Методическая разработка внеклассного мероприятия «Широкая масленица»
Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа, через праздник «Масленица».
Задачи:
- воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к русской истории и народным традициям:
- активизация культурного досуга учащихся, коммуникативных качеств личности;
- развитие творческих способностей учащихся.
Основная идея проведения данного праздника состоит в том, что он рассчитан на всю «масленичную» неделю т.е. каждый день имеет своё традиционное, для этого праздника название и проигрыш. На мой взгляд, данная форма проведения даёт возможность в игровой форме запомнить, а главное понять и применять в жизни полученные знания. Времени занимает минимум, а результат очевиден.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_maslenitsy_dokument.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Терский филиал МБОУ Заворонежской СОШ
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Широкая масленица»
Подготовила:
Утешева Юлия Николаевна
учитель начальных классов
2024г. Мичуринский МО
Утешева Юлия Николаевна,
учитель начальных классов
Терского филиала МБОУ Заворонежской СОШ
Мичуринского МО Тамбовской области
Методическая разработка внеклассного мероприятия для учащихся начальных классов «Широкая масленица»
Цель: познакомить учащихся с традициями русского народа, через праздник «Масленица».
Задачи:
- воспитание духовно-нравственных качеств личности школьника, привитие интереса и любви к русской истории и народным традициям:
- активизация культурного досуга учащихся, коммуникативных качеств личности;
- развитие творческих способностей учащихся.
Основная идея проведения данного праздника состоит в том, что он рассчитан на всю «масленичную» неделю т.е. каждый день имеет своё традиционное, для этого праздника название и проигрыш. На мой взгляд, данная форма проведения даёт возможность в игровой форме запомнить, а главное понять и применять в жизни полученные знания. Времени занимает минимум, а результат очевиден.
Ход мероприятия:
Ведущий 1. : Скоморох, скоморох,
Выйди с дудкой на порог.
И народу от души
Спой частушки и спляши.
То ни лес, ни трава расстилается,
Праздник Масленицы начинается!
Выходят скоморохи (два учащихся):
С1.: Здорова, Фома!
С2.:Здорова, Тимоха!
С1.: Как поживаешь?
С2.: Да вроде неплохо!
С1.: Шёл я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона сохнет!
С2.: Шёл опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет,
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона мокнет!
С1.: Снова шёл я через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост, Положил её под мост –
Пусть ворона сохнет!
С2.: Я опять пришёл на мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону-у я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона мокнет!
С1.: Я пришёл на тот же мост,
Глядь – ворона мокнет!
Ведущий1: Полно вам нас докучать
Нужно Масленицу встречать!
Песня « Пришла к нам Масленица»
(В хороводе все, девочки –запевалы в центре хоровода)
Ведущий 2 : Ребята, а вы знаете, что это за праздник? Масленица – это весёлые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. Отсюда и название праздника – «Масленица».
Ведущий 1: А чтобы Зима быстрее ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, петь, играть от души и блинами сладкими угощаться. Ребята, а какой зверь всю зиму спит, а весной просыпается? Правильно, медведь. Так вот в праздник Масленицы водили по ярмарке медведя, народ и малых ребят тешил, да весну будил. Праздник Масленицы длится целую неделю и каждый день недели имеет своё название.
Ведущий 2: Первый день – «Встреча».
Главное в этот день всем миром Маслёну встречать, готовиться к празднику, печь блины да гостей зазывать. Давайте и мы позовём Масленицу:
Дети хором:
Дорогая гостья Масленица,
Авдотьюшка Изотьевна,
Дуня белая, Дуня румяная,
Коса длинная, трёхаршинная,
Лента алая, двухполтинная,
Платок беленький, новомодненький,
Шуба синяя, латки красные,
Лапти частые, головастые.
Приезжай, Масленица, в гости
На широкий двор!
(Вносят чучело Масленицы, проносят по залу, дети танцуют с чучелом, водят хоровод «Масленица, кривошейка», чучело внутри хоровода)
Ведущий 1: А кто знает, ребята, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу? (Ответы детей) Конечно, блинок круглый, как солнышко. А ещё он сытный, можно наесться перед Великим постом.
Игра «Бубен»
Ведущий 2: Посмотрите, а у нас бубен, как блинок. Передавайте его по кругу, «угощайте» соседа. У кого бубен после окончания музыки окажется, тот нам станцует или споёт.
(Играет музыка : «Ой блины, блины, вы блиночки мои». Дети играют несколько раз.)
Ведущий 1: Второй день – «Заигрыш».
Начинается у женщин блинная баталия. К утру блины должны быть готовы. А мы сейчас посмотрим, какие у нас девочки – хозяюшки. Кто скажет, какие продукты нужны на блинное тесто? (Ответы детей)
Игра « Яичная эстафета»
Девочки делятся на две команды. Нужно пробежать с яйцом (отварным, но дети думают, что яйцо сырое), держа его в ложке на вытянутой руке. Передать ложку с яйцом следующему игроку другой команды. Выигрывает та команда, которая финиширует первой и ни разу не уронит яйцо. Приз – блин.
Ведущий 1: Третий день – «Лакомка».
Этим днём зять к тёще на блины едет. Ради него, ради этого дня и собиралась к тёще вся родня. А молодые люди про это песни пели. Ребята, а кто такой зять? (Ответы детей). Да, это муж дочери. Мальчики у нас все – будущие зятья. Давайте проверим их на силу и ловкость!
Игра «Петухи»
Выбираются два мальчика, они встают в круг из верёвки, держатся левой рукой за левую ногу, стоят на правой ноге , правую руку держат на поясе. Нужно попытаться животом вытолкнуть противника из круга. Побеждает тот, кто не упадёт и останется стоять в круге. Приз – блин.
Ведущий2: На лакомую среду зазывай гостей к обеду!
Я блинов бы съел вершок!
Глянь, в углу стоит мешок!
Игра «Бег в мешках»
Нужно в мешке допрыгать до кегли и обратно, кто первый, тот и выиграл.
Ведущий 1: Четвёртый день – «Разгуляй».
В этот день самый разгул веселья. С утра по селу катаются люди на ряженых лошадях, садятся в сани сами, сажают чучело Масленицы. А где и быка на сани взгромоздят. И мы свами будем кататься на лошадках.
Игра « Лошадки»
Дети делятся на две команды, выбираются два мальчика посильнее, им даётся в руки верёвка, они должны обежать зал, вернуться обратно, подхватить второго игрока в команде, сделать с ним круг, вернуться за третьим и т.д., пока все игроки не возьмутся за верёвку и окажутся запряжёнными в сани. Выигрывает та команда, которая придёт к своему месту первой и не потеряет в дороге ни одного игрока.
Ведущий 2: Пятый день – «Тёщины вечёрки».
В этот день молодая семья тёщу встречала, да блинами угощала. По улице катило красивое колесо, которое лентами было украшено, как символ солнышка – у кого колесо дальше укатится, тому ждать года сытного, урожайного. И мы покатаем колесо.
Игра «Покати обруч»
Дети по два человека катят обруч, у кого дальше укатится, тот и выиграл.
Ведущий 2: Шестой день – «Золовкины посиделки».
В этот день молодая жена принимает у себя сестру мужа. А ещё в этот день играют в игры и отгадывают загадки.
Загадки:
1.Стоит в углу Агрипина,
Большой рот разиня.
Пасть открывает,
Что дают – глотает.
Зимой она ест и фырчит,
А летом голодная спит. (Печь).
2. Стоит толстячок,
Подбоченя бочок.
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит. (Самовар)
3. Что на сковородку наливают,
Да в четверо сгибают? (Блины)
4. Шагает красавица,
Легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку. (Весна)
5. Тает снежок, ожил лужок.
День прибывает. Когда это бывает? (Весна)
6. У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький. (Подснежник)
7. В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка. (Ручеёк)
8. Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник,
Смастерили мы …(скворечник).
Ведущий 2: Седьмой день – «Прощёное воскресенье».
Прощёный день, называли его, а ещё прощание, проводы. В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения. А вечером прощались с Масленицей, вывозили её за околицу, поджигали.
Финальный хоровод .
Ведущий1: Ребята, мы все сегодня хорошо потрудились, веселились, играли и смеялись, провожали лютую зиму. Пришла пора силу показать, Масленицу поджигать, да блинами угощаться!
Перетягивание каната.
Сжигание чучело и чаепитие с блинами, да баранками.