" Психолого-педагогическое сопровождение деятельности служб примирения в образовательной организации"
Служба психолого-педагогического сопровождения в школе представляет собой систему психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений, направленную на создание благоприятных условий для обучения, личностного развития, успешной социализации обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. Так же на оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ.Очень важно внедрение механизмов примирения и создание комфортной образовательной среды для обучающихся.Методы психологической поддержки конфликтующих сторон будут невероятно полезны в работе с учениками и их родителями, ведь взаимопонимание и поддержка - это ключевые компоненты успешного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya_rabota.docx | 22.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области
«Региональный социопсихологический центр»
Итоговая работа
по программе повышения квалификации по ИОЧ (вариативный блок)
«Психолого-педагогическое сопровождение деятельности
Службы примирения в условиях образовательной организации»
по теме: « Психолого-педагогическое сопровождение служб примирения в образовательной организации »
Работу выполнила:
Михина Марина Александровна
Должность:
педагог дополнительного образования МБУ ДО «ЦДТ «Младость» г.о. Самара
Работу проверил(а):
Прянишникова Татьяна Вячеславовна
Самара
2024
Служба психолого-педагогического сопровождения в школе представляет собой систему психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений, направленную на создание благоприятных условий для обучения, личностного развития, успешной социализации обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. Так же на оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ. Конфликты в школе, как и в обществе в целом были, есть и будут: в частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Сам конфликт, может быть, и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений. Порой даже взрослым сложно найти выход из конфликтной ситуации, а подросткам, которые психологически неустойчивы и пробуют себя в разных ролях, это сделать очень трудно, иногда практически невозможно. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса непосредственно осуществляется следующими педагогическими работниками:
1.Педагог-психолог.
2.Социальный педагог.
3.Учитель-логопед.
4.Учитель-дефектолог.
5.Тьютор.
В рамках полномочий, определяемых функциональными обязанностями, в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса принимают участие воспитатели, классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, вожатые, ассистенты (помощники). В соответствии с идеями «Национальной стратегии действий в интересах детей» в школах создаются Школьные службы примирения (ШСП). Школьные службы примирения это один из способов приемлемого реагирования на конфликты, т.к. их деятельность основана на принципах восстановительной медиации и помогает в ее процессе восстановить способность участников понимать друг друга и нести ответственность за свои поступки. В школьной службе медиации могут разрешаться конфликты между детьми на уровне школы (межличностные конфликты, оскорбления, угрозы, взаимные обиды).
Восстановительный подход предполагает вовлечение и активное участие жертвы и обидчика (а также всех затронутых происшествием людей) в работу по решению возникших в результате происшествия проблем с помощью беспристрастной третьей стороны – медиатора. Медиатор (посредник) — человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор. Восстановительный подход возник как ответ на проблемы, с которыми не работает официальное правосудие, он относится к внесудебным практикам разрешения конфликтов. Смысл восстановительного правосудия не в том, чтобы наказать обидчика, а в том, чтобы дать ему возможность загладить нанесенный вред. Именно поэтому восстановительный подход необходим в образовательном учреждении, ведь несовершеннолетние часто совершают необдуманные поступки, о которых впоследствии сожалеют.
Принципы восстановительной медиации:
1. Добровольность участия сторон
2. Информированность сторон
3. Нейтральность медиатора
4. Конфиденциальность процедуры медиации
5. Ответственность сторон и медиатора
6. Заглаживание вреда обидчиком
7. Самостоятельность служб примирения
Восстановительные программы проводятся только при условии добровольного согласия сторон.
Восстановительные программы:
- Программа примирения конфликтующих сторон
- Программа по заглаживанию вреда между обидчиком и жертвой
- Программа «Круг поддержки сообщества»
- Программа «Школьная восстановительная конференция»
- Программа примирения в семье
- Программа «Семейный совет» (семейные групповые конференции»)
Вопросы, которые обычно обсуждаются медиатором в завершении примирительной встречи:
- Что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию?
- Что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось?
- Кто из близких и друзей тебе помогает выбираться из сложных жизненных ситуаций и кто может помочь справиться с этой (в которую ты попал)?
Разрабатывается положение о службе, составляется план работы, в рамках которого запланирован ряд мероприятий, направленных не только на популяризацию службы медиации в школе, но и непосредственно на ее развитие. В указанный план входит обучение восстановительным техникам педагогов, которые состоят в ШСП; мониторинг работы службы примирения, разбор проведенных медиативных встреч, изучение методической литературы, участие в семинарах, проводимых на городском уровне по ШСП, разработка и распространение буклетов, памяток. В службу примирения входят также старшеклассники, которые представляют группу поддержки, и их условно называют «помощниками медиаторов». Это учащиеся, которые пользуются уважением в классе и среди педагогов. Они имеют положительный социальный опыт, у них более развиты коммуникативные способности. Эти ребята в сравнении с другими обучающими адекватнее реагируют на замечания. Отбор кандидатов происходит не только по критериям взрослых, а также путем выбора именно тех учащихся, которым доверяют большинство одноклассников. Это происходит на выборных встречах, анонимно.
Помощники медиаторов разделяют ценности восстановительной медиации и проявляют активность в решении вопросов, связанных с налаживанием отношений и помогают медиаторам проводить восстановительные программы. В плане работы ШСП выделено отдельное направление по их обучению. Проводимые занятия с помощниками медиаторов направлены на развитие коммуникативных навыков, развитие навыков понимания, овладение ими способами выхода из конфликтных ситуаций на снижение уровня стресса и конфликтности, овладение различными техниками. Примерная тематика занятий такова: «Как научиться жить без ссор», «Человек свободного общества», «Учимся строить отношения», «Мир глазами агрессивного человека», «Эмоции и способы их выражения», «Где «жалко» конфликта?», «Не говори «да», если хочешь сказать «Нет» и т.д. Формы проведения занятий также разнообразны: беседы, тренинги, практические занятия и другие. На встречах - занятиях под руководством кураторов служб примирения помощники медиаторов обсуждают, проясняют и фиксируют ценности восстановительной медиации, которые команда школьной службы примирения собирается транслировать в школе. Кроме того, определяются средства, с помощью которых будет проводиться такая трансляция.
Одной из острых проблем на сегодняшний день остается непонимание некоторыми участниками образовательного процесса необходимости и функций ШСП. Несмотря на то, что активно ведется разъяснительная работа, приживание службы медиации в школе идет очень медленно: родители, дети и педагоги чаще решают конфликты старым испытанным способом - через инспекторов ПДН, комиссию по делам несовершеннолетних, Совет Профилактики. Я считаю, что очень важно и нужно изменить сложившиеся установки участников образовательного процесса на то, какими способами следует разрешать конфликты. От этого зависит успешность обучения и воспитания.
Список литературы:
- Коновалов А.Ю. «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство /под общей редакцией Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «СПР», 2012.
2. В.Е. Терентьева. Восстановительный подход в работе с семьей.
- 4. http://www.8-926-145-87-01.ru/ сайт Антона Коновалова