Создание условий для духовно-нравственного воспитания школьников
Сейчас, когда мы спрашиваем, что нужно изменить, чтобы возродить Россию, какое образование нужно, вопрос заключается не только в том, каково должно быть содержание образования, но и в том, какая личность должна жить в России. В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, поэтому ФГОС нового поколения определяют духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевую задачу современной образовательной системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sozdanie_usloviy.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий для духовно-нравственного воспитания школьников – ключевое требование ФГОС нового поколения
Сейчас, когда мы спрашиваем, что нужно изменить, чтобы возродить Россию, какое образование нужно, вопрос заключается не только в том, каково должно быть содержание образования, но и в том, какая личность должна жить в России. В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, поэтому ФГОС нового поколения определяют духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевую задачу современной образовательной системы.
Наша школа работает в инновационном режиме. Переходя на инновационный путь развития, имея опыт и школьные традиции, педагогический коллектив поставил перед собой задачу построения образовательной среды, способствующей формированию духовно-нравственной культуры учащихся. И первым условием создания такой среды мы считаем определение содержания и технологий воспитания, что нормативно закрепляется в программе воспитания. Согласно требованиям ФГОС, программа духовно – нравственного воспитания и социализации – это на сегодняшний день документ, который регламентирует деятельность школы в данном направлении. Содержание данной программы, интегрирует в себе воспитательный потенциал учебных предметов и внеурочной деятельности и способствует решению задачи духовно-нравственного воспитания учащихся на разных уровнях образования. Основная задача программы сформировать уклад школьной жизни, смоделировать пространство культуры с приоритетом традиционных нравственных ценностей.
Обязательным условием моделирования системы духовно-нравственного воспитания на разных уровнях образования является интеграция урочной, внеурочной деятельности, воспитательной работы и системы дополнительного образования.
На ступени начального образования дети получают представление о нравственных ценностях и ценностных ориентациях.
На ступени основного общего образования речь идет о формировании системы духовно-нравственных ценностей.
В старшей школе – о ценностном самоопределении личности.
Формирование единого пространства в области духовно-нравственного воспитания предполагает наличие сквозных технологических линий: системно-деятельностный, ценностно-ориентированный и личностно-ориентированный подходы. Нравственная ценность отбора содержания является важнейшим принципом воспитательной работы школы, а базовые национальные ценности положены в основу уклада школьной жизни. Духовно-нравственное воспитание личности рассматривается нами как стержень, базовая основа процесса образования во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.
Реализация перечисленных выше подходов при проектировании системы духовно-нравственного воспитания в нашей школе представлена на слайдах:
Учебная деятельность
Начальная школа | Основная школа | Средняя школа |
Модуль ОПК курса ОРКиСЭ | -модуль ОПК предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» -Семьеведение -Спецкурс «Язык. Культура. Общество» -Краеведение -Спецкурс «Живая планета» -Спецкурс «Проектная деятельность» | -Нравственные основы семейной жизни -Спецкурс «Проектная деятельность» -Элективный курс «Военная история российского государства» -Элективный курс «История Отечества XX века глазами очевидцев» |
Внеурочная деятельность
Начальная школа | Основная школа | Средняя школа |
-Реализация курса «Уроки милосердия». -Программа ВД «Наше Отечество – Святая Русь» -Программа ВД «Душа народа» -Реализация программы тематических классных часов «Духовно-нравственное просвещение и воспитание школьников» | -Программа ВД «Святые защитники Земли Русской» -Реализация программы тематических классных часов «Духовно-нравственное просвещение и воспитание школьников» | -Программа воспитания «Нравственный выбор» -Реализация программы тематических классных часов «Духовно-нравственное просвещение и воспитание школьников» |
Значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования является реальным механизмом утверждения вариативности в системе образования.
Дополнительное образование
Начальная школа | Основная школа | Средняя школа |
ДООП «Родные истоки» ДООП «Детства звонкий голосок» ДООП «Рисунок и живопись» ДООП «Бисерное сияние» ДООП «Доброе слово» ДООП «Искорки света» ДООП «С книгой по жизни» | ДООП «На пути к образу» ДООП «Бисерное чудо» ДООП «Тайны журналистики» | ДООП «Тайны журналистики» |
Воспитательная работа
Начальная школа | Основная школа | Средняя школа |
-Праздник «Рыженькая осень!» -Игровой калейдоскоп «Моя мама солнышко, я – ее подсолнушек» -Литературно-музыкальная композиция «Рождество Христово! Литературно-музыкальная композиция «Светлая Пасха» Интеллектуальная викторина «Здравствуй город Книгоград» Акция «Лукошко добрых дел» -Игровая программа «Берестяной свиток» | -Игровая программа «Осенний калейдоскоп» -Фотовыставка «Прекрасных женщин имена» -Литературно-музыкальная композиция «Рождество Христово!» -Литературно-музыкальная композиция «Светлая Пасха» -Конкурс «Живая классика» -Акция «Радуга добра» -Галерея «Свет под книжной обложкой» | -Шоу-программа «Осенняя пора очей очарованье» -Диспут «Образ матери в искусстве и литературе» - Литературно-музыкальная композиция «Рождество Христово! - Литературно-музыкальная композиция «Светлая Пасха» -Час размышлений «Разумное и нравственное всегда совпадают» -Социальный проект «Делами добрыми едины -Творческий вечер «Русь моя православная» |
Вторым условием мы считаем создание организационно-предметного культурно-воспитательного пространства.
Наша школа подразделяется на своеобразные предметно-пространственные зоны: эколого-культурный образовательный центр, информационный центр, центр духовно-нравственного просвещения. В каждой зоне создано тематическое информационно-эстетическое оформление, находится специализированный кабинет и создана своеобразная воспитательная среда.
В эколого-культурном образовательном центре учащиеся могут познакомиться с символами российской государственности и родного края, календарем знаменательных дат России, получить информацию о природных ресурсах как Тамбовской области, так России. Тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе, способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников, демонстрируют опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности. В каждой предметно-пространственной зоне присутствуют эстетические ценности красоты, гармонии, совершенства.
Центр духовно-нравственного просвещения располагается в блоке начальной школы и это не случайно, ведь именно в 1-ом классе закладывается тот фундамент нравственных начал, на котором предстоит воспитать высоконравственную личность.
В 2008 году школой были предприняты первые попытки через знакомство с православными ценностями способствовать развитию духовно – нравственного воспитания детей и их родителей. С этой целью была разработана дополнительная образовательная программа для детей младшего школьного возраста «Духовное краеведение Тамбовщины». Подведение первых итогов реализации программы показало, что предмет способствовал гармонизации отношений между одноклассниками, родителями и детьми. Учитывая благоприятное влияние предмета на микроклимат школы, а также желание детей и родителей расширить приобретённое представление о православной культуре, было решено создать такую атмосферу в школе, которая бы способствовала не только духовному становлению ученика в системе, но и удовлетворила бы духовно-нравственные потребности родителей и педагогов. Таким образом, в 2009 году в школе был открыт Центр духовно-нравственного просвещения «Свет православия», а в 2010 г. он стал муниципальным ресурсным Центром Тамбовского района по духовно-нравственному воспитанию. Для достижения поставленных целей и задач Центр духовно-нравственного просвещения осуществляет работу по следующим направлениям:
-реализация образовательных программ и проектов духовно-нравственного содержания;
-осуществление партнёрства семьи, школы и Церкви через организацию клуба «Дружная семья»;
-участие в мероприятиях, ориентированных на духовно-нравственное воспитание личности.
Создано единое образовательное пространство посредством реализации курса «Уроки милосердия», курса основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ), дополнительных образовательных программ по духовно-нравственному развитию воспитанников.
Центром данной предметно-пространственной зоны является кабинет православной культуры, в котором имеется уголок семейного чтения, где учащиеся и родители могут подобрать понравившуюся им книгу для семейного чтения и дальнейшего обсуждения произведения. На базе кабинета осуществляет свою деятельность краеведческий клуб «Родничок». Также в данной зоне располагается молельная комната, которая используется в рамках преподавания учебного модуля ОПК и внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению, стенд по духовно-нравственному воспитанию, на котором представлена система работы школы, фотоматериал о значимых событиях в жизни школы. Используются мобильные демонстрационные стенды, для организации выставок методической литературы по вопросам воспитания, конкурсов декоративно-прикладного творчества и конкурса рисунков.
Третьим условием по ходу моего выступления, но не по значимости является взаимодействие школы с родителями и социальными партнерами в целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Нашими главными партнерами являются родители и представители Тамбовской епархии. Как следствие выстраивания механизма партнерских отношений был создан семейный клуб родительского опыта «Дружная семья», деятельность которого направлена на создание общего культурно - нормативного пространства, для преодоления противоречия между семьёй и школой в вопросах духовно-нравственного воспитания. В настоящее время в значительной мере утрачены православные традиции воспитания в семье, отчего возникает необходимость знакомства с православными ценностями родителей обучающихся. Педагогическое сопровождение духовно-нравственного воспитания семьи осуществляется по трем направлениям:
1) просвещение родителей;
2) организации совместной деятельности семей;
3) совместного воцерковления семей.
Обогащение духовной культурой обучающихся и их родителей осуществляется через активное участие в работе объединения «Милосердие». В рамках объединения проводятся благотворительные акции, концерты, оказывается помощь ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших.
Посильное участие в оказании помощи другим людям: подготовка подарков и организация концертов для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, посильная помощь детям, находящимся в социально-опасном положении; добровольное участие в благотворительных акциях; решение практических, личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов. Все перечисленные мероприятия помогают реализовывать главную цель – быть милосердными ко всем людям.
В рамках социального партнерства налажено тесное взаимодействие с отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской Епархии, воскресной школой при храме Силуана Афонского в п.Новая Ляда, воскресными школами города Тамбова. Ведётся тесное сотрудничество с домом культуры поселка, историко-краеведческим музеем посёлка, где воспитанники принимают участие в таких праздниках как, Рождественские посиделки, День Матери, День пожилого человека, День Победы.
И еще на одном условии мне хотелось бы остановиться – это профессиональная и личностная компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания.
Одним из главных факторов результативности процесса духовно-нравственного воспитания является педагог как носитель духовных ценностей. На ум приходят слова К.Д.Ушинского: «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания как бы хороша она ни была не перешедшая в убеждение воспитателя останется мертвой буквой…». Нет сомнений, что многое зависит от условий, созданных в школе, но главное будет зависеть от личности педагога. Влияние личности составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными наставлениями, ни системой наказаний и поощрений. Большую роль играет «дух» школы, но этот «дух» живет не в стенах, а в характере педагога. Учитель должен быть носителем духовных ценностей. Подобное воспитывается подобным. Личность ученика может воспитывать только личность учителя. Именно такие педагоги создали имеющуюся воспитательную среду в нашей школе. Благодаря введению модуля «Основы православной культуры», мы поняли, как наполнить содержание внеурочной деятельности и выстроить систему работы по духовно-нравственному воспитанию.
В своей работе педагоги используют различные формы и методы при проведении занятий, чтобы вызвать у детей повышенный интерес к духовной культуре своего народа. Такие как занятия-путешествия, занятия-игры, занятия-дискуссии, занятия-открытия, час размышлений, презентация, бенефис, галерея, тренинг, рекламная кампания, проектная мастерская. Главные социальные партнеры здесь снова выступают родители и представители Епархии.
Создание условий для духовно-нравственного воспитания школьников является ключевой задачей в деятельности школы . И как сказал К.Д.Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием».