СОЛИСТЫ И ОРКЕСТР 2024 ГОД
Предварительный просмотр:
Добрый вечер, друзья!
Мы начинаем наш традиционный концерт «Солисты и оркестр».
И по нашей традиции мы знакомим нашего слушателя с жизнью и творчеством авторов наших произведений.
1. Антонио Лучио Вивальди, венецианский композитор и скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник, родился в 1678 году. Представьте, в марте 2023 года исполнилось 345 лет со дня рождения Великого Маэстро!
При жизни Вивальди достиг зенита европейской славы, но сразу же после смерти его ожидало забвение на 200 лет. Чудо произошло лишь в начале XX века: с 1912 по 1926 годы была найдена большая часть его произведений, и за короткое время его музыка облетела весь мир. В наши дни Антонио Вивальди снова в центре всеобщего внимания.
Жизнь и творчество Антонио Вивальди неразрывно связаны с Венецией. Этот город весь был наполнен музыкой. Песни гондольеров, оперные арии звучали повсюду. Венеция была обетованным местом и для великих инструменталистов, в первую очередь скрипачей. Наряду со знаменитым оперным бельканто здесь безраздельно царила не менее знаменитая скрипичная кантилена, в которой Вивальди принадлежало одно из первых мест.
Музыкальное дарование у Вивальди проявилось очень рано, а первым и главным учителем был отец.
Отец Антонио, Джованни Батиста Вивальди, был и парикмахером и музыкантом. Такое, на первый взгляд, необычное сочетание, не было редкостью в Италии того времени. Почти в каждой парикмахерской наряду с ножницами, бритвой и щипцами для завивки к услугам клиентов предлагались музыкальные инструменты, за игрой на которых они могли приятно скоротать время. Каждый раз образовывались различные составы инструментов. Музицируя с клиентами, Джованни Батиста постепенно настолько увлекся искусством звуков, что совершенно забросил свое ремесло брадобрея и стал достаточно виртуозным скрипачом-профессионалом.
Его даже пригласили в капеллу собора Святого Марка, крупнейший оркестр Италии второй половины XVII века, и для Антонио началась новая жизнь. Четыре органа, большой хор, оркестр — величественное звучание музыки поражало воображение. Семилетний Антонио не пропускал ни одной репетиции, жадно впитывал музыку прославленных мастеров. А в возрасте десяти лет часто замещал в оркестре своего отца, когда тот выступал за пределами Венеции, в 13 лет сам начал писать музыку.
Однако поначалу отец Антонио, возможно, из-за слабого здоровья сына, решил сделать его священником: ведь духовный сан всегда обеспечит положение в обществе. И вот Антонио начал подниматься по церковной лестнице: уже в 15 лет его посвятили в сан аббата, к 25 годам он закончил духовное обучение — получил сан священника и право служить мессы. Все эти годы молодой человек исправно постигал церковные науки, но его сердце тянулось к творчеству, и вот, наконец, он мог сам решать, что ему делать. Служить мессы он вскоре перестал, ссылаясь на сильные приступы астмы. Музыка стала главным его занятием!
Наш коллектив тоже не боится экспериментировать и в ля минорном концерте, написанном для скрипки и оркестра, будут солировать сразу пятеро: Гриценко Екатерина, Котина Екатерина, Лодеск Маргарита, Колкнева Ульяна, Коробчук Милана (классы преподавателей Андричук Е.Б., Березиной Л.В.).
На сцене – Камерный оркестр ДШИ. Руководитель заслуженный деятель культуры ХМАО-Югры Березина Л.В., концертмейстер Малышева Н.В..
Антонио Вивальди, Концерт ля минор для скрипки с оркестром, 1 часть. Исполняют солисты и Камерный оркестр.
И так, Антонио Вивальди родился в 1678 году в Венеции, а через 7 лет, в 23 февраля 1685 г в немецком городе Галле, родился Георг Фридрих Гендель
Отец Генделя всячески противился его увлечению музыкой, утверждая, что музыка – это, конечно, хорошо, но она тянет максимум на развлечение, а не на серьёзную профессию для серьёзного человека. К счастью, будущий композитор его не послушался. Его судьба сложилась вполне удачно и, в отличие от многих знаменитых гениев музыки, ему было что оставить наследникам.
Гендель писал свое завещание в течение ряда лет и с рядом дополнений и завершил свое завещание (с последним дополнением) за три дня до своей смерти. Завещание Генделя начинается со следующего текста:
Во Имя Бога, аминь. Я, Георг Фридерик Гендель, учитывая неопределенность человеческой жизни, выражаю свою Волю следующим образом, а именно: Я завещаю Питеру де Леблону, моему слуге - мою одежду, постельное белье и 300 фунтов стерлингов, остальным слугам - Заработная плата за один год. Я завещаю мистеру Кристоферу Смиту: Мой большой клавесин, мой маленький домашний орган, мои музыкальные книги и 500 фунтов стерлингов… и так далее… В завещании числились, кроме слуг, многочисленные родственники великого композитора – племянники и племянницы, вдовы родственников, их дети, дяди, тёти, и т.д., и Гендель, который прожил 74 года и пережил многих своих близких, только и сокрушался, что всё меньше остаётся людей, о которых он мог бы позаботиться.
На прошлом нашем концерте мы много говорили о жизни и творчестве Генделя, а сейчас мне хочется просто объявить номер.
Г. Гендель. Концерт си бемоль мажор, Concerto grosso для 2-х фортепиано, часть 4, Исполняют Березкина Анастасия, Капирулина Виктория (класс преподавателя Малышевой Н.В.) и оркестр.
3. С разницей в один месяц и на расстоянии двух километров от Генделя, в немецком городе Айзенах, Саксен-Эйзенах, 21 марта 1685 года родился И. С. Бах.
Три великих композитора жили и творили в одно время и никогда не встречались. Вивальди в Венеции (Италия), Гендель и Бах – в Германии. Три очень разные судьбы, которые объединило одно – бессмертие после смерти.
Бах — автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени (кроме оперы). Творческое наследие Баха интерпретируется как обобщение музыкального искусства барокко. Убеждённый протестант, Бах написал много духовной музыки. Его Страсти по Матфею, Месса h-moll, кантаты, инструментальные обработки протестантских хоралов — признанные шедевры мировой музыкальной классики. Бах известен как великий мастер полифонии, в его творчестве барочная полифония достигла наивысшего расцвета.
Многие крупные композиторы, например Моцарт и Бетховен, знали и любили творчество Иоганна Себастьяна Баха. Их воспитывали на произведениях Баха с самого детства.
Однажды при посещении Школы Св. Фомы Моцарт услышал одно из произведений Баха и воскликнул: «Здесь есть чему поучиться!» — после чего, попросив ноты, долго и упоённо изучал их.
Бетховен очень ценил музыку Баха. В детстве он играл прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира», а позже называл Баха «истинным отцом гармонии» и говорил, что «не Ручей, а Море ему имя» (слово Bach по-немецки значит «ручей»).
Сегодня исполнители музыки Баха разделены на два лагеря: предпочитающих «исторически ориентированное исполнение», то есть с использованием инструментов и методов эпохи Баха, и исполняющих Баха на современных инструментах. Во времена Баха не было таких больших хоров и оркестров, как, например, во времена Брамса, и даже наиболее масштабные его произведения — такие, как месса си минор, не предполагают исполнение большими коллективами. Кроме того, в некоторых камерных произведениях Баха вообще не указана инструментовка, поэтому сегодня известны очень разные версии исполнения одних и тех же произведений. Бах встречался с И.Г. Зильберманом и обсуждал с ним устройство его нового инструмента, внеся вклад в создание фортепиано. Музыка Баха для одних инструментов часто перекладывалась для других, например, Бузони переложил некоторые органные произведения для фортепиано.
В популяризацию музыки Баха в XX веке внесли свой вклад многочисленные «облегчённые» и «осовремененные» версии его произведений в том числе с использованием синтезатора. Обрабатывали музыку Баха и джазовые музыканты.
Давайте послушаем Концерт для 2-х скрипок и оркестра ре минор И.С. Баха, 1 часть. Исполняют Степасюк Анна, Успанова Аина (класс преподавателя Березиной Л.В.) и камерный оркестр.
4. «Народ сочиняет музыку, а мы, композиторы, только аранжируем её» — эти крылатые слова были сказаны полтора века назад великим русским композитором Михаилом Ивановичем Глинкой. Слова эти, конечно, не надо понимать в их прямом смысле, тем более что сам Глинка редко пользовался в своих сочинениях мелодиями народных песен. Смысл этих слов в том, что композитор должен учиться у своего народа думать, чувствовать и творить.
В репертуаре нашего оркестра аранжировки русских народных песен.
Русская народная песня «Степь да степь кругом»
5. Наш оркестр расширяет рамки условностей жанра и находит новые краски для выражения темы. Пример тому – исполнение русской народной песни Камерным оркестром совместно с русским народным инструментом – домрой.
Русскую народную песню «То не ветер ветку клонит» исполняют солисты: Барбазюк Альберт, Киммель Елизавета (класс преподавателя Дайнеко А.А.) и оркестр.
6. Ян Абрамович Френкель — советский композитор, скрипач, певец, актер, народный артист СССР. Его популярность была огромной, послушать мелодичные душевные песни и проникновенный бархатистый баритон собирались большие залы. Произведениями композитора и по сей день заслушиваются сотни тысяч выходцев из советских республик, выросших на них.
Френкель появился на свет 21 ноября 1925 года в Киеве и умер 25 августа 1989 г. Его отец Абрам Натанович был парикмахером (как и отец Вивальди), а также играл на скрипке на еврейских свадьбах и праздниках. Мать, Нина Наумовна, работала белошвейкой.
В семье подрастали пятеро детей: два мальчика и три девочки. Старшие сестры учили маленького Яна читать. Из всех детей именно его отец решил всерьез обучать игре на скрипке. Уже в четыре года будущему композитору дали в руки инструмент. Занятия проходили по книге Леопольда Ауэра «Моя школа игры на скрипке».
Когда началась Великая Отечественная война, Френкель решил уйти на фронт и искусственно увеличил свой возраст, ведь ему было всего 15 с половиной. В официальных документах он изменил год рождения на 1920-й, чтобы его зачислили в Оренбургское военное училище. Вопросов ни у кого не возникло, поскольку в молодости Ян Абрамович уже был хорошо сформирован физически, рост у него был 185. Так по всем документальным свидетельствам он стал старше на пять лет.
Песня композитора Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе на русский язык Наума Гребнева – Одна из лучших и популярнейших на родине и во всём мире русскоязычных песен о войне была написана в 1969 году. «…Слова этой песни имели конкретный адрес - миллионам павших, не вернувшихся с полей сражений Отечественной войны. Но в то же время не вижу причин, по которым нельзя посвящать „Журавлей“ жертвам войн всех времён», - писал позже Расул Гамзатов.
Я. Френкель, сл. Р. Гамзатова. «Журавли», Исполняют: Рузанкин Андрей (класс преподавателя Грязовой Н.Н.) и оркестр
7. Андрей Павлович Петров, советский и российский композитор, общественный деятель, родился 2 сентября 1930 года в Ленинграде в семье военного врача Павла Платоновича Петрова и художницы Ольги Петровны Ваулиной, дочери знаменитого художника-керамиста Петра Кузьмича Ваулина. Детство композитора прошло на Васильевском острове. Семья жила в одной из комнат пятикомнатной квартиры.
Музыкой Андрей Петров стал заниматься сравнительно поздно – в восемь лет приступил к изучению основ игры на рояле, в десять начал учиться играть на скрипке во Дворце пионеров. Больше других видов искусств его привлекала литература, Андрей любил читать, сам сочинял рассказы и мечтал стал писателем.
«Книги влекли меня за собой в какой-то особый, красивый, поэтичный мир. Думаю, замечательные книги повлияли на мой характер, и поэтому я вырос открытым и поэтичным человеком», - рассказывал Андрей Павлович.
Тем-не менее, он окончил ленинградское музыкальное училище имени Николая Римского-Корсакова и ленинградскую консерваторию по классу композиции.
Андрей Петров был народным артистом СССР, лауреатом Государственной премии Российской Федерации, двух Государственных премий СССР и Премии Президента Российской Федерации.
В своём творчестве он развивал традиции русской классической музыки.
Андрей Петров написал музыку к 91 фильму в период с 1961 по 2006г.
Лучшие из них: Белый Бим Черное ухо, Служебный роман, Из жизни Федора Кузькина, Берегись автомобиля, Жестокий романс.
Лучшие сериалы: Батальоны просят огня, Благородный разбойник Владимир Дубровский, Петербургские тайны.
Резо Габриадзе, режиссёр, драматург, художник, скульптор говорил о нём: «Когда вспоминаешь, когда и где ты познакомился с Андреем Петровым, – путаешься, потому что знакомство с таким человеком происходит гораздо раньше, чем ты знакомишься с ним реально: он везде, он звучит, он – мостик между одним счастьем и другим счастьем…»
Действительно, кто помнит, где и когда впервые услышал песни: «Я шагаю по Москве», «На кургане», «Голубые города», «Песня о моем отце».
«Композитор Эдуард Колмановский говорил про Петрова. «У Андрея музыка советская очень, но она - моцартианская. Это – моцартианство в советской системе». Так сказал один композитор про музыку другого композитора. Редкий случай.
Один из примеров моцартианства - Вальс из к/ф «Берегись автомобиля» Андрея Петрова – Исполняет Камерный оркестр под руководством заслуженного деятеля культуры ХМАО-Югры Березиной Л.В., концертмейстер Малышева Н.В..
Каждый год покидают нашу школу очередные выпускники, но оркестр не редеет. Откуда же берутся новые оркестранты? – А вот откуда – на сцене ансамбль младших классов «Светлячки»! Руководитель – Березина Л.В., концертмейстер Солощева О.Н.
В. Русин – О. Щукина Полька – солнышко
Зиновий Львович Компанеец Весёлый поезд