Из опыта работы школьных музеев военно-исторической направленности Адмиралтейского района

Попова Светлана Юрьевна

Материал подготовлен по итогам выступления на X военно-морской коллегии военно-морской направленности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы школьных музеев военно-исторической направленности Адмиралтейского района

Школьный музей обладает такими качественными

и количественными параметрами, которые, в конечном итоге,
определяют его уникальность  по сравнению с другими музеями.
 

                                Д.С. Лихачёв

Школьный музей является одной из самых активных и творческих форм приобщения человека к истории и культуре России. Это то пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием.

Потенциал школьного музея включается в учебно-воспитательный процесс по формированию современного национального воспитательного идеала – высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.

В Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга функционирует 16 паспортизированных школьных музеев. Среди них, военно-исторические:

Музей «Герои Ораниенбаумского плацдарма» ГБОУ СОШ №238;

Музей «Дорогами партизанской славы» ГБОУ СОШ № 266;

Музей «Мы помним» ГБОУ лицея № 281;

Музей «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда» СПб ГБПОУ «Некрасовский колледж».

Музей «Герои Ораниенбаумского плацдарма» школы № 238, руководитель музея – Бойко Татьяна Николаевна.

Работа по созданию музея началась более пятидесяти лет назад с совместных походов ветеранов и учащихся по местам боев 264 отдельного пулеметно-артиллерийского батальона народного ополчения Октябрьского района. Эти походы проходили по инициативе Марины Ивановны Коломенковой, учителя школы и участника боев на Ораниенбаумском плацдарме. На местах сражений были найдены гильзы, каски, винтовки, ставшие первыми экспонатами Зала боевой славы, который был открыт в торжественной обстановке 19 мая 1972 года.

Продолжая работу по сбору экспонатов пионерская дружина школы готовилась к открытию Музея боевой славы и боролась за присвоение имени героев Ораниенбаумского плацдарма. Было проведено 109 походов по местам боев, встречи с ветеранами-моряками дважды Краснознаменного Балтийского флота, героями Приморской оперативной группы, воинами Второй ударной армии. Было собрано большое количество фотографий, воспоминаний и документов.

6 мая 1974 года военно-исторический музей «Герои Ораниенбаумского плацдарма» был открыт.

Фонды музея насчитывают более 1000 экспонатов. В основном, это фотографии и фотокопии, справки, документы военного времени. Среди особо ценных и редких экспонатов «Боевой листок от 22.01.1944», продуктовые карточки блокадного города, письма с фронта, газеты и журналы военных лет, черновой вариант книги «История бронепоезда «Балтиец».

В музее можно узнать об образовании Ораниенбаумского плацдарма, его героях, военных действиях на плацдарме.

Отдельные стенды и витрины посвящены бойцам и командирам 48 Ропшинской дважды Краснознаменной стрелковой дивизии имени Михаила Ивановича Калинина, кораблям Краснознаменного Балтийского флота, фортам «Серая Лошадь» и «Красная Горка», бронепоезду «Балтиец».

Также особое место в экспозиции занимает раздел, посвященный Ижорскому сектору обороны, Малой дороге жизни, формированиям народного ополчения, летчикам и морякам, латышским стрелкам, сражавшимся на плацдарме.

В музее ведется серьезная работа по патриотическому воспитанию. Проводятся встречи и эфиры с жителями блокадного Ленинграда, Дни памяти, вахты памяти, встречи, музейные уроки. В 2024 году был организован телемост с учениками школы Артека.

Силами учащихся расшифровываются дневниковые записи очевидцев событий войны и блокады, переводятся в цифровую форму.

28 января этого года в здании администрации Адмиралтейского района открылась выставка «Через район прошла война». На ней были представлены собранные музеем артефакты военного времени, сохранённые жителями Адмиралтейского района, материалы из личного архива Виктора Конецкого, книги писателя и постеры его ранних акварельных работ 1944–1945 гг., предоставленные Морским фондом им. Виктора Конецкого. На выставке также были и картины художника Вячеслава Николаевича Васильева, в работах которого нашли своё отражение блокадные будни нашего города.

Особое место в музее отведено героизму жителей и защитников Ленинграда. Вот уже 18 лет в преддверии дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в музее проходит районная выставка «Реликвии рассказывают».

Выставка интересна тем, что каждый школьный музей представляет свой экспонат, связанный с войной, блокадой и на открытии выставки юные экскурсоводы делают презентацию своего экспоната.

Выставка работает в течение месяца, ее посещают учащиеся школ района, жители города, почетные гости, блокадники.

На сайте музея и в группе «Школьные музеи Адмиралтейского района» в социальной сети ВКонтакте есть видеопрезентации этих выставок. В этом году выставка вошла в программу городского форума «Дневные звезды».

Музей «Дорогами партизанской славы» школы № 266, руководитель музея Смурова Викторина Евгеньевна.

Следопыты школы одними из первых в городе начали вести работу по сбору материалов о партизанском движении в Ленинградской области в годы Великой Отечественной войны. Ежегодно экспедиционные отряды школы отправлялись в походы по местам партизанских боев, встречались с очевидцами этих событий.

На основе собранных материалов был создан музей, один из старейших школьных музеев нашего города – он открыт в 1957 году. Сбор материалов о действиях партизанских отрядов не прекращался и после открытия музея.

В 1959 году походная группа разыскала в лесу между поселками Мшинская и Толмачево бывший лагерь отряда лужских партизан под командованием Ивана Полейко. 4 ноября 1941 года в неравном бою с карателями здесь погибла группа партизан, среди которых была и Антонина Васильевна Петрова.

В итоге был собран богатый материал о героической борьбе партизан с немецко-фашистскими захватчиками.

В музее собраны материалы о действиях 7 и 13 партизанских бригад, с ветеранами которых школу связывала крепкая дружба.

Среди экспонатов музея – личные вещи партизан, награды, газеты, листовки, документы военных лет, фотографии командиров, отрядов, рядовых партизан.

В фондах музея бережно хранится фонотека с записью воспоминаний участников партизанского движения. Силами ребят и учителей школы собрана библиотека, состоящая из произведений о действиях партизан.

Особое внимание уделяется самым младшим - в музее регулярно проводятся интерактивные экскурсии не только для учеников начальной школы, но и для воспитанников детских садов Адмиралтейского района.

Музей «Мы помним» (Балтийский флот в обороне Ораниенбаумского плацдарма) лицей №281, ранее школа № 286, руководитель – Филимонов Сергей Андреевич.

Основная идея создания музея «Мы помним» - воспитание патриотов Родины и своего города, приобщение учащихся к славным традициям вооруженных сил и военно-морского флота.

Музей открыт 26 января 2007 года. Большая часть экспозиции посвящена ветеранам отдельного морского курсантского батальона Военно-морского хозяйственного училища, защищавшим Ораниенбаумский плацдарм во время Великой Отечественной войны. В экспозиции музея представлены боевые награды военных лет, образцы формы тех лет, письма бойцов с фронта, подлинные документы участников военных событий, личные вещи и образцы оружия, найденные при раскопках на местах боевых действий.

В экспозицию музея включены материалы, посвященные истории школы во время блокады Ленинграда. Собраны воспоминания бойцов 329-го и 330-го батальонов МПВО, которые базировались в школе во время Великой Отечественной войны.

На базе музея ребята изучают историю города, как морской столицы России, где зародился, создавался руками наших предков и развивается усилиями наших современников Российский флот. Учащихся знакомят с воинскими и флотскими традициями, условиями службы и быта военных моряков.

Организуются встречи с защитниками Ленинграда, ветеранами Совета ветеранов и бывшего Военно-морского хозяйственного Интендантского училища ВМФ, взявшего шефство над школой.

Кроме традиционных мероприятий по патриотическому воспитанию, особое место занимают межшкольные проекты: «Мы помним», «Строки, опаленные войной).

Силами актива школьных музеев в 2008 году был открыт памятник павшим воинам и труженикам Ленвоенпорта.

Музей «Дети и дошкольные работники осажденного Ленинграда» Педагогическое училище № 5, сейчас – Некрасовский колледж, руководитель Дмитриева Елена Николаевна.

1 июня 1972 года в Ленинградском педагогическом училище № 5 открылся музей. Его создателем была преподаватель училища Любовь Борисовна Береговая и учащиеся училища.

Сейчас – это единственный в Санкт-Петербурге музей, посвященный блокадному детству, рассказывающий о героическом труде дошкольных работников в годы Великой Отечественной войны.

Фонды музея насчитывают более 20 тысяч экспонатов. Здесь собраны уникальные документы периода блокады Ленинграда: фотографии, фронтовые письма, детские рисунки, воспоминания воспитателей и заведующих детскими садами, врачей – всех тех, кто спасал детей в страшные военные годы.

В музее воссоздан уголок групповой комнаты детского сада с подлинными предметами блокадного быта – игрушками, мебелью, печкой-буржуйкой, детской посудой, можно увидеть елочные игрушки, макеты танка и самолета, сделанные из папье-маше руками воспитателей.

Все материалы музея собраны студентами училища – будущими воспитателями детских садов и учителями начальной школы.

При музее работает объединение, где студенты колледжа готовятся стать экскурсоводами, знакомятся с архивным делом и основами экскурсионной, исследовательской работы.

Ежегодно музей принимает более пяти тысяч посетителей. Это воспитанники детских садов, школьники, студенты, ветераны войны и блокадники, петербуржцы и гости нашего города.

В 1987 году Министерством культуры РСФСР музею было присвоено звание «Народный музей»

Одна из интересных форм работы с активом музея - создание альбомов по воспоминаниям педагогов, детей, врачей, художников, скульпторов, их произведениям, хранящихся в музее. Уже созданы альбомы, посвящённые творчеству Льва Разумовского, Алексея Пахомова, Елены Мартиллы, о педагогах детских садов и детских домов блокадного Ленинграда, выступлениях артиста Ивана Наркевича в годы блокады, о героях СВО.

Экспонаты музея участвуют в различных выставках. В этом году - в городской выставке «Ленинград - Город-Герой» в Центральном выставочном зале «Манеж».

Студенты продолжают поиск и сбор блокадных экспонатов, которые приносят блокадники и их родные.

В 2021 году в музее открыли новую экспозицию «Вспомните о тех, кто взрослыми не будут». Материалы для этой экспозиции - списки детей, погибших в осаждённом Ленинграде, передал музею Юрий Исаакович Вульф. В списках, размещенных на десяти тысячах пятистах листах, сто сорок тысяч детей.

В Адмиралтейском районе не только вышеперечисленные музеи имеют военно-патриотическую направленность, но и другие школьные музеи проводят большую работу по патриотическому воспитанию.

Один из них - Музей истории Второй Санкт-Петербургской гимназии, руководитель музея Денисова Ирина Михайловна.

Интересными формами работы являются выставки музейного проекта «Гимназия в лицах», посвященные биографиям и изучению творческого наследия знаменитых учеников и выпускников Гимназии, музейные уроки «Военная страница в истории Гимназии», музейные патриотические акции: возложение цветов к надгробию создателя Гимназии Александра I в Петропавловском соборе Петропавловской крепости, акция «День памяти выпускников Гимназии», акция «Сохраним историю Гимназии вместе».

Музей Второй Санкт-Петербургской гимназии представляет опыт своей работы на Всероссийском конкурсе на лучшую музейную экспозицию образовательной организации, Всероссийском конкурсе «Подвиг ваш, ленинградцы, бессмертен», посвященном 80-й годовщине полного снятия блокады Ленинграда, межрегиональном конкурсе «Герои Ленинградской битвы. Ленинградский фронт и труженики тыла. Жители блокадного Ленинграда», есть публикация на Всероссийской многофункциональной гражданско-патриотической платформе «Живая история».

В музее «У Истока» средней школы №259 им. Михаила Тариэловича Лорис-Меликова, руководитель Бердникова Светлана Сергеевна и Морозов Сергей Михайлович, проводится много мероприятий, направленных на воспитание у учащихся чувства гражданственности и патриотизма.

Актив музея регулярно проводит экскурсии, среди которых наиболее популярные: «Личность графа М. Т. Лорис-Меликова» о выдающемся государственном и военном деятеле второй половины XIX века, «Первогвардейский полк» о первом минно-торпедном авиационном полке военно-воздушных сил Балтийского флота и бомбардировках Берлина в августе-сентябре 1941 года, «Пайка хлеба» о блокаде Ленинграда.

В музее проводятся интерактивные мероприятия, например, квест «От Москвы до Берлина», в рамках которого прошла интересная встреча учащихся с Мариной Викторовной Аксеновой, дочерью ветерана Великой Отечественной войны и героя Российской Федерации Виктора Яковлевича Глухарёва. Она рассказала про своего отца и его дружбу с дважды Героем Советского Союза Нельсоном Георгиевичем Степаняном.

Особое место в районе и в городе занимает Народный музей «А музы не молчали…» школы № 235.

К сожалению, два года назад ушла из жизни Ольга Герасимовна Прутт, которая стояла у истоков создания музея «А музы не молчали…», с 1987г. она являлась его руководителем. Благодаря Ольге Герасимовне музей приобрел свое неповторимое лицо. Музей отличается своим уникальным собранием экспонатов, посвящённым искусству блокадного города.

В 2008 году музей «А музы не молчали…» был удостоен звания Лауреата Золотой Книги Санкт-Петербурга и получил свидетельство Лауреата «За сохранение памяти о величии духа и героизме ленинградцев, прославление и популяризацию великого народного подвига, проявленного при обороне и защите Города - Героя Ленинграда».

Сейчас музеем руководит Крылова Виктория Викторовна. Коллектив музея ведет активную работу по патриотическому воспитанию молодежи.

В музее используются интересные формы работы, такие как:

  • телемост с учащимися средней школы № 141 в г. Москве. Активисты музея рассказали о жизни в осажденном Ленинграде на примере экспонатов школьного музея;
  • театрализованные экскурсий в стенах музея. От первого лица ребята рассказывают о жизни осажденного города;
  • творческие встречи с интересными людьми. Например, недавно состоялась встреча с Татьяной Алексеевной Тарасовой – заслуженной артисткой России, лично знавшей семью Ольги Федоровны Берггольц. На встрече она вместе с учащимися читала стихи и вспоминала факты из биографии Ольги Федоровны;
  • тематические занятия для учащихся школ района и города. Музейный актив представил в Музее Победы в Москве три урока: «Лекция-викторина «Под защитой Мельпомены», «Своя игра» о блокаде Ленинграда, Проект «Музей в чемодане».

Музей «И дольше века длится день…», гимназия № 272, руководитель Захарова Анастасия Александровна.

Музей реализует несколько интересных проектов.

«Этих дней не смолкнет слава»- совместный проект с Советом ветеранов 9-ой Ленинградской Специальной артиллерийской школы. Цель проекта- изучение истории создания и деятельности артиллеристской спецшколы, которая находилась в здании гимназии в годы войны. В рамках этого проекта ребята занимаются исследовательскими работами, записывают воспоминания, создают экскурсии по военным страницам истории гимназии и района.

«Моя гимназия» - исследовательский проект по изучению истории гимназии, жизни и деятельности выдающихся выпускников и учителей, ведь история гимназии связана с историей государства и Санкт-Петербурга. Учащиеся изучают биографию и вклад в отечественную культуру известных выпускников гимназии. В рамках этого проекта созданы экскурсии «Под сенью императорской короны», «Старинные книги гимназии.

«Дари тепло своей души» - волонтёрский проект по взаимодействию и оказанию помощи ветеранам. Эти встречи отличаются теплотой и душевностью.

Дом творчества «Измайловский» с 2002 года осуществляет координацию деятельности школьных музеев через руководство районным методическим объединением руководителей школьных музеев.

Для традиционных встреч по обмену опытом активно используются не только школьные музеи, но и социокультурное пространство района: Дом Плеханова - отдел Российской национальной библиотеки, филиал Центрального выставочного зала «Манеж» Музей искусства Санкт-Петербурга XX-XXI вв., Музей технического университета «Военмех» имени Д.Ф. Устинова, филиал Межрайонной централизованной библиотечной системы им. М. Ю. Лермонтова. Библиотека «Семёновская».

Такие встречи помогают решать задачи по:

  • обеспечению профессионального и творческого роста руководителей школьных музеев;
  • освоению нового содержания, технологий и методов музейно-педагогической деятельности;
  • изучению и обобщению опыта организации деятельности школьных музеев.

С целью обобщения опыта работы школьных музеев, выявления наиболее интересных форм работы по патриотическому воспитанию, повышения эффективности деятельности руководителей школьных музеев, в районе проводится смотр школьных музеев. Были раскрыты следующие направления музейной деятельности: экскурсионная работа, исследовательская и проектная деятельность, работа с фондами, учебно-методическая работа, документация школьного музея.

По итогам смотра были определены пять школьных музеев, деятельность которых по всем критериям организована на высоком уровне.

С целью повышения информационной открытости музеев образовательных учреждений был проведен смотр-конкурс сайтов школьных музеев.

Наиболее интересные и информативные Интернет-ресурсы представили:

  • музей «Зеркало истории», ГБОУ гимназия №278;
  • музей «Русское подворье», ГБОУ Центр «Динамика» № 616;
  •  Народный музей «А музы не молчали…», ГБОУ средняя школа № 235 им. Д.Д. Шостаковича;
  • музей «У истока», ГБОУ школа № 259 им. М.Т. Лорис-Меликова.

В рамках проекта «Школа и музей», реализуемого Домом творчества «Измайловский» для образовательных организаций Адмиралтейского района, ежегодно проводятся традиционные мероприятия для школьников, среди них:

  • акция «Ждем друзей к себе в музей» в ходе которой можно посетить любой школьный музей;
  • конференция «История одного экспоната» - творческая форма презентации экспонатов школьных музеев. Здесь нет критериев оценки выступления. Участники представляют экспонаты в свободной форме: например, в форме литературно-музыкальной композиции, фрагмента квеста, в форме экскурсии или доклада;
  • районный тур регионального конкурса юных экскурсоводов школьных музеев, Юные экскурсоводы показывают своё умение вести экскурсию, работать с аудиторией;
  • очень интересным проходит круглый стол среди активов школьных музеев «Школьный музей. Взгляд в будущее», где советы и активы школьных музеев представляют свое видение музеев в будущем.

Конечно, на базе всех школьных музеев района ведется большая работа по патриотическому воспитанию детей и молодежи, проводятся традиционные выставки, уроки мужества, экскурсии, акции, вахты памяти, встречи с ветеранами, научно-практические конференции.

Как мы видим, сегодня школьный музей обладает неограниченным потенциалом педагогического воздействия в осуществлении патриотического, гражданского, нравственного воспитания.

И, конечно, благодаря энтузиазму руководителей школьных музеев, их любви к своему делу, школьные музеи развиваются, внедряются новые формы работы.

Транслировать опыт работы школьных музеев Адмиралтейского района помогает группа «Школьные музеи Адмиралтейского района» в социальной сети ВКонтакте (https://vk.com/club165763546), где размещаются новости о жизни школьных музеев, о районных и городских мероприятиях, информационно-методические материалы.

Попова Светлана Юрьевна, методист ГБУ ДО ДТ «Измайловский», руководитель районного методического объединения руководителей школьных музеев Адмиралтейского района