Методическая разработка внеклассного мероприятия "И память о нем живет..."
Внеклассное мероприятие посвящено памяти А.С. Пушкина. Форма: литературно-музыкальная композиция. Цель: приобщение к культурному наследию русского народа, воспитание уважительного отношения к родителям, развитие творческих способностей учащихся, знакомство с фактами биографии А.С. Пушкина, не изучаемыми в школьной программе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklasnoe_meropriyatie.docx | 33.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка внеклассного мероприятия
посвященного ста восьмидесятилетию со дня смерти А.С. Пушкина.
Разработала Коваленко О.А.,
учитель русского языка
и литературы
Внеклассное мероприятие,
посвященное ста восьмидесятилетию со дня смерти А.С. Пушкина.
И память о нем живет…
Цели:
1.Познакомить учащихся с личностью А.С. Пушкина;
2. Расширить представления о духовном величии поэта;
3. Развивать творческое воображение, способности, память; работать над выразительностью чтения;
4.Развивать эстетическое восприятие; интерес к жизни и творчеству великого поэта, интерес к дальнейшему изучению творчества А.С.Пушкина.
Оборудование.
Учитель. Добрый день, уважаемые гости, приветствуем Вас в нашей литературной гостиной. (Слайд№1)
Сегодня вы будете не только зрителями, но и участниками нашей встречи. Для вашего участия в мероприятии предусмотрены паузы, в которых вы будете пользоваться своими знаниями. Просим не стесняться, активно участвовать, получать жетоны, а в конце нашего мероприятия самым активным будут вручены небольшие призы.
Итак, мы начинаем. Но прежде, ответьте на вопросы: (Слайд№2)
?Кто из вас знает, какое событие связано с днем 10-ое февраля?
Гости.День памяти А.С. Пушкина.
Учитель. Кто такой А.С. Пушкин? (слайд№3)
Гости. А.С. Пушкин – великий русский поэт и писатель.
Учитель. Предлагаю вспомнить произведения А. С. Пушкина. Внимание на доску.
? В какой сказке А.С. Пушкина жених молодой царевны обращался к природе за помощью? (слайд №4)
? Какое произведение А.С. Пушкина начинается со вступления «У Лукоморья дуб зеленый…» (слайд №5)
? Из какого произведения строки: (Слайд №6)
«Бедный поп
Подставил лоб:
С первого щелка
Прыгнул поп до потолка;
Со второго щелка
Лишился поп языка,
А с третьего щелка
Вышибло ум у старика»
Разгадайте загадки и вы узнаете название следующих произведений: (Слайд№7)
Сейчас потолкуем о книжке другой,
Тут синее море, тут берег крутой.
Старик вышел к морю, он невод забросил.
Кого он поймает и что он попросит?
(Золотая рыбка)
Охраняют град не зря (Слайд №8)
Тридцать три богатыря.
В граде том богатства есть,
Злата, серебра не счесть.
Ответ: Сказка о царе Салтане
Гости отвечают на вопросы.
Учитель. Действительно, вы молодцы, знаете сказки нашего великого поэта.
Но, наверное, мало кто из вас знает о характере А.С. Пушкина.
Сегодня я предлагаю отправиться в прошлое и познакомиться с самим А.С. Пушкиным и с очень близкими людьми, окружавшими его, услышать от них про поэта, так сказать, из первых уст.
А помогут нам в этом наши артисты.
Ребенок-артист, играющий Пушкина, подходит к доске, рассматривает генеалогическое древо семьи (слайд №9)
Пушкин. Я с гордостью отношусь к своей родословной, как по линии отца, так и по линии матери. Хроника жизни моих предков тесно переплетена с героическим прошлым государства Российского. Предки отца были дворянами еще при правлении Ивана Грозного
Моя мать – Надежда Осиповна Пушкина всегда была душою нашего большого дома, слыла гостеприимной хозяйкой.
Занималась благотворительностью. Ребенок-артист, играющий Пушкина, показывает на слайд (Слайд № 10)
Мой отец – Сергей Львович Пушкин – служил государю честно и преданно, он прекрасно знал французский язык и литературу, увлекался сочинительством (писал стихи, экспромты и даже поэмы).
С.Л. Пушкин. (Слайд №12)
В нашем доме была большая библиотека, книги из нее Александр перечитал все, он буквально впитывал их в себя.
А еще помню, как, всегда взъерошенный сын, утихал и становился тише мыши, когда к нам в дом съезжались известные поэты и писатели нашего века: Д.И.Фонвизин, Н.М.Карамзин, И.И.Дмитриев, В.А.Жуковский, К.Н.Батюшков, П.А.Вяземский.Тогда Александр забивался в угол дивана и внимал всему, что слышал. А ведь ему тогда было всего шесть.
Надежда Осиповна. Александр был непослушным ребенком, но при этом любознательным, тянулся к литературе, был очень талантлив. Уже в шесть лет он написал свои первые произведения на французском языке. (Слайд №13)
Пушкин. Мой дядя, Василий Львович Пушкин, был гениальным поэтом своего времени, вращался в литературных кругах и, конечно, для меня он был кумиром. Я слушал стихи его, «затвердил некоторые наизусть и радовал тем почтенного родственника».
Но, самое важное - он стал моим духовным отцом. (Слайд №14)
Василий Львович Пушкин. Летом 1811 года вместе со своим племянником я выехал из Москвы в Петербург для определения его в Царскосельский лицей, который стал для будущего поэта важнейшим этапом образования и формирования его личности. Лицей навсегда вошел в его поэзию и судьбу. Там он научился быть верным слову, дружбе и братству. (Слайд №15)
Пушкин.Так закончилось детство. Началась самая счастливая пора в жизни – годы Лицея. (Слайд №16)
В те дни, когда в садах Лицея
Я безмятежно процветал,
Читал украдкой Апулея,
А над Вергилием зевал,
Когда ленился и проказил
По кровле и в окошко лазил,
И забывал латинский класс
Для алых губ и черных глаз;
Когда французом называли
Меня задорные друзья,
Тогда педанты предрекали,
Что век повесой буду я.
Учитель. Ребята, а кто помнит, имена лицейских друзей А.С. Пушкина? (Слайд№17 по щелчку появляются портреты друзей А.С Пушкина)
Предлагаю с ними познакомиться. У вас на столах лежит мозаика, собрав ее вы не только сможете прочитать имена, но и увидеть портрет. Затем один из вас должен представить того друга Пушкина, портрет которого получился.
Ученики представляют друзей Пушкина.
Вольховский Владимир. Первый ученик. Окончил школу с золотой медалью. Член тайного общества декабристов.
Горчаков Александр. Министр.
Дельвинг Антон. Создатель альманаха «Северные цветы».
Корсаков Николай. Редактор Лицейских журналов, музыкант.
Кюхельбекер Вильгельм. Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к вечной ссылке.
Малиновский Иван. Добрый достойный человек. Предводитель дворянства.
Пущин. Самый близкий друг Пушкин. Член общества декабристов. Осужден. Приговорен к ссылке.
Пушкин.
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
Исчастие, куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам - Царское Село.
Так закончились юные годы.
Пушкин. Судьба не была милостива ко мне. И вот я – опальный поэт. Я узник в моем родном селе.
(Слайд №18) Видеоролик Михайловское
Сидит за столом задумчиво, пишет, поднимает голову, читает строки:
Я детских лет люблю воспоминанье.
Ах! умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И шепотом рассказывать мне станет
О мертвецах, о подвигах Бовы...
От ужаса не шелохнусь, бывало,
Едва дыша, прижмусь под одеяло,
Не чувствуя ни ног, ни головы.
Я трепетал — и тихо наконец
Томленье сна на очи упадало.
Тогда толпой с лазурной высоты
На ложе роз крылатые мечты,
Волшебники, волшебницы слетали,
Обманами мой сон обворожали.
Терялся я в порыве сладких дум;
В глуши лесной, средь муромских пустыней
Встречал лихих Полканов и Добрыней,
И в вымыслах носился юный ум...
(пауза)
Ах, няня, няня!
(Пока Пушкин пишет и говорит, готовиться стол, стул для няни)
На сцене стол, покрытый скатертью, стоит свеча, корзинка с нитками. Рядом сидит на стуле няня Пушкина, в руках спицы, поднимает голову от спиц.
Арина Родионовна. Зовут меня Арина Яковлева, а по батюшке я Родионовна. Простая русская крестьянка. Я нянчила Сашеньку с рождения, убаюкивала народными песнями, удивляла волшебными сказками, баловала в годы отрочества, ждала его долгими зимними вечерами, когда он стал совсем взрослым. Когда же Александру запретили выезд из Михайловского, мы пили чай, Сашенька клал голову ко мне на колени и просил: «Спой, няня!» (Слайд № 19)
Я пела. А он, как в детстве, слушал, затаив дыхание. А потом из-под его пера рождались строки.
Пауза
Предлагаю попробовать себя в роли поэтов. Ученикам раздаются листы со строками из стихотворений А.С. Пушкина «Зимний вечер».
В течении 5-ти минут составить стихотворение по данным строкам.
После чего проверяют полученные строки по появляющимся на слайдах № 20, 21
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.
Наша ветхая лачужка
И печальна и темна.
Что же ты, моя старушка,
Приумолкла у окна?
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?
Учитель. Конечно, одиноко было Пушкину в Михайловском, но он нашел себе занятие. Ходил в деревню, вел беседы с крестьянами. И конечно, много писал. Одним из радостных моментов в жизни Пушкина стало посещение Михайловского другом поэта – И.И. Пущиным. (Слайд № 22)
Пушкин.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил
Пущин Иван Иванович.
Я никогда не переставал любить Пушкина, знаю, что и он отвечал мне тем же чувством. Узнав о том, что Александра отправили в ссылку в Михайловское, я отправился его навестить.
Зима. Метель. А Пушкин стоит в одной рубахе, босиком на снегу. Мы обнялись. Уже в доме мы долго разговаривали, он что-то читал из своего нового. Я пробыл у него всего день. Мы прощались на крыльце. Это была наша последняя встреча.
Я осужден.
И в самый первый день прибытия моего в Читу, подозвала меня к частоколу А.Г. Муравьева и отдала листок, на котором чужим почерком написано послание от Пушкина «Мой первый друг, мой дуг бесценный!..» Отрадно отозвался в моей душе голос Пушкина.
( Слайд №23) Видеоролик « Стихотворение Пущину»
Василий Львович Пушкин. (Слайд №24)
Свой первый визит после возвращения из ссылки в сентябре 1826 года и после аудиенции у Николая I Александр Пушкин совершил именно ко мне, дяде Василию Львовичу.
Пушкин. После нашей последней встречи в Лицее прошло десять лет. Передо мной был жалкий и больной и старик, но он радушно принял меня. А Я понимал, что могу потерять еще одного близкого и родного мне человека и горе разрывало мое сердце на части.
Василий Львович.В свои последующие приезды в Москву Пушкин не забывал обо мне и постоянно навещал. В это же время заболела Надежда Осиповна – мать Александра, и все заботы о ней сын взял на себя.Во время последней её болезни Пушкин сблизился с матерью, а после её смерти тяжело переживал утрату.
Звучит вальс «Метель» Свиридова (Слайд № 25)
Вальс.
Учитель. Пушкин считал любовь одним из самых глубоких чувств человека, влияющих на всю его жизнь. На одном из обычных московских балов в декабре 1828 года Пушкин встретил незнакомую ему красавицу, которую только начали вывозить в свет.
Пушкин был очарован ее красотой. В апреле 1829 года поэт просит руки Наталии Николаевны Гончаровой. Ему не отказывают, но и не дают согласия.Однако А.С.Пушкин не отступил — через год он повторно сватаетсяк Наталье Николаевне, и на этот раз его предложение было принято.
Они обвенчались.
Пушкин. И вот я отец семейства. (Слайд № 26)
Учитель. Пушкин очень любил свою супругу. Письма, которые он писал при расставаниях, проникнуты особым теплом и нежностью, уважением к жене. Он гордился ее красотой и всецело доверял ей.
Сергей Львович. (Слайд №27)
После женитьбы и рождения детей, обремененный не только своими, но и родительскими долгами, в 1834 г. А.С.Пушкин взял на себя управление запущенным нижегородским поместьем, доходами с которого главным образом и жил я.
Пушкин. Сам став отцом, я хотел успокоить старость своего родителя.
Последние годы моей жизни были самыми сложными. Но, именно в это время я написал самые достойные произведения
Подходит к выставке книг, листая их рассказывает.
(СЛАЙД №28)
с 20 октября по 6 ноября 1830г написал “маленькие трагедии” (как их называют) :“Скупой рыцарь”, “Моцарт и Сальери”, “Каменный гость”, “Пир во время чумы”, за два месяца окончил две главы “Евгения Онегина”, написал цикл повестей Белкина, “Сказку о попе и работнике его Балде”, поэму “Домик в Коломне”, создал ряд таких замечательных лирических стихотворений, как “Бесы”, “Элегия”, “Шалость”, “Расставанье”, “Моя родословная”, “Заклинание».В 1833 году закончил “Историю Пугачева” и роман “Дубровский”. В этом же году составил план романа “Капитанская дочка”, который окончил в 1836 году. Вскоре была написана поэма «Медный Всадник»
В это время за мной «охотятся » журналисты, они распространяют сплетни. Их клевета и жесткое суждение о моем творчестве вызывает боль:
Я слышу вкруг меня жужжанье клеветы.
Решенья глупости лукавой,
И шепот зависти, и легкой суеты
Укор веселый и кровавый.
(Мне хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов, но я вынужден служить, чтобы содержать семью. Меня угнетает светское окружение. Не бывать в свете не могу: придворное звание обязывало посещать балы и вечера.
(СЛАЙД № 29) Ко всем горестям и беспокойствам прибавилось еще одно: за Натальей Николаевной начал открыто и настойчиво ухаживать молодой француз Жорж Дантес, состоящий на русской службе. Вокруг моего имени и имени моей жены поползли грязные сплетни.
Последней каплей, переполнившей чашу оскорблений, был полученный анонимный пасквиль, подло обвиняющий Наталью Николаевну в измене. Я должен вступиться за честь жены. Я должен драться.
( СЛАЙД № 30) Учитель. Дуэль состоялась 8 февраля 1837 года на окраине Петербурга. Первым стрелял Дантес – пуля попала Пушкину в живот. Ответным выстрелом поэт легко ранил соперника в руку.
А.С. Пушкин получил ранение незадолго до 17 часов 27 января, после чего он жил еще около 46 часов. Уже в темноте, в 18 часов, смертельно раненого поэта привезли домой. Вызвали камердинера, старого поседевшего дядьку.
(СЛАЙД №31) Никита Козловский.Рядом с Александром Сергеевичем я был с самого детства, носил его на руках, и нес раненого в дом после роковой дуэли. « Грустно тебе нести меня?»-спросил Пушкин.
Учитель. И тогда вспомнился такой случай. Барон Корф поднял на руку.
Так А.С. немедленно вызвал его на дуэль и сказал: «Русский человек не раб и никогда им не был. И с ними нельзя обращаться, как со скотом».
Никита Козловский.Такой души человека, как Пушкин, я больше не знал.
Я бережно нес его через переднюю в кабинет, располагавшийся на первом этаже. В кабинете, помог переодеться в чистое белье и уложил на любимый диван, в окружении его "верных друзей" – книг.
(СЛАЙД №32) Учитель. Для Александра Сергеевича это были мучительные часы тяжелых физических и душевных страданий. Но он вел себя очень мужественно. Несмотря на сильные боли, он старался подавить в себе стоны, не кричать, чтобы не беспокоить супругу, родных, друзей. Он жалел и защищал жену, беспокоился за судьбуДантеса. Благородно отнесся даже к врагу – Дантесу, убеждая друзей не мстить ему. .
Узнав о дуэли, в дом на Мойке стали съезжаться взволнованные друзья Пушкина: поэт В.А. Жуковский, А.И. Тургенев, супруги Вяземские, М.Ю. Виельгорский, П.А. Плетнев, которые до самой смерти Александра Сергеевича находились в его доме, отлучаясь на самое короткое время.
После дуэли за жизнь Пушкина боролись лучшие врачи, но по тем временам рана оказалась смертельной.
Александр Сергеевич перед смертью обменялся несколькими записками с императором. В одной из них он попросил позаботиться о его семье. Николай I сделал все, чтобы жена и дети Пушкина ни в чем не нуждались.
10 февраля 1837 года в 14:45 минут Александр Сергеевич Пушкин умер.
( Слайд №33) Сергей Львович Пушкин.Известие о смерти сына Александра застало меня в Москве. Горе беспредельно. Стихи сложились сами собой.
НА ПАМЯТЬ НАШЕГО ПОЭТА
На память нашего поэта,
Погибшего во цвете лет,
Средь бурь, измен модного света, —
Дарю тебе его портрет.
Ты вспомнишь и мои страданья
Потоки слез моих очей,
И будут два воспоминанья —
Предметы дум души твоей,
Да не отравят твой покой
Сии мечты воображения,
Услышит теплые моленья
Мой хранитель — ангел твой!
Склонясь главою в прах,
Я слышу гения...
Парит он над тобою
И блещет яркою звездою,
И молит он о том же в небесах.
(Слайд № 34) Учитель. Прошло уже 180 лет со дня смерти великого русского поэта. Но до сих пор память о нем жива. Сегодня мы узнали лишь малое из того, каким был А.С. Пушкин.
Всем вам известна фраза «Пушкин – «солнце русской поэзии». Но только ли его произведения могут научить нас чему-то? Перед вами круг – это «солнце», это наш Пушкин, но солнце не светит.Сегодня вы многое услышали о Пушкине. Подумайте, какими качествами характера обладал поэт. Я предлагаю вам на лучиках написать те качества характера, которыми обладал А.С. и которые вы считаете нужными любому человеку.
Например: честность, верность дружбе, забота о близких, доброта, преданность, ум, усердие, умение справиться с трудностями, умение преодолеть ненависть и злобу, душевность, искренность, умение любить, умение верить, не терять надежду, жизнелюбие.