Проект «Вместе с нами в мир профессий»
Предварительный просмотр:
Проект
«Вместе с нами в мир профессий»
Содержание
1. | Введение ………………………………………………………………... | 3 |
2. | Перечень РППС в группах по ознакомлению детей с трудом взрослых ……………………………………………… | 8 |
3. | Перспективное планирование по реализации проекта …………… | 11 |
4. | Заключение …………………………………………………………….. | 13 |
5. | Методическое обеспечение …………………………………………… | 14 |
Введение
Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает новое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.
В.А.Сухомлинский
Вхождение ребенка в социальный мир не возможно вне освоения им первоначальных представлений социального характера, в том числе и ознакомлением с профессиями.
У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Как правило, профориентация начинается лишь в старших классах общеобразовательных школ. Ребенок не успевает сделать осознанный выбор, поскольку перечень предлагаемых профессий мал, знания о них минимальны и даются эпизодически. А ведь скрытые резервы профориентации таятся не только в начальном звене обучения, но и на этапе дошкольного детства.
Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, к примеру, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем.
Поэтому ознакомлением с трудом взрослых необходимо начинать уже в дошкольном возрасте, когда дети через доступные формы познания узнают о разных профессиях. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день. В основном эта деятельность должна носить информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также включать совместное обсуждение мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности.
Необходимо развить у воспитанников веру в свои силы, путем поддержки их начинаний будь то в творчестве, спорте, технике и т.д. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте.
Таким образом, для того, чтобы расширить кругозор дошкольников о мире профессий и систематизировать профориентационную работу уже на этапе дошкольного возраста, был разработан педагогический проект «Вместе с нами в мир профессий».
Формы и методы работы с дошкольниками:
- экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
- рассказы воспитателей и родителей;
- НОД;
-игры, праздники и развлечения;-
самостоятельная художественно – творческая деятельность.
Алгоритм ознакомления с профессией:
- Название профессии
- Место работы
- Материал для труда
- Форменная одежда
- Орудия труда
- Трудовые действия
- Личностные качества
- Результат труда
- Польза труда для общества.
Задачу по формированию представлений о людях разных профессий целесообразно решать не только на занятиях , но и на протяжение всего пребывания в детском саду.
Ранняя профориентация будет эффективна при условии наличия выстроенной системы работы, разработанного перспективного плана, соответствующего методического и наглядного материала.
Участники проекта:
- дети подготовительной к школе группе МДОУ № 14
- воспитатели
- родители
Вид проекта
- Познавательный, долгосрочный
Планируемый результат:
Для детей:
- у детей сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности,
- активизируется познавательная деятельность дошкольников, интерес к профессиям взрослых,
- разовьется чувство уважения к людям разных профессий.
Для родителей:
- успешное взаимодействие со своими детьми;
- повышение психолого-педагогических компетенций.
Для воспитателя:
- создание предметно-пространственной развивающей среды по теме проекта;
- совместная работа с родителями по расширению знаний детей;
- повышение уровня развития психолого-педагогической компетенции родителей и активизация их позиции в более тесном взаимодействии с педагогами и детьми.
Цель проекта:
Выстраивание в дошкольном учреждении целенаправленной, систематической работы по ранней профессиональной ориентации детей.
Задачи по формированию элементарных представлений у детей старшего дошкольного возраста о профессиях взрослых:
- развитие эмоционально-положительного отношения к человеку труда;
- формирование представлений о необходимости трудовой деятельности в жизни людей;
- развитие познавательной активности, интереса к профессиям взрослых;
- воспитание бережного отношения к труду взрослых и результатам их труда;
- формирование у детей желания научиться выполнять трудовые действия представителей разных профессий.
Этапы работы над проектом:
- Подготовительный, в процессе, которого разрабатывается идея, ставятся задачи, планируются основные этапы и структура проекта, подбирается литература, наглядный и дидактический материал, проводится опрос и оценка уровня знаний по теме проекта.
- Основной, представляющий совместную деятельность детей и взрослых по решению проблем и задач проекта.
- Продуктивный, в процессе происходит подготовка и представление результатов деятельности.
- Заключительный, на котором происходит совместное обсуждение хода и результатов проекта, постановка новой проблемы.
Проект построен на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игр.
Работа над проектом построена в тесном взаимодействии с родителями и детьми, со специалистами детского сада, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре (модель: воспитатель – дети – родители).
ВОВЛЕЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ:
- Привлечь родителей, воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя к реализации проекта.
- Усилиями воспитателей, детей и их родителей подобрать иллюстративный материал по теме, настольно-печатные игры, дидактические игры, материалы для игр.
- Вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми при создании продуктов проектной деятельности.
- Планирование работы с детьми по теме проекта, всеми педагогами.
Перечень РППС в группах по ознакомлению
детей с трудом взрослых.
№ | Название уголков по ознакомлению детей с трудом взрослых | Перечень РППС |
1. | Строительный (профессия: строитель, каменщик, архитектор) | Крупный и средний строительный материал, конструктор (мелкий, средний), конструктор «Лего», игрушки для обыгрывания, игровой модуль с инструментами (каска, молоток, плоскогубцы, клещи, кисть, линейка и т.д.), каски, кинетический песок, формочки, грузовые машины, специализированные машины, сюжетно-ролевая «Строитель». |
2. | ПДД (полицейский) | Макет, сюжетно-ролевая игра «Полицейский» с атрибутами по данной профессии: фуражка, жезл, свисток, полицейская машина, рация. В холле детского сада установлена детская площадка «ПДД» |
3. | 01 (пожарники, МЧС, спасатели) | Крупный строительный материал, конструктор (мелкий, средний), игрушечный огнетушитель, в группах имеется разнообразный материал по правилам безопасного поведения во время пожара: сюжетные иллюстрации, раздаточный и демонстративный материал, игры, папки – передвижки, настольно - печатные игры. |
4. | Фермер (аграном, комбаньор) | Огород на подоконнике; игрушки для обыгрывания; демонстрационный материал «Огород», «Сад», « Что дает нам земля», «Откуда берется хлеб». |
5. | Больница (врач, лаборант) | Сюжетно-ролевая игра «Больница», «Аптека»: игрушечные атрибуты из пластика-банки, стетоскоп, шпатели, градусники, халаты врача, шапочки, таблицы для проверки зрения, различные игрушечные хирургические инструменты, шприцы, бинты. |
6. | Почта (почтальон) | Посылки –небольшие; открытки, телеграммы, письма в конвертах, сумка, костюм почтальона. |
7. | Магазин (продавец, кассир) | Прилавок или витрина, несколько различных наборов продуктов, которые могут храниться на полочках над прилавком (молочные продукты, овощи и фрукты из пластика или дерева небольшого размера, бакалейные или гастрономические товары), кассовый аппарат, сумка. |
8. | Школа (учитель, директор, завуч, хореограф, библиотекарь) | Самодельные тетради и книги, мелки, картинки, наборы цифр и букв, для библиотеки –самодельные формуляры и детские книги; дидактическая кукла – ученица. |
9. | Парикмахерская (парикмахер, визажист, косметолог) | Зеркало и различные флаконы из пластика или небьющегося стекла небольшого размера из духов и шампуней, расчески, щетки из пластика, игрушечные фены, плойки и т.д.; |
Перспективное планирование по реализации проекта.
Месяц | План работы | Форма ознакомления с профессиями |
сентябрь | Профессии в детском саду. (воспитатель, заведующий, старший воспитатель, муз. руководитель, прачка, мед. сестра, завхоз, повар, сторож и тд.) | Экскурсии по детскому саду, беседы, презентация «Профессии в детском саду», моделирование сюжетно - ролевой игры «Детский сад». Консультации для родителей -«Профориентация детей в дошкольном образовании» |
октябрь | Врач. (специальности профессии врач, мед. сестра) | Беседы, экскурсии в процедурный кабинет, сюжетно – ролевая игра «Поликлиника», презентация : « Добрый доктор Айболит» |
ноябрь | Водитель, таксист | Беседы, наблюдения, сюжетно-ролевая игра, презентация: «Профессия водитель», «Поедем в гости к бабушке», занятия по теме. |
декабрь | Продавец, фармацевт (маркетолог) | Беседы, наблюдения, экскурсии, сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, презентации: « Магазин». Экскурсия с родителями «Поход с папой в магазин. Мамины помощники» |
январь | Строитель (специальности –каменщик, плотник, маляр, сантехник, кровельщик, электросварщик) | Беседы, презентации: «Строитель», проведение занятий по теме, сюжетно –ролевая игра «Строитель» Изготовление альбома ««Профессии родителей»» |
февраль | Отдел полиции. Пожарная часть | Беседы, экскурсии, проведение занятий по теме, сюжетно – ролевые игры, дидактические игры |
март | Ателье (швея, модель, раскройщица) | Беседы, экскурсии в ателье, мастер –класс: составлению выкройки, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, просмотр журналов моды. Совместное творчество с родителями «Модницы» - изготовление одежды для кукол. |
апрель | Парикмахер. Косметолог | Беседа, сюжетно – ролевая игра, экскурсии, дидактические игры |
май | Все профессии нужны, все профессии важны. | Игровая программа «В мире профессий» |
Заключение
Дошкольный возраст наиболее благоприятен для педагогического воздействия. Участие в общественном труде, в решении повседневных дел, желание трудиться, приобретение личного трудового опыта – всё это психологически подготавливает ребёнка к созидательному труду, здоровому образу жизни.
Труд способствует развитию способностей ребёнка. Трудовое воспитание обогащает жизнь дошкольников новыми впечатлениями, новыми поводами для игр, новыми мотивами художественного творчества, новыми гранями в отношениях с людьми. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми. Ранняя профориентация позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию. У ребенка формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.
Таким образом, раннее трудовое воспитание и профориентация является одной из ступенек на пути к успешности во взрослой жизни.
Проект предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, приобретать знания из различных источников, анализировать факты, высказывать собственные суждения, дети с удовольствием рассказывали о профессиях своих родных, делились информацией со сверстниками.
Методическое обеспечение
- Буре Р. С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- Гусева Т. Кем быть? / Поём, танцуем и рисуем. – 2009. – №6.
- Кузнецова С. Конкурс парикмахеров / Поём, танцуем и рисуем. – 2009. – №6.
- Загадки о профессиях.URL: http:/www.prozagadki.ru/ drugie-zagadki/zagadki-o-professijakh/
- Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие – Балашов: Издательство «Николаев», 2004.
6. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005.
7. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012.
8. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013.
9. Шорыгина Т. А. Беседы о профессиях. Метод. Пособие М.,ТЦ Сфера 2014
10. Шорыгина Т. А. Беседы о хлебе. Метод. Пособие М.,ТЦ Сфера 2014
11. Шорыгина Т. А. Безопасные сказки. М.,ТЦ Сфера 2014г.
- Шорыгина Т. А. Трудовые сказки. М.,ТЦ Сфера 2014г.
- Алябьева Е.А. Играем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет. М., 2014.
- Жаренкова Н.З., Муртазина О.В. Знакомимся с профессиями. Долгосрочный проект для старших дошкольников.- М.: Детство-пресс, 2014.
- Нищева Н.В. Картотека предметных картинок Профессии. - М.: Детство-пресс, 2014.
- Кем я стану? Серия «Твой удивительный мир» - М.: ГеоДом, 2016
17. Серия «Мир в картинках ФГОС» – Инструменты домашнего мастера, музыкальные инструменты.-М.: Мозаика-Синтез, 2016
18. Серия «Рассказы по картинкам ФГОС» - Кем быть? В деревне. - М.: Мозаика-Синтез, 2016
19. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. –М.: Мозаика-Синтез, 2016.