Программа детского объединения "Эрудит"
Программа предназначена для педагогов дополнительного образования, учителей начальных и педагогов, которые ведут внеклассные занятия. Программа расчитана на два года обучения. Возраст обучающихся 8 - 11 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_erudit.docx | 66.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Лахденпохский Центр детского творчества"
Принята на заседании Методического совета Протокол № от «___» ________ 2023 г. | «Утверждаю» Директор МБУ ДО «ЛЦДТ» _____________ О.А. Тароева Приказ № от «___» __________ 2023г. |
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Эрудит»
дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
социально-гуманитарной направленности
Уровень: ознакомительный
Возраст обучающихся: 8 - 11 лет
Срок реализации: 2 года
Автор-составитель:
Кирилюк Светлана Ивановна,
педагог дополнительного образования,
Гончар Наталья Васильевна,
методист
г. Лахденпохья 2023 г.
Комплекс основных характеристик программы
- Пояснительная записка
Программа призвана содействовать развитию познавательных возможностей обучающихся по многим учебным предметам.
Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Как известно, основной формой обучения в школе является урок. В настоящее время актуально также проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углублять знания школьников. Они способствуют воспитанию познавательного интереса у детей и помогают определить их уровень знаний.
Программа направлена на развитие логического мышления и речи. Она разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей ребят, подготовки их к участию в интеллектуальных играх, олимпиадах и дает возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе логического и творческого мышления. Программа призвана помочь детям стать более раскованными и свободными в своей интеллектуальной деятельности.
Программа предусматривает возможность заниматься с обучающимися по
индивидуальным образовательным маршрутам.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
- Федерального закона от 31 июля 2020 г. № ЗО4-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся»;
- Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 года № 678-р;
- Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)»;
- Приказа Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018г. №196 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приказа Министерства образования Республики Карелия от 02.07.2019 года № 721 « Об утверждении Регламента проведения независимой оценки качества дополнительных общеобразовательных программ»;
- СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Направленность программы – социально-гуманитарная.
Актуальность программы
Программа направлена на развитие познавательных способностей ребенка, формирование приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умения выделять главное, доказывать и опровергать, делать выводы. Занятия в объединении приобретают творческое начало, значительное место уделяется обучению детей технологиям ведения интеллектуальных игр.
Новизна программы
Особое внимание в программе уделяется развитию в играх интеллектуальных характеристик личности: памяти, внимания, способности к релаксации, коммуникативности, эрудиции, логики. Она способствует развитию познавательного интереса, психических свойств личности, интеллектуальному росту обучающихся. В программе обучения задания подбираются с учетом рациональной последовательности их предъявления; учитываются реальные возможности и индивидуальные особенности обучающихся.
В основе программы лежит принцип преемственности между начальным
общим образованием с учетом требований ФГОС и дополнительным образованием.
Отличительной особенностью программы является направленность не
только на формирование когнитивных знаний, но и на расширение кругозора, умение обосновывать свои мысли и действия. Другой важной стороной развития является закладывание эмоционально-личностного отношения к получаемым метазнаниям: стремление доказывать свою точку зрения, критически осмысливать свой ответ, положительно-эмоционально относиться к обучению, формирование адекватной самооценки, что является необходимым для становления мировоззрения личности.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она способствует формированию у обучающихся познавательного интереса. В процессе обучения значительно расширяется кругозор, оттачиваются пути и формы самореализации. Значительно совершенствуются речевые навыки, умение логически мыслить, аргументированно спорить, последовательно излагать свои мысли.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого члена команды; совершенствуются личностные, волевые качества ребят; умение брать на себя ответственность; способность аргументированно отстоять свою точку зрения; с достоинством принимать поражение; умение прислушиваться к другим.
Адресат программы
Рабочая программа «Эрудит» рассчитана для обучающихся в возрасте от 8 до 11 лет и составлена с учетом знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей.
Психолого-педагогические особенности возрастных категории обучающихся.
Младший школьный возраст 8-11 лет.
В младшем школьном возрасте у детей начинается новая деятельность —
учебная. Под воздействием учебной деятельности изменяется характер мышления ребенка, его внимание и память. Теперь его положение в обществе — положение человека, который занят важной и оцениваемой обществом работой. Это влечет за собой перемены в отношениях с другими людьми, в оценивании себя.
Данный возраст характеризуется интеллектуальной и познавательной
активностью, которая стимулируется учебно-познавательной мотивацией. В этом возрасте у детей ещё не сформирована эмоционально-волевая сфера. Затруднена произвольная регуляция собственного поведения. Формируются навыки учебной рефлексии. Присутствует незрелость личностных структур (совесть, приличия, эстетические представления). Преобладает тревожность, страх оценки.
В этом возрасте происходит активное развитие психики и личности. Школа,
новые правила, нормы поведения сильно меняют взгляд ребенка на мир, и в первую очередь на самого себя. Ребенок учится принимать решения, выделять важность совершения тех или иных действий в зависимости от их целей. Деятельность становится предметной. Раньше это была игра, теперь же - учеба, интересы. Постепенно меняются приоритеты, но игровая деятельность еще долго будет оставаться важной для детей этого возраста. В этом возрасте важно постепенно прививать ребёнку понятие об ответственности за свои решения, действия.
Подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая
впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концертировать свое внимание на чем-либо — вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
Набор детей в творческое объединение проводится в конце летних каникул и в начале учебного года на добровольной основе и с согласия родителей (законных представителей) или лиц, их заменяющих. Для успешного усвоения программы количество детей первого года обучения – 12 человек; второго года обучения – 10 человек.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения – 72 часа, 2 год обучения -72 часа.
Форма обучения - очная.
Режим занятий
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 академических часа с перерывом 10 минут. Продолжительность академического часа – 45 минут.
Состав группы – Для успешного усвоения программы количество детей первого года обучения – 12 человек; второго года обучения – 10 человек. Состав группы постоянный, но в течение учебного года могут быть изменения в списках. Группы обучающих формируются в соответствии с желанием детей, независимо от объёма их знаний, умений и навыков.
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы
Создание условий для творческого и интеллектуального развития способностей обучающихся и их самореализация.
Задачи программы:
Предметные:
- ознакомление со всеми типами интеллектуальных игр и заданий,
- обучение детей методике интеллектуальной игры,
- формирование у обучающихся системы разносторонних знаний,
- обучение алгоритмам рассуждения, решения интеллектуальных задач,
- научить ведению, созданию и использованию интеллектуальных игр.
Личностные:
- формирование позитивного отношения к учебно-воспитательной деятельности через игру,
- развитие познавательных способностей и наблюдательности,
- формирование устойчивого внимания и памяти,
- развитие логического мышления,
- совершенствование коммуникативных качеств.
Метапредметные:
- развитие и реализация интеллектуального потенциала ребенка,
- развитие любознательности, способности к самообразованию,
- формирование познавательного интереса, творческого воображения,
- воспитание чувства уверенности в собственных силах, настойчивости,
- воспитание толерантности, коллективизма,
- формирование соревновательного навыка.
1.3 Содержание программы.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ | Название темы | Теория | Практика | Всего | Форма аттестации (контроля) |
1. | Вводное занятие. Тестирование | 1 | 1 | 2 | Тестирование |
2. | Игры для развития наглядно – образного мышления | 1 | 6 | 7 | Наблюдение |
3. | Игры для развития логического мышления | 1 | 11 | 12 | Наблюдение |
4. | Игры для развития образно -пространственного мышления | 1 | 13 | 14 | Промежуточная |
5. | Игры для развития внимания и памяти | 1 | 9 | 10 | Наблюдение |
6. | Игры на развитие сообразительности | 1 | 9 | 10 | Наблюдение |
7. | Упражнения и игры на развитие эрудиции | 1 | 15 | 16 | Наблюдение |
8. | Итоговое занятие | 1 | 1 | тестирование | |
Итого: | 7 | 65 | 72 |
Содержание учебно-тематического плана 1 года обучения
Тема | № | Содержание | Теория | Практика |
1-2 | Вводное занятие. Тестирование | 1 | 1 | |
Игры для развития наглядно – образного мышления | 3-9 | Игра – соревнование «На что это похоже?». Тест – игра «Кубики». Упражнение с палочками. «Волшебные превращения». Игра «Словесный аукцион». | 1 | 6 |
Игры для развития логического мышления | 10-21 | Тест – игра «Интеллект» Логические задачки– шутки. Тест–игра на развитие абстрактного и логического мышления «Придумай название сказке». Игра на развитие логического мышления «Путаница». Игра « Архимед». Игра «Морской бой». Игра «Монополия». | 1 | 11 |
Игры для развития образно - пространственного мышления | 22-35 | Предметно– игровое действие на дифференцировку. пространственных отношений. Задачи на графическое воспроизведение направлений. Задание на умение воспроизводить образец по методике Керна -Йирасека. Графический диктант «Орнамент». Собери картинку «Пазлы». Игра «Рисунок на спине». Игра на развитие фантазии «Шифровка». | 1 | 13 |
Игры для развития внимания и памяти | 36-45 | Игра «Перевертыши». Тест – игра на внимание, умственное развитие и умение быстро ориентироваться «Поменяй букву». Игры «Ассоциации». Игра «Найди связь». Игра «Школа разведчиков». | 1 | 9 |
Игры на развитие сообразительности | 46-55 | Тест – игра на развитие сообразительности «Объявления». Командная тест – игра на развитие умения быстро ориентироваться в ситуации и проявлять смекалку. Игра «Сочини слово». Игры на сообразительность и быструю эрудицию «Шарады». Игра на сообразительность и эрудицию «Подбери синоним». Игра на развитие речи «Рифмоплет» | 1 | 9 |
Упражнения и игры на развитие эрудиции | 56-71 | Викторина. Мнемотехника. Турнир смекалистых. Игра-соревнование «Умники и умницы». Турнир юных эрудитов. Аукцион знаний. | 1 | 15 |
72 | Итоговое занятие «Юный эрудит». | 1 |
Учебно-тематический план 2 года обучения.
№ | Название темы | Теория | Практика | Всего | Форма аттестации (контроля) |
1 | Введение в рабочую программу. | 1 | 1 | Наблюдение | |
2 | Игры со словами «Метаграмма», «Логогриф», «Анаграмма», «Формула слов». | 2 | 4 | 6 | Наблюдение |
3 | Цепочка слов «Голохвостики». Игра «Детская «Балда». Словесный бой. | 1 | 3 | 4 | Наблюдение |
4 | Комплексная игра «Ума палата». | 1 | 2 | 3 | Наблюдение |
5 | Вербальные головоломки. | 1 | 2 | 3 | Наблюдение |
6 | Мир ребусов. Кроссвордомания. | 1 | 3 | 4 | Наблюдение |
7 | Перевертыши. | 1 | 2 | 3 | Наблюдение |
8 | Игры ЧГК. | 1 | 2 | 3 | Наблюдение |
9 | Эрудит – лото. | 1 | 2 | 3 | Промежуточная |
10 | Оборвыши. | 1 | 2 | 3 | Наблюдение |
11 | Пентагон. | 1 | 3 | 4 | Наблюдение |
12 | «Своя игра». | 1 | 5 | 6 | Наблюдение |
13 | «Кто хочет стать миллионером?». | 1 | 5 | 6 | Наблюдение |
14 | «Он – она - они». | 1 | 3 | 4 | Наблюдение |
15 | «Брейн-ринг». | 1 | 3 | 4 | Наблюдение |
16 | «Что, где, когда». | 2 | 6 | 8 | Наблюдение |
17 | Итоговое повторение. | 1 | 4 | 5 | Наблюдение |
18 | Итоговое занятие. | 1 | 1 | Тестирование | |
Итого | 19 | 53 | 72 |
Содержание учебно-тематического плана 2 года обучения
Тема | № | Содержание | Теория | Практика |
Введение в рабочую программу | 1 | Знакомство с целями, задачами курса, формами работы, требованиям. Инструктаж по ТБ. | 1 | |
Игры со словами «Метаграмма», «Логогриф», «Анаграмма», «Формула слов» | 2-7 | Игры со словами «Метаграмма», «Логогриф», «Анаграмма», «Формула слов». Знакомство с играми, их правилами, всевозможными варианты игр. Составление заданий по словарям. | 2 | 4 |
Цепочка слов «Голохвостики». Игра «Детская «Балда». Словесный бой | 8-11 | Цепочка слов «Голохвостики». Игра «Детская «Балда», классическая «Балда». Словесный бой. Знакомство с игрой, ее правилами, два варианта игры, составление заданий. Знакомство с компьютерным вариантом игры. Составление заданий, работа со словарями, тренинг на скорость мышления. | 1 | 3 |
Комплексная игра «Ума палата» | 12-15 | Комплексная игра «Ума палата». Знакомство с игрой, ее правилами, варианты игры. Составление заданий, работа со словарями, тренинг на скорость мышления. | 1 | 2 |
Вербальные головоломки | 16-18 | Вербальные головоломки. Знакомство с играми, их правилами, варианты игры. Составление заданий, работа со словарями, тренинг на скорость Мышления. | 1 | 2 |
Мир ребусов. Кроссвордомания | 19-22 | Мир ребусов. Кроссвордомания. Знакомство с игрой, ее правилами. Работа с журналами, составление ребусов, кроссвордов | 1 | 3 |
Перевертыши | 23-25 | Перевертыши. Знакомство с игрой, ее правилами Составление заданий, работа со словарям. | 1 | 2 |
Игры ЧГК | 26-28 | Игры ЧГК. Знакомство с игрой, ее правилами. Игра «В гостях у сказки». | 1 | 2 |
Эрудит - лото | 29-31 | Эрудит-лото. Знакомство с особенностями игры, типами заданий. Тренинг на скорость мышления. Составление заданий. | 1 | 2 |
Оборвыши | 32-34 | Оборвыши. Знакомство с игрой, ее правилами, варианты игры. Составление заданий, работа со словарями. | 1 | 2 |
«Пентагон» | 35-38 | «Пентагон». Знакомство с особенностями игры, типами заданий. Тренинг на скорость мышления. Составление заданий. | 1 | 3 |
«Своя игра» | 39-44 | Игра «Своя игра». Знакомство с игрой, ее правилами Подбор вопросов. | 1 | 5 |
«Кто хочет стать миллионером?» | 45-50 | Игра «Кто хочет стать миллионером?». Знакомство с игрой, ее правилами. Игры по принципу «эрудиция + интуиция», игровой практикум в компьютерном классе. | 1 | 5 |
Игра «Он – она – они» | 51-54 | Игра «Он – она – они». Знакомство с игрой, ее правилами. Игровой практикум. | 1 | 3 |
Игра «Брейн – ринг» | 55-58 | Игра «Брейн – ринг». Знакомство с игрой, ее правилами Проигрывание нескольких вопросов, составление заданий. | 1 | 3 |
Игра «Что? Где? Когда?» | 59-66 | Игра «Что? Где? Когда?». Разбор вопросов, нахождение правильного ответа. Проигрывание тематических игр, анализ результатов. Тренировка по «ЧГК» предыдущих районных игр. | 2 | 6 |
Итоговое повторение | 67-71 | Самоподготовка. Отработка изученного материала, товарищеские встречи, турниры, семинары, мастер-классы. | 1 | 4 |
Итоговое занятие | 72 | Итоговое занятие- Игра «Сказки Андерсена». Подведение итогов курса | 1 |
1.4. Планируемые результаты
Предметные
- Использование приобретенных знаний по математике и русскому языку, логики для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений
- Овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, основами счета, измерения, прикидки результата и его оценки, наглядного представления данных в разной форме
- Освоение базовых знаний, необходимых для дальнейшего изучения систематических курсов гуманитарных наук
- Умения выполнять устно строить алгоритмы и стратегии в игре, исследовать, работать с таблицами, схемами
- Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил поведения в обществе
Метапредметные
- Анализировать правила игры
- Сопоставлять полученный результат с заданным условием
- Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания
- Моделировать в процессе совместного обсуждения алгоритм решения задания, использовать его в ходе самостоятельной работы
- Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии
- Осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Личностные
- Развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий
- Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умение преодолевать трудности
- Воспитание чувства справедливости, ответственности
- Развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышлений
- Развитие интеллектуальных и творческих способностей
- Формирование коммуникативной, этической, социальной компетентности
Результатом работы по программе данного курса можно считать итоговые занятия, которые могут быть проведены в форме интеллектуальных игр, конкурсов эрудитов, творческих встреч при участии родителей, в форме экскурсий и праздников.
В начале и в конце каждого года обучения по программе проводится тестирование учащихся на выявление уровня познавательных процессов.
Ожидаемые результаты.
- Расширение возможностей для творческого развития личности учащегося, реализация его интересов.
- Рост личностных достижений.
- Создание атмосферы успеха.
- Установление гуманных отношений партнёрского сотрудничества.
- Накопление опыта творческой деятельности.
- Участие в международных и всероссийских олимпиадах по русскому языку, математике, окружающему миру.
По окончании 1 года обучения обучающиеся должны:
Знать:
- правила разгадывания ребусов, шарад
- алгоритм соединения рифмы
- понятия: синонимы, антонимы, ассоциации
Уметь:
- играть в интеллектуальные игры по заведенным правилам;
- работать в команде;
- разгадывать ребусы, кроссворды, шарады, решать задачи на смекалку.
По окончании 2 года обучения обучающиеся должны
Знать:
- правила составления вопросов,
- алгоритм решения задач,
- типы вопросов интеллектуальных игр,
- правила интеллектуальных игр.
Уметь:
-играть в интеллектуальные игры по правилам,
- определять типы вопросы и находить на них ответы,
- самостоятельно выбирать средства для решения учебной задачи,
- давать самооценку,
-подбирать материал к игровым программам,
- составлять вопросы, ребусы, кроссворды,
- самостоятельно готовиться к интеллектуальным играм.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
| каникулы | ||||||
| аттестация | ||||||
| набор группы | ||||||
текущее занятие |
Месяц обучения | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | |||||||||||||
Неделя обучения | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
1,2 года обучения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Месяц обучения | январь | февраль | март | апрель | ||||||||||||
Неделя обучения | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 |
1,2 года обучения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Месяц обучения | май | Итого учебных недель и часов | |||
Неделя обучения | 34 | 35 | 36 | 37 | |
1,2 года обучения |
|
|
|
| 36/72 36/72 |
Занятия в объединении 1 года обучения начинается с 12 сентября и заканчивается 31 мая.
Занятия в объединении 2 года обучения начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая.
2.2 Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы.
Занятия объединения проходят в учебном кабинете, оборудованном мебелью, учебными и дидактическими пособиями, техническими средствами и литературой.
Материалы для работы - карандаши, ручки, фломастеры, линейки, бумага, таблицы, плакаты. Наглядные пособия и презентации по темам программы.
Оснащение учебного процесса:
- Компьютер
- Мультимедиапроектор
- Экран
Информационное обеспечение
Специальная и популярная литература для педагога и для обучающихся. Аудио, видео, фото, интернет источники.
При реализации рабочей программы используются дистанционные образовательные технологии (интернет источники, см. приложение).
Кадровое обеспечение
Программу реализует педагог дополнительного образования, владеющий соответствующей технологией, обладающий не только профессиональными знаниями, но и компетенциями в организации и ведении образовательной деятельности объединения.
2.3 Формы аттестации
- Первичная аттестация – в начале учебного года.
- Текущий (в течение всего года) – зачет.
- Промежуточная аттестация - в конце I полугодия – декабрь – зачет.
- Итоговая аттестация – II полугодие – май.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов
- Информационная карта «Уровень освоения рабочей программы».
- Анкетирование/тестирование.
- Фото и видеозаписи итоговых занятий.
- Итоговые занятия.
- Работы учащихся.
- Наблюдения.
- Фото/видео съемка.
- Результаты тестов, международных и всероссийских олимпиад, портфолио.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: тесты, наградные материалы олимпиад.
2.4 Оценочные материалы (см. приложение)
- Протокол среза ЗУН обучающихся (первичной, промежуточной, итоговой аттестации).
- Мониторинг результатов обучения детей по рабочим программам.
- Мониторинг личностного развития детей в процессе освоения рабочих программам.
2.5 Методические материалы
Особенности организации образовательного процесса
При организации учебного процесса учитываются индивидуально - типологические особенности личности (способности, интересы, склонности, особенности интеллектуальной деятельности, возраст и физиологическое развитие).
Преобладает положительная эмоциональная окраска обстановки. На занятиях часто меняются виды деятельности, игровые, соревновательные формы, викторины, кроссворды, ребусы и т. п. (по теме занятия). Это повышает самооценку обучающихся и делает их работы более значимыми. В программе используются различные техники и технологии, направленные на раскрепощение творческого потенциала ребенка, где он свободно экспериментирует с материалами и инструментами.
Обязательно оценивается деятельность каждого ребенка в процессе занятия, в том числе через признание его успешности, различные поощрения. Ребята обучаются навыкам учебной рефлексии через совместную выработку критериев оценки их деятельности.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- метод эмоционального стимулирования,
- метод развития познавательного интереса.
Особое внимание уделяется развитию интеллектуально-творческого потенциала, воображения, мышления и дифференцированному подходу при освоении программы.
Методы воспитания: стимулирование, поощрение.
Форма организации образовательного процесса: индивидуально-групповая и групповая.
Формы организации учебного занятия:
- рассказ – используется на занятиях, где рассказывается об интеллектуальных играх,
- объяснение – применяется при объяснении правил игр, особенностей составления игр,
- работа с источниками информации: обучающийся овладевает новыми знаниями, составляя задания для разного вида интеллектуальных игр,
- тестирование
Педагогические технологии: технология индивидуального обучения, технология группового обучения, технология развивающего обучения, технология игровой деятельности, здоровьесберегающая технология.
Алгоритм учебного занятия
- Проверка ЗУН (знаний умений, навыков), полученных на предыдущих занятиях
- Изучение нового материала
- Практическое применение полученных знаний
- Контроль полученных знаний
Дидактические материалы
- Логические задачи и задания с принципом симметрии «Нарисуй вторую половину
рисунка»;
- Тесты, направленные на развитие творческого мышления: «Необычное использование предметов»; «Словесные ассоциации»; «Эскизы»; «Спрятанная форма»; «Закончи рисунок»;
- Упражнения на ассоциации, тактильные ощущения и физические ассоциации, слуховые ассоциации.
Для проведения занятий используются дидактические игры:
- «Дорисуй линии»;
- «Кубики»;
- «Словесный аукцион»;
- «Монополия»;
- «Угадай симметричное изображение»;
- «Определи тень от предмета»;
- «Найди отличия»;
- «Рифмоплет»;
- «Составь картинку»;
- «Потрогай, вообрази, нарисуй и сделай в материале»;
- «Брейн ринг»»
- «Кто хочет стать миллионером»;
- «Перевертыши»;
- Презентации для игр: «Путаница», «Своя игра», «В гостях у сказки», «Голохвостики», «Эрудит – лото»
2.6. Список литературы
Для педагога:
- Баландин Б.Б. Большая книга интеллектуальных игр и занимательных вопросов для умников и умниц.-М.,2012
- Большая энциклопедия. – М.: Росмэн, 2007 г.
- Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Махаон, 2008 г.
- Грант Н., Большая энциклопедия истории. – М.: Росмэн, 2007 г.
- Мадгуик У., Керрод Р., Книга знаний. – М.: Махаон, 2008 г.
- Новая энциклопедия школьника. – М.: Махаон, 2003 г.
- Перова Н.Н., Чудеса света. – М.: Эксмо, 2009 г.
- . Пирс Ф., Голдсмит З., Земля вчера и сегодня. – М: Контент, 2009 г.
- Своя игра : серия книг
- Сборник «300 вопросов повышенной сложности» в.1; в.2; Пермь; 2001 г.; 2002
- Павлова С.Г. Развитие интеллекта учащихся средней и старшей школы в клубе «Что? Где? Когда?»// bank.ooipkro.ru/text/t43_14.htm
- Практикум» М.: Издательство «У – Фактория» 2006
- Тихомирова Л. Ф. «Развитие познавательных способностей.
- Юному эрудиту обо всём. – М.: Махаон, 2008 г.
Для обучающихся:
- Большая иллюстрированная энциклопедия. – М.: Махаон, 2008 г.
- Витт Р., Нинке Х. Энциклопедия родной природы М.:«Росмэн», 2007 г.
- Грант Н., Большая энциклопедия истории. – М.: Росмэн, 2007
- г..История зарубежных стран. – М.: Росмэн, 2008 г.Мадгуик У., Керрод Р.,
- Книга знаний. – М.: Махаон, 2008 г.
- Новая энциклопедия школьника. – М.: Махаон, 2003 г.
- Перова Н.Н., Чудеса света. – М.: Эксмо, 2009 г.
- Пирс Ф., Голдсмит З., Земля вчера и сегодня. – М: Контент, 2009 г.
Интернет – ресурсы:
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2022/11/03/igra-prezentatsiya-putanitsa-dlya-detey-6-7-let
- https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-yekologicheskogo-soderzhanija-putanica.html
- https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/56124-prezentaciya-svoya-igra.html
- https://pedsovet.su/metodika/6848_brein_ring_urok
- https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/05/27/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-vnimaniya
- https://www.analogi.net/razvivashki/zadaniya-na-vnimanie-dlya-detey-raspechatat
- https://multiurok.ru/files/kartoteka-igr-i-uprazhnenii-dlia-detei-shkolnogo-v.html
Приложение 1
Мониторинг результатов обучения детей по рабочей программе
за _______-_______ учебный год
Детское объединение ___________________________________
год обучения __________ место занятий__________
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | кол-во чел. | Методы диагностики | |
1 полугодие | Учебный год | ||||
1.Теоретическая подготовка детей: 1.1. Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы) | Соответствие теоретических знаний программным требованиям | - минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема знаний); | Собеседование, Соревнования, Тестирование, Анкетирование, Наблюдение, Итоговая работа, | ||
- средний уровень (объем освоенных знаний составляет более ½); | |||||
- максимальный уровень (дети освоили практически весь объем знаний, предусмотренных программой) | |||||
1.2. Владение специальной терминологией | Осмысленность и правильность использования | - минимальный уровень (избегают употреблять специальные термины); | Собеседование, Тестирование, Опрос, Анкетирование, наблюдение | ||
- средний уровень (сочетают специальную терминологию с бытовой); | |||||
- максимальный уровень (термины употребляют осознанно и в полном соответствии с их содержанием) | |||||
2. Практическая подготовка детей: 2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям | минимальный уровень (овладели менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); | Наблюдения, Соревнования, Итоговые работы, | ||
- средний уровень (объем освоенных умений и навыков составляет более ½); | |||||
- максимальный уровень (дети овладели практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой) | |||||
2.2. Владение специальным оборудованием и оснащением | Отсутствие затруднений в использовании | - минимальный уровень (испытывают серьезные затруднения при работе с оборудованием) | наблюдение | ||
- средний уровень (работает с помощью педагога) | |||||
- - максимальный уровень (работают самостоятельно) | |||||
2.3. Творческие навыки | Креативность в выполнении практических заданий | - начальный (элементарный, выполняют лишь простейшие практические задания) | Наблюдение, Итоговые работы | ||
- репродуктивный (выполняют задания на основе образца) | |||||
- творческий (выполняют практические задания с элементами творчества) | |||||
3. Обшеучебные умения и навыки ребенка: 3.1. Учебно-интеллектуальные умения: 3.1.1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу | Самостоятельность в подборе и анализе литературы | минимальный (испытывают серьезные затруднения, нуждаются в помощи и контроле педагога) | Наблюдение, Анкетирование, | ||
- средний (работают с литературой с помощью педагога и родителей) | |||||
- максимальный (работают самостоятельно) | |||||
3.1.2. Умение пользоваться компьютерными источниками информации | Самостоятельность в пользовании | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | Наблюдение, Опрос, | ||
-средний | |||||
-максимальный | |||||
3.1.3. Умение осуществлять учебно - исследовательскую работу (рефераты, самостоятельные учебные исследования, проекты и т.д.) | Самостоятельность в учебно-исследовательской работе | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | Наблюдение, Беседа, Инд. Работа, | ||
-средний | |||||
-максимальный | |||||
3.2. Учебно - коммуникативные умения: 3.2.1. Умение слушать и слышать педагога | Адекватность восприятия информации, идущей от педагога | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | Наблюдения, Опрос, | ||
-средний | |||||
-максимальный | |||||
3.2.2. Умение выступать перед аудиторией | Свобода владения и подачи подготовленной информации | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | наблюдения | ||
-средний | |||||
-максимальный | |||||
3.3. Учебно-организационные умения и навыки: 3.3.1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место | Самостоятельно готовят и убирают рабочее место | Уровни по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный | наблюдение | ||
-средний | |||||
-максимальный | |||||
3.3.2. Навыки соблюдения ТБ в процессе деятельности | Соответствие реальных навыков соблюдения ТБ программным требованиям | - минимальный уровень (овладели менее чем ½ объема навыков соблюдения ТБ); | наблюдение | ||
- средний уровень (объем освоенных навыков составляет более ½); | |||||
- максимальный уровень (освоили практически весь объем навыков) | |||||
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Аккуратность и ответственность в работе | - удовлетворительно - хорошо -отлично | Наблюдение, Итоговые работы |
Мониторинг личностного развития детей в процессе освоения рабочей программы
за _______ учебный год Детское объединение ___________________________________
год обучения __________ место занятий__________
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | кол-во чел. | Методы диагностики | |
1 полугодие | учебный год | ||||
1.Организационно-волевые качества: 1.1. Терпение | Способность выдерживать нагрузки, преодолевать трудности | -терпения хватает меньше чем на ½ занятия | наблюдение | ||
- терпения хватает больше чем на ½ занятия | |||||
- терпения хватает на все занятие | |||||
1.2. Воля | Способность активно побуждать себя к практическим действиям | - волевые усилия побуждаются извне | наблюдение | ||
- иногда самими детьми | |||||
- всегда самими детьми | |||||
1.3. Самоконтроль | Умение контролировать свои поступки | - находятся постоянно под воздействием контроля извне | наблюдение | ||
- периодически контролируют себя сами | |||||
- постоянно контролируют себя сами | |||||
2.Ориентационные качества: 2.1. Самооценка | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям | - завышенная | наблюдение | ||
-заниженная | |||||
- нормальная | |||||
2.2. Интерес к занятиям в д/о | Осознанное участие детей в освоении образовательной программы | - интерес продиктован извне | наблюдение | ||
- интерес периодически поддерживается самим | |||||
- интерес постоянно поддерживается самостоятельно | |||||
3. Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность | Отношение детей к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия | - периодически провоцируют конфликты | наблюдение | ||
- в конфликтах не участвуют, стараются их избегать | |||||
- пытаются самостоятельно уладить | |||||
3.2. Тип сотрудничества (отношение детей к общим делам д/о) | Умение воспринимать общие дела, как свои собственные | - избегают участия в общих делах | наблюдение | ||
- участвуют при побуждении извне | |||||
- инициативны в общих делах |
ПРОТОКОЛ РЕЗУЛЬТАТОВ
среза ЗУН обучающихся детского объединения
_________ / ___________ учебный год
Название детского объединения _________________________________________________
ФИО педагога ________________________________________________________________
Группа _______________________ Дата проведения _______________________________
Форма проведения ____________________________________________________________
Форма оценки результатов _____________________________________________________
Члены аттестационной комиссии ________________________________________________
Результаты
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Год обучения | Содержание аттестации | Оценка |
Подпись педагога _______________________________
Подписи членов комиссии _______________________