Рабочая программа детской филармонии "Твой друг-музыка"
Рабочая программа творческого объединения дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 59.69 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детская школа искусств Починковского района
Рассмотрено на Утверждаю
методическом совете Директор _______ Т.В.Федченкова
протокол №__ от _________ приказ №61-а от _________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА ДЕТСКОЙ ФИЛАРМОНИИ
(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ)
Творческого объединения
Детская филармония «Твой друг- музыка»
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 7-10 лет
Педагог дополнительного образования:
Демидкова Лариса Сергеевна
Починок, 2023
Пояснительная записка
Программа разработана с учетом следующих нормативных документов:
- Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ;
- Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196);
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28 сентября 2020 года № 28
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030г.(Распоряжение правительства РФ 31.03.2022. №678);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки России «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242);
- Устав учреждения
Направленность: Художественная
Актуальность программы состоит в том, что она является важной и неотъемлемой частью в воспитании юного музыканта, так как в содержании её заложено изучение основ музыкальной грамоты, необходимой как в хоровом, так и в инструментальном обучении.
Программа синтезирует в себе освоение знаний предмета сольфеджио и предмета слушание музыки, что определяет новизну программы.
Знакомство с шедеврами мировой классической музыки расширяет музыкальный кругозор, музыкальную эрудицию, развивает ассоциативно-образное мышление, учит понимать язык музыкальной речи. Освоение теоретических знаний способствует развитию музыкальных способностей, активизирует слух и внимание, развивает чистоту интонации. Совокупность этих знаний дает возможность ребенку более полно раскрыть свой творческий потенциал, реализовать потребность в исполнительской и концертной деятельности.
Адресат: программа разработана для обучающихся 7-11 лет. Программа соответствует психо-физическим особенностям обучающихся данного возраста.
Объём программы: 68 часов
Форма организации учебного процесса: очная
Методы:
- творческое изложение материала в виде бесед;
- сюжетно-ролевые игры;
- объяснение нового материала;
- проведение тематических викторин.
- развивающие игры, стимулирующие познавательные процессы;
Виды занятий:
Программа предусматривает, аудиторные, внеаудиторные и самостоятельные занятия. Групповая форма работы от 15 человек.
Формы проведения занятий:
Основные типы занятий: усвоение новых знаний; закрепление, т.е. комплексное применение знаний и умений; повторение, т.е. актуализация знаний и умений, систематизация и обобщение знаний и умений; контроль и оценка знаний и умений; коррекция знаний, умений и навыков.
Занятия могут проводиться в форме игры, урока-путешествия, практикума, тестовой работы и др., могут использоваться методы презентаций, различных игр, диалога, работы в паре, групповой формы работы, в качестве приёмов возможно театрализация диалогов, ключевые слова, составление кроссвордов и таблиц по образцу, синквейн и др.
Срок освоения: 1 год.
Режим занятий: занятия проходят 1 раз в неделю по 2 часа продолжительностью 40 минут с перерывом 10 минут.
Цель программы:
Целью программы является развитие личности ребенка способной к художественному мышлению в музыкально-творческой деятельности.
Задачи программы:
обучающие:
- формировать навыки восприятия и воспроизведения музыки;
- изучать основы музыкальной грамоты;
развивающие:
- развивать музыкальный слух, музыкальную память, чувство ритма, музыкальное мышление и воображение;
- развивать координацию слуха и исполнения;
воспитательные:
- воспитывать культуру слушателя;
- воспитывать художественно-эстетический вкус.
Планируемые результаты:
Личностные:
- развитие памяти, внимания, музыкальных способностей;
- расширение музыкального кругозора;
- мотивация к систематическим занятиям музыкой.
Метапредметные:
- приобщение к мировым художественным ценностям;
- воспитание эстетическо-художественного вкуса;
- устойчивая потребность в творческой деятельности.
Предметные:
- интонирование по нотам, как индивидуально, так и в группе;
- освоение музыкальных понятий и терминов.
К концу обучения дети должны
знать/понимать:
- средства музыкальной выразительности;
- составы музыкальных оркестров;
уметь:
- координировать слух и исполнение;
- воспринимать и воспроизводить музыкальный материал.
Условия реализации программы
Зачисление в группы осуществляется по желанию детей и на основании личных заявлений родителей (законных представителей).
Дидактическое обеспечение:
- видеофильмы, записи выступлений;
- сценарии и методические разработки;
- аудиотека с различными стилями и направлениями музыки;
Материально-технические условия
Для организации образовательного процесса используется:
- музыкальный центр;
- фото- и видеокамера для съемки образовательного процесса, конкурсных и концертных выступлений обучающихся;
- ноутбук, колонки
- учебный кабинет
Формы контроля результатов освоения программы
Предусматриваются следующие формы контроля и отслеживания результатов:
- текущий контроль;
- зачетные мероприятия.
Формы текущего контроля: наблюдение, опрос, тестирование, музыкальные диктанты, музыкальная викторина, выполнение творческих заданий.
Текущий контроль проводится с целью отслеживания качества освоения учебного материала, поддержание учебной дисциплины и носит стимулирующий характер.
Текущий контроль осуществляется регулярно, педагог отмечает отношение ученика к занятиям, его старание, прилежность, качество выполнения домашних заданий, инициативность и проявление самостоятельности как на уроке, так и во время домашней работы, темпы продвижения.
Зачетные мероприятия проводятся в форме контрольного урока в конце каждой четверти. В конце учебного года проводится итоговый контрольный урок, который включает в себя выполнение творческих заданий, музыкальный диктант, музыкальную викторину.
Оценочные материалы: викторины, музыкальные диктанты, творческие задания.
Учебный план
№ | Название раздела, темы | Кол-во часов | Всего | Форма контроля | |
Теория | Практика | ||||
Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ | 1 | - | 1 | Наблюдение | |
Шумовые и музыкальные звуки | 5 | 5 | 10 | Творческое задание | |
«Разбудим голосок» | 5 | 5 | 10 | Наблюдение | |
Развитие голоса | 5 | 5 | 10 | Наблюдение | |
Музыкальные жанры | 5 | 5 | 10 | Опрос | |
Классики русской и зарубежной музыки | 5 | 5 | 10 | Муз.диктант | |
Музыкальное творчество | 6 | 6 | 12 | Творческий отчет | |
«Радуга талантов» | - | 5 | 5 | Практикум | |
Итого: | 32 | 36 | 68 |
Содержание программы
1. Тема «Шумовые и музыкальные звуки» 10ч.
Шумовые и музыкальные звуки» включает в себя комплексные ритмические, музыкальные игры и упражнения, призванные обеспечить развитие музыкальных способностей ребенка, пластической выразительности телодвижений на музыкальные и шумовые звуки, снизить последствия учебной перегрузки.
Знакомство с шумовыми и музыкальными инструментами. Импровизация на музыкальных инструментах.
Знакомство с понятиями: звук, мелодия, голос, тембр, ритм, эмоциональность.
2. Тема «Разбудим голосок» 10ч.
Раздел объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы голосового аппарата, правильной артикуляции, четкой дикции.
«Голос – одежда нашей речи». В быту различают голоса сильные – слабые, высокие – низкие, чистые – нечистые, звонкие – глухие, визжащие - ворчащие, т.е. бытовая классификация указывает на отличительные качества (признаки, приметы) голоса: сила, объем, чистота, характер окраски.
3. Тема «Развитие голоса» 10ч
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение исполнять детские песенки, попевки, сочинять небольшие рассказы и сказки о музыке. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героями детских песен, эмоционально реагирует на их внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героев. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве.
4. Тема «Музыкальные жанры» 10ч.
Знакомство с музыкальными жанрами. Знакоство с преданиями, традициями, обрядами, играми и праздниками русского народа: Рождество Христово, Масленица, Красная горка, Троица расширяет неразрывную связь искусства с жизнью, с истоками русского народа. Знакомство с русскими народными жанрами: сказками, песнями, играми, пословицами, дразнилками, считалками.
Знакомство с академической музыкой, авторской и эстрадной песней.
5. Тема «Классики русской и зарубежной музыки» 10ч.
Раздел призван познакомить учащихся с биографией и творчеством великих русских и зарубежных композиторов.
6. Тема «Творчество» 12ч.
В раздел включены музыкальные игры, развивающие голосовой аппарат, умение сочинять частушки, скороговорки, считалки, небольшие рассказы и сказки о музыке, подбирать простейшие мелодии. Дети учатся создавать различные по характеру музыкальные образы. В этой работе ребенок проживает вместе с героем действия и поступки, эмоционально реагирует на его внешние и внутренние характеристики, выстраивает логику поведения героя. Необходимо проводить обсуждение музыкальных произведений, воспитывать у ребят интерес к работе друг друга, самокритичность, формировать критерий оценки качества работы. У детей формируется нравственно-эстетическая отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. При сочинении произведений обогащается словарный запас, развивается логика построения сюжета, при выборе музыкальных и художественных элементов для яркости образа формируется чувство вкуса.
7. Тема «Радуга талантов» 5ч.
«Радуга талантов» - является итоговым, включает в себя выступление перед младшими школьниками, родителями, населением, работу с отрывками и постановками музыкальных сказок. Возможно проявление творчества детей: дополнение сценария учащимися, выбор музыкального сопровождения музыкальных сказок.
Календарный учебный график
№п/п | Раздел | Тема | Дата (месяц) | Форма занятия | Форма контроля |
1 | 1 | Вводное занятие. Вводный инструктаж по ТБ | сентябрь | групповая | опрос |
2 | 2 | Что такое звук? | сентябрь | групповая | опрос |
3 | 2 | Что такое звук? | сентябрь | групповая | наблюдение |
4 | 2 | Мелодия | сентябрь | групповая | опрос |
5 | 2 | Создание мелодии | сентябрь | групповая | наблюдение |
6 | 2 | Шумовые и музыкальные звуки | сентябрь | групповая | тестирование |
7 | 2 | Музыкальные звуки | сентябрь | групповая | диктант |
8 | 2 | Музыкально-театральные упражнения | сентябрь | групповая | опрос |
9 | 2 | Музыкально-театральные упражнения | октябрь | групповая | наблюдение |
10 | 2 | Шумовой оркестр | октябрь | групповая | наблюдение |
11 | 2 | Создание шумового оркестра | октябрь | групповая | творч.задание |
12 | 8 | Посвящение в музыканты | октябрь | групповая | творч.задание |
13 | 3 | Голос- одежда нашей речи | октябрь | групповая | наблюдение |
14 | 3 | Голос- одежда нашей речи | октябрь | групповая | наблюдение |
15 | 3 | Характеристики голоса | октябрь | групповая | наблюдение |
16 | 3 | Мультфильм «Волк и семеро козлят» | октябрь | групповая | наблюдение |
17 | 3 | Голос- нежнейший инструмент | ноябрь | групповая | опрос |
18 | 3 | Гигиена голоса | ноябрь | групповая | наблюдение |
19 | 3 | Скороговорки как элемент устного народного творчества | ноябрь | групповая | опрос |
20 | 3 | Скороговорки (тренинг) | ноябрь | групповая | творч.задание |
21 | 3 | Распевки | ноябрь | групповая | творч.задание |
22 | 3 | Распевки | ноябрь | групповая | наблюдение |
23 | 6 | Л.В. Бетховен. Знакомство с композитором. «Лунная соната» | ноябрь | групповая | опрос |
24 | 4 | Дыхательные гимнастики. | ноябрь | групповая | наблюдение |
25 | 4 | Дыхательная гимнастика Стрельниковой. | декабрь | групповая | наблюдение |
26 | 6 | И.С. Бах. Знакомство с композитором. «Аве Мария» | декабрь | групповая | опрос |
27 | 4 | Эмоциональность исполнения | декабрь | групповая | наблюдение |
28 | 4 | Эмоциональность исполнения (практикум) | декабрь | групповая | творч.задание |
29 | 8 | «Новый год к нам идет»! | декабрь | групповая | творч.задание |
30 | 8 | «Новый год к нам идет»! | декабрь | групповая | творч.задание |
31 | 8 | «Новый год к нам идет!» | декабрь | групповая | творч.задание |
32 | 8 | «Новый год к нам идет!» | декабрь | групповая | творч.задание |
33 | 6 | В.А. Моцарт. Знакомство с композитором. «Симфония №40» | январь | групповая | опрос |
34 | 7 | Творчество. Русская народная песня | январь | групповая | наблюдение |
35 | 4 | Тембр | январь | групповая | наблюдение |
36 | 4 | Тембр | январь | групповая | наблюдение |
37 | 7 | Что такое хор? | январь | групповая | наблюдение |
38 | 7 | Хоровое пение | январь | групповая | творч.задание |
39 | 6 | А.Л. Вивальди. Знакомство с композитором. «Времена года» | январь | групповая | опрос |
40 | 4 | Сила звука. | январь | групповая | опрос |
41 | 4 | Сила звука (практикум) | февраль | групповая | наблюдение |
42 | 7 | Жанр частушек | февраль | групповая | творч.задание |
43 | 7 | Частушки (практикум) | февраль | групповая | творч.задание |
44 | 4 | Образы в музыке | февраль | групповая | опрос |
45 | 4 | Образы в музыке. Нарисуй музыку. | февраль | групповая | наблюдение |
46 | 6 | П.И. Чайковский. Знакомство с композитором. «Детский альбом» | февраль | групповая | опрос |
47 | 8 | Радуга талантов «Для любимых мам!» | февраль | групповая | творч.задание |
48 | 8 | Радуга талантов «Для любимых мам!» | февраль | групповая | творч.задание |
49 | 7 | Обрядовые песни | март | групповая | наблюдение |
50 | 5 | Музыкальные жанры. Народная музыка | март | групповая | опрос |
51 | 5 | Фольклор | март | групповая | наблюдение |
52 | 5 | Музыкальные жанры. Академическая музыка | март | групповая | опрос |
53 | 5 | Музыкальные жанры. Академическая музыка | март | групповая | опрос |
54 | 6 | М.И. Глинка. Знакомство с композитором. Ария Ивана Сусанина. | март | групповая | опрос |
55 | 5 | Музыкальные жанры. Популярная музыка | апрель | групповая | диктант |
56 | 5 | Музыкальные жанры. Популярная музыка | апрель | групповая | опрос |
57 | 5 | Музыкальные жанры. Авторская песня | апрель | групповая | наблюдение |
58 | 5 | Музыкальные жанры. Авторская песня | апрель | групповая | наблюдение |
59 | 6 | С. Прокофьев. Знакомство с композитором. «Петя и Волк» | апрель | групповая | опрос |
60 | 5 | Музыкальные жанры. Электронная музыка | апрель | групповая | наблюдение |
61 | 5 | Музыкальные жанры. Электронная музыка | апрель | групповая | опрос |
62 | 6 | А. Бородин. Знакомство с композитором. «Что ты рано, зоренька…» Песня | апрель | групповая | опрос |
63 | 7 | Эстрадная музыка | май | групповая | наблюдение |
64 | 6 | С.В. Рахманинов. Знакомство с композитором. «Испанская полька» | май | групповая | опрос |
65 | 8 | Героическая летопись. 9 мая | май | групповая | творч.задание |
66 | 7 | Песни из мультфильмов | май | групповая | творч.задание |
67 | 7 | Творческая мастерская. «Угадай мелодию» | май | групповая | Творческая мастерская |
68 | Заключительное занятие. Анкетирование | май | групповая | Анкетирование |
Методическое обеспечение
Методические материалы : сценарии мероприятий, видеофильмы о композиторах, материалы для слушания музыки.
Краткое описание общей методики работы
Методы обучения: словесный, наглядный практический, объяснительно-иллюстративный, игровой.
Методы воспитания: убеждение, стимулирование, мотивация .
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная (для обучающихся с ОВЗ) и групповая.
Формы организации учебных занятий:, игра, концерт, конкурс, праздник творческая мастерская.
Педагогические технологии: технология группового обучения, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология здоровьесбережения.
Система отслеживания и оценивания результатов:
ЗНАЕТ:
1. Что такое музыка.
2. Чем отличается музыка от других видов искусств.
3. С чего зародилась музыка.
4. Какие виды музыкальной деятельности существуют.
5. Кто создаёт музыкальные произведения.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных музыкальных средствах исполнения.
2. О вокально-хоровой деятельности (распевания).
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в музыкальном пространстве.
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного музыкального мастерства.
3. Образного восприятия музыкального произведения.
4. Коллективного творчества
Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
- устойчивая мотивация только в некоторой части занятия отсутствие увлечённости в выполнении некоторых упражнений - отказывается выполнять некоторые самостоятельные задания - иногда отказывается работать в группе - стесняется выступать перед своей группой - допускает пропуски занятий по уважительной и без уважительной причин - не принимает участия в открытых занятиях и выступлениях коллектива - низкая скорость решений. психологическая зажатость. | - положительная мотивация к занятию вообще увлеченность при выполнении упражнений - испытывает затруднения при выполнении самостоятельных заданий - не активен в работе малых групп - испытывает стеснение в присутствии зрителей - пропускает занятия только по уважительной причине - средняя скорость решений. Интерес на уровне увлечения, поддерживается самостоятельно. Мотивация устойчивая. | - устойчивая мотивация именно к творчеству активность и увлеченность в выполнении заданий - умеет конструктивно работать в малой группе любого состава - творческий подход к выполнению всех заданий, пропускает занятия очень редко. Инициативность, активность, работоспособность, увлеченность. |
Программа мониторинга:
Опросник креативности Джонсона, в модификации Е. Туник
Цель: изучение развития творческого мышления (креативности) детей дошкольного и школьного возраста.
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, необходимых для становления способности к творчеству.
Опросник креативности основан на двух подходах к данной проблеме.
По Торренсу, креативность проявляется при дефиците знаний; в процессе включения информации в новые структуры и связи; в процессе идентификации недостающей информации; в процессе поиска новых решений и их проверки; в процессе сообщения результатов.
По Джонсону, креативность проявляется как неожиданный продуктивный акт, совершенный исполнителем спонтанно в определенной обстановке социального взаимодействия. При этом исполнитель опирается на собственные знания и возможности.
Данный опросник креативности (ОК) фокусирует наше внимание на тех элементах, которые связаны с творческим самовыражением. ОК – это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. При работе с ОК можно быстро самостоятельно произвести подсчеты. Заполнение опросника требует 10-20 минут. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего нас лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время какой-либо деятельности, на занятиях, на собрании и т.д.).
Данный опросник позволяет также провести самооценку креативности (учащимися старшего школьного возраста). Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.). Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.
Уровень креативности | Сумма баллов |
Очень высокий | 40-34 |
Высокий | 33-27 |
Нормальный, средний | 26-20 |
Низкий | 19-15 |
Очень низкий | 14-8 |
Опросник:
Творческая личность способна:
- Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).
- Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).
- Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).
- Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).
- Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).
- Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).
- Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).
- Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).
Лист ответов
Дата _____________
Школа___________ Класс___________ Возраст______________
Респондент (Ф.И.О.) ____________________________________
(заполняющий анкету)
В листе ответов с номерами от 1 до 8 отмечены характеристики творческого проявления (креативности). Пожалуйста, оцените, используя пятибалльную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики. Возможные оценочные баллы:
- – никогда,
- – редко,
- – иногда,
- – часто,
- – постоянно.
№ | Ф.И.О. | Характеристики креативности | |||||||
|
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Протокол итоговой аттестации
Ф.И.О. | Очень высокий | Высокий | Нормальный, средний | Низкий | Очень низкий |
Список литературы
- Барабошкина А. Сольфеджио. Пение с листа. 1–4 кл. – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2019. – 96 с.
- Витковская А. Сольфеджио. Рабочая тетрадь для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 1 класс – СПб: ООО «Арси», 2020. – 36 с.
- Витковская А. Слушание музыки. Рабочая тетрадь для детских музыкальных школ и детских школ искусств. 1 класс – СПб: ООО «Печатное Агентство «Феникс», 2017-68 с.
- Вогралик Т. Метроритмический букварь. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часть I – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2019. – 204 с.
- Королева С. Я слышу, знаю и пою. Теория музыки на уроках сольфеджио – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2018. – 92 с.
- Огороднова-Духанина Т. 500 музыкальных диктантов. Для младших классов ДМШ – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2018. – 176 с.
- Первозванская Т. Мир музыки. Полный курс теоретических дисциплин. Сольфеджио. Учебник. 1 класс. Со звуковым приложением на CD – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2004. – 80 с.
- Первозванская Т. Теория музыки. Для маленьких музыкантов и их родителей. Учебник-сказка. В двух частях. Часть I — Подготовительное отделение и 1-й класс – СПб: Композитор*Санкт-Петербург, 2016. – 76 с.