Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа "Друзья ПДД"

Быстрова Татьяна Михайловна

Краткосрочная программа, предназначенная для проведения в начальных классах для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gbou_no3_druzya_pdd_12.docx61.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение школа №3 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа

«Друзья ПДД»

Срок освоения: 12 дней

Возраст обучающихся: 7-11 лет

Разработчик:

Быстрова Т.М.,

Методист ОДОД

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основные характеристики программы.

Направленность: социально-гуманитарная (социально-педагогическая).

Адресат программы: программа «Друзья ПДД» (далее Программа) предназначена для учащихся 7-11 лет с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР).

Актуальность программы:

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах, что создает объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём, несчастные случаи все чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома. И, к сожалению, часто причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Это происходит потому, что обучающиеся не знают правил дорожной безопасности или нарушают их, не осознавая опасных последствий нарушений. С помощь программы «Друзья ПДД» мы сможем донести эти знания до детей, выработать в них потребность в соблюдении правил дорожного движения для самосохранения.

Уровень освоения: общекультурный

Объем и срок освоения программы: 12 часов, 12 дней

Цель и задачи программы:

Цели: создание условий для формирования у учащихся устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.

Задачи:

Обучающие:

  • учить правилам дорожного движения для пешеходов;
  • познакомить с основными понятиями и терминами ПДД;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать внимания, память, осознанное поведение, самоконтроль;
  • развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.

Воспитательные:

  • формировать ответственное отношения к поведению на дороге;
  • формировать культурное поведения в транспорте и дорожную этику.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

  • знание дорожных знаков, относящихся к пешеходам и пассажирам;
  • знание сигналов светофора, разных видов светофоров;
  • понимание значения некоторых видов дорожной разметки.

Метапредметные результаты

  • развитие внимания, памяти и самоконтроля;
  • приобретение умения оценивать различные ситуации на дорогах.

Личностные результаты

  • формирование ответственное отношение к поведению на дороге;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение ко всем участникам дорожного движения.

Организационно-педагогические условия реализации:

Язык реализации: Осуществляется на государственном языке РФ.

Форма обучения: очная.

Особенности реализации:

Программа является краткосрочной, 12 часов.

Программа состоит из мини-лекций, игровых технологий и практических занятий.

Условия набора и формирования групп: принимаются все желающие учащиеся в ГБОУ школа №3 7-11 лет. Группа формируется из 10-14 человек.

Формы организации и проведения занятий:

Образовательная деятельность (мини-лекция, просмотр учебных видео), игровые методы (ролевые игры, творческие задания).

Формы проведения занятий: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Материально-техническое оснащение:

Класс с рабочими столами и стульями по количеству участников, оборудованный доской для проведения мини-лекций, дидактические материалы: плакаты и карточки по темам правил дорожного движения, дорожных знаков, оборудование, имитирующее объекты дорожной среды («дорожная» разметка на полу, светофоры, знаки), мультимедийное оборудование.

Кадровое обеспечение: реализуется без привлечения иных специалистов

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие.

2

1

1

Игра «Знаете ли вы», наблюдение.

2

Участники дорожного движения

4

1,5

2,5

Наблюдение за соблюдением правил игры-ситуации, мини тест «Пешеход, пассажир».

3

Дорога

4

1,5

2,5

Наблюдение за соблюдением правил игры-ситуации, Игра- тест «Разрешается и запрещается».

4

Итоговое занятие

2

0

2

Педагогическое наблюдение, оценка вклада каждого в создание плаката «Друзья ПДД».

Итого.

12

4

8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенности организации: программа является краткосрочной и реализуется за 12 часов.

Задачи:

Обучающие:

  • обучить Правилам дорожного движения;
  • познакомить с основными понятиями и терминами ПДД;

Коррекционно-развивающие:

  • развивать внимания, память, осознанное поведение, самоконтроль;
  • развивать умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации.

Воспитательные:

  • формировать ответственное отношения к поведению на дороге;
  • формировать культурное поведения в транспорте и дорожную этику.

Планируемые результаты:

Предметные результаты

  • знание дорожных знаков, относящихся к пешеходам и пассажирам;
  • знание сигналов светофора, разных видов светофоров;
  • понимание значения некоторых видов дорожной разметки.

Метапредметные результаты

  • развитие внимания, памяти и самоконтроля;
  • приобретение умения оценивать различные ситуации на дорогах.

Личностные результаты

  • формирование ответственное отношение к поведению на дороге;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение ко всем участникам дорожного движения.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Тема «Вводное занятие»

Теория: Инструктаж по техники безопасности. Для чего надо знать ПДД. История ПДД.

Практика: Просмотр фильма «История ПДД», обсуждение.

Формы контроля: Игра «Знаете ли вы»

2. Тема «Участники дорожного движения»

Теория: Изучение основных понятий: тротуар, обочина, проезжая часть, пешеходная дорожка, автобус, троллейбус, трамвай, такси. Кто такой пешеход? Где и как должны передвигаться пешеходы. Как правильно переходить проезжую часть? Что запрещено пешеходам? Кто такой пассажир? Общественный транспорт и правила поведения в нем. Остановка и как себя вести на ней.  Мои родители – водители. Кто я в машине с родителями. Основные правила поведения ребенка в автомобиле.

Практика: Игры-ситуации «Я иду по тротуару», «Я перехожу проезжую часть», «Я пассажир автобуса». Создание памятки для родителей «Если я с тобой в машине».

Формы контроля: Наблюдение за соблюдение правил игры-ситуации, мини тест «Пешеход, пассажир»

3. Тема «Дорога»

Теория: Что такое дорога? Элементы дороги и их назначение. Виды дорог: перекрестки, дорога без регулируемого пешеходного перехода. Светофор его виды и как понимать все сигналы.

Практика: Игры-ситуации «Переходим перекресток», «Ты и улица», «Светофоры разные бывают».

Формы контроля: Наблюдение за соблюдение правил игры-ситуации, Игра- тест «Разрешается и запрещается».

4. Тема «Итоговое занятие»

Практика: Создание плаката «Друзья ПДД».

Формы контроля: Педагогическое наблюдение, оценка вклада каждого в создание плаката «Друзья ПДД».

ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Методические материалы

 В программе используются групповой метод обучения.

- мини-лекция;

- просмотр учебных видео, в том числе в жанре мультипликации;

- ролевые игры;

- опросы.

Дидактические средства:

- плакаты и карточки по темам;

- тематические видеоматериалы;

- игровое пространство для ролевых игр.

Методическое обеспечение дополнительного образования учащихся с ТНР должно отвечать не только общим, но и их особым образовательным потребностям. Главное — это обязательная непрерывность коррекционно-развивающего процесса. В следствие чего каждое занятие в дополнительном образование так же носит большую речевую работу. Знакомству учащихся с новой лексикой отводится отдельная роль, необходимо добиваться четкого проговаривания новых слов и понятий. Для улучшения запоминания используется сопоставление устной речи и подтверждающего визуального ряда. Так же в процессе занятий происходит работа с навыками чтения и письма. Все навыки формируются в неразрывном единстве с другими видами речевой деятельности с устными высказываниями, слуховым восприятием чужой речи и с внутренней речью.

Оценочные материалы

Игра «Знаете ли вы»

Право ответа предоставляется той команде, чей капитан первым поднял эмблему. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла, за неполный ответ – 1 балл. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит к той команде, которая второй подняла эмблему.

Вопросы:

1. Что такое тротуар? (Дорога для движения пешеходов.)

2. Что такое зебра? (Разметка дороги, обозначающая пешеходный переход).

3. Кого называют пешеходом? (Человека вне транспорта, находящегося на дороге, но не работающего на ней.)

4. Кого называют водителем? (Человека, управляющего каким-либо транспортным средством.)

5.  Где следует ходить пешеходам? (По тротуарам, придерживаясь правой стороны.)

6.  Где можно играть детям на улице? (В специально отведенных для игр местах.)

7 .По какому краю дороги должны идти пешеходы в тех местах, где нет тротуара? (По левому, навстречу движущемуся транспорту.)

 8.  Кого мы называем "участниками дорожного движения"? (пешеходы, водители, пассажиры).

 9.  Какой дорожный знак устанавливают вблизи школ? (дети).

 10.  Какой поворот опаснее: левый или правый? (левый, так как движение правостороннее).

11. Как называется "зебра" на дороге? (пешеходный переход).

 12.  Какие сигналы подает светофор? (красный, желтый, зеленый).

13.  Какой перекресток называют регулируемым? (тот, где есть светофор или регулировщик).

 14.  Кому должны подчиняться пешеходы и водители, если на перекрестке работают одновременно и светофор и регулировщик? (регулировщику).

Мини-тест «Пешеход, пассажир»

Каждый учащийся отвечает самостоятельно. За каждый правильный ответ 1 балл.

5 баллов – тема усвоена

4-3 балла – тема усвоена не полностью

0-2 балла – тема не усвоена

1. При каком дорожном знаке возле школы можно переходить улицу?

o        знак   «Дети»

o        знак «Пешеходный переход»

2.  Пешеход переходит дорогу. Что он должен сделать, если загорелся красный сигнал светофора?

o        отойти назад

o        продолжить движение

o        остановиться на середине дороги

3. Где должны находиться люди, ожидающие автобус (троллейбус)?

o        на обочине дороги

o        в любом месте на проезжей части

o        на посадочной площадке

4.Какие транспортные средства относятся к общественному транспорту?

o        автобусы и легковые автомобили

o        автобусы, троллейбусы, грузовики

o        автобусы, троллейбусы, маршрутные такси

5. На какой знак можно переходить дорогу?

  1.       https://detskiydvorik.com/image/cache/catalog/Romana/znaki/057-96-00/07-2-1100x1100h.jpg                           2.

o        Знак №1.

o        Знак №2.

o        Оба знака.

Игра-тест «Запрещается и разрешается»

У каждого учащегося в руках красные и зеленые кружочки. При  ответе они поднимают кружок и произнося «разрешается» или «запрещается»

- Играть на мостовой…(запрещается)

- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)

- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)

- Идти толпой по тротуару…(разрешается)

- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)

- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)

- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)

- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)

- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)

- Идти по тротуару слева…(запрещается)

- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)

- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)

- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)

- Уважать правила дорожного движения…(разрешается).

Список литературы:

  1. Астахов .П.А. Я и улица / Астахов .П.А. — . — Москва: Эксмо, 2010 — 96 c.
  2. Гордиенко, С. А. Азбука дорожного движения для детей и родителей, для пешеходов и водителей / С. А. Гордиенко — . — Ростов на Дону: Феникс, 2015 — 64 c.
  3. Ковалена, Н. В. Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников / Н. В. Ковалена — 1. — Ростов на Дону: Феникс, 2008 — 160 c.
  4. Шалаева, Г. П. Мои друзья – дорожные знаки. Развиваем интеллект / Г. П. Шалаева — . — Москва: Слово, 2004 — 79 c.