"Ленинград - летопись мужества..."

Шишерина Валентина Анатольевна

Сценарий мероприятия, посвященного 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_leningrad_-_letopis_muzhestva.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

«Ленинград – летопись мужества…»

(Сценарий, посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады)

Место проведения: подростковый клуб «Сатурн»

Форма проведения: час памяти.
Методы: словесный, наглядный.
Цель:
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся
- дать учащимся представление о стойкости и мужестве ленинградцев в дни блокады.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 г., ее защитниках и подвигах;
- познакомить обучающихся с понятием блокада.
Развивающие:
- развивать выразительность речи при чтении стихов, историческую память обучающися, коммуникативные навыки.
Воспитательные:
- пробудить вобучаихся чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны;
- воспитывать патриотические чувства, уважение к старшему поколению.
Актуальность:
Тема Великой Отечественной войны будет всегда актуальна, чтобы воспитывать в будущих россиянах глубокое уважение и гордость за наших отцов, дедов, матерей, отдавших свою жизнь ради нашей мирной и счастливой жизни. Из поколения в поколение мы должны передавать память о тех трагических днях. Трагедия блокады навсегда изменила судьбы не только участников тех событий, но и последующих поколений. Помнить о героях Великой Отечественной войны – священный долг потомков.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка; презентация по теме; фонограмма музыки Д. Шостаковича, песни «Священная вона», «Ленинградский метроном», стакан с водой, кусок хлеба весом в 120грамм и свеча.
Продолжительность: 45 минут.
Предварительная подготовка:
1.Подбор материала.
2. Составление презентации.
3. Работа с ведущей и с учащимися, которые будут разучивать стихи.
Оформление: в классе на столе зажженная свеча, стакан воды с куском хлеба и буханка чёрного хлеба.

Ход мероприятия

(Слайд 1) Сбор учащихся в зале

(Слайд 2)

Ведущий:

2024 год объявлен – годом Памяти и Славы. По всей России проходит акция «Блокадный хлеб», в честь памяти и гордости за мужество мирного населения блокадного Ленинграда. 27 января – День воинской славы России. Сегодня мы собрались, чтобы отметить невероятно важное и значимое событие не только для одного города, но и для всей страны –80 годовщину со дня полного снятия блокады с города Ленинграда.

(Слайд 3)

900 дней, почти три года, длилась беспримерная героическая борьба жителей города на Неве с врагом и голодом. Ничто не смогло сломить их воли и мужества. Оборона Ленинграда – одна из самых героических страниц отечественной истории и одновременно самая трагическая. И наша встреча посвящена всем ленинградцам, пережившим эти страшные дни, отстоявшим свой родной и любимый город, и тем, кто не дожил до этого долгожданного светлого дня. 

И так наш патриотический час посвящается:

героическим защитникам Ленинграда,
участникам прорыва и снятия блокады любимого города,
пережившим 900-дневную блокаду,
Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых.

Учащийся: Жереновская Аксения Стих.О.Берггольц «Я говорю»

(Слайд 4)
Звучит музыка «Священная война»

Ведущий:

Что может быть страшнее, чем война?!
Лишь слезы да страдания несет она.
И счастье разбивает у людей,
Любимых разлучает и друзей.
Звучит голос Левитана о начале войны.

Ранним утром 22 июня 1941 года на нашу страну напала фашистская Германия, во главе которой стоял Адольф Гитлер. 

(Слайд 5)

Он намеревался захватить нашу страну за 6 недель. Большую часть славянских народов фашисты хотели истребить, а оставшихся загнать в военные поселения, превратив в рабов. Первым делом надо было захватить столицу нашего государства – Москву.

Гитлер хотел, чтобы от города ничего не осталось. Он считал, что Москва – это сердце Советского Союза, а Ленинград её душа. Не получается уничтожить сердце, уничтожим её душу. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому один из основных ударов они направили на Ленинград.

(Слайд 6)

8-го сентября 1941 года начались бои у стен города. В короткий срок Ленинград превратился в неприступную крепость. Фашистские войска охватили 200-км кольцом осады непокорный город. Началась блокада. Блокада – это кольцо, которым фашисты окружили город. 

Учащийся: Ножкин Артём. Стих. М.Дудина «Блокада Ленинграда» 

(Слайд 7)

Ведущий: В кольце блокады Ленинграда оказалось 2 млн. 887 тыс. человек. Длилась блокада с 31 августа 1941 года по 27 января 1944 (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня.

(слайд 8)

Над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей. Ни один город, ни одна крепость за всю историю существования человечества не выносила столь жестокого испытания... Враг был уверен, что голодающие, мерзнущие, жаждущие люди возненавидят друг друга, начнут роптать, перестанут работать, в конце концов, сами сдадут город. Но случилось так, что оборона Ленинграда сорвала все планы врага.

Как это было. Всего рассказать невозможно. Перелистаем всего лишь несколько блокадных страниц…

Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
И в плен ленинградцев забрать.

(слайд 9)

Началась эвакуация жителей

(слайд 10)

Люди укрывали памятники от бомбёжек, чтобы их сохранить.

(слайд 11)

С первых дней сентября в Ленинграде были введены продовольственные карточки. Ввиду блокады города с 20 ноября 1941 г. весь скот, имевшийся в колхозах и совхозах, был забит, мясо сдали на заготовительные пункты. Кормовое фуражное зерно перевезли на мельницы с тем, чтобы перемолоть и использовать в качестве добавки к ржаной муке.

Властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания. При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.

(слайд 12)

Начался голод! Зимой он усугублялся холодом… Люди умирали…

(слайд 13)

Посмотрите на этот кусочек хлеба! Он весит 125 грамм…(кусок черного хлеба весом 125 г). Трудно представить, что это все что можно было съесть за сутки. Но как ценен этот небольшой кусочек … Ольга Бергольц писала: «…сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам…»

Учащийся: Карякина Анастасия Стих. Н.Алексеевой «Городу Ленинграду»

(слайд 14)

Ведущий: В декабре 1941 года иссякли запасы топлива. Прекратилось отопление зданий. Люди терпели нечеловеческие условия, в которых приходилось жить … и трудиться, следуя девизу «Все для фронта, все для победы!»  В январе 1942 года встал городской транспорт. Имевшееся электричество было необходимо для производства. Прекратилась подача электричества в квартиры. Замёрз водопровод, перестала действовать канализация. 

(слайд 15)

Смерть входила во все дома. Страшнее всего было детям.

Учащийся: Сазонова Рамила Стих. «Блокадный мишка»

(слайд 16) 

Ведущий: Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. В России многие знают историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Блокада отняла у девочки родных. В те же жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записки.

 «Дневник Тани Савичевой»

«Женя умерла 28 дек. в 12.00 час. утра 1941 г.
Бабушка умерла 25 янв. в 3 ч. дня 1942 г.
Лека умер 17 марта в 5 час. утра 1942 г.
Дядя Вася умер в 13 апр. в 2 ч. ночи 1942 г.
Дядя Леша 10 мая в 4 ч. дня 1942 г.
Мама 13 мая в 7.30 час. утра 1942 г.
Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»

Долгие годы после войны считалось, что 12-летняя Таня, последняя из Савичевых, умерла в блокадном Ленинграде. Но оказалось, что Савичевы умерли не все. У неё осталась старшая сестра, которая во время блокады была эвакуирована вместе с заводом, где она работала. И старшая сестра знает продолжение истории, из которой один за другим вычёркивались все герои. Это она нашла Танин дневник. Из её рук «Дневник Тани Савичевой» попал в ленинградский музей, оттуда — в Нюрнберг, и дальше эта повесть длиной в 41 строку облетела по орбите планету.

Таню, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными детьми девочку эвакуировали в Нижегородскую область, в город Шатки. Врачи в течение 2 лет сражались за жизнь Тани, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми.

(слайд 17)

1 июля 1944 года Таня скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием.

Учащийся: Пивоваров Денис Стих.  «Дети блокады»

(слайд 18)

Ведущий: В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. В школах, не прекращавших своей работы и в голодную зиму, в июне 42 года, десятые классы окончили 532 школьника, 70 из которых с отличием.

Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

(слайд 19)

Учащийся: Трофимов Егор Стих.  А.Молчанова «Я не был на фронте»

(Слайд 20)

Ведущий: Несмотря на голод, холод, нечеловеческие условия, Ленинград не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Люди недосыпали, недоедали, но выполняли поставленные перед ними задачи на трудовом фронте. Работали на военных предприятиях, выпуская военную продукцию, в том числе составляющие детали для «Катюш».

Учащаяся: Агапова Анастасия Песня «Катюша»

Ведущий: Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более двух тысяч танков, полторы тысячи самолетов, сто пятьдесят тяжелых орудий, двенадцать тысяч минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин. 

(Слайд 21)

Требовались рабочие. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Учащийся: Ященко Ярослава Стих.  «Памяти блокадникам»

(Слайд 22).

Ведущий: В таких жестких условиях город жил и работал все 900 дней блокады. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога названа ДОРОГОЙ ЖИЗНИ. 

С 22 ноября 1941, больше двух лет, днем и ночью, шли «Дорогой жизни» машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто обслуживал ледовую трассу - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики работали в необычайно сложных условиях: в стужу, в буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Сколько людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни».

(слайд 23)

В госпиталях лечили раненых. Это были бойцы, привезенные с линии Ленинградского фронта, раненые во время бомбежек жители города. А дети приходили поднимать дух раненых, приносили письма.

(Слайд 24)

Давайте вспомним тех, кто дарил солдатам и горожанам великое чудо театра, дарил не только на классической сцене, но на сколоченных второпях подмостках, между боями. Есть воспоминания, что актерам фронтовых бригад выдавалось оружие, потому что в любой момент могла возникнуть необходимость его применить по назначению. Не смотря ни на что, артисты выходили на подмостки.

Давайте вспомним тех, кто спас библиотеки, коллекции в научно-исследовательских институтах, музеи. Говорят, коллекции картофеля и злаков никто не рассматривал как пищу, а книги — как растопку.

(Слайд 25)

Давайте вспомним тех, кто писал стихи в умирающем городе, кто говорил с его жителями со страниц газет и из динамиков радиоточек. Их голоса спасали от одиночества, страха, страданий, а порой — и от безумия.

(Слайд 26) 

И вот наступил момент прорыва блокады. Операцией по освобождению Ленинграда командовал выдающийся советский военачальник Георгий Константинович Жуков. Одной из главных задач войск Ленинградского фронта зимой 1942-43 года был прорыв фронта противника вдоль побережья Ладожского озера. Наступление началось утром 12 января.

В результате успешных действий бойцов Ленинградского и Волховского фронтов был освобожден участок побережья озера длиной 8-10 км. Так было разорвано кольцо блокады. Но окончательно блокада прорвана была только в январе 1944 года - через год. Всему нашему народу было трудно во время войны. Но труднее всех было ленинградцам, на них выпали самые тяжкие испытания, но мужество их не покинуло. 

(слайд 27)

Операция Ленинградского и Волховского фронтов продемонстрировала возросшее военное искусство Красной Армии и ее командования. Впервые в истории современных войн здесь был осуществлен разгром противника, блокировавшего длительное время крупнейший город, ударом извне в сочетании с мощным ударом из осажденного города. Наступление, проведенное по такому плану, было Ставкой всесторонне умело подготовлено и успешно завершено. 

(Слайд 28)

Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!» Все выбежали на улицу, кричали: «Ура!»,- поздравляли друг друга. В честь снятия блокады дан салют. Небо осветилось не прожекторами и взрывами, а праздничным фейерверком. Над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта. 

                 Учащаяся: Кузнецова Кристина. Стих. Ю. Воронова «За залпом залп» 

За годы блокады от голода и холода погибло по разным данным от четырехсот пятидесяти тысяч до одного миллиона человек. При обороне города легло на поле битвы более двух миллионов наших воинов. Такова была цена нашей победы… 900 героических дней обороны Ленинграда навсегда сохранятся в памяти народа.

(Слайд 29) 

За мужество и героизм, проявленные в войне городу присвоено звание «Город-герой».

(Слайд 30) 

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Полтора миллиона ленинградцев были представлены к награде, из них пятнадцать тысяч двести сорок девять детей.

(Слайд 31)

Прошло 80 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах… 

(Слайд 32) 

Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь. 

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором,

И жизнью смерть была побеждена

И победили человек и город!

Неугасима память поколений

И память тех, кого так свято чтим,

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(Слайд 33) 

Внимание! Объявляется минута молчания в память о погибших в годы блокады. Прошу всех встать!

Звучит метроном

(Слайд 34) 

Слава тебе, Великий город,
Сливший воедино фронт и тыл.
В небывалых трудностях который
Выстоял. Сражался. Победил.

        Ленинград! …Для всех людей на планете этот город стал символом стойкости, мужества, самоотверженной любви к Родине, удивительной силы духа русского народа.

Учащийся: Луночкина Дарья Стих. Н.Алексеевой) «Люди Ленинграда – вы герои»

Ведущий: Наше мероприятие, посвященное Дню снятия блокады Ленинграда закончено.

А вас, ребята, как граждан нашей страны, как потомков тех, кто пережил все тяготы и невзгоды, И ПОБЕДИЛ, я хочу попросить найти в своём сердце для людей старшего поколения, место для благодарности за мужество и их человеческий подвиг во имя Родины, во имя будущего. А будущее нашей России – это вы все. Всегда будьте достойными славы своих предков!