Главные вкладки
Воспитательный потенциал краеведческих проектов в дополнительном образовании
Данный материал раскрывает воспитательный патенциал краеведческих проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnyy_potentsial_kraevedcheskih_proektov.docx | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитательный потенциал краеведческих проектов в дополнительном образовании
Определение слова «воспитание» дано в законе «Об образовании в Российской Федерации», в том числе: «Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий, в том числе, для формирования у обучающихся чувства патриотизма, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации».
Таким образом, мы видим, что законодательно закреплен приоритет общечеловеческих ценностей в осуществлении воспитания, где важным является обеспечение самоопределения личности и создание благоприятных условий для ее развития.
В настоящее время краеведение рассматривается как самостоятельная комплексная научная дисциплина, средство образования и воспитания подрастающего поколения. Одной из современных технологий, применяемых в обучении краеведению, является проектная деятельность.
Ценность краеведческих проектов в том, что они:
- способствуют формированию чувства сопричастности к своему Отечеству;
- способствуют формированию бережного отношения к культурно-историческому наследию;
- прививают интерес к изучению истории;
- влияют на развитие морально-волевых качеств;
- укрепляют коллектив через совместную деятельность;
- укрепляют связи с родителями.
Интерес к тому, что ближе, доступнее - это основа формирования мотивации к более глубокому изучению своей страны. Работа над краеведческим проектом помогает составить учащимся общие представления о мире, о взаимосвязях явлений и времен, общества и природы. Такие знания, обогащенные уникальным индивидуальным опытом, являются наиболее ценными, подлинной основой формирования гражданских качеств юного человека.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия учащимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Содержание проектных работ по краеведению может быть разных направлений:
- история моей семьи;
- мой район, город (прошлое, настоящее, перспективы развития);
- я и природа (изучение природных особенностей края, его экологических проблем);
- культура моего края;
- именитые земляки
Могут затрагиваться темы демографии, духовности, археологии, литературы, архитектуры, истории родных мест, костюмов, обрядов, обычаев и т.д.
Рассмотрим некоторые аспекты воспитательного потенциала краеведческих проектов на примере проектов, которые реализуются в нашем Доме творчества. Есть проекты краткосрочные, и есть долгосрочные.
Проект «Расшифровка дневников», который вот уже около пяти лет реализуется совместно с Домом Плеханова Российской национальной библиотеки.
Учащиеся объединения «Путешествие по Петербургу» под руководством педагога дополнительного образования Жученко Екатерины Викторовны помогают сотрудникам библиотеки создавать цифровой архив личных документов.
Дневниковые записи обычных людей – очевидцев и непосредственных участников событий – представляют особую ценность в документальном наследии прошлых лет.
Работа по расшифровке дневников решает целый комплекс воспитательных задач. Когда ребенок имеет возможность соприкоснуться с подлинным документом, читать дневник человека, который прошел войну, он становится сопричастным его жизни, его переживаниям. Соответственно развивается чувство сопереживания, осмысления событий прошлого.
Важно и то, что результат проекта имеет социальную значимость. Расшифрованные и оцифрованные записи размещаются на портале Центра «Прожито» Европейского университета Санкт-Петербурга. Таким образом, каждый участник проекта вносит свой вклад в формирование исторической и культурной памяти народа.
Проект «От крепости к крепости».
Этот проект тоже реализуется тоже в течение нескольких лет. Цель проекта – создание фильма о крепостях Ленинградской области. Учащиеся военно-исторического клуба «Орден Белого Дракона», под руководством педагога дополнительного образования Попова Павла Владимировича, совершают поездки по крепостям, изучают их историю, особенности фортификации, создают фото и видео материал.
Особенности этого проекта в его многогранности. Учащимся необходимо не только изучить и обследовать крепости, но и проявить свой творческий потенциал.
В ходе проекта у учащихся воспитывается самостоятельность и ответственность, т.к. многие организационные вопросы подготовки решаются самими ребятами. Бывает, что объекты расположены в удалении от Санкт-Петербурга. Поэтому путешествие к ним само по себе становится некоторым испытанием для ребят. И преодоление этого требует определённой воли и решимости.
Посещение исторических мест стимулирует учащихся к дальнейшему изучению истории. Это, подчас, приводит к самостоятельным занятиям, к знакомству с исторической научной и художественной литературой.
При осмотре стен и башен снаружи и изнутри учащимся предлагается вообразить себя в роли воинов давних времён, представить в реальной обстановке, каково было нашим предкам оборонять или штурмовать такие каменные твердыни.
Родители учащихся зачастую делят с участниками проекта все трудности путешествий и помогают в дороге. Такое взаимодействие в ходе проекта позволяет родителям лучше узнать и понять своих детей, как личностей на пути становления. Совместная деятельность детей и родителей способствует укреплению отношений между детьми и родителями. Таким образом, можно даже сказать, что поездки оказывают воспитательное воздействие и на родителей тоже.
ПРОЕКТ «Экологическими тропами».
Учащиеся объединения «Экологический туризм» под руководством педагога дополнительного образования Смирновой Алены Витальевны изучают экологические тропы Санкт-Петербурга, в том числе «Комаровский берег», «Елагин остров», «Сестрорецкое болото», «Дудергофские высоты».
Все экологические тропы находятся на особо охраняемых природных территориях Санкт-Петербурга. В задачи учащихся входит не только посещение экологических троп, а также их изучение и создание фотовыставок, которые можно увидеть он-лайн в группе в контакте - https://vk.com/ozturizm.
Данный проект способствует развитию интереса и формированию ценностного отношения к природе родного края. Воспитательной ценностью проекта «Экологическими тропами» является то, что у учащихся формируется элементарный опыт природоохранительной деятельности, осознание, что от них зависит процветание родной земли.
ПРОЕКТ «Семенцы».
Идея создания проекта возникла не случайно. В этой части Адмиралтейского района живут и учатся большинство учащихся объединения «Путешествие по Петербургу».
Семенцы - расположены между Обводным каналом, Загородным и Московским проспектами. Он начал застраиваться ещё в XVIII веке и с тех пор сильно изменился: многие здания и даже улицы исчезли, но сохранилось и немало интересных мест. Здесь расположено одно из зданий нашего учреждения.
Воспитательная ценность этого проекта состоит в том, что выход за знаниями и компетенциями в социокультурную среду города мотивирует учащихся в получении знаний по краеведению, обогащает внутренний мир, учит видеть красоту вокруг, способствует развитию личности ребенка.
Хочется отметить и воспитательный потенциал проектов, которые создают учащиеся в рамках различных конкурсов. Они тоже решают весь комплекс воспитательных задач, но есть еще и момент подготовки и защиты проектов. Для некоторых учащихся это становится ситуацией, когда надо преодолеть стеснительность и замкнутость.
Конечно, часть любого проекта – это совместная деятельность учащихся, в которой формируется взаимовыручка, коммуникативные навыки, творческий потенциал ребенка. И ни что так не сплачивает коллектив, как общий результат.
Это лишь небольшой обзор нескольких краеведческих проектов. Могу с уверенностью сказать, что воспитательный потенциал у них очень сильный. Конечно, он во многом зависит от нас с вами. От того, насколько правильно мы ставим цели перед детьми, насколько умеем мотивировать детей, как организуем деятельность учащихся. Поэтому, роль педагога - очень важна.
Константин Паустовский говорил: «Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца», нельзя любить то, чего не знаешь. Поэтому наша задача – научить детей любить свою Родину!