Большой этнографический диктант
Большой этнографический диктант 2023 по Самарской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bolshoy_etnograficheskiy_diktant.docx | 24.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Народов много — страна одна!
Большой этнографический диктант
3 - 8 ноября 2023 года
1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России согласно Конституции Российской Федерации является:
Правильный ответ:
Многонациональный народ Российской Федерации
Комментарий: Согласно статье 3 Конституции
2. По преданию о призвании Рюрика в Новгород в 862 г., зафиксированному в Повести временных лет, известно, что варягов совместно призвали словене, кривичи, чудь, весь и меря. Эти славянские и финно-угорские народы жили рядом и были связаны между собой и с варягами торговыми отношениями. Именно на их землях начинался старейший торговый путь из Скандинавии на Ближний Восток. Как он называется?
Правильный ответ:
Путь из варяг в греки
Комментарий: Волго-Балтийский торговый путь древнее Днепровского («путь из варяг в греки»). Согласно современным оценкам, в IX−XI вв. только из Халифата через Волго-Балтийский путь, в основном через Новгород, прошло не менее 40 млн. гривен серебра, из которых порядка 24 млн. (1224 тонны) осталось в обращении на территории между Волгой и Балтикой. С учетом низкой плотности немногочисленного местного населения – цифра колоссальная. Источник: Новая имперская история Северной Евразии. Казань, 2017. С.54-55
3. 1035 лет назад произошло Крещение Руси, которое пришлось на период правления князя Владимира Святого. На территории какого современного города принял крещение сам князь Владимир?
Правильный ответ:
Севастополь
Комментарий: Согласно Повести временных лет, князь Владимир принял Крещение в 988 году в храме святого Иакова в центре Херсонеса (в настоящее время г. Севастополь).
4. В 1617 году между Россией и Швецией был подписан Столбовский мирный договор, по которому Корельский уезд с городом Корелой, а также Ижорская земля почти на 100 лет отошли к Швеции. И несколько лет спустя с этих мест начался массовый исход карельского и ижорского населения из «Швеции за рубеж русской». Сами переселенцы говорили о трех причинах перехода в Россию: «…, для языка и своей природы, от больших податях, тягости…». А первой причиной переселенцы называли:
Правильный ответ:
Веру
Комментарий: Карельские переселенцы, чьи потомки проживают до сих пор в Новгородской и Тверской областях, так объясняли свой уход с родных земель, которые отошли Швеции: «Бежали… для трех причин: первое – для веры, другое – для языка и своей природы, третье – от больших податях, тягости…» Источник: О.М. Фишман. Жизнь по вере: тихвинские карелы-старообрядцы. М., 2003. С. 18
5. Зимой 1941 года на защиту Родины от нацистского наступления были призваны несколько сотен мужчин-оленеводов коми, ненцев, саамов c 10000 голов ездовых оленей. Их воинские подразделения в народе получили образные названия – Заполярная кавалерия, Арктические танки. В боях на каком фронте они участвовали в первую очередь?
Правильный ответ:
Карельский фронт
Комментарий: Карельский фронт. Источник: Ю.В. Канев. Оленная армия. Нарьян-Мар, 2016.
6. В 2023 году в Российской Федерации празднуется 1160-летие со времени возникновения славянской письменности. В каком году братья Кирилл и Мефодий создали славянскую письменность?
Правильный ответ:
863 г.
Комментарий: 863 год считается годом рождения славянской письменности. Тогда были написаны первые слова на славянском языке.
7. В культуре и языке какого из этих казачьих войск России наиболее сильно сохранились традиции запорожских казаков?
Правильный ответ:
Кубанское
Комментарий: Кубанское казачье войско. Кубанское казачье войско было образовано в 1860 году при объединении Черноморского казачьего войска и Кавказского линейного казачьего войска. Черноморское казачье войско было образовано из казаков Запорожской Сечи.
8. Какой смысл имеет широко распространенный обычай перед отъездом кого-либо из членов семьи всем находящимся в доме молча посидеть несколько мгновений?
Правильный ответ:
Чтобы уберечь отъезжающего от неприятностей в дороге
Комментарий: Согласно архаическим представлениям, молчание является признаком, присущим «иному миру». Исход человека из сообщества людей в неизведанный, неосвоенный внешний мир понимался как попадание в «иной» мир. При этом молчание расценивалось как универсальный оберег, как способ избежать нежелательных контактов с представителями «иного мира». Агапкина Т.А. Молчание // Славянские древности. Т. 3. М., 2004. С. 292-296.
9. В большинство языков мира слово «тундра», которым называют особую природную зону, пришло из русского. Но в русский язык это слово попало из другого языка. Какой финно-угорский народ этим словом называл горы без леса?
Правильный ответ:
Саамы
Комментарий: Откровенная подсказка есть в самом вопросе: из перечисленных народов только саамы – финно-угры.
10. Согласно якутской традиции, если женщина хочет подчеркнуть уважительное отношение к своему мужу, то называет его:
Правильный ответ:
Старик
Комментарий: Согласно якутской традиции, уважение к мужу выражается в наименовании его «стариком», какого бы возраста он ни был. Источник: Брагина Д.Г. Семья и якутов: от истории к современности. // Северо-восточный гуманитарный вестник. 2015. № 4. С. 49
11. Блюдо из отваренных кусочков теста, которые подают с разными соусами, в бульоне или отдельно, известно многим народам нашей страны. Самое известное, которое прославил Николай Гоголь – украинские галушки. У народов Поволжья похожие кушанья называют салма, у тюрок – бешбармак, у ингушей и чеченцев – галнаш. У народов Дагестана это блюдо обязательно подают гостям, а его видов существует почти столько же, сколько народов в Республике. Как оно называется?
Правильный ответ:
Хинкал
12. В каком году в перепись населения был включен этноним украинцы как определение отдельного народа?
Правильный ответ:
В 1926
Комментарий: В перепись 1926 г. (Всесоюзная перепись населения 1926 г. Т. 3. Отд. 1. М., 1928.)
13. Какой регион к началу Октябрьской революции назывался Новороссией? (в современной терминологии районирования)
Правильный ответ:
Днепропетровская, Херсонская, Николаевская обл., Крым
Комментарий: К 1917 г. в Новороссию входили Днепропетровская (Екатеринославская), Херсонская, Николаевская обл. и Крым. (Географическое описание Российской империи по губерниям и областям». СПб., 1913.)
14. Соседская коллективная помощь односельчанам, оказавшимся в трудном положении, занимала почетное место в жизни русской деревни. Благотворительной помощь общины могла считаться только в том случае, если она была безвозмездной. Как называлась в русском селе эта традиция взаимопомощи?
Правильный ответ:
Помочи
15. В некоторых регионах Сибири практически ежегодно проходят большие этнографические фестивали с похожими названиями: в Норильске и Дудинке – «Большой Аргиш», посвященный культуре долган, нганасан, ненцев, эвенков и энцев, в Иркутске – «Северный Аргиш», где хозяевами праздника выступают представители тофаларов и эвенков. А что означает слово «аргиш»?
Правильный ответ:
Поезд из оленьих упряжек
16. По материалам XIX века известно, что в Ярославской, Владимирской, Нижегородской губерниях существовали отдельные группы населения с особенностями говора, свойственными белорусскому языку. Д.К. Зеленин считал эти группы потомками белорусов. Из-за отличий в быту соседнее население в шутку называло их «березником». Что послужило основанием для этого прозвища?
Правильный ответ:
В их одежде преобладал белый цвет
Комментарий: Одежде белорусов вообще свойственно преобладание белого цвета. Такие части костюма, как рубахи, портки, юбки, платки, онучи, жители Гродненской, Витебской, Полоцкой и других губерний называют «бялизной». Белый цвет доминировал в одежде белорусов еще в начале XX в. Зеленин Д.К. Великорусские говоры с неорганическим и непереходным смягчением задненебных согласных в связи с течениями позднейшей великорусской колонизации. СПб., 1913. С. 441; Маслова Г.С. Народная одежда русских, украинцев и белорусов в ХIХ-начале XX в. // Восточнославянский этнографический сборник. М., 1956 (ТИЭ. Т. XXXI). С. 555.
17. На Русском Севере перед отъездом к венчанию при выходе невесты из родного дома она тащила за собой скатерть со стола. Зачем она это делала?
Правильный ответ:
Чтобы сестры быстрее вышли замуж
Комментарий: Выходя из-за стола, чтобы ехать к венцу, невеста обычно тащила за собой скатерть, чтобы ускорить замужество сестёр. Островский Е.Б. Свадьба // Духовная культура Северного Белозерья. Этнодиалектный словарь. ИЭА РАН, 1997. С. 296.
18. У восточнославянских народов (белорусов, русских, украинцев) на крестинах младенца отца ребенка угощали специальной густой и очень соленой кашей. Для чего это делали?
Правильный ответ:
Чтобы он знал, как солоно было жене
Комментарий: На крестинах повитуха угощала отца ребенка очень соленой и горькой кашей, чтобы «он понимал, что испытывала его жена».
19. Согласно п.6 статьи 3 закона РФ «О языках народов Российской Федерации» алфавиты государственных языков республик Российской Федерации:
Правильный ответ:
«строятся на графической основе кириллицы»
Комментарий: "В Российской Федерации алфавиты государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик строятся на графической основе кириллицы. Иные графические основы алфавитов государственного языка Российской Федерации и государственных языков республик могут устанавливаться федеральными законами.". Источник: Федеральный закон "О внесении дополнения в статью 3 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" от 11.12.2002 N 165-ФЗ (последняя редакция)
20. Расул Гамзатов однажды спросил Амет-Хана Султана: «Чей же ты?». На что дважды Герой Советского Союза, военный летчик-ас, ответил: «Я герой не татарский, и не лакский. Я - Герой Советского Союза. А чей сын? Отца с матерью. Разве можно их отделить друг от друга? Я – человек». Вопрос: из какого города Амет-Хан Султан был призван в ряды Красной Армии в 1939 году?
Правильный ответ:
Симферополь
Комментарий: Он родился в Алупке, но в 1938 году окончил железнодорожную школу ФЗУ в Симферополе. В 1938-1939 годах работал слесарем по ремонту паровозов в Симферопольском депо. В 1938 году окончил Симферопольский аэроклуб. Поэтому логично считать, что призвали его из столицы Крымской АССР
21. Какие улицы, получившие названия в честь этносов, располагаются в Самаре?
Правильный ответ:
Русская, Осетинская, Белорусская
Комментарий: В Самаре более 1000 улиц. Названия нескольких из них связаны с этнонимами. Так, в Советском районе расположена улица Русская, в Куйбышевском – улицы Осетинская и Белорусская. А вот остальные названия среди самарских топонимов не значатся. Источники: https://drugoigorod.ru/russian_street/ https://drugoigorod.ru/osetinskaya_street/ https://drugoigorod.ru/belorussians_street/ https://city-address.ru/region-63_samara/all-street/
22. Какой известный и всеми любимый музыкальный инструмент изобретен в Самаре в конце XIX века? А в 2023 году в Самарской области появился новый праздник в его честь, который будет отмечаться ежегодно 25 августа.
Правильный ответ:
Баян
Комментарий: Самарский краевед Леонид Рафельсон в своей книге «Самарский баян» (Рафельсон Л.Л. Самарский баян. — Самара, 2012) рассказывает, что уроженец Тулы, мастер, музыкант и конструктор Павел Чулков, проживавший и работавший в Самаре в конце 19 века, именно в нашем городе изобрёл музыкальный инструмент – баян. Это подтверждает и доктор искусствоведения, профессор, заслуженные деятель искусств РФ Михаил Иосифович Имханицкий. В своей работе «История баянного и аккордеонного искусства» (Имханицкий М.И. История баянного и аккордеонного искусства. – М.,2006 – С.178-179) он отмечает, что «создателем первой отечественной модели инструмента в том же 1887 году, получившей вскоре стремительное и широкое распространение под названием «баян», стал Павел Леонтьевич Чулков (1875-1932)... свою гармонику он демонстрировал на Тульской кустарно-промышленной выставке 1897 года». Уже в течении 20 лет в Самаре проводится международный конкурс «Виват, Баян!», а с 2018 года - Всероссийский фестиваль «Душа баяна». В 2023 году принято решение об учреждении праздника – День баяна.
23. У башкир, казахов и некоторых других тюркских народов есть такая мудрость «Дерево без корней – мертвое дерево». По старинной традиции они знают своих предков до седьмого колена. Вся родословная составляется в виде таблиц или книг-многотомников, которые содержат до нескольких тысяч имен предков. Как она называется?
Правильный ответ:
Шежире (шежере)
Комментарий: Шежире (шежере) – генеалогическая родословная у казахов, башкир и некоторых других тюркских народов. Источник: Казахи/ Большая российская энциклопедия https://bigenc.ru/c/kazakhi-c92851
24. Первым печатным изданием на русском языке, в котором встречается буква «ё», стала книга поэта и баснописца, уроженца с. Богородское Казанской губернии (ныне с. Троицкое Сызранского района Самарской области) «И мои безделки», выпущенная в Московской университетской типографии в 1795 году. Назовите имя и фамилию этой исторической личности:
Правильный ответ:
Иван Дмитриев
Комментарий: Иван Иванович Дмитриев (10 [21] сентября 1760, село Богородское, Казанская губерния — 3 [15] октября 1837, Москва) — литератор, сенатор, член Государственного совета, министр юстиции в 1810—1814 годах; русский поэт, баснописец, представитель сентиментализма, Член Российской академии (в 1797 году). Происходил из дворянского рода Дмитриевых, являвшихся потомками смоленских князей. Родился в 1760 году в имении отца, Ивана Гавриловича Дмитриева (1736—1818), — селе Богородском (ныне — с. Троицкое) Казанской (с 1780 года — Симбирской, ныне Самарской) губернии. Источник: https://top10a.ru/interesnye-fakty-o-ivane-ivanoviche-dmitrieve.html#3
25. У этого народа Поволжья до принятия ислама был культ птиц, что было связано с представлениями о способности душ умерших превращаться в птиц и животных. Так, журавль традиционно считается неприкосновенной птицей, крик которой напоминает игру музыкального инструмента. Так же неприкосновенными птицами у них считаются лебедь и грачи. О каком народе идёт речь?
Правильный ответ:
Башкиры
Комментарий: Речь идёт о башкирах. Самарский исследователь Михаил Владиславович Кржижевский в монографии «Самарские башкиры: страницы истории, особенности традиционной и современной культуры» (Кржижевский М.В. Самарские башкиры: страницы истории, особенности традиционной и современной культуры.-Самара, 2012, с.65) отмечает, что «культ птиц играл большую роль в мировоззрении древних башкир… наиболее почитаемой у башкир птицей является журавль…Весьма почитался грач: прилёт этой птицы символизировал наступление весны, пробуждение и обновление природы – не случайно этому событию посвящался традиционный башкирский праздник Каргатуй («грачиный праздник»)»
26. Архитектурный элемент русского деревянного зодчества, имеющий сакральное значение. Часто декорировался изображениями солнца, воды, птиц. О каком элементе идёт речь?
Правильный ответ:
Наличник
Комментарий: Речь идёт о наличнике. В своей книге «Деревянное зодчество Самары» Ваган Гайкович Каркарьян, заслуженный архитектор России, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук пишет «…Охранительные символы, встречающиеся в орнаментировке здания, имеют, как правило, традиционный характер. Они были свойственны всем народам и считались надежной формой защиты дома, семьи от вмешательства злых сил». Источник: Каркарьян В.Г. Деревянное зодчество Самары или Осень патриархов. –Самара, 2022
27. Как народы Поволжья никогда не называли Волгу?
Правильный ответ:
Хара-Зуха
Комментарий: Хара-Зуха - так называется река в Калмыкии. Атал - это чувашское название, в Средние века реку называли Итиль, по-татарски название и сейчас звучит Идел. Античные авторы называли реку Ра, в эрзянском языке до сих пор Волгу называют Рав. Источник: Беленов Н.В. К вопросу о тюрко-монгольском названии реки Волги// https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tyurko-mongolskom-nazvanii-reki-volgi/viewer
28. Одним из лучших и репрезентативных источников середины XIX, касающихся статистических данных по народонаселению, географических данных, путей сообщения является Военно-статистическое обозрение Российской Империи. В одном из томов, посвящённых Самарской губернии, встречается такое описание: «На рукахъ, на шеѣ, в груди носятъ жестяные и серебряные браслеты, бляхи и другія украшенія. На голову надѣваютъ чебакъ, въ видѣ древняго славянскаго шишака, который у богатыхъ унизывается серебреными, Русскими, разной величины, и старинными Татарскими треугольными монетами, бусами, бисеромъ, и не рѣдко весь, сплошъ, зашивается кораллами, а на лбу и вискахъ у женщинъ висятъ червонцы съ золотой бахрамой». О каком народе идет речь?
Правильный ответ:
Чуваши
Комментарий: Речь идёт о чувашах Самарской губернии. Именно так они описаны в разделе "Племена, нравы и очерки быта" Военно-статистического обозрения Российской Империи, посвящённого Самарской губернии и изданного в 1853 году (Военно-статистическое обозрение Российской империи. т.5 ч.3 Самарская губерния [по рекогносцировкам и материалам, собр. на месте, сост. Безносиков].– СПб., 1853 – С.93)
29. Всемирно известная татарская азбука «Алифба» («Әлифба») впервые была издана в 1965 году и пережила 42 переиздания, общий тираж книги превысил миллион экземпляров. Её автор, уроженец Самарской области, Салей Вагизов и его жена Рамзия Валитова работали над учебником пять лет, в его создании использовали все имеющиеся в истории татарского образования наработки и опыт родственных народов. В родном селе учёного в 2016 году открыли его музей. В каком селе Самарской области родился Салей Вагизов?
Правильный ответ:
с. Татарский Байтуган
Комментарий: Вагизов Салей Гатович (Гататович) родился в 1908 году и с малых лет жил в селе Татарский Байтуган. С детства он любил читать и мечтал сделать что-то значительное для татарского народа. Учился он хорошо, тянулся к литературе – его стихи появлялись даже в «толстом» татарском журнале «Идель». В 1936 году окончил Казанский педагогический институт, уехал в Арск и долгие годы преподавал в Арском педучилище (1936 - 1970 гг.). Источники: https://samsud.ru/blogs/v-samarskoi-oblasti-otkrylsja-muzeinyi-k.html https://milliard.tatar/news/zizn-sravnimaya-s-sudboi-tukaya-avtor-tatarskoi-azbuki-salei-vagizov-1302
30. В южной части Самарской Луки располагается гора Ош-Пандо-Нерь. Название связано с древнемордовским языком и образовано от слов «ош», «пандо», «нерь», где «пандо» это гора, «нерь» это клюв (в данном случае мыс). Какое значение имеет слово ОШ?
Правильный ответ:
Город
Комментарий: Гора Ош-Пандо-Нерь – одна из гор Шелехметской горной гряды на Самарской Луке. Название по происхождению связано с эрзянским (древнемордовским) языком: «ош» — город, городище; «пандо» — гора; «нерь» — рыло, клюв, острие (в данном случае мыс, острог). Отсюда Ош Пандо Нерь можно перевести как «Город горного мыса (отрога)». Сама гора располагается в 1,5 км от села Шелехметь, справа от грунтовой дороги на Винновку. Склоны горы достаточно крутые, что послужило причиной строительства на ней укрепленной крепости в древности (см. История горы Ош-Пандо-Нерь) и селища у ее подножия в Холодном овраге Источник: https://samsud.ru/blogs/legendy-zhigulyovskih-gor.html