Создание условий для духовно-нравственного воспитания школьников

Королькова Светлана Дмитриевна

Сейчас, когда мы спрашиваем, что нужно изменить, чтобы возродить Россию, какое образование нужно, вопрос заключается не только в том, каково должно быть содержание образования, но и в том, какая личность должна жить в России. В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, поэтому ФГОС нового поколения  определяют  духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевую задачу современной образовательной системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sozdanie_usloviy.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий для духовно-нравственного воспитания школьников – ключевое требование ФГОС нового поколения

Сейчас, когда мы спрашиваем, что нужно изменить, чтобы возродить Россию, какое образование нужно, вопрос заключается не только в том, каково должно быть содержание образования, но и в том, какая личность должна жить в России. В сложившейся ситуации не эффективны разовые и локальные меры. Необходим комплексный, системный подход и программная форма организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, поэтому ФГОС нового поколения  определяют  духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевую задачу современной образовательной системы. 

Наша школа работает в инновационном режиме. Переходя на инновационный путь развития, имея опыт и школьные традиции,  педагогический коллектив поставил перед собой задачу построения образовательной среды, способствующей  формированию духовно-нравственной культуры учащихся. И первым условием создания такой среды мы считаем определение содержания и технологий воспитания, что нормативно закрепляется в программе воспитания. Согласно требованиям ФГОС, программа духовно – нравственного воспитания и социализации – это на сегодняшний день документ, который регламентирует деятельность школы в данном направлении. Содержание  данной  программы,  интегрирует  в  себе  воспитательный  потенциал  учебных  предметов  и  внеурочной  деятельности и способствует решению задачи духовно-нравственного воспитания учащихся на разных уровнях образования. Основная задача программы сформировать уклад школьной жизни, смоделировать пространство культуры с приоритетом традиционных нравственных  ценностей. 

Обязательным условием моделирования системы духовно-нравственного воспитания на разных уровнях образования является интеграция урочной, внеурочной деятельности, воспитательной работы и системы дополнительного образования.

На ступени начального образования дети получают представление о нравственных ценностях и ценностных ориентациях.

На ступени основного общего образования речь идет о формировании системы духовно-нравственных ценностей.

В старшей школе – о ценностном самоопределении личности.

Формирование единого пространства в области духовно-нравственного воспитания предполагает наличие сквозных технологических линий: системно-деятельностный, ценностно-ориентированный и личностно-ориентированный подходы. Нравственная ценность отбора содержания является  важнейшим принципом воспитательной работы  школы, а базовые национальные ценности положены в основу уклада школьной жизни. Духовно-нравственное воспитание личности рассматривается нами как стержень, базовая основа процесса образования во всем многообразии его направлений, методов, форм, технологий.

Реализация перечисленных выше подходов при проектировании системы духовно-нравственного воспитания в нашей школе представлена на слайдах:

Учебная деятельность

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

Модуль ОПК  курса ОРКиСЭ

-модуль  ОПК предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

-Семьеведение

-Спецкурс «Язык. Культура. Общество»

-Краеведение

-Спецкурс «Живая планета»

-Спецкурс «Проектная деятельность»

-Нравственные основы семейной жизни

-Спецкурс «Проектная деятельность»

-Элективный курс «Военная история российского государства»

-Элективный курс «История Отечества XX века глазами очевидцев»

Внеурочная деятельность

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

-Реализация курса «Уроки милосердия».

-Программа ВД «Наше Отечество – Святая Русь»

-Программа ВД «Душа народа»

-Реализация программы тематических классных часов «Духовно-нравственное просвещение и воспитание школьников»

-Программа ВД «Святые защитники Земли Русской»

-Реализация программы тематических классных часов «Духовно-нравственное просвещение и воспитание школьников»

-Программа воспитания «Нравственный выбор»

-Реализация программы тематических классных часов «Духовно-нравственное просвещение и воспитание школьников»

   Значительные возможности для современного решения задач духовно-нравственного воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ. Стратегия интеграции основного общего и дополнительного образования является реальным механизмом утверждения вариативности в системе образования.

Дополнительное образование

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

ДООП «Родные истоки»

ДООП «Детства звонкий голосок»

ДООП «Рисунок и живопись»

ДООП «Бисерное сияние»

ДООП «Доброе слово»

ДООП «Искорки света»

ДООП «С книгой по жизни»

ДООП «На пути к образу»

ДООП «Бисерное чудо»

ДООП «Тайны журналистики»

ДООП «Тайны журналистики»

Воспитательная работа

Начальная школа

Основная школа

Средняя школа

-Праздник «Рыженькая осень!»

-Игровой калейдоскоп «Моя мама солнышко, я – ее подсолнушек»

-Литературно-музыкальная композиция «Рождество Христово!

Литературно-музыкальная композиция «Светлая Пасха»

Интеллектуальная викторина «Здравствуй город Книгоград»

Акция «Лукошко добрых дел»

-Игровая программа «Берестяной свиток»

-Игровая программа «Осенний калейдоскоп»

-Фотовыставка «Прекрасных женщин имена»

-Литературно-музыкальная композиция «Рождество Христово!»

-Литературно-музыкальная композиция «Светлая Пасха»

-Конкурс «Живая классика»

-Акция «Радуга добра»

 -Галерея «Свет под книжной обложкой»

-Шоу-программа «Осенняя пора очей очарованье»

-Диспут «Образ матери в искусстве и литературе»

- Литературно-музыкальная композиция «Рождество Христово!

- Литературно-музыкальная композиция «Светлая Пасха»

-Час размышлений «Разумное и нравственное всегда совпадают»

-Социальный проект «Делами добрыми едины

-Творческий вечер «Русь моя православная»

      Вторым условием мы считаем создание организационно-предметного культурно-воспитательного пространства.

Наша школа подразделяется на своеобразные предметно-пространственные зоны: эколого-культурный образовательный центр, информационный центр, центр духовно-нравственного просвещения.  В каждой зоне создано тематическое информационно-эстетическое оформление, находится специализированный кабинет и создана своеобразная воспитательная среда.

       В эколого-культурном образовательном центре учащиеся могут познакомиться с символами российской государственности и родного края,  календарем знаменательных дат России, получить информацию о природных ресурсах как Тамбовской области, так  России. Тематически  оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе, способствуют духовно-нравственному воспитанию школьников, демонстрируют  опыт  нравственных  отношений  в  урочной  и внеурочной  деятельности. В каждой предметно-пространственной зоне присутствуют эстетические ценности  красоты,  гармонии,  совершенства.

     Центр духовно-нравственного просвещения располагается в блоке начальной школы  и это не случайно, ведь именно в 1-ом классе закладывается тот фундамент нравственных начал, на котором предстоит воспитать высоконравственную личность.

    В 2008 году школой были предприняты первые попытки через знакомство с православными ценностями способствовать развитию духовно – нравственного воспитания детей и их родителей. С этой целью была разработана дополнительная образовательная программа для детей младшего школьного возраста «Духовное краеведение Тамбовщины». Подведение первых итогов реализации программы показало, что предмет способствовал гармонизации отношений между одноклассниками, родителями и детьми. Учитывая благоприятное влияние предмета на микроклимат школы, а также желание детей и родителей расширить приобретённое представление о православной культуре, было решено создать такую атмосферу в школе, которая бы способствовала не только духовному становлению ученика в системе, но и удовлетворила бы духовно-нравственные потребности родителей и педагогов.   Таким образом, в 2009 году в школе был открыт Центр духовно-нравственного просвещения «Свет православия», а в 2010 г. он стал муниципальным ресурсным Центром Тамбовского района по духовно-нравственному воспитанию. Для достижения поставленных  целей и задач Центр духовно-нравственного просвещения осуществляет работу по следующим направлениям:

-реализация образовательных программ и проектов духовно-нравственного содержания;

-осуществление партнёрства семьи, школы и Церкви через организацию клуба «Дружная семья»;

-участие в мероприятиях, ориентированных на духовно-нравственное воспитание личности.

 Создано единое образовательное пространство посредством реализации курса «Уроки милосердия», курса основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ),  дополнительных образовательных программ по духовно-нравственному развитию воспитанников.

Центром данной  предметно-пространственной зоны является кабинет православной культуры, в котором имеется уголок семейного чтения, где учащиеся и родители могут подобрать понравившуюся им книгу для семейного чтения и дальнейшего обсуждения произведения. На базе кабинета осуществляет свою деятельность краеведческий клуб «Родничок». Также в данной зоне располагается молельная комната, которая используется в рамках преподавания учебного модуля ОПК и внеурочной деятельности  по духовно-нравственному направлению,  стенд по духовно-нравственному воспитанию, на котором представлена система работы школы, фотоматериал о значимых событиях в жизни школы. Используются мобильные демонстрационные стенды, для организации выставок методической литературы по вопросам воспитания, конкурсов декоративно-прикладного творчества и конкурса рисунков.

Третьим  условием по ходу моего выступления, но не по значимости является взаимодействие школы с родителями и социальными партнерами в целях духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

Нашими главными партнерами являются родители и представители Тамбовской епархии. Как следствие выстраивания механизма партнерских отношений был создан семейный клуб родительского опыта «Дружная семья», деятельность которого направлена на создание общего культурно - нормативного пространства, для преодоления противоречия между семьёй и школой в вопросах духовно-нравственного воспитания. В настоящее время в значительной мере утрачены православные традиции воспитания в семье, отчего возникает необходимость знакомства с православными ценностями родителей обучающихся. Педагогическое сопровождение  духовно-нравственного воспитания семьи  осуществляется по трем направлениям:

 1) просвещение родителей;
2) организации совместной деятельности семей;
3) совместного воцерковления семей.

      Обогащение духовной культурой обучающихся и их родителей осуществляется через активное участие в работе объединения «Милосердие». В рамках объединения проводятся благотворительные акции, концерты, оказывается помощь ветеранам и участникам Великой Отечественной войны, вдовам погибших.

   Посильное участие  в  оказании помощи другим людям: подготовка подарков и организация концертов для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот, посильная помощь детям, находящимся в социально-опасном положении; добровольное участие в благотворительных акциях; решение практических, личных и коллективных задач по установлению добрых отношений в детских сообществах, разрешение споров, конфликтов. Все перечисленные мероприятия помогают реализовывать главную цель – быть милосердными ко всем людям.

      В рамках социального партнерства налажено тесное взаимодействие с  отделом религиозного образования и катехизации Тамбовской Епархии, воскресной школой при храме Силуана Афонского в п.Новая Ляда, воскресными школами города Тамбова. Ведётся тесное сотрудничество с домом культуры поселка, историко-краеведческим музеем посёлка, где воспитанники принимают участие в таких праздниках как, Рождественские посиделки, День Матери, День пожилого человека, День Победы.

      И еще на одном условии мне хотелось бы остановиться – это профессиональная и личностная компетентность педагогов в вопросах духовно-нравственного воспитания.

 Одним из главных факторов результативности процесса духовно-нравственного воспитания является педагог как носитель духовных ценностей. На ум приходят слова К.Д.Ушинского: «Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания как бы хороша она ни была не перешедшая в убеждение воспитателя  останется мертвой буквой…». Нет сомнений, что многое зависит от условий, созданных в школе, но главное будет зависеть от личности педагога. Влияние личности составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными наставлениями, ни системой наказаний и поощрений. Большую роль играет «дух» школы, но этот «дух» живет не в стенах, а в характере педагога. Учитель должен быть носителем духовных ценностей. Подобное воспитывается подобным. Личность ученика может воспитывать только личность учителя. Именно такие педагоги создали имеющуюся воспитательную среду в нашей школе. Благодаря введению модуля «Основы православной культуры», мы поняли, как наполнить содержание внеурочной деятельности и выстроить систему работы по духовно-нравственному воспитанию.

      В своей работе педагоги используют различные формы и методы при проведении занятий, чтобы вызвать у детей повышенный интерес к духовной культуре своего народа. Такие как занятия-путешествия, занятия-игры, занятия-дискуссии, занятия-открытия, час размышлений, презентация, бенефис, галерея, тренинг, рекламная кампания, проектная мастерская. Главные социальные партнеры здесь снова выступают родители и представители Епархии.

      Создание условий для духовно-нравственного воспитания школьников является  ключевой  задачей в деятельности школы . И как сказал  К.Д.Ушинский: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познанием».