Проект "Мы - дети Земли"

Белёва Наталья Геннадьевна

Познавательно творческий проект для детей 6 - 10 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_my_deti_zemli.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

МБУ ДО «Дом детского творчества»

Ростовская область  слобода Родионово - Несветайская

Проект « Мы - дети Земли»

Разработал педагог

дополнительного образования

Белёва Наталья Геннадьевна

2023 год.

Вступление. Наша Земля удивительно прекрасна - это редкая жемчужина нашей Галактики. Жизнь на Земле - явление уникальное, и природа на ней, это великий и мудрый воспитатель. Земля - планета людей, но если люди хотят жить на этой планете, они должны любить и беречь ее.  К глубокому сожалению, еще многие равнодушны к красоте и гармонии природы. Люди почему-то не задумываются о том, что вся эта красота не вечна, что живая природа хрупка и беззащитна перед тем, кого называют царём природы, – перед человеком. Наверно это происходит оттого, что люди не представляют, как бедна была бы жизнь без обилия животных и растений, как они нужны и необходимы нам… Все мы - дети природы.

Проблема:

Текущее состояние природы оставляет желать лучшего, экологи по всему миру бьют тревогу, создаются организации по защите окружающей среды.

Так проблема ли это только организаций? Нет! Это проблема общества в целом и каждого отдельно взятого человека.

Актуальность проблемы.
«Любовь к Родине начинается с любви к природе».
Дело в том, что заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в детстве. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно  развивать экологическое сознание каждой личности.  Таким образом, экологическое образование - актуальная и главная задача.
В современных условиях, проблема экологического воспитания юного поколения приобретает особую остроту и актуальность. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. В процессе изучения природы ребенок получает конкретные познавательные  навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать работу, учится прогнозировать результат, экспериментировать.

Цель проекта: формирование у детей и  родителей чувства экологической культуры, понимания значимости проблемы сохранения природы и планеты Земля в целом, стремления проявлять заботу о сохранении и процветании природы родного края

Задачи проекта:

  • формирование первичных представлений о необходимости природоохранной деятельности, знакомство с Красной книгой;
  • развитие познавательного интереса к миру природы, желания активно изучать и беречь природный мир;
  • развитие навыка наблюдений за природными объектами и явлениями и способности анализировать их;
  • привлечение внимания взрослых и детей к проблемам сохранения природных богатств, в том числе и родного края;
  • расширение  знания детей о растительном и животном мире родного края;
  • стимулирование собственной познавательной активности детей, приобщение детей к систематической творческой деятельности.
  • формирование  детско – родительских отношений в духе воспитания экологически правильного поведения в природе.

Продолжительность проекта - долгосрочный

Тип проекта – познавательно- творческий

Участники проекта:  обучающиеся детского объединения «Художественное творчество», их родители

Срок реализации проекта: октябрь 2023г. – май 2024г.

Проектный продукт:

  • Выставка совместного творчества
  • Экологический квест «Мы дети Земли»

Этапы реализации проекта.

1 этап - подготовительный.

Задачи этапа. Анализ ситуации, определение основных целей, формирование элементарных экологического сознания и любви к родному краю. Сроки – сентябрь 2023

2 этап -  организационный. Планирование и прогнозирование предстоящей работы. Сроки – октябрь 2023

Задачи этапа: создание экологической среды, привлечение родителей и детей к предстоящей творческой работе, разработка планов работы, подбор литературы и информации по проекту.

3 этап – практическая деятельность. Сроки – ноябрь2023  – апрель 2024

Задачи этапа: формирование элементарных экологических знаний и представлений детей и родителей

4 этап – итоговый. Сроки – май 2024

Задачи этапа: обобщение опыта и определение результата практической деятельности по проекту.

Формы работы по реализации проекта:

  • Наблюдение и экологические прогулки
  • Просмотр видеофильмов, презентаций о заповедниках, о жизни животных в природе, познавательное чтение
  • Художественная творческая деятельность
  • Экологические игры
  • Труд в природе
  • Викторины
  • Проблемные ситуации нравственного выбора;
  • Тематические беседы и блиц опросы об объектах природы и бережном отношении к ней

Планируемые результаты.

Для детей:

- сформирован начальный уровень экологической культуры, осознанно- правильное отношение к объектам и явлениям природы;

дети знают правила экологически грамотного и безопасного для природы и для него самого поведения;

- развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении наблюдать, анализировать, делать выводы;

- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды  творческой деятельности;

Для педагога: повышение профессионального уровня в вопросах оформления проекта, продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Для родителей: получат новые знания и умения экологической направленности, проведут творчески время со своим ребёнком при реализации проектной деятельности.

Содержание проекта.

№/ п

    Дата

Мероприятия

1

Сентябрь

Просмотр презентации о родном селе.

2

Сентябрь

Дидактическая игра «Хорошо – плохо»  экологической направленности. Закрепление правил поведения на природе

3

Октябрь

Проведение «Экологической викторины»

4

Октябрь

Участие в конкурсе рисунков «Любимое время года» 

5

Ноябрь

Беседа «Животные и растения Красной книги». Создание коллажа «Цветущий луг», рисование растений из Красной книги

6

Ноябрь

Изготовление поделок из природного материала

7

Декабрь

Встреча с экологом , беседа «Экология нашего района»

8

Декабрь

Познавательно - исследовательская деятельность «Лекарственные травы и цветы: для чего нужны они?» 

9

Январь

Беседа «Причины загрязнения окружающей среды»

10

Январь

Творческое рисование на тему «Мы – защитники природы»

11

Февраль

Акция «Покормите птиц!»

12

Февраль

Сочинение «коллективной» сказки о жизни леса и его обитателях. Иллюстрация сказки.

13

Март

Акция «Мы в ответе за тех, кого приручили»

14

Март

Рисование на тему «Природа разных континентов»

15

Апрель

Изготовление поделок из бросового материала

16

Апрель

Ситуативная беседа «Мой двор» с использованием фотографий.

17

Май

Экологический квест «Мы дети Земли»

18

Май

Выставка совместного творчества

Итоги проекта.

В течение проекта  дети получили знания о природе родного края, об экологических проблемах в мире, узнали об интересных взаимосвязях в мире природы, решали с помощью игр и художественного творчества экологические проблемы человечества.  У детей были сформированы первоначальные представления о месте и роли человека в природном сообществе, о единстве природы и человечества; о единстве живой и неживой природе, о причинах создания и назначении Красной книги. У детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

ЛИТЕРАТУРА

1. Скоролупова О. А. Лето. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

2. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2010.

3. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников/ Под ред. С. Н. Николаевой. - М, 2005

4. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

5.Планета – наш дом: Учеб.- хрестоматия для дошкольников и младших школьников/ Сост. И.Г.Белавина, Н.Г. Гайденская. – Москва.: Лайда, 1995. -228 с.+ Прилож. /96 с./, ил.

6. Рыжова Н.А. Не просто сказки… Экологические рассказы, сказки и праздники – М., Линка - Пресс, 2002 г. – 192 с.

7. Шорыгина Т.А. Познавательные сказки. Беседы с детьми о Земле и её жителях. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 80 с. – (Сказки-подсказки)