"Практика преобразования воспитательного пространства Дома детского творчества через реализацию проекта «Калейдоскоп интерактивных игр"
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
Актуальность: В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Приоритетной задачей дополнительного образования является «формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины» (Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года), поэтому практика преобразования воспитательного пространства направлена на сохранение преемственности поколений, формирование патриотизма и осознание себя частью нашей страны.
Идея: преобразование воспитательного пространства Дома детского творчества средствами интерактивных игр.
Цель решения: разработка и обновление содержания интерактивных игр, используемых в воспитательном пространстве Дома детского творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_vremya_resheniy.docx | 22.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Практика преобразования воспитательного пространства Дома детского творчества через реализацию проекта «Калейдоскоп интерактивных игр»
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.
Актуальность: В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Приоритетной задачей дополнительного образования является «формирование новых поколений, обладающих знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI века, разделяющих нравственные ценности, готовых к мирному созиданию и защите Родины» (Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года), поэтому практика преобразования воспитательного пространства направлена на сохранение преемственности поколений, формирование патриотизма и осознание себя частью нашей страны.
Идея: преобразование воспитательного пространства Дома детского творчества средствами интерактивных игр.
Цель решения: разработка и обновление содержания интерактивных игр, используемых в воспитательном пространстве Дома детского творчества.
Задачи решения:
- поддержка детских инициатив как возможность самовыражения при создании игр;
- разработка серии игр, направленных на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся;
- реализация проекта по воспитанию юных граждан средствами игр
Новизна заключается в интегрированном и комплексном подходе к процессу гражданско-патриотического воспитания в учреждении дополнительного образования.
Почему за основу проекта легли игры?
- игра учит действовать по определенным нормам и правилам, является уникальной формой обучения и воспитания;
- игра формирует культуру общения, сотрудничества и сотворчества;
- игра это средство приобретения эмоционально-смыслового опыта учащихся, зона социализации и формирования традиционных ценностей;
- игра - это способ самовыражения учащихся и проявления их лучших качеств, в игре ребенок – автор, исполнитель и практически всегда творец;
- игры востребованы, их можно использовать в качестве дидактического материала для изучения истории и культуры нашего города, а также это «полезный досуг», способствующей командообразованию, развитию внимания и логики.
Где проводить игры?
- в музейном и выставочном пространстве учреждения, в коллективах, в городской среде.
Какие виды игр использовать?
- настольные игры, квесты, викторины, интерактивные экскурсии, квизы.
Проект «Калейдоскоп интерактивных игр»
Команда: Алешина Лилия Евгеньевна, педагог дополнительного образования, Мартынова Лариса Витальевна, методист, Степанова Людмила Евгеньевна, методист.
Участники проекта: учащиеся Дома детского творчества от 5 до 18 лет.
Срок реализации: 2023-2024 учебный год.
Тип проекта: просветительский.
Цель проекта: формирование гражданско-патриотической позиции, чувства сопричастности к истории и событиям России через вовлечение в игровую деятельность.
Задачи проекта:
- формирование у учащихся осознанного отношения к Отечеству на основе исторических ценностей, сохранение памяти поколений;
- развитие познавательного интереса и мотивации к занятиям разнообразной деятельностью в игровой форме;
- воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своей Родины;
- формирование традиционных духовно-нравственных ценностей, чувства сопричастности к событиям через изучение памятных дат с использованием интерактивных форм и приемов;
- формирование локальной идентичности учащихся, интереса к истории своей «малой родины»;
- сохранение, укрепление здоровья детей, участие в социально-значимых делах, ориентированных на поддержание культурных и духовных традиций Петербурга.
Этапы проекта:
- Подготовительный (Идея, замысел).
- Организационный (Поиск информации, способов решения).
- Проектировочный (Создание игр).
- Этап реализации и апробации (Апробация игр).
- Заключительный (Внедрение игр в воспитательное пространство учреждения).
Содержание проекта:
Гражданско-патриотическое воспитание:
Модуль «Памятные даты»
Модуль направлен на формирование традиционных духовно-нравственных ценностей, чувства сопричастности к истории страны через изучение памятных дат с использованием интерактивных методов и приемов. Игра Мемо «Памятные даты».
Модуль «900 дней мужества»
Модуль направлен на воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своей Родины. В процессе реализации модуля учащиеся знакомятся с историей блокадного Ленинграда, подвигом, совершённым его жителями через просмотр видеофильмов и презентаций. Для осмысления учащимися заданной темы используются иммерсивные технологии, которые обеспечивают погружение учащихся в создаваемую атмосферу. Игра «Разорванное кольцо блокады».
Модуль «Мы вместе»
Модуль направлен на формирование у учащихся осознанного отношения к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира. В этом модуле представлен материал, направленный на поддержку российских солдат, находящихся в зоне специальной военной операции. Игра «Полевая почта», «Добрые письма детям блокады».
Модуль «Прогулки по Петергофу»
Модуль способствует формированию локальной идентичности школьников, интереса к истории своей «малой родины» и направлен на преодоление стереотипного восприятия Петергофа как города-музея одной достопримечательности. Модуль реализуется через настольные игры, изготовленные с использованием детских творческих работ. На рисунках представлены памятники, архитектурные сооружения, дома и постройки известных горожан Петергофа различных эпох, отражающих богатую историю нашего города. Игра мемо «Находится рядом: Петергоф и окрестности», игра-ходилка «Заветные желания исполнят три кота».
Духовно-нравственное воспитание:
Модуль «По страницам истории ДДТ»
Модуль направлен на использование потенциала музея посредством калейдоскопа интерактивных краеведческих игр. В ходе реализации модуля используются музейные экспонаты, рассказывающие об истории первых кружков, многолетних традициях, о педагогах, внесших значительный вклад в развитие учреждения, о деятельности пионерской организации, о туристических походах, шахматных турнирах. Игра-бродилка «Походы по Ленинградской области».
Модуль «Радость познания и творчества»
Модуль направлен на развитие познавательного интереса и мотивации к занятиям разнообразной деятельностью и в игровой форме знакомит с творческими объединениями, их достижениями и традициями, рассказывает о педагогах и выпускниках, связавших свой жизненный путь с направлением творческой деятельности. Игра-макет «Радость познания и творчества».
Модуль «Содружество детских сердец»
Модуль направлен на сохранение, укрепление здоровья детей, участие в социально-значимых делах, ориентированных на поддержание культурных духовных традиций Петербурга, через организацию разнообразной содержательной индивидуальной и коллективно – творческой деятельности. Бизнес-игра «Есть идея!»
В результате реализации проекта:
- У учащихся сформируется осознанное отношение к Отечеству, его прошлому, настоящему и будущему.
- Для педагогов - обновление содержания воспитательного пространства через создание интерактивных игр.
- Для родителей – вовлечение в воспитательное пространство Дома детского творчества, сотрудничество и взаимодействие.
Результаты принятого решения:
- Будут поддержаны детские инициативы как возможность самовыражения при создании игр;
- Будет преобразовано воспитательное пространство через серию интерактивных игр.
- Будет реализован проект по воспитанию юных граждан средствами интерактивных игр.
Сила воспитательного воздействия игр:
Патриотическое воспитание невозможно без изучения информации о месте, где ты родился и живешь, о людях, которые создавали историю и живут рядом сейчас.
Свобода творческого самовыражения помогает почувствовать ребенку свою значимость и силу изменить к лучшему мир.
Воспитание происходит игровыми образами, оставляя заметный след в душе, в сознании учащихся, побуждает их становиться лучше, добрее, красивее!