Публикация на тему: «Исторические бытовые танцы»

Мирошниченко Ирина Владимировна

Историко-бытовой танец имеет народное происхождение и национальное своеобразие. Хотя не всегда можно установить национальные корни того или иного танца. Иногда название позволяет отнести его к определенной местности или городу; название других танцев объясняет характер их исполнения. Однако, народные истоки историко-бытового танца обеспечили его жизнеспособность и широкое распространение, способствовали развитию форм бытового танца у разных народов. Основные фигуры и движения, манера исполнения французского бранля, итальянской салтареллы, немецкого гроссфатера, австрийского вальса возникли в народе, порождены его характером, его музыкальными ритмами, вкусами.

О национальном своеобразии танцев писал еще Н.В.Гоголь: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях, одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий — у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный — у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый - у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoricheskie_bytovye_tantsy.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Публикация на тему:

«Исторические бытовые танцы»

                       

                                                                                                               Составитель: педагог

                                                                                                дополнительного образования

                                                                                          Мирошниченко Ирина Владимировна                                      

                                   

                                     Магнитогорск  2024г                                                                                  

В истории любого государства древности танец занимает важное место. Значение пляски в судьбе людей было огромным: через нее человек выражал свои чувства, она служила средством общения с миром. Через танец наши предки общались со своими грозными богами, веря, что пляска и огонь жертвенника умилостивят бессмертных, помогут в охоте, излечат болезнь, пошлют военную удачу.
В танцах запечатлены исторически сложившиеся обряды, обычаи, нравы: черты психологического склада каждого народа.

Народное искусство танца отличается чертами яркой национальной самобытности. Уходя своими корнями в глубокую древность, оно по ходу развития мировой культуры все более разветвлялось. И уже под его воздействием создавались новые виды танца, которые входили в быт исторически сформировавшихся социальных слоев и классов. От плясового фольклора берут свое начало многочисленные виды и жанры танца. «Народный танец является жизненным соком для танца театрального, концертного», - писал в своей книге «Против течения» М.Фокин.

Историко-бытовой танец имеет народное происхождение и национальное своеобразие. Хотя не всегда можно установить национальные корни того или иного танца. Иногда название позволяет отнести его к определенной местности или городу; название других танцев объясняет характер их исполнения. Однако, народные истоки историко-бытового танца обеспечили его жизнеспособность и широкое распространение, способствовали развитию форм бытового танца у разных народов. Основные фигуры и движения, манера исполнения французского бранля, итальянской салтареллы, немецкого гроссфатера, австрийского вальса возникли в народе, порождены его характером, его музыкальными ритмами, вкусами.

О национальном своеобразии танцев писал еще Н.В.Гоголь: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах мира: испанец пляшет не так, как швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях, одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий — у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный — у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый - у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий».
В средние века господство церкви означало запрет светских забав и зрелищ, в том числе пляски; но гонения церкви не достигли цели: танец бытовал повсюду в форме национального фольклора, проникал и в саму церковь (сопровождал религиозные праздники). С одной стороны церковь проклинала танец, с другой - покровительствовала ему: простой народ любил зрелища, и церковь с XI века вводила в молебствия даже церемониальные танцы, исполняемые церковным хором.
А во времена народных праздников простые люди исполняли незатейливые танцы, связанные в первую очередь, с их трудовой деятельностью. На ярмарках крестьяне и ремесленники не только продавали свой товар, но и соревновались в умении петь, плясать, играть на музыкальных инструментах. Во время ежегодных церковных праздников исполнялись танцы с мечами, обручами, бубнами, гирляндами цветов. Исполнители должны были искусно проделывать сложные упражнения, сохраняя при этом красоту движений. Ни один праздник урожая, ни одна свадьба не обходились без танцев.
Танцы раннего средневековья были в основном хороводными. Появившись очень давно, хороводы в круговом построении олицетворяли и форму солнца, и хождение вокруг костра-очага в ритуальных танцах.
Круговая форма построения хоровода оказалась и очень удобной, так как, какое бы количество участников не собиралось в круг, они могли видеть друг друга, иметь возможность общаться, согласовывать свои движения и жесты.
Хороводы были многообразны. В них передавались процессы труда и бытовые сцены; они несли в себе отпечаток местных условий жизни, природы, традиций.
Хороводный танец – одна из наиболее обобщенных форм народного эпоса. Есть он у многих народов; воплощает в себе особенности их искусства. Основной фигурой, объединяющей хороводные танцы, является круг.

Танцевальные движения в хороводах были еще примитивными, состояли из шагов или скачков. Руки подавали друг другу или держали на бедрах; женщины свободной рукой придерживала юбку. Танцы раннего средневековья часто исполнялись под пение самих танцующих.
Хороводы – это песни в танцах. В хороводах песни оживали, находили свою ритмическую и пластическую жизнь. Танец мог иллюстрировать текст песни, но чаще передавал ее общее настроение, дух. Хоровод был не только песней, выраженной в танце, но и маленькой пьесой, поэтически передающей жизнь народа. Отсюда и бесконечное многообразие хороводов.
В период позднего средневековья, помимо хороводного, появляется парный танец, где пары стоят в ряд или образуют круг. К шагам и легким прыжкам в танцах добавляются высокие прыжки, покачивание корпуса, острый рисунок движения рук. Исполнялись танцы либо под пение танцующих, либо под рожок.
Наиболее распространенным танцем средних веков был бранль. Простой бранль – первоисточник почти всех салонных танцев. Для этого хороводного танца были характерны повороты и порывистые движения; его отличала танцевальная примитивность, однообразное музыкальное сопровождение (удары тамбуринов, монотонное пение танцующих). Во Франции «бранлями» называли народные бытовые танцы (от слова branle, то есть качание). Танцевать их могли под пение или аккомпанемент волынки. В каждой французской провинции бранли много разновидностей: простые бранли (танец с покачиваниями и притопами); веселые бранли (с подскоками и прыжками – его любила молодежь); бранли бочаров, башмачников, прачек и так далее (танцы отражавшие бытовые процессы).

Начиная с IX века, в Западной Европе расцвело искусство трубадуров и труверов. Одни из них сами пели свои сочинения, другие представляли это бродячим труппам менестрелей и жонглеров. Жонглеры, универсальные актеры того времени, разыгрывали (и перед знатными покровителями и перед простолюдинами) диалоги, пели, играли на различных музыкальных инструментах, мимировали, выделывали фокусы и акробатические фокусы, танцевали. К.Сакс, исследуя французскую стихотворную легенду XIII века «О жонглере богоматери» в своей «Всемирной истории танца» писал, что названия фигур танца, в которых жонглер кружил перед статуей богоматери, совпадали с «местными прозвищами позднейших бранлей». Исполнители бранлей «в сущности, тоже двигались по кругу». И автор предположил: «Не исполняет ли жонглер па, характерные для хороводного танца?»
Жонглерам принадлежала большая роль в распространении танцев; кроме того, они также усложняли танцевальную технику.
В период средневековья праздники с танцами крестьян, ремесленников проходили под открытым небом, на площадях; знати – в дворцовых залах. Пляска, живая и быстрая, популярная в народе и «благородный танец» существовали рядом и влияли друг на друга. Богатые вельможи заимствовали у народа его развлечения, но во дворцах и замках они приобретали другие черты. Аристократическое общество перенимало у народа и отдельные танцевальные движения, и сложившиеся танцевальные формы, придавая манере исполнения придворный салонный характер, «очищая» их от жизненных и реалистических элементов. Об этом впоследствии писал М.Фокин, подчёркивая что «… народные, светские… танцы, в которых жест, движение, ритм развиваются по закону в соответствии с характером танцующего персонажа. Так, например, для маркиза естественно быть вежливым, приятным, галантным в своих движениях».

Особенности танцевального фольклора редко фиксировались в произведениях художников, писателей, и поэтов. Традиции народного танца передавались устно из поколения в поколение. При этом много из области танцевального искусства забывалось, отмирало, тогда, как большинство танцев господствующего класса находило своего летописца. Поэтому трудно проследить развитие народного танца и, следовательно, представить его особенности и конкретную роль в формировании того или иного танца, ставшего затем популярным у аристократии.