Выступление на семинаре "Преподобный Амвросий Оптинский: годы учения и ученичества"

Татьяна Михайловна Смольянинова

Выступление на семинаре, статья "Преподобный Амвросий Оптинский: годы учения и ученичества". Статья представляет интерес для преподавтелей духовно - нравственных дисциплин. Может быть интересна всем, кто хочет подробнее узнать о жизни преподобного Амвросия Оптинского, духовного наставника многих известных людей 19 века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл amvrosiy.docx23.59 КБ

Предварительный просмотр:

Преподобный Амвросий Оптинский: годы учения и  ученичества.

Преподобный старец Амвросий Оптинский оказал огромное влияние на духовную жизнь всей России XIX века. К его молитвенной помощи и заступничеству прибегаем мы и сегодня. Мудрые советы батюшки Амвросия помогают нам в деле образования и воспитания подрастающего поколения, в нашей духовной жизни.

 Я же хочу сегодня рассказать о том, каким учеником был сам Александр Михайлович Гренков, будущий прп. Амвросий Оптинский.

Изучив различные источники и материалы, расскажу о его  годах учения.

Александр родился в семье благочестивых родителей: отца – диакона Михаила Гренкова - клирика храма в честь Живоначальной Троицы села Большая Липовица, и матери  -  Марии Николаевны. С ранних лет он возрастал  духовно в храме Божием, где прислуживал отцу, пел на клиросе, читал молитвы. «Образование Александра Гренкова началось с изучения церковнославянского букваря, часослова и псалтыри»,- пишет Епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий (Васнев). [2, стр.397]. Резвость ребенка и непослушание  часто вызывали у родителей праведный гнев. В многодетной семье детей воспитывали в строгости и послушании.

В 1824 году Александр Гренков зачислен в Тамбовское  духовное училище. Шесть лет  продолжалось учение. Из училищной жизни Александра известно немного. Передавал только старец по временам один рассказ о каком-то училищном портном, делавшем для мальчиков платье, что ласковое обращение последнего очень было ему по сердцу. «Когда я был мальчиком, – так говорил он, – был у нас общий портной. Я был высоконький, и он меня всё Сашей звал; других же моих товарищей так ласково не называл. Признаюсь, меня это очень затрагивало». Случай в сущности, почти не имеющий значения, но для Саши, проведшего всё время юности среди не очень расположенной к нему семьи, и эта ласка портного была очень приятна. Не по этому ли отчасти поводу у покойного старца сложилось что-то в роде поговорки: «От ласки у людей бывают совсем иные глазки» 1,часть [1, стр. 18]. Тамбовское духовное училище он  закончил первым учеником  из 148 человек.

В июле 1830 года Александр Гренков в числе лучших учеников назначен был к поступлению в Тамбовскую духовную семинарию. Там, как и в училище, благодаря своим способностям, он учился очень хорошо. Наука давалась ему легко. Его товарищ по семинарии вспоминал: «Тут, бывало, на последние копейки купишь свечку, твердишь, твердишь заданные уроки; он же (Гренков) и мало занимается, а придет в класс, станет наставнику отвечать – точно как по писанному, лучше всех.» [ 1, часть 1, стр.21].

Юноша имел в своем распоряжении много свободного времени и, обладая от природы веселым и живым нравом, он и в семинарии склонен был к увеселениям. Любимым развлечением Александра Михайловича было поговорить с товарищами, пошутить, посмеяться, так что он всегда был душею веселого общества молодых людей.

Среди учителей  будущего старца в духовной семинарии следует отметить семинарского ректора, молодого архимандрита Иоанна, который  скончался в молодых летах в Тамбове от холеры. Человек был очень умный, дальновидный, благоразумно строгий и весьма искусный в обращении с наставниками и воспитанниками. Отчасти его манеру преподавания и поведения перенял Александр Гренков, когда сам стал преподавателем в Липецком духовном училище.

Уроки богословских наук Александр Михайлович слушал уже у другого ректора, архимандрита Адриана. Молодой тамбовский владыка Арсений (впоследствии Киевский Митрополит)  также относился к воспитанникам семинарии очень строго.

Но эта строгость была одной, может быть, из главных причин того, что Александр Михайлович Гренков в июле 1836 года окончил курс семинарских наук со степенью студента в числе десяти лучших при очень добром поведении, как значилось в его семинарском аттестате [2, стр.398].

Основываясь на похвальных отметках по некоторым предметам в его аттестате, можно сказать, что любимым его занятием было изучение Святого Писания, богословских, исторических и словесных наук. Если же принять во внимание то начало, которое полагалось в основание его научного образования в детстве, то можно понять причину, почему  такие науки были ближе других его сердцу.

В годы учебы в духовной семинарии у Александра Гренкова появилось желание писать стихи. Вот как рассказывал об этом  окружающим его людям сам старец: «Признаюсь вам: пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго-долго сидел я и думал, что и как писать, да так ничего и не написал» [1, часть 1, стр.27. ]

Мы знаем, что не каждому дано стать поэтом, но стремление Старца к стихотворству проявилось в его наставлениях, где он в краткой, часто рифмованной форме говорит о понятных и важных вещах. Оптинский подвижник хорошо знал и любил народные пословицы и поговорки, которые слышал от родителей и от простых крестьян своего родного тамбовского села. Старец умело применял их в разговоре. Нередко свои наставления он излагал меткой рифмой: «Правда груба, да Богу люба».

По окончании курса семинарских наук поступил в дом к одному помещику домашним учителем его детей. При воспоминании об этом старец между прочим высказывался, с какою благоразумною осторожностью относился он к своим хозяевам. «Бывало, – говорил он, – размолвят муж с женой и оба обращаются ко мне с жалобами друг на друга. Думаю себе – как тут быть? Они хоть и поразмолвили, а через час или два опять помирятся. А мне если хоть раз принять одну чью-либо сторону, нужно чрез это вооружить против себя другую. Так, бывало, слушаю только их жалобы, а сам посматриваю на них да молча улыбаюсь. Вскорости, конечно, хозяева мои примирились, и я был с ними в хороших отношениях». [1, часть 1, стр.3] . В  молодости, где бы он ни жил, всегда все, находившиеся в ссорах, искали его совета и просили быть их примирителем. А это уже  показывает, что и при веселом своем характере он имел в себе задатки жизни духовной.

7 марта 1838 года, Александр Гренков  утвержден был в должности учителя первого класса  Липецкого духовного училища и вскоре явился к месту своего назначения. Затем, вследствие выбывших один за другим двух наставников, переведен был во второй, и наконец – в низший класс преподавателем греческого языка, вместе с соединенными с ним предметами. (До 1852 года деление классов в духовных училищах было такое: первый, второй, низший и высший).

Пребывая в Липецке, Александр постигал волю Божию, созерцая уединенную природу, слыша в ее голосе зов Всемогущего Создателя. По своей врожденной способности любил он и теперь поговорить и пошутить. 

Известно, что старец Амвросий с особым усердием молился Тамбовской иконе Богородицы. Он рассказывал о том, что дал обет принять монашество, молясь об исцелении от тяжелой болезни на последнем курсе духовной семинарии, и как суетные искушения мешали ему исполнить его. Вот как описывал он свое тогдашнее положение: «После выздоровления я целых четыре года все жался, не решался сразу покончить с миром, а продолжал по-прежнему посещать знакомых и не оставлял своей словоохотливости. Смотришь, опять позвали в гости, и опять наболтаешь. И так вот я мучился целых четыре года» [3, с. 14]. Находясь в кругу мелкопоместных дворян, разночинцев и даже имея мысль «поступить в военную службу», Александр, тем не менее, всегда видел тщетность и суетность мирского бытия. Его родители, почитавшие образ Тамбовской Божией Матери, благословили им вступающего в самостоятельную жизнь сына. Будучи преподавателем духовного училища, Александр Михайлович Гренков искал помощи Пречистой и молился перед Тамбовским образом о том, чтобы Богородица указала ему путь к молитвенному уединению, увела от мира.

Молитвенный подвиг Александра Михайловича не мог надолго оставаться не замеченным молодыми его товарищами. И вот, как всегда бывает под влиянием вражиим, молодежь стала осыпать его разными колкими насмешками. Особенно донимал его один из них – N. Принимая вид сердечного участия в Александре Михайловиче, он в присутствии посторонних людей  начинал говорить: «Ах, какое у нас горе большое!» Что такое, спросят. – «Да вот, Александр Михайлович очень умный человек, а сошел с ума. Да-да, с ума сошел, с ума сошел. Так жалко, так жалко бедного»... А сам всё вздыхает и чуть-чуть не плачет, так что посторонний незнакомый слушатель вполне мог принимать эту язвительную насмешку за сущую правду. Терпеть подобные колкости Александру Михайловичу почти было невмочь; однако поневоле нужно было терпеть. Чтобы избежать насмешек своих товарищей наставников, он стал для молитвы уходить на чердак [1, стр.23]

Об отношениях  Амвросия Оптинского к детям-школьникам в  Липецком духовном училище известно немного. По рассказам жившего с ним в то время товарища, Павла Степановича Покровского, он как сам всю свою молодость провел под строгостью, так и с детьми обращался строго и не любил потакать ленивым и шалунам.

Намерение коренным образом изменить жизнь и навсегда поселиться в монастыре созрело у Александра Михайловича в 1839 году.

В октябре 1839 г. он отпросился у ректора училища священника Филиппа Кастальского на субботу и воскресенье навестить родных, но сам направился в Оптину пустынь и обратно в училище уже не вернулся.

В ноябре 1839 г. из Оптиной пустыни Александр Гренков отправил прошение на имя Преосвященного епископа Тамбовского Арсения (Москвина) об увольнении с должности учителя Духовного училища.

Без паспорта, с одним семинарским аттестатом, в простой деревенской телеге направился Старец в Оптину Пустынь, где подвязался в монашестве и стал духовным учителем и подвижником земли Русской.

Литература

1. Агапит (Беловидов А. И.).Жизнеописание в Бозе почившего оптинского старца иеросхимонаха Амвросия с его портретом и факсимиле : В 2 ч. / Схиархимандрит о. Агапит (Беловидов). - Сергиев Посад : Свято-Троиц. Сергиева лавра : Посад, 1992.

2. Епископ Тамбовский и Мичуринский ФЕОДОСИЙ (ВАСНЕВ). К 200-летию СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО// Вестник ТГУ, выпуск 4 (108), 2012

3. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. Ч. 1. М., 1900

4.  Собрание писем Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия. М., 1995.

5. https://proza.ru/2015/10/23/1206