Доклад на тему: «Интеграция на уроках ритмики с учебными предметами начальной школы»
Ценность уроков ритмики состоит в том, что дети получают наряду с физическим развитием и эстетическое воспитание. Они приобщаются к культуре, повышают уровень духовного развития и творческий потенциал, могут быстрее и успешнее адаптироваться в окружающем мире. Но ввиду отсутствия четкого образовательного стандарта и государственной программы по ритмике. Хореографы сталкиваются с рядом проблем.
В первую очередь, это необходимость определиться чему конкретно, и в каком объеме учить. Парадоксально, но зачастую, даже опытные учителя ритмики не могут дать однозначный ответ на этот вопрос и составляют рабочую программу, ориентируясь на потребности и возможности образовательного учреждения, в котором преподают.
В школах Иркутска по-разному подходят к проведению уроков ритмики. Анализ существующего программного материала показал, что большинство программ написаны с существенным перекосом, в сторону какого-либо доминирующего вида деятельности. А именно:
- программы с упором на постановку и изучение танцев (по принципу работы детских хореографических коллективов);
- программы, направленные на развитие физических данных (отчасти дублируют урок физической культуры);
- программы, сориентированные на изучение музыкальных форм (дублируют урок музыки);
- программы с упором на игровую деятельность (уроки ритмики превращается в анимационное представление, где учитель выступает в роли аниматора).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integratsiya_na_urokah_ritmiki.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:
«Интеграция на уроках ритмики с учебными предметами начальной школы»
Составитель: учитель
Мирошниченко Ирина Владимировна
Магнитогорск 2024
Ценность уроков ритмики состоит в том, что дети получают наряду с физическим развитием и эстетическое воспитание. Они приобщаются к культуре, повышают уровень духовного развития и творческий потенциал, могут быстрее и успешнее адаптироваться в окружающем мире. Но ввиду отсутствия четкого образовательного стандарта и государственной программы по ритмике. Хореографы сталкиваются с рядом проблем.
В первую очередь, это необходимость определиться чему конкретно, и в каком объеме учить. Парадоксально, но зачастую, даже опытные учителя ритмики не могут дать однозначный ответ на этот вопрос и составляют рабочую программу, ориентируясь на потребности и возможности образовательного учреждения, в котором преподают.
В школах Иркутска по-разному подходят к проведению уроков ритмики. Анализ существующего программного материала показал, что большинство программ написаны с существенным перекосом, в сторону какого-либо доминирующего вида деятельности. А именно:
- программы с упором на постановку и изучение танцев (по принципу работы детских хореографических коллективов);
- программы, направленные на развитие физических данных (отчасти дублируют урок физической культуры);
- программы, сориентированные на изучение музыкальных форм (дублируют урок музыки);
- программы с упором на игровую деятельность (уроки ритмики превращается в анимационное представление, где учитель выступает в роли аниматора).
Обобщая свой педагогический опыт, я пришла к выводу, что уникальность предмета «ритмика» в его многофункциональности. Именно многофункциональность помогает добиваться значимых результатов как в работе с норматипичными детьми, так и с обучающимися по адаптированным программам.
Положительный эффект возникает за счет, интеграции нетипичных видов деятельности, что способствует развитию и созданию новых нейронных связей между правым и левым полушариями головного мозга детей. Ключевым моментом является именно интеграция, а не дублирование программного материала смежных дисциплин.
Практика показала, что большинство учебных дисциплин, преподаваемых в нач. школе, не только успешно сочетаются с уроками ритмики, но и существенно дополняют их. Существует с множество вариантов и форм спряжения, обращаю ваше внимание на некоторые из них.
Математика.
1. В изучении темы «Длительности в музыке». Геометрическим фигурам (квадрат, круг, треугольник, овал и т.д.) присваиваются длительности нот. Затем дети воспроизводят составленные ритмические дорожки. Варианты могут быть различными: разделить детей по группам, поменяться и воспроизвести составленные ритморисунки. Геометрические фигуры можно сделать цветными.
2. Тема «Русский танец» (хороводы). Дети знакомятся с видами рисунков, рисуют их сочетания, составляют комбинации и воспроизводят в периметре класса.
Музыка, ИЗО и технология.
1. Ребятам нравится игра «Раскрась цветок». Дома делаем цветок. Дети прослушивают музыкальные отрывки и, улавливая настроение, раскрашивают свой цветок. В середине рисуют свое настроение.
2. Раздел «основы музыкальной грамоты» дает возможность познакомиться с музыкальной терминологией и применить полученные навыки на практике. «Сюжетно-ритмические этюды». Это направление развивает физические способности и двигательную память (мышечно-двигательные ощущения). Проговариваемые фразы дают возможность закрепления навыков правильного дыхания. Сюжетная линия, умение обосновать, сделать понятными детям упражнения с лечебно-коррекционной направленностью. Использование различных предметов позволяет только научиться слышать «сильные» и «слабые» доли в музыке, выделяя их слогами, но и отмечать действие движением с предметом. Музыкальное сопровождение является неотъемлемой частью занятий. Это основной компонент, способствующий формированию позитивных переживаний, рождающий творческие потребности и активизирующий потенциальные возможности детей.
3. Используемый метод пластического интонирования направлен на освоение способов «активного слушания». Особенностью данного метода является целостное восприятие музыки через моторику своего тела. Способность передавать образы героев музыкальных произведений через синтез музыкального и сценического искусства. Способ воплощения музыкального образа в пластике и цвете. Использую при работе как при изучении тем, связанных с классическим музыкальным материалом. Например, в теме «Полонез» дети знакомятся с образцами музыкальных произведений полонеза различных композиторов, подбирают цветовые решения для костюмов данной эпохи (в шаблонах раскрасках), импровизируют, выражая характер музыки в движениях своего тела и используя движения и рисунки танца «Полонез», проученные на уроке.
Так же применяются импровизации на отображение музыкального образа в движениях. Музыкальные отрывки:
1. Григ «Пер Гюнт».
- «В пещере горного короля»;
- «Рассвет»
2. Мусоргский «Картинки с выставки».
- «Балет невылупившихся птенцов».
Окружающий мир.
Тема «Динамические оттенки». Дети отмечают изменения в окружающем мире: погоде, времени года, суток, настроении, цветовые оттенки и т.д. При изучении темы «Танцы народов мира» ученики знакомятся с культурными традициями, особенностями национальных костюмов, музыки, взаимосвязь между климатическими условиями в которых проживает тот или иной народ и особенностями культуры (музыка, танец).
Литературное чтение.
Импровизация и совместное творчество. В программе 2 класса есть тема «Драматизация и инсценировка литературного произведения средствами танца». Чаще всего проводится инсценировка выбранной сказки. Учебные танцевальные спектакли-драматизации.
Дети совместно с учителем сочиняют свою сказку (в классах с ЗПР за основу берется русская народная сказка), выбирают музыку, подходящую для каждого персонажа, сочиняют движения. В итоге инсценируя, дети изображают героев помощью танцевальных движений, мимики, поз, жестов.
Прием:
- помогает снять чувство усталости;
- раскрывает способности детей, их индивидуальность; - усиливает непроизвольное запоминание.
Логопедия.
Музыкально-ритмические упражнения с ритмоформулами.
Ритмодекламация развивает метроритмические ощущения детей, творческое мышление, слуховую реакцию, навыки слушания музыкального текста, его жанровых особенностей. В работе с МРФ можно выделить несколько приемов, которые являются для ребенка способом его деятельности: ритмическое эхо, ритмизация стихов, свободное дирижирование, ритмический аккомпанемент, ритмический и пластический канон, ритмическое многоголосье данные упражнения используются мною на различных этапах урока. Четкое проговаривание текстов песен-танцев по слогам улучшает звукопроизношение (дикцию) и умение правильно распределять дыхание. Движения, которые сопровождают текст, – закладывают основы ритмического рисунка исполнения. Это первый этап развития ритма, коррекции аритмичности и развития танцевальной координации. Умение координировать звуки, слоги, произносимые слова с мышечными действиями содействует развитию сенсорной системы. Используется вовремя проучивания и исполнения танцевальных комбинаций с использованием песенного музыкального материала (тексты песенно-танцевального материала программы 1-х и 2-х классов).
Фольклорные игры.
Помогают ребенку войти в мир традиционной народной культуры, приобщить к историческому прошлому своей страны и стать носителем этой культуры в произвольной, свободной форме. Исполнение попевок, сопровождающих игры имеют, как и скороговорки, логопедический эффект.
Особое значение для эффективной интеграции имеет то, что учебный материал изучается комплексно, а не последовательно. Каждое занятие включает материал из различных предметов. Структура уроков отличается, также, особенностью подбора музыкальных произведений, которые основаны на определенном сюжетном действии в соответствии с текущей темой и определяют все дальнейшее построение сюжетной линии урока.