Мотивация учения – основное условие успешного обучения
Что же такое учебная мотивация? Мотивация- Это внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает нам доводить начатое до конца. Она находится в основе практически любого действия, продвигает и направляет это действие. Без мотивации нет действия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
motvatsiya_chto_eto.ppt | 516 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мотивировать учащихся - значит затронуть их важнейшие интересы, дать им шанс реализоваться в процессе деятельности.
Ключевые понятия Мотив – побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека (принадлежит субъекту поведения). Мотивация – 1) система факторов, влияющих на поведение человека; 2) процесс, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определённом уровне.
Учебная мотивация определяется образовательной системой, образовательным учреждением, где осуществляется учебная деятельность: организацией учебного процесса: субъектными особенностями обучающегося (возраст, пол. интеллектуальное развитие, способности, уровень притязаний. самооценка, его взаимодействие с другими учениками и т.д.) субъектными особенностями педагога и, прежде всего, системой его отношений к ученику, к делу; спецификой учебного предмета.
Мотивы учения Познавательные (если связаны с содержанием учения). Социальные (если связаны с общением учеников друг с другом и учителем). П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и др. (деятельностная теория учения) - мотив может быть либо внешним либо внутренним в зависимости от отношения человека к процессу получения знаний.
Познавательные мотивы учащихся школы
Социальные мотивы учащихся школы
Компоненты мотивационной сферы учения: Смысл учения. Мотив учения. Постановка целей. Эмоции. Интересы.
Мотивирование- управление мотивационными процессами. Создание условий для развития собственных мотивов ученика (внутренние источники активности ребёнка). Внешнее стимулирование, использование системы поощрений и наказаний (метод «кнута и пряника»).
Внутренняя мотивация - поставленные в ходе учебной деятельности задачи не только понятны учащимся, но и внутренне приняты ими .
Возрастные особенности 1 класс - потребность приобрести новый статус, узнать новое. 3-4 классы - переломный этап. 5-8 классы – уменьшение старательности, падение авторитета педагога. 9-11 классы – повышение мотивации учения
Факторы, благоприятствующие мотивации учения («Что способствует мотивации?») - положительное в целом отношение ребенка к школе; - широта его интересов; - любознательность. Факторы, препятствующие мотивации учения («Что мешает мотивации учения?») - ситуативность и неустойчивость интересов. Без поддержки учителя они немедленно угасают; - малоосознанность интересов. Младший школьник не знает, что ему нравится в предмете и не может этого объяснить; - слабая обобщенность интересов; - все интересы ориентированы чаще всего только на результат учения, но не на способы учебной деятельности. Младший школьный возраст
Средний школьный возраст Факторы, благоприятствующие мотивации учения - потребность во взрослости; - общая активность подростка, его готовность включаться в разные виды деятельности со взрослыми и детьми; - стремление подростка осознать себя как личность, потребность в самоутверждении и самовыражении; - стремление к самостоятельности; - увеличение широты и разнообразия интересов, их ; - возрастная устойчивость интересов; - развитие специальных способностей. Факторы, препятствующие мотивации учения - подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя; - негативизм в оценках; - внешнее безразличие к оценке и мнению учителя - отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, воспроизводящим видам работы; - непонимание связи учебных предметов с возможностью их использования в будущем; - избирательный интерес к учебным предметам; - поверхностность и разбросанность интересов; - неустойчивость интересов.
Старший школьный возраст Факторы, благоприятствующие мотивации учения («Что способствует мотивации?») - потребность в жизненном самоопределении и обращенность планов в будущее, осмысление с этих позиций настоящего; -становление социальных мотивов гражданского долга; -тенденция к осознанию школьником своего мировоззрения; - потребность в осознании себя как целостной личности. оценке своих возможностей в выборе профессии, в осознании своей жизненной позиции; - необходимость самоограничения; - становление целеполагания; - интерес ко всем формам самообразования; - избирательность познавательных мотивов, диктуемая выбором профессии; - устойчивость интересов, их относительная независимость от мнения окружающих. Факторы, препятствующие мотивации учения («Что мешает мотивации учения?») - устойчивый интерес к одним предметам в ущерб другим; - неудовлетворенность однообразием форм учебных занятий, отсутствием творческих и проблемно-поисковых форм учебной деятельности; - отрицательное отношение к формам жесткого контроля со стороны учителя; - сохранение ситуативных мотивов выбора жизненного пути;
Индивидуальные мотивы Потребности Мотивы учения Самоактуализация, самосознание Самопознание, развитие представлений о себе и своих возможностях. Эстетические и творческие потребности Приятно творческое озарение, приведение в порядок взглядов на мир. Развитие интеллектуального уровня (понимание, объяснение) Интересно учиться. Самоуважение, самовосприятие Достижения (учиться хорошо, чтобы уважать себя). Принадлежность (любовь, принятие группой) Социальные: учиться, чтобы уважали и любили. Безопасность (физическая и психологическая) Под угрозой наказаний: учиться, чтобы не наказали. Потребности выживания (пища, вода, жильё) Материальные: учиться, чтобы получить вознаграждение.
Внутренние источники: Интерес к информации. Интерес к способу действия. Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нём. Потребность в самовыражении и самопрезентации. Потребность в самопознании и самовоспитании. Актуализация творческой позиции, проявление нестандартности, создание нового продукта. Осознание значимости происходящего для себя и для других. Потребность в социальном признании. Избегание наказания, получение выгод и преимуществ.
Уровень развития мотива достижения успеха. Стремление к успеху. Желание избегать неудач.
Развитие мотива у школьников (мотива достижения как системы самооценки) Создание реалистического уровня притязаний. Развитие чувства ответственности. Поддержка уверенности ученика в своих силах.
Аффективные реакции: Отказ от деятельности. Агрессивное самоутверждение. Пассивность и уныние. «Выученная беспомощность».
Способы развития познавательного мотива. Делайте урок и кабинет более привлекательными и интересными. Учебный материал должен включаться в «картину мира» ученика, связываться с его жизненным опытом. Используйте «метод проектов», проблемное обучение.
Способы развития социальных мотивов. Совместная работа. Групповые соревнования. Взаимообъяснение и взаимоконтроль. Физическая и психологическая безопасность. Привлечение к объяснению нового материала.
Способы влияния педагога на мотивацию достижения на уроке. Ориентация учеников на самооценку деятельности. Учёт разного уровня развития мотива достижения. Создание ситуации выбора. Воспитание ответственности за удачи и промахи. Обучение рефлексии.
Анализ урока (развитие познавательных интересов) Степень активности и заинтересованности школьников в изучении материала на протяжении урока. Причины низкой активности школьников. Неудачные речевые выражения учителя, способствовавшие снижению учебной мотивации. Методы, использованные учителем для поддержания заинтересованности школьников на протяжении всего урока. Наиболее удачные речевые выражения учителя, способствовавшие поддержанию учебной мотивации.