классный час "Терроризм - проблема современности"
Классный час гражданско-патриотического воспитания знакомит детей с таким бичом современности. как терроризм, рассказывает о его сущности, видах, разъясняет основы безопасности в ЧС, помогает сформировать гражданскую позицию у подрастающего поколения в наше непростое время
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
terrorizm_-_problema_sovremennosti.docx | 34.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования « Сафоновская детская школа искусств»
Классный час на тему:
«Терроризм – проблема современности»
Подготовка и проведение:
преподаватель Батюта Е.А.
г. Сафоново,
октябрь 2023г.
ЦЕЛЬ:
познакомить учащихся класса с таким бичом современности, как «терроризм»:
-рассказать о сущности терроризма, о его типах;
-разъяснить основы безопасности в ЧС;
-помочь сформировать гражданскую позицию у подрастающего поколения.
ЗАДАЧИ:
-расширить кругозор учащихся;
- познакомить с правилами поведения при теракте;
-укрепить правильную жизненную позицию.
Продолжительность классного часа - 45 минут
Форма проведения: беседа с видеоматериалом.
Используемые технологии: 1.) технология проблемного обучения: поставлена задача по воспитанию патриотизма и толерантности;
2.) здоровьесберегающая: изучаем правила поведения в общественных местах, принципы поведения заложника.
Актуальность проблемы
Современные требования к профессиональному образованию, в том числе и дополнительному, предполагают активизацию гражданской позиции обучающихся с использованием конкретных исторических примеров, анализа современной социально-политической обстановки в стране и мире.
Терроризм - сложная социально-политическая проблема современного общества. Это связано в первую очередь с многообразием террористических проявлений, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране. Одним из ключевых направлений борьбы с террористическими актами в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение профилактической работы в среде молодёжи, так как именно эта среда в силу целого ряда различных факторов является одной из наиболее уязвимых в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Социальная незащищённость молодёжи, психологическая незрелость, зависимость от чужого мнения также играют свою роль.
В итоге урока у учащихся должны сложиться следующие знания, умения:
Знать, что такое «терроризм», «террористический акт»; какие причины порождают терроризм, виды террористических актов, как можно уберечься от них;
Понимать, что Россия оказалась в центре внимания террористических групп и что предпринимает наша страна в решение этой проблемы;
-ответить на вопросы: возможно ли решение этой проблемы, и какую роль при этом должно сыграть государство.
(слайд -заставка)
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ:
Здравствуйте, уважаемые ребята! Тема у нас сегодня очень серьезная. Будем говорить про такое явление, как терроризм.
На всем протяжении развития человечества на планете всегда были войны. Человек – существо агрессивное. За последние пять тысяч лет зафиксировано около 15 000 войн, в которых погибло несколько миллиардов человек. Более 70 лет назад отгремели бои Великой Отечественной войны. Уничтожая фашистов, наши деды верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит время всеобщего братства. Фашизм свергли, но всеобщий мир так и не наступил. Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с религиозными, территориальными и национальными спорами. В мирную жизнь вторгается зловещее явление -терроризм. Терроризм — это насилие, уничтожение, война. И от него нет спасения. В опасности и мы с вами. Сегодня мы поговорим о таких страшных явлениях, как терроризм и экстремизм.
Слово «терроризм» пришло из латинского языка: terror – страх, ужас и очень близко к таким понятиям, как «держать в повиновении, в страхе», «запугивать», «совершать расправу». В словаре В.И.Даля трактуется терроризм, как стремление устрашать угрозами насилия и физического уничтожения, жестокими истязаниями, расстрелами. Толковый словарь даёт следующее определение экстремизму:
-экстремизм – это отношение отдельных лиц, групп, организаций к крайним позициям и мерам в общественной деятельности. Его цель: уничтожение ценностей, разрушение отношений. Каждый из нас хотя бы раз слышал о терактах. Ежегодно в школах в первые дни сентября проходит линейка посвящённая событиям, происходившим 1 – 3 сентября 2004 года в школе № 1 г. Беслан, когда праздник превратился в трагедию, потому что ученики, их родители, учителя оказались заложниками… (Видео: Просмотр видеофильма «Беслан. Школа. Северная Осетия»). Как вы думаете, какова цель действий террористов? Экстремизм, как и терроризм относится к числу самых опасных явлений современности. В настоящее время экстремизм приобретает самые разнообразные формы и угрожающие масштабы: на начало 21 века в мире насчитывалось приблизительно 500 террористических организаций и групп экстремистской направленности. За последние десятилетия совершено более 6600 актов международного терроризма, от которых погибли десятки тысяч мирных людей и более 12000 пострадало. Участники экстремистских групп - люди в возрасте от 16 до 30 лет. Проживают они в самых разных городах нашей родины, многие руководят террором в нашей стране из-за границы.
Что же нужно делать, чтобы узнать причины экстремизма и обезопасить себя от этого ужасного явления?
Давайте назовем причины терроризма.
Социальная напряженность. Отсутствие идеологии, как составляющей части в воспитательном процессе. Утрата нравственных ценностей. Бездуховность. Отсутствие представлений об истории и перспективах развития страны. Утрата чувства сопричастности и ответственности за судьбу своей страны. Экстремистские группы составляют, люди не сумевшие адаптироваться к новым условиям жизни. Расовые, религиозные, национальные, политические неприязни. Экстремизм имеет определенные идеологии. Идеологии, основанные на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти в отношении какой-либо социальной группы.
Причины экстремизма:
- Напряженность в обществе
- Отсутствие нравственных ценностей
- Бездуховность
- Расовые, религиозные, национальные, политические противоречия
Виды и проявления экстремизма:
Политический, национальный, религиозный.
Проявления: расизм, терроризм, фашизм, геноцид.
Экстремистские действия и отличительные особенности:
Нарушение прав и свобод человека, уголовные преступления, хулиганство, вандализм
Присущие особенности:
Символика, обозначения, сленг (лексикон), агитация, листовки, нападения
Последствия и наказание:
Уголовная ответственность
Штраф
Увольнение с занимаемой должности
Исправительные работы
Давайте порассуждаем:
Почему возникают конфликты? Как разрешаются конфликты в школе, классе? Как люди относятся к терроризму и экстремизму?
Какие методы борьбы с терроризмом можно предложить.
Экстремизм и терроризм проявление ненависти или глупости? (ребята рассуждают, высказывают свои мысли)
Меры предосторожности.
Терроризм подстерегает нас повсюду, и поэтому нужно знать, что делать в опасных ситуациях, и уметь предпринимать существенные меры предосторожности. Если же мы уже попали в такую ситуацию, то как себя вести, как помочь пострадавшим?
На наличие взрывных устройств могут указать: брошенные машины, присутствие проводов, антенны, подозрительные шумы: тиканье часов, стуки; растяжки из проволоки, веревки. Может быть слышен какой-то специфический запах или брошенные свёртки, портфели, чемоданы, сумки, свертки, коробки.
Старайтесь избегать больших скоплений людей, не приближаться к оставленным в людных местах подозрительным предметам, а в случае находки незамедлительно сообщать взрослым. К подозрительным предметам могут относиться даже авторучки, портсигары, игрушки, так как очень часто террористы прячут в них взрывчатку. Естественно, нельзя самостоятельно разминировать взрывные устройства, трогать и переносить их в другое место. Нельзя заговаривать с незнакомыми людьми, идти с ними куда-либо, брать у них какие-либо предметы (даже если они очень просят вас помочь им). Даже дети и женщины могут оказаться террористами, подрывниками.
Действия в случае опасности:
Случайно оказавшись в руках террористов, необходимо молча выполнять их требования, не привлекать внимания, не задавать вопросов и даже не смотреть в их глаза. Прежде, чем передвинуться или открыть сумку или портфель, надо спросить разрешения, при стрельбе лечь на пол или спрятаться под стол, сиденье, но никуда не бежать. Если вы ранены, надо постараться не двигаться, примять удобное положение, остановить по возможности кровотечение.
В последнее время в сети распространилось множество групп (типа «Синий кит» и другие), которые также имеют в основе экстримистские наклонности. Их цель – втереться в ваше доверие, увлечь хитроумной игрой, заставить выполнять предписанные ею правила, а затем, в конечном итоге, привести вас к смерти, к самоубийству.
Будьте бдительны! Не позволяйте незнакомым людям завладеть вашим сознанием! И еще…. Обо всем, что вас волнует, беспокоит, с чем вы столкнулись, делитесь, пожалуйста, со своими близкими, с родителями, друзьями.
Заключение:
Сегодня мы говорили о проявлениях экстремизма и терроризма, их видах, характерных чертах. Молодежь наиболее подвержена экстремистским проявлениям. Экстремизм становится, как правило, последней ступенью к возникновению терроризма. Нужно ценить жизнь и заботиться друг о друге, быть терпимыми к людям другой национальности, цвета кожи. Другого языка, то есть, быть толерантными.
Сегодняшнюю беседу хочется закончить словами Б. Шоу: «Жизнь для меня - не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал мне в руки на мгновение, и я хочу заставить его пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям» Б. Шоу.
(Видео: Просмотр видеоролика «Я рисую новый мир»)
Мы обязательно будем возвращаться к проблемам терроризма и фашизма, вспоминать их жертв в день памяти. Мы обязаны это помнить. Помнить, чтобы разделить боль ни в чем не повинных жертв. Помнить, чтобы не допустить таких трагедий. Помнить, чтобы рассказать своим детям и внукам, как сейчас наши деды рассказывают нам о войне. Терроризм - это и есть война, которую можно победить, если объединить все силы нации против террора.
Далее (ниже в приложении) мы разберем с вами 2 очень важные памятки:
- «Как не стать жертвой теракта» и
- «Как вести себя в заложниках»
Список использованной литературы:
Интернет источники. 8. http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/profilaktika-ekstremizma-ietnoseparatihma-v-ou 9. http://scienceport.ru/content/profilaktika-ekstremizma-terrorizma-pedagogicheskomprotsesse Жаворонков С., Яновский К., Шульгин С. Политико-экономические аспекты борьбы с терроризмом. М., 2005.
Лунев В. В. Преступность ХХ века. Мировые, региональные и российские тенденции. М., 2005.
Проблемы профилактики экстремизма // Этнопанорама, 2002, №2 с.74. 5. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль, 20121.
Приложение
Памятка 1.
Как не стать жертвой терракта?
Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим. Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д. О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы. Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами. По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.
Памятка 2:
Как вести себя в заложниках?
Помнить главное – цель остаться в живых. Как можно быстрее взять себя в руки, всеми силами подавить в себе панику и постараться успокоиться. Подготовиться к моральным, физическим и эмоциональным испытаниям. Говорить спокойным ровным голосом. Ни в коем случае не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам. Переносить лишения, оскорбления и унижения без вызова и возражений. Экономьте и поддерживайте силы. Не совершайте любых действий, спрашивайте разрешения. Меньше двигайтесь. Помните, что для вашего освобождения делается всё необходимое и возможное.