" Психолого-педагогическое сопровождение деятельности служб примирения в образовательной организации"

Михина Марина Александровна

       Служба психолого-педагогического сопровождения в школе  представляет собой систему психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений, направленную на создание благоприятных условий для обучения, личностного развития, успешной социализации обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. Так же на оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ.Очень важно внедрение механизмов примирения и создание комфортной образовательной среды для обучающихся.Методы психологической поддержки конфликтующих сторон будут невероятно полезны в работе с учениками и их родителями, ведь взаимопонимание и поддержка - это ключевые компоненты успешного обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_rabota.docx22.1 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области

«Региональный социопсихологический центр»

                                                     Итоговая  работа

по программе повышения квалификации по ИОЧ (вариативный блок)

«Психолого-педагогическое сопровождение деятельности

Службы примирения в условиях образовательной организации»

по теме: « Психолого-педагогическое сопровождение служб примирения в образовательной организации »

Работу выполнила:

Михина  Марина Александровна

Должность:

педагог дополнительного образования                МБУ ДО «ЦДТ «Младость» г.о. Самара

Работу проверил(а):

Прянишникова Татьяна Вячеславовна

Самара

2024

          Служба психолого-педагогического сопровождения в школе  представляет собой систему психолого-педагогического сопровождения всех участников образовательных отношений, направленную на создание благоприятных условий для обучения, личностного развития, успешной социализации обучающихся в соответствии с их индивидуальными возможностями и особенностями. Так же на оказание психолого-педагогической помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении образовательных программ. Конфликты в школе, как и в обществе в целом были, есть и будут: в частности, конфликты между детьми разных социальных слоев, национальностей, разного культурного уровня. Сам конфликт, может быть, и не так страшен, если он не переходит в драку, ссору, насилие, разрыв отношений. Порой даже взрослым сложно найти выход из конфликтной ситуации, а подросткам, которые психологически неустойчивы и пробуют себя в разных ролях, это сделать очень трудно, иногда практически невозможно. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса непосредственно осуществляется следующими педагогическими работниками:

         1.Педагог-психолог.

         2.Социальный педагог.

         3.Учитель-логопед.

         4.Учитель-дефектолог.

         5.Тьютор.

      В рамках полномочий, определяемых функциональными обязанностями, в психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса принимают участие воспитатели, классные руководители, учителя-предметники, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, вожатые, ассистенты (помощники). В соответствии с идеями «Национальной стратегии действий в интересах детей» в школах создаются Школьные службы примирения (ШСП). Школьные службы примирения это один из способов приемлемого реагирования на конфликты, т.к. их деятельность основана на принципах восстановительной медиации и помогает в ее процессе восстановить способность участников понимать друг друга и нести ответственность за свои поступки. В школьной службе медиации могут разрешаться конфликты между детьми на уровне школы (межличностные конфликты, оскорбления, угрозы, взаимные обиды).

Восстановительный подход предполагает вовлечение и активное участие жертвы и обидчика (а также всех затронутых происшествием людей) в работу по решению возникших в результате происшествия проблем с помощью беспристрастной третьей стороны – медиатора. Медиатор (посредник) — человек или группа людей, которые, являясь третьей нейтральной, независимой стороной, не заинтересованной в данном конфликте, помогают конфликтующим разрешить имеющийся спор. Восстановительный подход возник как ответ на проблемы, с которыми не работает официальное правосудие, он относится к внесудебным практикам разрешения конфликтов. Смысл восстановительного правосудия не в том, чтобы наказать обидчика, а в том, чтобы дать ему возможность загладить нанесенный вред. Именно поэтому восстановительный подход необходим в образовательном учреждении, ведь несовершеннолетние часто совершают необдуманные поступки, о которых впоследствии сожалеют.

       Принципы  восстановительной медиации:

1. Добровольность участия сторон

2. Информированность сторон

3. Нейтральность медиатора

4. Конфиденциальность процедуры медиации

5. Ответственность сторон и медиатора

6. Заглаживание вреда обидчиком

7. Самостоятельность служб примирения

Восстановительные программы проводятся только при условии добровольного согласия сторон.

Восстановительные программы:

  • Программа примирения конфликтующих сторон
  • Программа по заглаживанию вреда между обидчиком и жертвой
  • Программа «Круг поддержки сообщества»
  • Программа «Школьная восстановительная конференция»
  • Программа примирения в семье
  • Программа «Семейный совет» (семейные групповые конференции»)

Вопросы, которые обычно обсуждаются медиатором в завершении примирительной встречи:

  1. Что будешь делать, если попадешь в похожую ситуацию?
  2. Что нужно сделать, чтобы подобное не повторилось?
  3. Кто из близких  и друзей тебе помогает выбираться из сложных жизненных ситуаций и кто может помочь справиться с этой (в которую ты попал)?

    Разрабатывается положение о службе, составляется  план работы, в рамках которого запланирован ряд мероприятий, направленных не только на популяризацию службы медиации в школе, но и непосредственно на ее развитие. В указанный план входит обучение восстановительным техникам педагогов, которые состоят в ШСП; мониторинг работы службы примирения, разбор проведенных медиативных встреч, изучение методической литературы, участие в семинарах, проводимых на городском уровне по ШСП, разработка и распространение буклетов, памяток. В службу примирения входят также старшеклассники, которые представляют группу поддержки, и их условно называют «помощниками медиаторов». Это учащиеся, которые пользуются уважением в классе и среди педагогов. Они имеют положительный социальный опыт, у них более развиты коммуникативные способности. Эти ребята в сравнении с другими обучающими адекватнее реагируют на замечания. Отбор кандидатов происходит не только по критериям взрослых, а также путем выбора именно тех учащихся, которым доверяют большинство одноклассников. Это происходит на выборных встречах, анонимно.

     Помощники медиаторов разделяют ценности восстановительной медиации и проявляют активность в решении вопросов, связанных с налаживанием отношений и помогают медиаторам проводить восстановительные программы. В плане работы ШСП выделено отдельное направление по их обучению. Проводимые занятия с помощниками медиаторов направлены на развитие коммуникативных навыков, развитие навыков понимания, овладение ими способами выхода из конфликтных ситуаций на снижение уровня стресса и конфликтности, овладение различными техниками. Примерная тематика занятий такова: «Как научиться жить без ссор»,  «Человек свободного общества»,  «Учимся строить отношения», «Мир глазами агрессивного человека», «Эмоции и способы их выражения», «Где «жалко» конфликта?», «Не говори «да»,  если хочешь сказать «Нет» и т.д. Формы проведения занятий также разнообразны: беседы, тренинги, практические занятия и другие. На встречах - занятиях под руководством кураторов служб  примирения помощники медиаторов обсуждают, проясняют и фиксируют ценности восстановительной медиации, которые команда школьной службы примирения собирается транслировать в школе. Кроме того, определяются средства, с помощью которых будет проводиться такая трансляция.

     Одной из острых проблем на сегодняшний день остается непонимание некоторыми участниками образовательного процесса необходимости и функций ШСП. Несмотря на то, что активно ведется разъяснительная работа, приживание службы медиации в школе идет очень медленно: родители, дети и педагоги чаще решают конфликты старым испытанным способом - через инспекторов ПДН, комиссию по делам несовершеннолетних, Совет Профилактики. Я считаю, что очень важно и нужно изменить сложившиеся установки участников образовательного процесса  на то, какими способами следует разрешать конфликты. От этого зависит успешность обучения и воспитания.

                                             Список литературы:

  1. Коновалов А.Ю. «Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений: практическое руководство /под общей редакцией  Карнозовой Л.М. – М.: МОО Центр «СПР», 2012.

                2.  В.Е. Терентьева. Восстановительный подход в работе с семьей.

3. http://www.mediacia.com/