Образовательная программа «Ритмика»
Ритмика - единственный предмет, позволяющий не только понять, но и «пропустить через себя» самые различные элементы музыкальной речи. Можно сказать, что ритмика как предмет в определенной степени является музыкальной теорией, претворяемой на практике движением.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных в возрасте 6 – 8 лет. Срок реализации 1 год. Занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ritmiki.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение муниципального образования
«Город Архангельск»
«Средняя школа №35 имени Героя
Советского Союза П.И. Галушина»
«Рассмотрено» на заседании педсовета Протокол № __ от _________________ | «Утверждено» Директор МБОУ СШ № 35 _____________Е.А.Сидорук « » 20 г. |
Образовательная программа
«Ритмика»
Срок реализации – 1 год
Автор программы:
Бессонова Наталья Николаевна
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
МБОУ СШ № 35
Архангельск
2019 год
Пояснительная записка
Ритмика – музыкально-педагогическая дисциплина, в основе которой лежат идеи выдающегося швейцарского педагога, профессора Женевской консерватории Эмиля Жака-Далькроза. В основе ритмики лежит музыка, ее восприятие и эмоциональный отклик. Поэтому основным принципом ритмики является закон от музыки – к движению. Движение используется как средство более глубокого проникновения и понимания музыкального искусства.
Ритмика - единственный предмет, позволяющий не только понять, но и «пропустить через себя» самые различные элементы музыкальной речи. Можно сказать, что ритмика как предмет в определенной степени является музыкальной теорией, претворяемой на практике движением.
Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных в возрасте 6 – 8 лет. Срок реализации 1 год. Занятия проходят 2 раза в неделю по 45 минут.
Цель: Создание условий для активизации музыкального восприятия через движение.
Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, - вот основной девиз любого ритмического занятия.
В практике преподавания ритмики необходимо уделять серьезное внимание , подбору музыкального материала, прослушивать и разбирать музыку перед разучиванием ритмических упражнений. В некоторых случаях наблюдается чрезмерное увлечение хореографией, тренировочными упражнениями классической системы, в ущерб ритмики. Ритмика и хореография различаются своеобразием и спецификой, программным содержанием.
Отдельные элементы хореографии включаются в урок ритмики, но полностью заменять один предмет другим нельзя.
Задачи:
- Формировать двигательные умения, музыкально-ритмические навыки;
- Содействовать воспитанию эмоционально-осознанного отношения к музыке, развитию чувства ритма, внутреннего слуха;
- Содействовать развитию художественно – творческих способностей, инициативы, творческой активности и фантазии;
- Содействовать укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, формированию правильной осанки.
В основе программы лежит принцип целостного, активного и эмоционального восприятия музыки, тесной взаимосвязи музыки и движения.
Содержание программы включает в себя несколько разделов, разделение которых носит условный характер и дается в учебных целях.
Структура программы предполагает концентрический метод работы
(по спирали), так как соблюдается основной принцип – идти от простого к сложному. Благодаря этому методу уроки ритмики носят комплексный характер, и включает в себя материал разных разделов.
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально- ритмические занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, развивают
художественно – творческие способности.
Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
Формы контроля: открытое занятие в конце года, тестирование, диагностика двигательных навыков.
Результат:
- Сформированы двигательные умения, музыкально-ритмические навыки;
- Положительная динамика в развитии чувства ритма, внутреннего слуха;
- Созданы условия для развития художественно – творческих способностей, инициативы, творческой активности и фантазии;
- Укрепляется здоровье, формируется правильная осанка.
Разделы программы:
Раздел I. Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности.
С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий.
В основу раздела входит работа над передачей в движении характера музыки, темпа, динамических оттенков, регистровой окраски. Виды ходьбы, бега, прыжковые движения, подскоки.
Раздел II. Гимнастика. Построения, перестроения, пластические упражнения в передаче формы муз. произведения.
Выработка умения ориентироваться в пространстве, правильно воспринимать форму музыкальных произведений, различать крупные и мелкие подразделения. Обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.
Ритмические упражнения, гимнастические комплексы. Упражнения с предметами.
Раздел III. Метроритм.
Этот раздел включает изучение музыкального размера, ритмических рисунков, определение сильных и слабых долей.
Раздел IV. Танцевальные элементы. Танец.
Раздел включает изучение основных позиций ног и рук классического танца.
Элементы народного, бального, современного танца. Знакомит с разнообразием хореографического искусства.
Раздел V. Музыкальные игры. Импровизация.
Данный раздел включает в себя образные упражнения, драматизацию программной музыки, инсценирование песен, пластические миниатюры.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
Организация учебно-воспитательного процесса.
Раздел | Часы практика теория | Содержание |
Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности. | 12 2 |
умеренный, быстрый, неторопливый, медленный.
|
Гимнастика. Построения, перестроения, пластические упражнения в передаче формы муз. произведения | 19 1 |
|
Метроритм | 10 1 |
3/4, 4/4.
|
Танцевальные элементы. Танец | 13 |
|
Музыкальные игры. Импровизация | 9 1 |
|
Итого: 68 ч.
Тематическое планирование.
Тема занятий | Кол-во часов | Репертуар |
Основные движения в передаче характера музыки и средств музыкальной выразительности | ||
1.Введение. Что такое ритмика. 2.Виды ходьбы: - бодрый шаг - спортивно-торжественная ходьба -спокойный шаг, -высокий шаг, -шаг на носках, -осторожная ходьба, - пружинистый шаг 3. Виды бега: -легкий бег -неторопливый, танцевальный или пружинистый -стремительный -широкий -высокий 4. Подскоки: -легкие -сильные -прямой галоп -боковой галоп -галоп в повороте -галоп в паре 5.Понятие темп и его смысловая нагрузка. 6. Динамические оттенки и регистровая окраска муз. произведения. | 1
4
3 4 1 1 | Рассказ, беседа, знакомство с предметом. Марш «Вместе весело шагать по просторам», Хоровод Музыкальный этюд «Плавно – отрывисто». Вариации на тему «Бег с препятствиями» Композиция «Подружки», «Прогулка». |
Гимнастика. Построения, перестроения, пластические упражнения в передаче формы муз. произведения | ||
1. Постановка корпуса. Поочередное подтягивание мышц плеч, живота, ягодиц, коленей. 2.Пространственные построения: круг, шеренга, колонна, шахматы. 3.Упражнения для развития силы мышц голени и стопы. 4. «Угол», «Ножницы», «Кошка», «Рыбка», наклоны, повороты корпуса, упражнения для развития танцевального шага, пластики и эластичности мышц. 5.Ритмико-гимнастические упражнения с предметами. ( Бубен, ленты, флажки, ложки) 6. Парные упражнения. 7. Муз. Форма: часть, период, предложение, музыкальная фраза, мотив. | 3 4 4 4 4 1 | Фигурный марш «Шествие кузнечиков» С. Прокофьев. Экосез. Ф.Шуберт. Лендлер. Ф.Шуберт |
Метроритм | ||
1.Тактирование: -Размер 2/4 -Размер 3/4 -Размер 4/4 2.Ритмические рисунки: -в хлопках - в выстукиваниях - в речевой окраске. 3. Отображение ритма с помощью предметов. | 1 1 1 2 2 2 2 | Игра « Цигали – бугали», «Ладушки», Ритмическое эхо, Ручной степ. Речевая игра – песня «Чайничек с крышечкой», «Базар». |
Танцевальные элементы. Танец. | ||
1.Основные танцевальные точки, шаги, диагональ, середина. 2.Танцевальные элементы по диагонали, на середине. 3. Позиции ног: 1,2, 3, 6. 4. Позиции рук: подготовительная, 1, 2,3. Demi plie, grand plie Battement tendu Releve 5.Русский хороводный шаг, переменный шаг, дробный шаг. 6.Притопы. 7. «Каблучок», «Ковырялочка», «Веревочка». 8.Припадания, качалочка. 9. Элементы бального танца: -танцевальный шаг, - боковой приставной, -шаг польки, -па полонеза, -вальс (дорожка, поворот, балансе) 9. Элементарные движения современного танца. 10. Постановка танца. ( По желанию педагога). | 1 1 1 1 1 1 1 2 4 | Танцевальный этюд «Красная шапочка», композиция в паре «Мишка с куклой», «Березка», Танцевальный этюд «Стирка», этюд на координацию «Лестница», «Спортивный танец» В. Комаров. |
Музыкальные игры. Импровизация. | ||
1. Урок-игра «Ловушка» 2. Этюды на основе различной координационной сложности, с использованием предметов (бубен, ложки, ленты, флажки…) 3. Этюдная работа. Пантомима. 4. Импровизация на тему «животные» 5.Импровизация «Моя любимая игрушка» 6.Игра «Кто быстрее построится» 7. Образные упражнения под слово. | 1 2 2 1 1 1 2 | Беседа-диалог «Мои игрушки », Игры :«Маляры», «Кошка», «Качели», «Елочка», «Сапожок». «Горячий бубен» и др. |
Организация учебно-воспитательного процесса.
Период обуче - ния | Задачи | Формы | Результат |
1 год |
ым, пластичным движениям в танцах, музыкальных этюдах, играх. |
| Учащиеся должны знать:
Уметь:
|
Литература
- Шушкина 3. Ритмика. - М., 1967.
- Яновская В. Ритмика. - М., 1979.
- Франио Г. С, Лифиц И. В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1987.
- Франио Г. С. Роль ритмики в эстетическом воспитании. - М., 1988.
- Кущ В., Фролкин В. Предмет «Ритмика» в музыкальном воспитании// Художественное воспитание подрастающего поколения. Проблемы и перспективы: сборник статей. - Новосибирск, 1989.
- Медушевский В.В. Пути обновления методов музыкальной педагогики// Педагогический процесс как культурная деятельность. - Самара: СИПКРО, 1999.
- Лифиц И.В. Ритмика. – М.,1999.