статья «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ В РОССИИ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ С ВЗРОСЛЫМ»
В статье обоснована роль общения с взрослыми как приобщения детей к культурному наследию среди детей старшего дошкольного возраста. Утверждается, что общение является определяющим фактором в развитии ребенка. Подчеркивается, что общение детей старшего дошкольного возраста является очень важным качеством личности, т.к. влияние культурного наследия, современного ритма жизни диктует условия, в рамках которых необходимо быть «успешными» и достаточно самостоятельными в условиях социально-экономической системы. Все это требует от дошкольника общественной активности, которая может развиваться с помощью общения с взрослыми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kulturnost_statya.docx | 30.69 КБ |
Предварительный просмотр:
«ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К КУЛЬТУРНЫМ ЦЕННОСТЯМ И НАРОДНЫМ ТРАДИЦИЯМ В РОССИИ ЧЕРЕЗ ОБЩЕНИЕ С ВЗРОСЛЫМ»
Аннотация. В статье обоснована роль общения с взрослыми как приобщения детей к культурному наследию среди детей старшего дошкольного возраста. Утверждается, что общение является определяющим фактором в развитии ребенка. Подчеркивается, что общение детей старшего дошкольного возраста является очень важным качеством личности, т.к. влияние культурного наследия, современного ритма жизни диктует условия, в рамках которых необходимо быть «успешными» и достаточно самостоятельными в условиях социально-экономической системы. Все это требует от дошкольника общественной активности, которая может развиваться с помощью общения с взрослыми.
Ключевые слова: общение, старший дошкольный возраст, развитие культурного наследия.
Общение с взрослым человеком имеет большое значение для ребенка на всех этапах его развития. Но особенно важным оно является в детстве, в первые семь лет его жизни, когда закладываются все основы личности и деятельности растущего человека. Именно общение с взрослым способствует формированию у ребенка народных традиций, и позитивного отношения к окружающим, к культурным ценностям России, от того как ведут себя окружающие ребенка взрослые зависит формирование мировоззрения ребенка, становление личности будущего гражданина, члена общества, проявляется его культурность.
В психолого-педагогической литературе культурность у детей рассматривается, как первый этап развитой личности, качества которой соответствуют общечеловеческим ценностям. Культурность дошкольника – это взаимосвязь полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения детей в быту, в общении, а так же в разных видах деятельности. Культура поведения не сводится только к формальному соблюдению этикета. Она тесно связана с нравственными чувствами и представлениями и, в свою очередь, подкрепляя их, воспитывает культурность в ребенке и приобщение к народным традициям России.
А это качество ребенка, т.е. культурность или, другими словами, воспитанность формируется, прежде всего, в процессе общения ребенка с взрослыми. Ещё В.А.Сухомлинский говорил, что “речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры”. В слове есть мысль, вот почему важно, чтобы дошкольник учился мыслить и обозначать мысль, посредством слова, соблюдая общепринятый речевой этикет. Обучать ребенка народным традициям необходимо начинать с развития эмоциональной сферы. Чем больше знает ребенок, какие чувства бывают, тем точнее он сможет понять состояние другого человека, тем эффективнее будет его общение с окружающими и интереснее покажутся разные народные традиции. Но прежде нам необходимо воспитать в ребенке культуру поведения.
Воспитание культуры поведения у дошкольников, в современных условиях, должна предусматривать следующие направления:
- воспитание культуры чувств,
- воспитание культуры внешности,
- воспитание культуры еды,
- воспитание культуры общения,
- воспитание культуры поступков.
И только тогда, когда мы воспитали, хоть немного, в ребенке культуру поведения, я считаю, можно говорить о готовности приобщения детей к национальной культуре, т.е. к народным традициям.
Большое внимание народности в воспитании детей уделял в своих педагогических сочинениях Константин Дмитриевич Ушинский.
Народность воспитания, по мнению, К. Ушинского раскрывается как принцип преобразования всей системы образования на основе связи с жизнью народа. Отсюда и требования:
- подлинная народность выражается, прежде всего, в родном языке. Утверждает, что в языке одухотворен народ и его родина, что язык - самая живая связь, соединяющая отжившее, живущее и будущее. Родной язык является лучшим средством воспитания, который учит естественно и успешно, откуда идет духовное, нравственное и умственное развитие.
- принцип народности связан и с задачами формирования личности, и с воспитанием у детей любви к родине, своему отечеству, гуманности, правдивости, трудолюбия, ответственности, чувства долга, воли, чувства самолюбия в его правильном понимании, эстетического отношения к жизни. Все это исходит от народа, и взаимодействуют с его характером и традициями, помогают формировать национальное воспитание.
«Общественное воспитание, писал педагог, которое укрепляет и развивает в человеке народность, могущественно содействует развитию народного самосознания». Оно оказывает «сильное и благодетельное влияние на развитие общества, его языка, его литературы, его законов, словом, на всю его историю». [4, с.45 -47]
Поэтому современные реалии определяют развитие общения среди детей как приоритетную задачу в сфере дошкольного образования. Так как в основном только через общение детей с взрослыми и сверстниками и разнообразные виды детской деятельности – главные условия усвоения ребенком национальных традиций.
Различные исследования авторитетных психологов лишь доказывают, что именно в период дошкольного обучения открываются благоприятные и устойчивые возможности для формирования основ культуры общения, приобщение детей к национальным традициям.
Инициатива детей старшего дошкольного возраста способна показывать уровень развития самой личности, особенно на самых ранних этапах развития, проявляющихся определенно во всех видах деятельности, но больше всего – это проявляется в общении, предметной деятельности, а также в разных народных играх.
Отсюда вывод, что эмоционально-практическое общение с взрослыми – соучастие – позволяет ребенку приобщиться к культурным ценностям и народным традициям в России.
Итак, необходимым условием развития культурных ценностей является его воспитание в условиях развивающего, не авторитарного общения. Общение между взрослым и ребенком, основанное на принципах любви, понимания, терпимости и упорядоченной деятельности, станет условием для полного развития позитивной свободы и инициативы ребенка. Взрослым нужно научиться тактично, общаться с детьми: не нужно пытаться показать и объяснить все сразу, не стоит преподносить сразу никаких неожиданных сюрпризов, шумовых эффектов и т.д., необходимо создать условия, чтобы дети могли о многом догадываться самостоятельно, получать от этого удовольствие [3, с. 81].
Можно сделать вывод о том, что развитие общения с взрослыми способствует формированию новых знаний и умений ребенка, ведя его от одной возрастной ступени к другой, более высокой. Осознание этого процесса и роли взрослого в нем отражено в ФГОС ДО, где детская общительность определяется как интегративное качество личности, развитие которого представляет собой особую образовательную задачу, реализуемую на основе соответствующих принципов:
- помощь и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержание инициативы у детей в различных мероприятиях.
Таким образом, мы можем констатировать тот факт, что общение и взаимодействие ребенка с взрослыми является главным и ведущим условием развития культурных ценностей.
Список литературы
1.Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО. Москва-Берлин :Директ - Медиа, 2020. 117 с.
2. Болотина, Л. Р. Дошкольная педагогика: учебное пособие для вузов. 2-е изд., перераб. И доп. Москва: Издательство Юрайт, 2021. 218с.
3.Коваль, А.В. Роль общения в развитии ребенка // Журнал «Наука, образование и культура». 2021. №27. С.54-59.
4 .Ушинский, К.Д. О народности в общественном сознании \\ Избранные педагогические сочинения / Под ред.Е.П. Мысенского. - М., 1945. С 45-47.