Рабочая программа детской филармонии "Твой друг-музыка"

Демидкова Лариса Сергеевна

Рабочая программа творческого объединения дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2023-2024_detskaya_filarmoniya_tvoy_drug-_muzyka.docx59.69 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств Починковского района

Рассмотрено на                                                                               Утверждаю

методическом совете                                                    Директор _______ Т.В.Федченкова

протокол №__ от _________                                                  приказ  №61-а  от _________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ ФИЛАРМОНИИ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)

Творческого объединения

Детская филармония  «Твой друг- музыка»

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся:   7-10 лет

                                                  Педагог дополнительного образования:

                                                             Демидкова Лариса Сергеевна

Починок, 2023

        

Пояснительная записка

Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:

- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;

- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);

        -  СП 2.4.3648-20  «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28 сентября 2020 года № 28

 - Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г.(Распоряжение правительства РФ 31.03.2022. №678);

- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);

- Устав учреждения

Направленность: Художественная

Актуальность программы состоит в том, что она является важной и неотъемлемой частью в воспитании юного музыканта, так как в содержании её заложено изучение основ музыкальной грамоты, необходимой как в хоровом, так и в инструментальном обучении.

Программа синтезирует в себе освоение знаний предмета сольфеджио и предмета слушание музыки, что определяет новизну программы.

Знакомство с шедеврами мировой классической музыки расширяет музыкальный кругозор, музыкальную эрудицию, развивает ассоциативно-образное мышление, учит понимать язык музыкальной речи. Освоение теоретических знаний способствует развитию музыкальных способностей, активизирует слух и внимание, развивает чистоту интонации. Совокупность этих знаний дает возможность ребенку более полно раскрыть свой творческий потенциал, реализовать потребность в исполнительской и концертной деятельности.

Адресат: программа разработана для обучающихся 7-11 лет. Программа соответствует психо-физическим особенностям обучающихся данного возраста.

Объём программы: 68 часов

Форма организации учебного процесса: очная

Методы:

  • творческое изложение материала в виде бесед;
  • сюжетно-ролевые игры;
  • объяснение нового материала;
  • проведение тематических викторин.
  • развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;

Виды занятий: 

Программа предусматривает, аудиторные, внеаудиторные и самостоятельные занятия. Групповая форма работы от 15 человек.

Формы проведения занятий:

Основные типы занятий: усвоение новых знаний;  закрепление, т.е. комплексное применение знаний и умений; повторение, т.е. актуализация знаний и умений, систематизация и обобщение знаний и умений; контроль и оценка знаний и умений; коррекция знаний, умений и навыков.

Занятия могут проводиться в форме игры, урока-путешествия, практикума, тестовой работы и др., могут использоваться методы презентаций, различных игр, диалога, работы в паре, групповой формы работы, в качестве приёмов возможно театрализация диалогов, ключевые слова, составление кроссвордов и таблиц по образцу, синквейн и др.

Срок освоения: 1 год.

Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа продолжительностью 40 минут с перерывом 10 минут.

 Цель программы:

Целью программы является развитие личности ребенка способной к художественному мышлению в музыкально-творческой деятельности.

Задачи программы:

обучающие:

  • формировать навыки восприятия и воспроизведения музыки;
  • изучать основы музыкальной грамоты;

развивающие:

  • развивать музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма,         музыкальное мышление и воображение;
  • развивать координацию слуха и исполнения;

воспитательные:

  • воспитывать культуру слушателя;
  • воспитывать художественно-эстетический вкус.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • развитие памяти, внимания, музыкальных способностей;
  • расширение музыкального кругозора;
  • мотивация к систематическим занятиям музыкой.

Метапредметные:

  • приобщение к мировым художественным ценностям;
  • воспитание эстетическо-художественного вкуса;
  • устойчивая потребность в творческой деятельности.        

Предметные:

  • интонирование по нотам, как индивидуально, так и в группе;
  • освоение музыкальных понятий и терминов.

К концу обучения дети должны

        знать/понимать:

  • средства музыкальной выразительности;
  • составы музыкальных оркестров;

          уметь:

  • координировать слух и исполнение;
  • воспринимать и воспроизводить музыкальный материал.

Условия реализации программы

Зачисление в группы осуществляется по желанию детей и на основании личных заявлений родителей (законных представителей).

Дидактическое обеспечение:        

  • видеофильмы, записи выступлений;
  • сценарии и методические разработки;
  • аудиотека с различными стилями  и направлениями  музыки;

Материально-технические условия

Для организации образовательного процесса используется:  

  •   музыкальный  центр;
  • фото- и видеокамера для съемки образовательного процесса, конкурсных и концертных выступлений обучающихся;
  • ноутбук, колонки
  • учебный кабинет

Формы контроля результатов освоения программы

Предусматриваются        следующие        формы        контроля        и        отслеживания результатов:

  • текущий контроль;
  • зачетные мероприятия.

Формы текущего контроля: наблюдение, опрос, тестирование, музыкальные диктанты, музыкальная викторина, выполнение творческих заданий.

Текущий контроль проводится с целью отслеживания качества освоения учебного материала, поддержание учебной дисциплины и носит стимулирующий характер.

Текущий контроль осуществляется регулярно, педагог отмечает отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность, качество выполнения домашних заданий, инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы, темпы продвижения.

Зачетные мероприятия проводятся в форме контрольного урока в конце каждой четверти. В конце учебного года проводится итоговый контрольный урок, который включает в себя выполнение творческих заданий, музыкальный диктант, музыкальную викторину.  

Оценочные материалы: викторины, музыкальные диктанты, творческие задания.

Учебный план

Название раздела, темы

Кол-во часов

Всего

Форма контроля

Теория

Практика

Вводное занятие.

Вводный инструктаж по ТБ

1

-

1

Наблюдение

Шумовые и музыкальные звуки

5

5

10

Творческое задание

«Разбудим голосок»

5

5

10

Наблюдение

Развитие голоса

5

5

10

Наблюдение

Музыкальные жанры

5

5

10

Опрос

Классики русской и зарубежной музыки

5

5

10

Муз.диктант

Музыкальное творчество

6

6

12

Творческий отчет

«Радуга талантов»

-

5

5

Практикум

Итого:

32

36

68

Содержание программы

1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки»  10ч.

 Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки.

Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.

   Знакомство с понятиями: звук, мелодия, голос, тембр, ритм, эмоциональность.

2. Тема «Разбудим голосок»  10ч.

Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.

«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.

3. Тема «Развитие голоса» 10ч

В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.

4. Тема «Музыкальные жанры» 10ч.

Знакомство с музыкальными жанрами. Знакоство  с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.

Знакомство с академической музыкой, авторской и эстрадной песней.

5. Тема «Классики русской и зарубежной музыки» 10ч.

Раздел призван познакомить учащихся с биографией и творчеством  великих русских и зарубежных композиторов.

6. Тема «Творчество» 12ч.

В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.

7. Тема «Радуга талантов» 5ч.

 «Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.

Календарный учебный график

№п/п

Раздел

Тема

Дата

(месяц)

Форма занятия

Форма контроля

1

1

Вводное занятие.

Вводный инструктаж по ТБ

сентябрь

групповая

опрос

2

2

Что такое звук?

сентябрь

групповая

опрос

3

2

Что такое звук?

сентябрь

групповая

наблюдение

4

2

Мелодия

сентябрь

групповая

опрос

5

2

Создание мелодии

сентябрь

групповая

наблюдение

6

2

Шумовые и музыкальные звуки

сентябрь

групповая

тестирование

7

2

Музыкальные звуки

сентябрь

групповая

диктант

8

2

Музыкально-театральные упражнения

сентябрь

групповая

опрос

9

2

Музыкально-театральные упражнения

октябрь

групповая

наблюдение

10

2

Шумовой оркестр

октябрь

групповая

наблюдение

11

2

Создание шумового оркестра

октябрь

групповая

творч.задание

12

8

Посвящение в музыканты

октябрь

групповая

творч.задание

13

3

Голос- одежда нашей речи

октябрь

групповая

наблюдение

14

3

Голос- одежда нашей речи

октябрь

групповая

наблюдение

15

3

Характеристики голоса

октябрь

групповая

наблюдение

16

3

Мультфильм «Волк и семеро козлят»

октябрь

групповая

наблюдение

17

3

Голос- нежнейший инструмент

ноябрь

групповая

опрос

18

3

Гигиена голоса

ноябрь

групповая

наблюдение

19

3

Скороговорки как элемент устного народного творчества

ноябрь

групповая

опрос

20

3

Скороговорки (тренинг)

ноябрь

групповая

творч.задание

21

3

Распевки

ноябрь

групповая

творч.задание

22

3

Распевки

ноябрь

групповая

наблюдение

23

6

Л.В. Бетховен. Знакомство с композитором.  «Лунная соната»

ноябрь

групповая

опрос

24

4

Дыхательные гимнастики.

ноябрь

групповая

наблюдение

25

4

Дыхательная гимнастика Стрельниковой.

декабрь

групповая

наблюдение

26

6

И.С. Бах. Знакомство с композитором. «Аве Мария»

декабрь

групповая

опрос

27

4

Эмоциональность исполнения

декабрь

групповая

наблюдение

28

4

Эмоциональность исполнения (практикум)

декабрь

групповая

творч.задание

29

8

«Новый год к нам идет»!

декабрь

групповая

творч.задание

30

8

«Новый год к нам идет»!

декабрь

групповая

творч.задание

31

8

«Новый год к нам идет!»

декабрь

групповая

творч.задание

32

8

«Новый год к нам идет!»

декабрь

групповая

творч.задание

33

6

В.А. Моцарт. Знакомство с композитором. «Симфония №40»

январь

групповая

опрос

34

7

Творчество. Русская народная песня

январь

групповая

наблюдение

35

4

Тембр

январь

групповая

наблюдение

36

4

Тембр

январь

групповая

наблюдение

37

7

Что такое хор?

январь

групповая

наблюдение

38

7

Хоровое пение

январь

групповая

творч.задание

39

6

А.Л. Вивальди. Знакомство с композитором. «Времена года»

январь

групповая

опрос

40

4

Сила звука.

январь

групповая

опрос

41

4

Сила звука (практикум)

февраль

групповая

наблюдение

42

7

Жанр частушек

февраль

групповая

творч.задание

43

7

Частушки (практикум)

февраль

групповая

творч.задание

44

4

Образы в музыке

февраль

групповая

опрос

45

4

Образы в музыке. Нарисуй музыку.

февраль

групповая

наблюдение

46

6

П.И. Чайковский. Знакомство с композитором. «Детский альбом»

февраль

групповая

опрос

47

8

Радуга талантов «Для любимых мам!»

февраль

групповая

творч.задание

48

8

Радуга талантов «Для любимых мам!»

февраль

групповая

творч.задание

49

7

Обрядовые песни

март

групповая

наблюдение

50

5

Музыкальные жанры. Народная музыка

март

групповая

опрос

51

5

Фольклор

март

групповая

наблюдение

52

5

Музыкальные жанры. Академическая музыка

март

групповая

опрос

53

5

Музыкальные жанры. Академическая музыка

март

групповая

опрос

54

6

М.И. Глинка. Знакомство с композитором. Ария Ивана Сусанина.

март

групповая

опрос

55

5

Музыкальные жанры. Популярная музыка

апрель

групповая

диктант

56

5

Музыкальные жанры. Популярная музыка

апрель

групповая

опрос

57

5

Музыкальные жанры. Авторская песня

апрель

групповая

наблюдение

58

5

Музыкальные жанры. Авторская песня

апрель

групповая

наблюдение

59

6

С. Прокофьев. Знакомство с композитором. «Петя и Волк»

апрель

групповая

опрос

60

5

Музыкальные жанры. Электронная музыка

апрель

групповая

наблюдение

61

5

Музыкальные жанры. Электронная музыка

апрель

групповая

опрос

62

6

А. Бородин. Знакомство с композитором. «Что ты рано, зоренька…»  Песня

апрель

групповая

опрос

63

7

Эстрадная музыка

май

групповая

наблюдение

64

6

С.В. Рахманинов. Знакомство с композитором. «Испанская полька»

май

групповая

опрос

65

8

Героическая летопись. 9 мая

май

групповая

творч.задание

66

7

Песни из мультфильмов

май

групповая

творч.задание

67

7

Творческая мастерская. «Угадай мелодию»

май

групповая

Творческая мастерская

68

Заключительное занятие. Анкетирование

май

групповая

Анкетирование

Методическое обеспечение

Методические материалы : сценарии мероприятий, видеофильмы о композиторах, материалы для слушания музыки.

Краткое описание общей методики работы

Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.

Методы  воспитания: убеждение, стимулирование, мотивация .

Формы организации образовательного процесса: индивидуальная (для обучающихся с ОВЗ)  и групповая.

Формы организации учебных занятий:, игра, концерт, конкурс, праздник творческая мастерская.

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология здоровьесбережения.

 

Система отслеживания и оценивания результатов: 

ЗНАЕТ:

1.      Что такое музыка.

2.      Чем отличается музыка от других видов искусств.

3.      С чего зародилась музыка.

4.      Какие виды музыкальной деятельности существуют.

5.      Кто создаёт музыкальные произведения.

ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:

1.      Об элементарных музыкальных средствах исполнения.

2.      О вокально-хоровой деятельности (распевания).

3.      О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.

УМЕЕТ:

1.      Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.

2.      Образно мыслить.

3.      Концентрировать внимание.

4.      Ощущать себя в музыкальном пространстве.

ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:

1.      Общения с партнером (одноклассниками).

2.      Элементарного музыкального мастерства.

3.      Образного восприятия музыкального произведения.

4.      Коллективного творчества

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия

отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания - иногда отказывается работать в группе  - стесняется выступать перед своей группой - допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин - не принимает участия в открытых занятиях и выступлениях коллектива - низкая скорость решений. психологическая зажатость.

- положительная мотивация к занятию вообще

увлеченность при выполнении упражнений - испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий - не активен в работе малых групп - испытывает стеснение в присутствии зрителей - пропускает занятия только по уважительной причине - средняя скорость решений. Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Мотивация устойчивая.

- устойчивая мотивация именно к творчеству

активность и увлеченность в выполнении заданий - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава - творческий подход к выполнению всех заданий, пропускает занятия очень редко. Инициативность, активность, работоспособность, увлеченность.

Программа мониторинга: 

Опросник креативности Джонсона, в модификации Е. Туник

Цель: изучение развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста.

Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.

Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.

По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.

По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.

Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).

Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

40-34

Высокий

33-27

Нормальный, средний

26-20

Низкий

19-15

Очень низкий

14-8

Опросник:

Творческая личность способна:

  1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
  2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
  3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
  4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
  5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
  6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
  7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
  8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

Лист ответов

Дата _____________
Школа___________ Класс___________ Возраст______________
Респондент (Ф.И.О.) ____________________________________
(заполняющий анкету)

В листе ответов с номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики. Возможные оценочные баллы:

  1. – никогда,
  2. – редко,
  3. – иногда,
  4. – часто,
  5. – постоянно.

Ф.И.О.

Характеристики креативности

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Протокол итоговой  аттестации

Ф.И.О.

Очень высокий

Высокий

Нормальный, средний

Низкий

Очень низкий

Список литературы

  1. Барабошкина А. Сольфеджио. Пение с листа. 1–4 кл. – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2019. – 96 с.
  2. Витковская А. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 1 класс – СПб: ООО «Арси», 2020. – 36 с.
  3. Витковская А. Слушание музыки. Рабочая тетрадь для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 1 класс – СПб: ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2017-68 с.
  4. Вогралик Т. Метроритмический букварь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть I – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2019. – 204 с.
  5. Королева С. Я слышу, знаю и пою. Теория музыки на уроках сольфеджио – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2018. – 92 с.
  6. Огороднова-Духанина Т. 500 музыкальных диктантов. Для младших классов ДМШ – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2018. – 176 с.
  7. Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Сольфеджио. Учебник. 1 класс. Со звуковым приложением на CD – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2004. – 80 с.
  8. Первозванская Т. Теория музыки. Для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка. В двух частях. Часть I — Подготовительное отделение и 1-й класс – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2016. – 76 с.