрудничества в рамках педагогического проекта «Ковчег» – тематические внеурочные мероприятия и собрания-концерты, открытые уроки, индивидуальные беседы и тематические консультации родителей, на которых родителям оказывается психолого-педагогическую помощь по вопросам воспитания, образования и развития детей, актуальным вопросам обучения.

  1. Цели и задачи

Основными целями организации взаимодействия с родителями обучающихся в рамках разработанного мероприятия являются:

  • вовлечение родителей в педагогический процесс, направленный на творческое развитие обучающихся класса народных инструментов;
  • создание системы просвещения родителей;
  • формирование культурных потребностей обучающихся и их родителей.

Задачи организации взаимодействия с родителями в рамках разработанного мероприятия являются:

  • повышение уровня психолого-педагогической культуры, компетентности родителей по вопросам духовно-нравственного воспитания детей;
  • развитие мотивации обучающихся и их родителей к занятиям музыкой;
  • развитие творческих способностей обучающихся, навыков выступления перед аудиторией;
  • совершенствование навыков общения.

Целевая аудитория: обучающиеся класса народных инструментов преподавателя Жеребцовой Ольги Янировны, родители и члены их семей; педагогические работники и воспитанники воскресной школы прихода Св. Пр. Иоанна Кронштадтского; преподаватели МАУ ДО «ДШИ»; жители города.

Функции разработанного мероприятия:

  • формирование духовно-нравственных ориентиров;
  • развитие социальной активности и творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

Общепедагогические принципы разработанного мероприятия, предопределяющие отбор методов и форм воспитательного воздействия:

  • дифференцированного подхода;
  • комплексного подхода;
  • добровольности и общедоступности;
  • инициативы и духовного наполнения досуга.

Поставленные цели и задачи определяют жанр внеклассного мероприятия «Духовно-нравственное воспитание в классе народных инструментов», как тематической лекции-концерта преподавателя Жеребцовой Ольги Янировны в рамках педагогического проекта «Ковчег».

Единство факторов духовно-нравственного воспитания и педагогизации музыкальной среды, функции и общепедагогические принципы, выражающие общую воспитательную, просветительскую и культуротворческую направленность данного мероприятия определяют содержание мероприятия, которое отображено в разработанном сценарии с учётом запросов и потребностей родителей и детей, особенностей развития и уровня подготовки, индивидуально-типологических и возрастных особенностей, психологических характеристик в соответствии с целями учебно-воспитательной работы ДШИ, стратегическими ориентирами развития образования в ХМАО-Югре, направленными на повышение качества образовательных услуг. Содержание мероприятия направлено на создание современного образовательного пространства, формирование духовно-нравственных ценностей, развитие мотивации у родителей и детей к учебной и творческой деятельности, сотрудничеству и взаимодействию и включает в себя психолого-педагогическое просвещение родителей в вопросах образования и воспитания юного баяниста через организацию совместного досуга посредством проведения концертно – просветительского мероприятия.

Правовые основы мероприятия:

  • реализация дополнительных предпрофессиональных и развивающих общеобразовательных программ в области искусств;
  • обеспечение высокой эффективности образовательного процесса;
  • создание условий для самореализации каждого человека, развития его способностей, в соответствии с потребностями и уровнем подготовки, особенностями развития, способностями и интересами личности; предоставление условий для развития творческих способностей и интересов, привлечение наибольшего количества детей и родителей к творческой деятельности, формированию заинтересованной аудитории и слушателей;
  • предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм и методов обучения и воспитания;
  • обеспечение прав педагогических работников, обучающихся и их родителей для согласования интересов участников отношений в сфере образования.

Этапы разработки и проведения мероприятия:

  • подготовительный – мониторинг запросов и потребностей родителей и детей, разработка сценария, подготовка лекций и концертных номеров, оформление зала;
  • практический – проведение тематической лекции-концерта;
  • аналитический – рефлексия данного мероприятия.

  1. Этапы взаимодействия с родителями обучающихся в рамках педагогического проекта «Ковчег»

Механизмы включения родителей в образовательный процесс при подготовке и проведению данного мероприятия:

  • подготовительный этап – на родительском собрании определяются цели и задачи внеклассного мероприятия, согласовываются сроки проведения, составляется план подготовки, распределяются задачи и обязанности по подготовке мероприятия; на индивидуальных беседах и тематических консультациях осуществляется обсуждение по реализации поставленных задач под руководством преподавателя;
  • практический этап – родители принимают участие в качестве слушателей лекции и концерта, участников мониторинга по обсуждению итогов внеклассного мероприятия;
  • аналитический этап – на общем собрании класса родители принимают участие в мониторинге по обсуждению итогов внеклассного мероприятия.

В рамках реализации данного мероприятия преподаватель выступает как:

  • организатор образовательного процесса;
  • гарант создания ситуации успеха обучающихся;
  • консультант для родителей по вопросам организации занятий музыкой в домашних условиях с целью достижения устойчивых положительных результатов обучения ребенка игре на баяне.

Родители выступают в качестве:

  • участников образовательного процесса;
  • создателей условий для занятий ребенка музыкой, для развития личности своего ребенка;
  • организаторов домашней музыкальной среды для воспитания ребенка.

Инструментарий включения родителей в творческий процесс подготовки к внеклассному мероприятию:

  • совместная разработка и утверждение программы лекции;
  • организация домашней подготовки исполнителей и репетиций;
  • оформление зала к проведению мероприятия;
  • участие в мониторинге по вопросам воспитания в семье, запросов и потребностей родителей и детей, участие в опросе и заполнение анкет по вопросам удовлетворенности родителей образовательной деятельности ДШИ.

Инструментарий обратной связи:

  • индивидуальные беседы, тематические консультации;
  • общение в контактной группе WhatsApp;
  • коллективные обсуждения на родительских собраниях по вопросам подготовки, итогам внеклассного мероприятия и удовлетворенности родителями обучающихся образовательно-воспитательной деятельностью ДШИ.

Результативность участия родителей в образовательном процессе определяется посредством анализа посещения родителями родительских собраний, концертов, результатов отзывов родителей о качестве содержания, оформления, полезности информационных материалов, разработанных преподавателем.

По итогам опроса удовлетворенность родителей образовательным процессом составляет 100%.

  1. Сценарий лекции

Внеурочное мероприятие – лекция-концерт, посвящено теме воспитания юного баяниста.

Вы привели ребенка в Детскую школу искусств. При этом надеетесь, что ваш ребёнок станет музыкантом или композитором. А теперь представим, что всё сложится не совсем так...

Что, если из вашего ребёнка не получится баяниста, и он в будущем выберет другую профессию? Означает ли это, что силы, время и деньги потрачены зря? Да и вообще – нужна ли ребёнку музыка, если он не станет музыкантом?

Содержание обучения игре на баяне включает в себя специальные умения и навыки в тесной связи с музыкальными знаниями, опытом исполнительской деятельности и эмоционально-ценностным отношением к миру музыки, духовно-нравственным развитием ребенка.

Обучение музыке тесно связано с нравственным воспитанием. Известный отечественный искусствовед А.В. Луначарский сказал мудрые слова: «Образованный человек – это человек, в котором доминирует образ человеческий». То есть способный к сопереживанию, умеющий в любви и в ненависти сохранить человеческое лицо.

Мы много внимания уделяем умственному воспитанию. Сегодня неграмотный человек – музейная редкость. Завтра такой же редкостью станет человек, не имеющий среднего образования. Хуже обстоит дело с нравственным воспитанием. С воспитанием культуры человеческих чувств. Есть все основания говорить о «ножницах» между эмоциональным и интеллектуальным развитием личности. Интеллектуальное развитие часто опережает эмоциональное.

Опасность не в том, что машины начнут думать по-человечески, а в том, что человек начнёт думать, как машина. Если ребёнка не воспитать эмоционально, он превратится в робота. Перестанет мечтать, любить и сопереживать.

Порой родители прилагают все силы, чтобы их дети поступили в престижную школу, получили аттестат или диплом с отличием, и забывают о развитии духовного мира ребёнка. И тогда вырастают люди с неразвитой эмоциональной сферой, не способные к жалости и сочувствию.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, опрашивая подростков в колонии для несовершеннолетних, обратил внимание, что они, в подавляющем большинстве своём, не любили серьёзной музыки. Наверное, это не случайно. Классическая музыка оказывает положительное влияние на развитие духовно-эмоциональной сферы.

Главной задачей музыкального обучения и воспитания в Детской школе искусств является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на духовный мир ученика.

У ребёнка мало знаний и опыта, но его эмоциональный мир необыкновенно ярок и сложен. Он обострённо чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Обучение музыке способно сохранить в детях эту свежесть и обострённость чувств. «Каждому ребёнку необходимо, чтобы его ласкали, улыбались ему, любили его и были с ним нежны, – писал известный американский педагог Бенджамин Спок. – Дети с неразвитой эмоциональной сферой вырастают холодными и замкнутыми». Одним из важнейших средств эмоционального развития становится музыка, для которой язык эмоций родной.

Слушая музыку, исполняя её, пытаясь выразить чувства, охватившие их при этом, даже немного выдумывая, дети учатся доброте, душевной тонкости.

О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали ещё древние. Пифагор, который больше известен нам как математик и астроном, сказал своё слово и в античной эстетике. «Смешивая различные мелодии, как лекарства, – свидетельствует его современник, – он легко приводил к противоположному состоянию страсть, неуемную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков к добродетели».

Пифагорейцы провозглашали музыку особым искусством, даром богов. Силой, которая очищает, облагораживает душу человека. Они считали, что звуки родственны чувствам и потому рождают в душе отклик. Из этого делался вывод о воспитательном воздействии музыки. Последователи Пифагора добивались, чтобы музыка перешла в ведение государства, так как в таком серьёзном с общественной точки зрения деле, как музыкальное искусство, недопустимы риск и произвол. Они искали «целебные составы» мелодий танцевальных движений и ритмов, способных обуздать крайность страстей, очистить их от зла.

Другой древнегреческий философ, Платон, сочувствующий эстетическим взглядам Пифагора, писал, что «...ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведёт к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой».

Мысль Платона развил Аристотель: «Не должна ли музыка помимо того, что она доставляет обычное наслаждение, служить и более высокой цели, а именно производить своё воздействие на человеческую этику и психику? Что музыка влияет на моральные качества, доказывает, помимо многого иного, песни Олимпа, которые, по общему признанию, наполняют душу энтузиазмом, который есть эффект этического порядка в нашей психике».

Древнегреческий философ Демокрит рекомендовал слушать музыку при инфекционных заболеваниях.

Большое значение правильному музыкальному воспитанию придавали и в Древнем Китае. В представлении древних китайцев музыка была символом порядка и цивилизации. По их мнению, каждый образованный человек должен был уметь играть на том или ином музыкальном инструменте.

С восприятия и познания красоты начинается воспитание эмоциональной культуры. Эмоциональная же культура, в свою очередь, стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над смыслом тех или иных нравственных критериев. Таким образом, эмоции и мышление тесно связаны между собой. И.П. Павлов писал, что «...главный импульс для полушарий коры головного мозга идёт из подкорки. Если исключить эти эмоции, то кора лишается главного источника силы».

Какими вырастут наши дети? Всё это зависит только от нас с вами.

Мне очень хочется, чтобы доброжелательная атмосфера, взаимоуважение и сотрудничество, установившиеся между нами в процессе подготовки и проведения данного мероприятия, стали стимулом для совместной творческой работы, направленной на интеллектуальное, художественно-эстетическое и духовно-нравственное развитие детей, мотивацией к учебной деятельности.

Наша с вами совместная деятельность поможет сделать учебный процесс увлекательным, результативным и успешным для каждого ребенка.

  1. Заключение

В условиях творческой деятельности, сложившейся в процессе разработки мероприятия были установлены равноправные партнерские отношения, создана атмосфера взаимоподдержки и общности интересов определены психолого-педагогические принципы взаимодействия всех участников образовательного процесса на основе сотрудничества, уважения, взаимопонимания, на принципах открытости, информированности, соотношения деятельности преподавателя с ожиданиями и запросами родителей и детей. В сложившемся педагогическом союзе была сформирована единая позиция в отношении обучения и воспитания детей, сформирован опыт совместной творческой деятельности.

В процессе разработки данного мероприятия был получен опыт организации взаимодействия с родителями в рамках реализации педагогического проекта «Ковчег», были разработаны инструменты самодиагностики по рефлексии полученного опыта, представляющие собой анализ и мониторинг результатов совместной творческой и учебной деятельности всех участников образовательного процесса.

По итогам самоанализа педагогической деятельности и результатов самодиагностики полученного опыта сделаны следующие выводы:

  1. Разработан и составлен сценарий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, запросов и потребностей родителей и детей.
  2. В процессе разработки данного мероприятия созданы благоприятные условия формирования культурно-образовательной среды для духовно-нравственного и творческого развития, социализации, самореализации обучающихся в школе и дома; в процессе подготовки и проведения мероприятия использовались новые формы и методы общения с родителями – мониторинг запросов и потребностей родителей и детей.
  3. Определены основные принципы коммуникации преподавателя с родителями и детьми.
  4. Использование общепедагогических принципов, выражающих общую воспитательную, просветительскую и культуротворческую направленность данного мероприятия, форм и методов воспитательного воздействия позволило повысить психолого-педагогическую грамотность родителей и культуру межличностного взаимодействия между детьми и взрослыми. Удалось добиться максимальной заинтересованности и творческой активности всех участников образовательного процесса.
  5. Формирование единой мировоззренческой позиции в обучении и воспитании ребенка, партнерских отношений, опыта совместной деятельности, установление тесного сотрудничества преподавателя с родителями обучающихся, основанное на организации учебно-воспитательного процесса играет важную роль для более эффективного педагогического воздействия, направленного на совершенствование образовательного процесса.

В процессе подготовки и проведения мероприятия удалось добиться максимальной заинтересованности и активности всех участников образовательного процесса. Вовлечение родителей в образовательный процесс дополняет и усиливает педагогическое воздействие на духовно-нравственное воспитание детей, способствует повышению уровня мотивации к музыкальному образованию.

Системное планирование работы с семьей в рамках педагогического проекта «Ковчег» способствует повышению психолого-педагогических знаний, воспитанию культуры взаимоотношений, помогает освоить родителям практические знания и умения в музыкальном образовании.