А.П. Боголюбов-200 лет со дня рождения" занятие -экскурсия для детей 6-7 лет.

Малышева Наталья Андреевна

Занятие-экскурсия формирует у детей старшего дошкольного возраста желание к познанию и деятельности на примере жизни А.П. Боголюбова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«А.П. Боголюбов -200 лет со дня рождения»

(экскурсия для детей 6-7 лет в картинную галерею детского сада)

Цель. Формирование у детей желания к познанию и деятельности на примере жизни А.П. Боголюбова.

Репродукции картин.И.Е. Репин «Портрет А.П. Боголюбова» 1862 г.,А.П. Боголюбов «Замок святого ангела в Риме» 1859 г., «Нижегородская ярмарка. (Колокольный ряд) 1862 г., «Синопский бой 18 ноября 1853 года» 1860 г., «Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года» 1851 г., «Вид вечерней Москвы» 1880-е., Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Памятник А.Н. Радищеву (фото).

Оборудование и материалы.Мольберты, драпировка, столики для игры.

Мотивационная ситуация.Сюрпризный момент – «Портрет А.П. Боголюбова» И.Е. Репинаразмещен на отдельном мольберте в игровой зоне.

Ход занятия-экскурсии. Помещение делится на галерейную зону с посадочными местами для детей и репродукциями картин на мольбертах и игровую зону, где размещен «Портрет А.П. Боголюбова». Педагог предлагает детям сесть на ковре перед «Портретом А.П. Боголюбова» и внимательно его рассмотреть. Педагог задает детям вопросы: - Какую по жанру картину вы видите? (портрет – изображен человек); - Как вы думаете, человек, чей портрет мы видим, живет в наше время или жил давно, намного раньше нас? (давно, об этом говорит одежда); - Как вы думаете, кто по профессии человек, изображенный на картине? Почему вы так решили? (художник, у него в руках палитра и кисти); - Он молодой, или уже не очень? (он не молод); - Как вы думаете, он прожил интересную жизнь? Почему вы так думаете? (он художник, его портрет написан и т.д…).

Написал этот портрет знаменитый русский художник Илья Ефимович Репин. Он изобразил своего учителя и друга -Алексея Петровича Боголюбова. Мы можем разглядеть предметы одежды - халат темно-коричневого цвета, белую рубашку, галстук; восточный рисунок ковра; темные обои на стене. ВзглядБоголюбова направлен прямо на нас, на зрителя. Его словно случайно застали за работой, и он не успел убрать из рукнеизменные атрибуты художника – палитру и кисти.Портрет получился отличным – художник показал внешнее сходство, характер, профессию героя.Жизнь Алексея Петровича Боголюбова, изображенного на портрете, была очень интересной и насыщенной. Он успел за нее столько, сколько под силу не каждому. Давайте познакомимся с ним поближе.

Педагог предлагает детям перейти в галерейную зону, где представлены репродукции картин А.П. Боголюбова.

Рассмотрев портрет, мы узнали, что Алексей Петрович Боголюбов был художником. Но как он им стал, какие картины писал, чем прославился – этого мы пока не знаем. Пусть его картины расскажут нам о своем создателе.

Родился Алексей Петрович очень давно – 200 лет назад. С детства он очень любил рисовать. На все праздники мама дарила ему альбомы, карандаши и краски – в то время они были очень дорогими. Но никогда не думал маленький Алеша (так его звали в детстве), что он станет художником. Он знал, что он и его брат Николай – будущие моряки, ведь учились они в специальной школе – Морской (кадетский корпус). Окончив школу, Алексей служит на корабле, совершая длительные морские путешествия. Он видит дальние берега, любуется морем, кораблями. Все, что он видит, он зарисовывает в свои альбомы, ведь он по-прежнему любит рисовать. А вокруг такая красота! Однажды на корабле, где служил Алексей Боголюбов, путешествовал президент Академии художеств (то есть, директор института, где учатся художники). Ему очень понравились рисунки молодого моряка, и он предложил Боголюбову поменять профессию: быть не моряком, который любит рисовать, а стать художником, рисующим море и корабли – ведь он их так хорошо знает. Так изменилась жизнь Алексея Петровича Боголюбова – был моряком - стал художником.

Но любовь к путешествиям не прошла - в его жизни было много странствий,впечатлениями от которых Алексей Петрович щедро делился, перенося их на свои полотна.

А.П. Боголюбов «Замок святого ангела в Риме» 1859 г. Эта картина рассказывает нам о поездке Боголюбова в столицу Италии (это такая страна) – город Рим. Замок Святого Ангела в Риме – знаменитое место. Давайте сделаем шаг через раму картины и окажемся на берегу реки Тибр рядом с итальянцами. Нашему взору открывается замок, похожий на крепость – круглая башня с фигурой ангела на крыше. Чтобы попасть в замок, надо пройти по мосту, украшенному скульптурамиангелов. Говорят, к замку вели еще подземные ходы, но они, конечно же, тайные. За мостом мы видим здание, которое даже издалека поражает своими размерами и красотой.Это Собор Святого Петра, увенчанный самым высоким куполом в мире. Над его созданием трудилось много великих мастеров. Но выше купола – небо: красивое, голубое, с озаренными солнцем облаками. Огромное количество людей хотят побывать здесь, чтобы увидеть эту красоту, а мы это сделали при помощи картины.

«Нижегородская ярмарка. (Колокольный ряд)» 1862 г.Не только далекие заморские страны можно увидеть на картинах художника Боголюбова. Наша великая река Волга тоже поразила Алексея Петровича своей широтой, красотой и оказалась на его полотнах. Вместе со своим братом Николаем Петровичем, художник совершил путешествие по Волге. Его брат писал путевые заметки, описывая города, природу, людей, которые встречались по пути. А художник делал зарисовки. Давайте предположим, что мы перенеслись в прошлоеи оказались на знаменитой Нижегородской ярмарке, куда приезжали со всей России. Ярмарка – большой праздник, где показывают, продают или покупают разные товары. Здесь можно было купить все что угодно. Художникпоказывает нам лишь маленькую часть ярмарочного торга. Посмотрите, слева –«стрелка», так называют место слияния двух рек - Оки и Волги.У берега много небольших кораблей. Они привезли товары на ярмарку. На горе виднеется нижегородский кремль на фоне волжского неба. А на первом плане идет бойкая торговля колоколами - большими и маленькими, с украшениями и надписями, подвешенными кожаными ремнями на специальных деревянных перекладинах.Без колоколов жизнь была немыслима: с давних пор колокольным звоном принято было созывать народ. А набатные колокола своим громким и резким звуком оповещали о пожарах или других несчастьях. В праздничные дни с колоколен летел малиновый перезвон. Посмотрите, наверное, во время торгов один колокол упал, и от него откололся большой кусок – теперь он просто стоит, продать его нельзя. Вокруг много людей: кто-то показывает товар, кто-то рассматривает, кто-то задумался над покупкой. В стороне идет бойкая торговля с весельем и гуляньем. Ярмарка собрала всех: продавцов и покупателей, детей и взрослых, людей разных национальностей. Интересная картина получилась у художника.

Много путешествовал художник, много разных картин написал…Но и свою первую профессию (моряка) Боголюбов не забыл. Очень хотел он на картинах изображать море и корабли. Алексея Петровичаждет новая интересная работа - его назначили художником Главного морского штаба. Что же это за работа? Сейчас, обо всех событиях мы можем узнать, благодаря телевидению, интернету, газетам. Журналисты снимают видео, делают фотографии. В то время, когда жил А.П. Боголюбов, фотоаппаратов и видеокамер не было. Только художник своими рисунками и картинами мог показать события, описываемые в новостях. «Синопский бой 18 ноября 1853 года» 1860 г.На этой картине художник рассказывает одну из славных страниц истории русского флота. Давайте рассмотрим картину: небо, море, корабли.Посмотрите, корабли не такие, как мы можем увидеть сейчас. Это парусные фрегаты. У них еще не было двигателей, а для управления кораблями использовались паруса. Эти корабли зависели от погоды – парусам необходим ветер. Именно на таких, парусных кораблях, служил Алексей Боголюбов - управлять ими было очень сложно. Художник корабли знал отлично: все мачты, паруса, реи, канаты на картинах Боголюбова как на фотографиях. Мы видим две линии кораблей: ближе к берегу корабли турецкого флота, напротив них выстроились русские корабли. На нашем фрегате развевается флаг русского флота – его называют Андреевским: белое полотнище с голубыми перекрещивающимися линиями. Обратите внимание – корабли стоят боком к флоту противника и окутаны дымом. Как вы думаете, почему они так расположились, и откуда этот дым? (выслушайте ответы детей).По бортам, то есть сбоку, на кораблях располагались орудия – пушки. Сейчас они ведут огонь, стреляют по вражеским кораблям – поэтому наши фрегаты окутаны дымом. Что происходит с турецкими кораблями? (выслушайте ответы детей). Корабли противника горят, взрываются, тонут. Они не могут убежать от наших орудий – русские корабли преградили им путь в открытое море. Матросы с тонущих кораблей спасаются на лодках и обломках кораблей. В этом сражении Россия одержала громкую победу!

Скажите, ребята, а мог художник придумать такое сражение, корабли, их расположение? (выслушайте ответы детей). Нет. Алексей Петрович Боголюбов ничего не придумал. Прежде, чем написать картину, он собрал сведения, изучил место, поговорил с моряками, которые участвовали в этом сражении. Поэтому эта картина - исторический документ!

Сражение, описанное на этой картине, произошло в то время, когда художник А.П. Боголюбов жил и работал: он мог все узнать и посмотреть.

«Захват катером «Меркурий» шведского фрегата «Венус» 21 мая 1789 года» 1851 г. А вот следующее сражение, произошло очень давно, когда художник еще не родился. Ему пришлось читать много документов, чтобы представить и изобразить, как все происходило. Перед нами два корабля: один больше, другой меньше. Как вы думаете, наш корабль большой или маленький? (выслушайте ответы детей). Наш корабль меньший – это парусный катер под именем «Меркурий». Именно на нем развевается Андреевский флаг. Он вступил в бой с большим фрегатом «Венус» из Швеции (северная страна, воюющая с нами в то время). На «Меркурии» 22 пушки, а на «Венусе» - 44. Как вы думаете, сможет маленький катер победить большой фрегат?(выслушайте ответы детей). Катер «Меркурий» вступил в бой и выиграл его. Пушки катера разбили мачты и паруса большого корабля: тонут реи, в парусах дыры. Как вы думаете, зачем катер стрелял в паруса? (выслушайте ответы детей). Без парусов, мачт, рей корабль не может двигаться, а значит, и воевать. Команда фрегата, во главе с командиром, была вынуждена сдаться. А картина А.П. Боголюбова рассказала нам такую интересную историю об отважном катере «Меркурий».

Много интересных и красивых картин написал художник о море и кораблях. Поэтому его называют «художник-маринист», то есть художник, изображающий море.

Но на следующей картине море мы не увидим. Алексей Петрович писал разные картины. Он очень любил пейзажи – картины, на которых изображалась природа: леса, поля, села, города.  «Вид вечерней Москвы» 1880-е.На этой картине художник изобразил столицу нашей страны – город, который называется? ... (ответы детей) – Москва. Мы видим стены и башни московского Кремля, на дальнем плане видна Москва-река и мост, за ними - храм Христа Спасителя. Уже вечереет, темнеет, лишь в воде реки отражается голубое небо, постепенно скрывающееся за облаками, наползающими из угла картины. Мы словно стоим на горе и любуемся столицей, как это делал художник. Алексей Петрович Москву любил, даже построил там дом. Но главный подарок в своей жизни он преподнес не Москве, а Саратову. Что же это за подарок?Делом всей жизни Алексея Петровича стало основание в Саратове первого общедоступного музея и рисовальной школы.

Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Памятник А.Н. Радищеву. Став художником, Алексей Петрович Боголюбов, собирал картины разных художников, книги,предметы искусства.Но делал это не для себя. Все, что он собрал, накопил (а стоило это огромных денег), он передал в Саратов, чтобы в городе появился художественный музей. Открыть музей в городе на Волге было очень сложно! Не все понимали, зачем музей нужен – ведь жили раньше без него? До этого ни в одном городе нашей страны, даже в Москве и Санкт-Петербурге подобного музея, в который могли бы приходить все желающие, не было. Сейчас это кажется удивительным: в каждом городе есть музей – большой или маленький. Можно купить билет и рассматривать картины, старинные предметы и многие другие интересные вещи. Вот Алексей Петрович Боголюбов задумал музей, доступный для всех, создать в Саратове. Картины он собрал, Саратову подарил, но для картин нужен дом – большой, светлый, красивый. Долго строился дом-музей. Но 29 июня 1885 года (138 лет назад) состоялось торжественное открытие первого в России художественного музея в городе Саратове. Музей носит имя Александра Николаевича Радищева – писателя, который был родным дедушкой Алексея Петровича Боголюбова. Так внук увековечил (то есть сохранил на века) имя своего деда. Не только музей появился в Саратове, благодаря художнику, в городе было создано рисовальное училище (спросите у детей – чему там учат), которое существует до сих пор и носитимя Боголюбова. Многие ученики Саратовского художественного училища имени Боголюбова стали художниками, прославившими саратовскую землю на весь мир. Алексей Петрович Боголюбов музею и художественному училищу отдал всю свою коллекцию картин (около 2000) и завещал всё своё состояние (все деньги, которые он заработал за свою жизнь). А каждый ли готов на такой поступок – отдать всё? (можно порассуждать с детьми).Алексея Петровича Боголюбова называют МЕЦЕНАТОМ. Кто это? Так называют людей, которые готовы помочь другим, помочь талантливым людям – художникам, музыкантам, поэтам, ученым. Меценат, как садовник, помогает цветам (то есть талантам) расцвести, чтобы всем вокруг стало лучше и светлее.Алексей Петрович для этого сделал очень много. Именно поэтому Боголюбову первому было присвоено звание «Почетный гражданин Саратова».

Вот и закончилось наше знакомство с этим удивительным человеком, который верно служил Родине, будучи моряком, художником, меценатом.

По окончании экскурсии задайте детям вопросы на закрепление материала.