Рабочая программа студии активной молодежи "САМ"
Рабочая программа творческого объединения дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2023-2024_rabochaya_programma_studiya_aktivnoy_molodyozhi_sam_.docx | 55.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств Починковского района»
Рассмотрено на Утверждаю
методическом совете Директор _______ Т.В.Федченкова
протокол №__ от _________ приказ №____ от _________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА «Студия активной молодежи САМ»
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
Творческого объединения «СТУДИЯ АКТИВНОЙ МОЛОДЕЖИ САМ»
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 15-17 лет
Педагог дополнительного образования:
Демидкова Лариса Сергеевна
Починок, 2023
1. Информационная карта образовательной программы
1. Форма учебного объединения: студия
2. Название программы: «Студия Активной Молодёжи «САМ»
3. Вид программы: общеразвивающая
4. Направление: социально-гуманитарное
5. Образовательные области: психология, социология, право, конфликтология,
актёрское мастерство
6. Уровни освоения: общекультурный,
7. Продолжительность освоения: 1 год
8. Возраст: от 15 до 17 лет.
9.Форма организации
образовательного процесса: групповая
индивидуальная (для обучающихся с ОВЗ)
Пояснительная записка
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28 сентября 2020 года № 28
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г.(Распоряжение правительства РФ 31.03.2022. №678);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Устав учреждения
Направленность: Социально-гуманитарная
Актуальность программы:
Пожалуй, никакой другой возраст не доставляет столько хлопот взрослым, как подростковый. Обычно отрицается накопленный опыт, правила поведения, система жизненных ориентиров, приоритетов, принятая в мире взрослых. Нежелание отстать от группы, боязнь быть осмеянным, страх быть отвергнутым компанией ведет зачастую к тому, что подросток начинает принимать алкоголь, токсичные или наркотические вещества, может совершить кражу или другие асоциальные поступки, действия.
Программа «САМ» предоставляет детям и подросткам (в том числе находящихся в трудной жизненной ситуации) возможность попробовать себя в различных видах деятельности (участие в социальных акциях и проектах, выступления, игры, тренинги и т.д.) не нарушая закон и не нанося вреда себе и окружающим, почувствовать себя востребованными (организация и участие в различных социально значимых акциях, мероприятиях, проектах).
Отличительные особенности: предоставить подросткам и молодежи возможность реализовать себя в различных видах деятельности – предложить альтернативу вовлечения их в негативные явления.
Программа «Студии активной молодежи САМ» доступна для детей из многодетных, малообеспеченных семей, для детей с соматическими расстройствами, для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, слабовидящих детей (у слабовидящих обучающихся не наблюдается стойких специфических трудностей в обучении, а также общении и взаимодействии с педагогическими работниками, препятствующих освоению содержания программы совместно с нормативно развивающимися сверстниками; в наличии условия организации образовательной деятельности, обеспечивающие для слабовидящих детей решение образовательно-коррекционных задач)
Программа может быть реализована в сетевой форме и с применением электронного обучения.
Адресат: Подросток 15-17 лет, стоящий перед жизненным выбором ориентиров, приоритетов, модели поведения. Учтены психолого-физиологические и соматические особенности данного возраста.
Объём программы: 68 часов
Форма организации учебного процесса: очная
Методы:
- дедуктивный метод;
- творческое изложение материала в виде бесед;
- индивидуальная работа;
- работа по группам;
- сюжетно-ролевые игры;
- проектная деятельность;
- объяснение нового материала;
- проведение тематических викторин.
- просмотр видео и слайд-фильмов по изучаемой теме.
- работа с фото- и видеоматериалами;
- коллективно-творческие дела.
- концерты и показательные выступления.
- создание специальных ситуаций, моделирующих реальную ситуацию, из которой подросткам предлагается найти выход;
- развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
- выполнение подростками определенных исследовательских заданий во время занятия.
Виды занятий: беседы на этические темы; тематические программы, конкурсные программы, социальные акции к памятным датам и темам года; традиционные мероприятия коллектива (совместные празднования календарных и памятных дат, дни рождения); диспут; дискуссия; круглый стол; просмотр кино — видео- , телефильма, спектакля; творческие конкурсы.
Срок освоения: 1 год.
Режим занятий: 1 раз в неделю 2 занятия по 40 мин. с перерывом на 10 мин.
Цель программы «Студия активной молодёжи «САМ»: снижение уровня негативных явлений в молодёжной среде путём вовлечения подростков и молодежи в социально значимую деятельность.
Задачи:
Образовательные:
- сформировать умение самостоятельно определять цели своего обучения и умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
- способствовать развитию логического мышления;
- выработать умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками. Формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
Развивающие:
- предоставить возможность учащимся осуществлять самоконтроль и делать осознанный выбор в учебной и познавательной деятельности;
- создать условия для реализации каждого ребёнка в группе, а так же для формирования адекватной самооценки каждого воспитанника;
- формировать коммуникативные способности;
- формировать творческие способности;
Воспитательные:
- cформировать ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию;
- способствовать формированию ценностных ориентаций;
- пропагандировать здоровый образ жизни среди подростков и молодежи;
- развивать волонтерское движение в молодежной среде;
- формировать представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности, осознать себя и своё место в современном обществе.
Планируемые результаты:
Личностными результатами программы является формирование следующих умений:
Определять и высказывать под руководством преподавателя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами программы является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью преподавателя.
Проговаривать последовательность действий при выполнении заданий предложенных преподавателем.
Умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией.
Умение совместно с преподавателем и другими участниками давать эмоциональную оценку деятельности группы.
Познавательные УУД:
Делать предварительный отбор источников информации
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей студии.
Коммуникативные УУД:
Умение донести свою позицию до других.
Слушать и понимать речь других.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения.
Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами освоения программы будут:
- освоение правил эффективной коммуникации;
- освоение правил организаторской работы;
- освоение методов и приёмов создания творческих идей;
- формирование умения высказывать и отстаивать своё мнение;
- умение спланировать и подготовить мероприятие.
Условия реализации программы:
Педагог дополнительного образования «Студии Активной Молодёжи «САМ» осуществляет дополнительное образование детей по программе, обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов обучения, изучает обучающихся, условия их жизнедеятельности, планирует и организовывает воспитательную работу в учебном объединении, исходя из индивидуальных особенностей детского коллектива, создаёт условия для реализации творческих возможностей детей.
Дидактическое обеспечение:
- видеофильмы, записи выступлений;
- сценарии и методические разработки;
- аудиотека с различными стилями и направлениями музыки;
Материально-технические условия
Для организации образовательного процесса используется:
- музыкальный центр;
- фото- и видеокамера для съемки образовательного процесса, конкурсных и концертных выступлений обучающихся;
- ноутбук.
- учебный кабинет
Формы контроля:
- Сдача зачетов, защита творческих проектов.
- Конкурсы
- Круглые столы
- Диспуты
Оценочные материалы:
Основным результатом работы по программе следует считать положительную динамику развития ребенка, выраженную через последовательное преодоление задач обучения, и выявляемую контролем, как в течение процесса, так и по результатам конкурсов, акций.
Мониторинг результатов обучения проводится педагогом дополнительного образования по следующим методикам.
- Личностные результаты обучения:
- Методика диагностики типа школьной мотивации у подростков;
- Методика оценки уровня воспитанности Н.П. Капустина;
- Метапредметные результаты обучения:
- Субтест «Обобщение» (тест структуры интеллекта Амтхауэра);
- Предметные результаты обучения:
- Результаты тестирования, зачетов обучающегося.
- Отметка об участии в совместных творческих проектах, оказании помощи другим обучающимся.
- Отметка об участии в концертной деятельности и социально значимых мероприятиях, акциях.
- Результаты конкурсов.
Учебный план
№ п/п | Темы | Всего | Теоретич. | Практич. | Формы контроля |
1 | Вводное занятие в образовательную программу «Студия Активной Молодёжи «САМ». ТБ | 2 | 2 | - | входное тестирование |
2 | Дискуссии и беседы на тему ЗОЖ | 16 | 8 | 8 | диспут |
3 | Дискуссии и беседы на тему «Я, мои права и обязанности» | 8 | 4 | 4 | диспут |
4 | Киноклуб. Просмотр и обсуждение кинофильмов | 8 | 4 | 4 | круглый стол |
5 | Социально-значимая деятельность. | 14 | 8 | 6 | творческий проект |
7 | Репетиции игровых и театрализованных программ | 10 | - | 10 | наблюдение |
8 | Игры и викторины | 10 | - | 10 | наблюдение |
Всего | 68 | 26 | 42 |
Содержание программы
- Дискуссии и беседы на тему ЗОЖ
Тренинг здорового образа жизни. Беседы и диспуты на темы «Алкоголизм», «Табакокурение», «Наркомания», «В здоровом теле здоровый дух».
- Дискуссии и беседы на тему «Я, мои права и обязанности»
Международные правовые документы. Права и обязанности ребёнка, школьника, человека. Административная и уголовная ответственность.
- Киноклуб. Просмотр и обсуждение кинофильмов по темам:
Любовь и дружба в отношениях
Свобода и проблема выбора
Откуда берётся злость и агрессия
Проблемы любви, дружбы, старости
- Социально-значимая деятельность.
События образовательного календаря, акции, волонтерство.
- Репетиции игровых и театрализованных программ
Календарные праздники
- Игры и викторины
Интеллектуальные игры и викторины
Дидактические игры, ролевые игры. Игры из серии «Мозговой штурм». Психологические игры и тесты. Игры на сплочение коллектива.
Календарный учебный график
№п/п | Раздел | Тема | Дата | Форма занятия | Форма контроля | Количество часов |
1 | Вводное занятие ТБ | 04.09. | групповая | беседа | 2 | |
2 | 4 | Всероссийский открытый урок ОБЖ | 11.09 | групповая | опрос | 2 |
3 | 4 | Акция Скажем НЕТ терроризму! | 18.09 | групповая | круглый стол | 2 |
4 | 2 | Что такое Закон? | 25.09. | групповая | диспут | 2 |
5 | 3 | Киноклуб. «Убить Дракона» (нужно ли было спасать жителей?) | 02.10. | групповая | диспут | 2 |
6 | 1 | «Спасибо, НЕТ» (умей отказаться) | 09.10. | групповая | круглый стол | 2 |
7 | 5 | Поздравление педагогов к Дню учителя | 16.10. | групповая | фото-отчет | 2 |
8 | 1 | Никотин и мы, кто сильнее? | 23.10. | групповая | диспут | 2 |
9 | 2 | Основные права ребенка | 13.11. | групповая | круглый стол | 2 |
10 | 3 | Киноклуб. «Бабуся». Проблема старости | 20.11. | групповая | диспут | 2 |
11 | 1 | Компьютер и я. (Беседа ЗОЖ) | 27.11. | групповая | 2 | |
12 | 1 | Краткие сведения о болезнях, передающихся по наследству | 04.12. | групповая | 2 | |
13 | 4 | День народного единства. | 11.12. | групповая | фото-отчет | 2 |
14 | 3 | Киноклуб. «Спаситель» (Кому нужна война?) | 18.12. | групповая | диспут | 2 |
15 | 4 | Международный день толерантности | 25.12. | групповая | 2 | |
16 | 4 | День матери | 15.01. | групповая | фото-отчет | 2 |
17 | 4 | Акция ко Дню неизвестного солдата | 22.01. | групповая | 2 | |
18 | 1 | Нет жизни без воды | 29.01. | групповая | 2 | |
19 | 2 | Ответственность за употребление алкогольной продукции и наркотических веществ | 05.02. | групповая | диспут | 2 |
20 | 3 | Киноклуб. «Вам и не снилось» (юношеская влюбленность и общество) | 12.02. | групповая | диспут | 2 |
21 | 5 | Новогоднее представление | 19.02. | групповая | фото-отчет | 2 |
22 | 1 | Как научиться владеть собой | 26.02. | групповая | 2 | |
23 | 2 | Драка, нецензурные выражения- наказуемые деяния | 04.03. | групповая | диспут | 2 |
24 | 3 | Киноклуб. «Кикс» (Проблема наркомании. манипуляции сознанием) | 11.03. | групповая | диспут | 2 |
25 | 4 | День освобождения Ленинграда от фашистской блокады | 18.03. | групповая | 2 | |
26 | 1 | Электронная сигарета- польза или зло? | 01.04. | групповая | диспут | 2 |
27 | 2 | За что ставят на учет в полицию? | 08.04. | групповая | диспут | 2 |
28 | 3 | Киноклуб. «Эксперимент-2. Волна» (желание подчиняться) | 15.04. | групповая | диспут | 2 |
29 | 1 | Полезная прививка | 22.04. | групповая | 2 | |
30 | 3 | Киноклуб. «Подольские курсанты» (тема подвига) | 29.04. | групповая | круглый стол | 2 |
31 | 6 | Интеллектуальная игра «В лабиринте знаний» | 06.05. | групповая | 2 | |
32 | 2 | Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу? | 13.05. | групповая | диспут | 2 |
33 | 6 | Тренинг «Профориентация» | 20.05. | групповая | 2 | |
34 | 6 | Анкетирование. Заключительное занятие | 27.05. | групповая | презентация | 2 |
Методическое обеспечение
Методические материалы
- Методика диагностики типа школьной мотивации у подростков;
- Методика оценки уровня воспитанности Н.П. Капустина;
- Методика диагностики межличностных отношений Т.Лири;
- Опросник креативности Джонсона, адаптированный Туник.
- Методика диагностики интерактивной направленности личности, Н.Е. Щуркова, модифицированная Н.П. Фетискиным
Краткое описание общей методики работы
Методы обучения: словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный; игровой, дискуссионный, проектный.
Методы воспитания: убеждение, стимулирование, мотивация .
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная (для обучающихся с ОВЗ) и групповая.
Формы организации учебных занятий: беседа, выставка, диспут, игра, концерт, конкурс, круглый стол, лекция, «мозговой штурм», наблюдение, праздник, презентация, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления, технология здоровьесбережения.
Система отслеживания и оценивания результатов:
Знания:
- Основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности;
- Основы российского законодательства в части прав и обязанностей подростков
- Понятия морали, уважения, толерантности
Умения:
- Разработка сценарий мероприятия
- Оценка результатов деятельности
- Поиск и классификация нужной информации
Навыки:
- Адаптация в социуме, группе
- Формирование гражданской позиции
Уровни освоения программы:
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания - иногда отказывается работать в группе - стесняется выступать перед своей группой - допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин - не принимает участия в открытых занятиях и выступлениях коллектива - низкая скорость решений. психологическая зажатость. | - положительная мотивация к занятию вообще увлеченность при выполнении упражнений - испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий - не активен в работе малых групп - испытывает стеснение в присутствии зрителей - пропускает занятия только по уважительной причине - средняя скорость решений. Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Мотивация устойчивая. | - устойчивая мотивация именно к творчеству активность и увлеченность в выполнении заданий - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава - творческий подход к выполнению всех заданий, пропускает занятия очень редко. Инициативность, активность, работоспособность, увлеченность. |
Программа мониторинга:
Методика «Иерархия жизненных ценностей» (Г. Резапкина)
Инструкция. Прочитайте утверждения и оцените, насколько они соответствуют вашим взглядам и убеждениям. Если соответствуют полностью – в бланке в клетке рядом с номером вопроса поставьте «+1», если не соответствуют «–1», если сомневаетесь – поставьте «0».
1 | 6 | 11 | 16 | 21 | 26 | 31 | 36 |
2 | 7 | 12 | 17 | 22 | 27 | 32 | 37 |
3 | 8 | 13 | 18 | 23 | 28 | 33 | 38 |
4 | 9 | 14 | 19 | 24 | 29 | 34 | 39 |
5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 |
I | II | III | IV | V | VI | VII | VIII |
Цель методики – определить иерархию этих ценностей в вашей жизни. Отметьте на данной системе координат цифровые значения каждой жизненной ценности точками и постройте график, соединив их линиями.
5 4 3 2 1 0 |
-1 -2 -3 -4 -5 I II III IV V VI VII VIII |
Протокол итоговой аттестации
Ф.И.О. | Знания (отметка «+», «-») | Умения (отметка «+», «-») | Навыки (отметка «+», «-») | Адаптация в обществе (отметка «+», «-») | Участие в мероприятиях | Уровень освоения |
Список литературы
- Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Б.Н.Алмазов. – Екатеринбург, 2006.
- Астапов В.М. Обучение и воспитание детей «группы риска»: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В.Микадзе. - М., 2004.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М., 2006.
- Братусь Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М., 2008.
- Выготский Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М., 2005.
- Геллер Е.М.Наш друг – игра / Е.М. Геллер - Минск, 2007.
- Горанская С.В. Учебно-методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей Выбираю жизнь / С. В. Горанская, О.С.Баранова. - Пермь, 2004.
- Еременко Н.И. Дополнительное образование в образовательном учреждении / Н.И. Еременко. - Волгоград, 2007.
- Касаковски А. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / А. Касаковски. - М., 2000.
- Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. - М., 2006.
- Раттер М.И. Помощь трудным детям / М.И. Раттер. – М., 2007.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - С- Пб., 1998.
- Селевко Г.К. Новое педагогическое мышление. Педагогический поиск и экспериментирование: Методические рекомендации / Г.К. Селевко, А.В. Басов. - Ярославль, 1998.
- Федеральный закон об образовании в Российской Федерации
- Щуркова Н.Е. Новые педагогические технологии / Н.Е. Щуркова // Новая школа. - 2000. - № 7.
- Я хочу провести тренинг / пособие для начинающего тренера; «Гуманитарный проект». - Новосибирск, 2004.
- http://dopedu.ru/
- http://elenasadigova.ucoz.ru/
- http://pedsovet.org/