"Воспитание- дело общее"

В данном материале поднимаются проблемы дополнительного образования и пути их решения по средствам занятий с обучающими творческого объединения "Инсайт"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Воспитание-дело общее15.69 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЭССЕ

Типцовой Анны Ивановны, педагога дополнительного образования,

МАУ ДО «Дом детского творчества №1», руководителя детского объединения «Инсайт», реализует программу «Территория подростка: творчество, диалог»

«Воспитание – дело общее»

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

педагоги могут дать детям большое человеческое счастье».

А.В. Сухомлинский

        

В своей работе с детьми я сталкивалась со многими проблемами дополнительного образования: и с компьютерной (телефонной) зависимостью детей, и с проблемой набора обучающихся в своё творческое объединение, и даже с негласной конкуренцией. Но, пожалуй, самой значительной проблемой для меня стало отсутствие взаимодействия родителей с детьми и с педагогом.

        Я работаю с детьми в возрасте 12-17 лет, с подростками, у которых проблема безразличия со стороны родителей стоит особенно остро. Это не означает, что у них плохие родители, и они их не любят. Просто пока они были маленькими, им требовалась постоянная забота и опека, поэтому мама и папа были всегда рядом, обнимали, целовали, играли, разговаривали.… Но дети растут и уже сами могут принимать решения, делать выбор. И зачастую родители, принимая их за взрослых, забывают про элементарное общение и не придают значения и не прилагают усилий для выстраивания совместной интересной жизни. Многие современные родители не проводят свое свободное время с собственными детьми, не уделяют должного внимания их досугу. Подросткам не хватает заботы и внимания и тогда они либо ищут себе компанию, где их поймут и поддержат, либо делают все, чтобы обратить внимание родителей на себя и что-то им доказать. Многие родители не поддерживают увлечения детей или просто считают их не серьёзными. А каждому человеку нужно, чтобы его выслушали и поняли! Поэтому подростки все больше сидят в компьютерах и телефонах, заводят себе так называемых «интернет-друзей», которых никогда в жизни не видели, но готовы им раскрыть все тайны своей души и принять от них советы. А кто может дать гарантию, что на просторах интернета им попадется хороший человек, а не мнимый «доброжелатель»? … Таким образом, недостаток внимания и непонимание в семье могут привести к печальным последствиям.

        Ко мне в основном приходят ребята, которые хотят найти понимания, доверия, комфортной среды для воплощения своих творческих идей. С этого мы и начинаем! Мы создаем дружную семью единомышленников, со своими традициями, с отношением доверия и уважения друг к другу, взаимопомощи. Взаимопонимание ребенка и взрослого рождает духовную близость, жажду взаимопонимания, стремление сотворчества и сотрудничества. Считаю, что одной из главных задач воспитания является возникновение понимания и доброго отношения к окружающим тебя людям. Как педагог, помогаю ребятам раскрыть свои лидерские качества, творческие способности, поверить в свои силы, почувствовать себя наставником или вожатым детей дошкольного и младшего школьного возраста. Так подростки в разных ситуациях могут поставить себя на место родителей и лучше понять их поступки.

А как же родители? Совместное дело – вот что нужно. Но тут я зачастую сталкиваюсь с еще одной проблемой: многие подростки стесняются и боятся приглашать своих мам и пап. Путем объяснений, в совместном диалоге рождается компромиссное решение, и мы вместе находим выход из сложившейся ситуации. И вот, наконец-то, мы организуем большой отчетный концерт, где ребята поют, танцуют, читают стихи, показывают театральные миниатюры и, конечно, играют с родителями в уже полюбившиеся игры на взаимодействие и умение договариваться. Я рассказываю о традициях нашего объединения, достижениях и полученных наградах, вручаю особо активным детям именные футболки и знаки отличия, а после мы все общаемся за чашкой чая. Такие мероприятия становятся отправной точкой, новым витком в наших отношениях. Увлекая детей и родителей интересным совместным делом, в котором они могут реализовать свои устремления, способности, я вижу изменения: дети становятся ответственнее, решительнее, серьезнее, а мамы и папы начинают гордиться и даже восхищаться своими детьми. Появляется взаимопонимание, изменяются взаимоотношения в семье, они становятся более тёплыми и доверительными. Но на этом я не останавливаюсь! В дальнейшем я привлекаю ребят с родителями к участию в различных семейных конкурсах, что предполагает постоянное развитие и совершенствование внутрисемейных отношений.  

В заключении хочу сказать, что дополнительное образование как пространство становления личности ребенка, его самореализации и раскрытия талантов, позволяет выстроить и диалог поколений на основе объединения их вокруг интересных и значимых дел.