Сценарии мероприятий, организованных и проводимых педагогом доп.образования и учителем музыки
Сценарии мероприятий, организованных и проводимых педагогом доп.образования и учителем музыки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_9_maya.docx | 23.06 КБ |
stsenariy_godovshchina_d.m.karbysheva.docx | 19.02 КБ |
stsenariy_den_pamyati.docx | 23.86 КБ |
plan_uroka_6_klass_avtorskaya_pesnya.docx | 30.54 КБ |
prezentatsiya_uchenika_6_a_klassa_b_okudzhava_2022.pptx | 1.02 МБ |
plan_uroka_7_klass_religioznaya_i_svetskaya_muzyka.docx | 34.63 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ ОБЩЕШКОЛЬНОГО МЕРОПРИЯТИЯ, ПОСВЯЩЕННОГО ПРАЗДНОВАНИЮ 9 МАЯ
Перед началом представления в зале звучат песни о войне, победе, экспонируется выставка фотодокументов о Великой Отечественной войне. Организована точка общепита.
Звучат фанфары победа.
На фоне двух первых куплетов песни «Хотят ли русские войны» демонстрируется военная кинохроника.
По окончании песни экран гаснет.
Звучит колокольный звон
В лучах прожектора на сцене участники литературно-музыкальной композиции со свечами в руках.
1 участник: Сегодня оглядываясь на те сороковые роковые, на те трагические, горькие четыре года войны, хочется оказать «Поклонимся Великим тем годам»
2 участник: Поклонимся живим и мертвым, бессмертным и бесстрашным Героям Великой Отечественной.
3 участник: Поклонимся тем, кто принял бой 22 июня у стен Брестской крепости и тем, кто, пройдя через вей войну добил врага в поверженном Берлине.
4 участник: Поклонимся вдовам, которые проводив мужей на защиту Родины, заняли их место у станка и на тракторе.
/Свет приглушается, звучит скорбная музыка/
1 участник: 1418 дней и 27 миллионов погибших советских людей, 15 тысяч убитых на1 километр, 20 человек на каждые 2 метра земли.
2 участник: Сорок миллионов за 1418 дней! 28 тысяч убитых ежедневно, 1200 в час 20 человек каждую минуту. И все-таки мы победили…
3 участник: Вспомним всех павших поименно, то не дожил до светлого Дня Победы.
4 участник: Объявляется минута молчания.
/Музыка обрывается, звучит метроном, зал встает, минута молчания/
4 участник: Когда вся Европа от гнета дрожала,
От топота черных фашистских сапог.
Ты натиск одержала родная держава…
Все вынес народ, все стерпел и все смог!
/ Звучит песня «Красные маки»/
ВЕДУЩИЙ: на фоне песни «Весна 45-го года»
Как я люблю людей родной России!
Они тверды. Их вспять на повернешь!
Они своею кровью оросили
Те нивы, где сегодня всходит рожь.
Их не согнули никакие беды»
Их славить вечно своя земля должна
Простых людей, которым за победу.
Я б звезды перелил на ордена
/Вручение цветов ветеранам, дети им преподносят букеты под музыку/
Официальные поздравления с Днем Победы
ВЕДУЩИЙ /После вручения цветов ветеранам/: Слово предоставляется главе района.
Выступления по протоколу.
ВЕДУЩИЙ: Ты живешь потому что когда-то
На земле умирали солдаты
Умирали они молодыми,
Чтоб над нолем была тишина,
Чтобы чистое небо сияло,
И раздольная песня звучала,
Чтоб над Родиной нашей любимой
Никогда не взметнулась война.
- Звучат фанфары (День Победы)
- Выход ведущего и солистов, исполняющих песню «Священная война»
1 ВЕД. Здравствуйте, земляки!
2 ВЕД. Здравствуйте, соотечественники!
1 ВЕД. Нас вновь собрала вместе великая дата! 9 мая 1945 года народ большой страны узнал о подписании Акта о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.
2 ВЕД. Тогда впервые прозвучало для людей почти забытое слово — мир. Не было счастливее народа в этот день на белом свете, чем тот, что прошел через испепеляющее пламя Великой Отечественной войны.
- Звуковой коллаж (стрельба у Рейхстага, победные возгласы, далее фоновая минорная музыка с отдаленным набатом).
3 ЧТЕЦ. Пришла Победа в парадной гимнастерке, звеня медалями и орденами боевыми, с букетами цветов весенних… Стучала громко в каждый дом, в заклеенные крестиками окна, безмерно радуя сердца людей.
2 ЧТЕЦ. Пришла она уставшая смертельно… То несказанно радуясь за доблесть воинов своих, то горько плача, закрыв лицо руками, погибших вспоминая сыновей и дочерей.
1 ЧТЕЦ. Четыре года отмотав назад, вернувшись мыслями в кровавый сорок первый, все помнят, как била Родина в набат, зовя народ встать на ее защиту.
Связанные страницы:
2 ЧТЕЦ. Четыре года в дым и пламя уходили наши земляки, вливаясь в Армию страны, чтоб сокрушить фашистов, своею грудью родную землю заслонить.
3 ЧТЕЦ. Четыре года звучала песня о войне священной, сплотив и воинов, и трудовых людей, все поколения России объединила на века и как тогда звучит пронзительно сегодня!
Муз. Александра Александрова, сл. Василия Лебедева-Кумача «Священная война» — исполняют солисты РДК.
— Звучит отдаленная канонада, свит пуль, выстрелы.
ДИКТОР. Любовь спасла Россию, простая неподкупная любовь к Отечеству, простосердечная любовь к своим родным и близким людям. Это ради любви к своим, загоревавшим матерям, женам и желанным детям шли на смерть, преодолев весь ужас невиданного миром кровавой сечи. Это безграничное чувство к ушедшим солдатам и солдатка помогала выжить в тылу и победить на полях сражений.
Песни военных лет (2 номера).
1 ВЕД. Непобедим народ России, ведь с ним справедливость и правда! Пускай и ныне ветра шумят над нами злые, мы не изменим традициям своим — бороться с темной силою, со злобой и коварством! За веру и Отечество, за братьев и сестер своих бьют неонацистов Украины российские солдаты.
2 ВЕД. За правду, за победу, за мир, за ценности свободы Родины воюют наши воины сегодня. Участникам специальной военной операции, отважным воинам, продолжающим лучшие традиции воинской доблести своих дедов и прадедов, мы посвящаем легендарную песню.
Песня «Прощание славянки».
Далее номера на тему войны и любви к Отечеству.
- Звучат позывные «От героев былых времен», переходящие в мелодию песни.
1 ЧТЕЦ. В Берлине был закончен долгий путь к Победе — долгая кровавя дорога к миру, к бессмертию подвигов военного поколения. Страх, голод, страдания, смерть — тёмные вассалы войны были сброшены в отвал истории. Впереди был только мирный труд, счастливая жизнь народа и цветущий май.
2 ЧТЕЦ. Среди воинов-освободителей наши земляки. Тринадцать Героев Советского Союза, тысячи славных сынов и дочерей Отечества, награжденных боевыми орденами и медалями. Каждый, кто пережил все ужасы войны в тылу, кто добывал великую Победу заслужили всенародной славы, достойны светлой памяти навечно.
3 ЧТЕЦ. Сегодня, как и тогда, в победной сорок пятом поем мы песни в честь прославленных отцов. Спасибо говорим от имени народа, от имени всех жителей родной земли! Десятки лет прошли, умчались в дали грохоты войны, а голоса Победы звучат, не умолкая и сейчас, нас вместе радостью делится собирают.
Номера на тему Великой Отечественной войны (4-5 номеров).
- Звучит музыка военного марша
1 ЧТЕЦ. Мы молодые поколения родного края за каждый день счастливый, за каждый мирный час благодарим солдат войны священной. Спасибо нашим предкам, что шли по страшному, смертельному маршруту, упорно шли к Победе, к счастливой дате со слезами на глазах!
2 ЧТЕЦ. Сегодня молодость живет без страшных бед войны, но помнить нас учили с детства подвиг воинства святого. Мы знаем в той кровавой битве дрогнул враги, пред мужеством, пред духом настоящим великого народа.
Спасибо всем солдатам и солдаткам освободивших от коричневой чумы планету. Наш долг хранить триумф победы над фашизмом и передать грядущим поколениям страны. Пускай века летят слова из мая в май, которые не перестанут повторять красиво, празднично, сердечно —
С Днем Победы!
Песня «День Победы»
1 ВЕД. Праздничный концерт, посвященный 77-й годовщине победы нашего народа в великой Отечественной войне, завершен.
2 ВЕД. Желаем всем мира и здоровья! До новых встреч! С Праздником!
Предварительный просмотр:
Линейка, посвященная Дню 137 годовщине со Дня рождения Героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева.(2017г.)
Ведущий 1: Добрый день! Мы начинаем линейку посвященную 137 годовщине со Дня рождения Героя Советского Союза—Дмитрия Михайловича Карбышева.
Звучат государственные гимны России и Республики Крым.
Ведущий 2:Из крупного массива благородного белого мрамора, точно из ледяной глыбы вырастает фигура. Он стоит могучий и сильный, полный веры в правду и торжество того, за которое он сражался.
Ведущий 1:Жил человек, судьбы хозяин
С красивой гордой головой,
А стал легендой изваян
Из непогоды ветровой.
Ведущий 2: Он является символом стойкости и мужества для нескольких поколений советских людей.
Ведущий 1: Его мученическая смерть сделала его навеки бессмертным.
Ведущий 2: Дмитрий Михайлович Карбышев родился 26 октября 1880 года в самом центре России, в городе Омске в семье военного чиновника.
Рано потерял отца. Детей воспитывала мать. Несмотря на большие трудности материального характера, Карбышев блестяще закончил Сибирский кадетский корпус и в 1898 году был принят в Петербургское Николаевское военно-инженерное училище.
Ведущий 1: Участвовал в русско-японской войне. В составе батальона укреплял позиции, устанавливал средства связи, наводил мосты, вёл разведку боем. Награжден пятью орденами и тремя медалями.
Ведущий 2: После войны служил во Владивостоке. В 1911 году с отличием окончил Николаевскую военно-инженерную академию. По распределению был направлен в Брест-Литовск, где принял участие в строительстве Брестской крепости.
Ведущий 1: С первого дня принимал участие в Первой мировой войне. Воевал в Карпатах в составе 8-й армии генерала А. А. Брусилова. В 1916 году был участником знаменитого Брусиловского прорыва.
Ведущий 2: В декабре 1917 года в Могилёв-Подольском Дмитрий Карбышев вступил в Красную гвардию. С 1918 года в Красной Армии. Во время Гражданской войны участвовал в строительстве многих укрепленных районов, работал в инженерном обеспечении.
В 1921-1936 годах служил в инженерных войсках, был председателем Инженерного комитета Главного военно-инженерного управления РККА. В 1938 году окончил Военную академию Генерального штаба и был утверждён в учёном звании профессора. В 1940 году ему присвоено звание генерал-лейтенанта инженерных войск. В 1941 году — учёная степень доктора военных наук. Участник советско-финской войны.
Ведущий 1: Июнь сорок первого, командировка,
Граница. Война сотрясла Беларусь.
Он мог бы вернуться в Москву на "Рублёвку",
Но сердце сказало, - Все силы за Русь!
Ведущий 2: Отверг в одночасье охрану и транспорт,
Он вместе с бойцами на равных в бою,
Неравные силы, контузия, рана.
Пунктир безсознания, очнулся в плену.
Ведущий 1 Сквозь сеть пелены, видит дом и детишек,
Родные и близкие сердцу глаза,
Седых голубей на серебряной крыше,
И вдруг, за плечом проросли голоса?
Ведущий 2 Внимание напряг и исчезло сомнение,
Под самое сердце протиснулся меч,
Неравная схватка, в аду окружения,
Нет, он не ошибся, немецкая речь.
Ведущий 1 Гестапо. Садизма испитая чаша,
И каменоломен - цикуты бокал,
Как символ Руси, как религию нашу,
Пронёс через ад пожилой генерал!
Ведущий 2 Он был генералом, героем России,
Три года с лихвою менял лагеря*,
Он муку познал, как познали святые,
И голод, и холод, и "вкус сапога".
Ведущий 1 Одежда в полоску - клише арестанта,
У лагеря смерти другое лица,
Но дух, словно крепкие крылья АТЛАНТА,
Его поднимал над собой высоко!
Ведущий 2 Допросы и пытки его не сломали,
Он стойкости символ и мужества Флаг!
Ему предлагали и жизнь, и регалии,
Взамен на предательства подленький шаг!
Ведущий 1 Отказ за отказом, во имя России,
Он честь офицера за грош не продал,
В тяжёлых колодках, с планидой мессии,
Но с верой в победу, шагал генерал!
Ведущий 2 За мужество крепко держался руками,
Пример несгибаемой воли явил,
Вселяя покой, милосердья глазами,
Словами распятия скорби клеймил!
Ведущий 1 С утра и до вечера, все на морозе,
Февральские ветры хлестали в лицо,
Под свист сквозняков, в утомительной позе,
Бараки немы, приговора тавро.
Ведущий 2 А вечером этих пятьсот заключённых,
Глумливо раздели в мороз догола,
Пятьсот за отчизну на смерть обречённых,
С брандспойта секла ледяная вода.
Ведущий 1 А тех, кто от струй уклониться решили,
Кто слаб был и больше не мог устоять,
В ответ по затылку дубинками били
И сразу же в печь уносили сжигать.
Ведущий 2 Средь стоиков этих - великих героев,
Под коркою льда был и наш генерал,
Он духом не пал, принял смерть свою стоя,
И верностью долгу, присягу сдержал.
Ведущий 1 В начале июня 1941 года генерал Карбышев был командирован в Западный Особый военный округ. Великая Отечественная война застала его в штабе 3-й армии в Гродно.
27 июня штаб армии оказался в окружении. В августе 1941 года при попытке выйти из окружения генерал-лейтенант Д.М.Карбышев был тяжело контужен в бою и в бессознательном состоянии захвачен в плен.
Ведущий 2 Гитлеровцы неоднократно пытались склонить Дмитрия Михайловича к измене. Прекрасный специалист, военный ученый с большим стажем, к тому же генерал, он представлял для фашистов огромный интерес. Однако все их попытки были тщетны.
Ведущий 1 Несмотря на свой возраст ( а ему было уже за шестьдесят) был одним из активных руководителей лагерного движения сопротивления. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен был облит водой на морозе и погиб. Стал символом несгибаемой воли и стойкости.
Ведущий 2 16 августа 1946 года Дмитрию Михайловичу Карбышеву было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Ведущий 1 Годы пройдут как могучая лава
Светлая память крепка как гранит
В первых рядах нашей славы
Карбышев вечно стоит!
Почтим память героя минутой молчания.
Ведущий 2 Линейка, посвященная 137 годовщине со Дня рождения
ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА Д.М.КАРБЫШЕВА закончена.
Предварительный просмотр:
«ДЕНЬ ПАМЯТИ»
Стих «Помните»
МЕДЛЕННАЯ МУЗЫКА
1-й ведущий: Ты помнишь этот день?
2-й ведущий: Я не помню, я родилась(ся) в 200 году.
1-й ведущий: И я не помню, я родилась(ся) в 200 году.
2-й ведущий: (обращается ко всем). Мы не знаем войны, но мы слышали о ней от старших, мы не могли не слышать, потому что эта война пришла в каждый дом, в каждую семью.
1 ведущий: Почему же мы вновь вспоминаем о ней?
2 ведущий: Потому, что дорого она нам обошлась. Мы понимаем, что за всё, что мы имеем - жизнь и праздник в нашей жизни, мы обязаны всем тем, кто воевал, погибал, выживал в тех адских условиях, когда казалось, что невозможно было выжить. За плечами этого праздника страшное время войны, разрухи, миллионы смертей.
МУЗЫКА ВОСПОМИНАНИЯ
1-й ведущий: Сегодня у нас необычный день. Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника - Дня Победы.
2-й ведущий: В этот день мы вспоминаем тех, кого с нами нет, и поздравляем тех, кто дошёл до этого светлого дня. Немного осталось ветеранов, но они вновь наденут ордена и встретятся, чтобы вспомнить военное прошлое.
1-й ведущий (за кулисами): Всем тем, кто подарил нам мирное небо, счастливое детство – посвящается.
МИНУСОВКА «С ЧЕГО НАЧИНАЕТСЯ РОДИНА»
Стихотворение на фоне мелодии «С чего начинается родина» (дети выходят с шариками на сцену по одному)
1 чтец: Так что же такое родина?
Поля в перелесках зари.
Всё очень знакомое, вроде бы,
А глянешь - и сердце горит.
2 чтец: Играет речка перекатами,
В ней рыба вся из серебра.
Какая родина богатая!
Не сосчитать её добра.
3 чтец: Бежит волна неторопливая,
Простор полей ласкает глаз.
Какая родина счастливая!
И это счастье всё для нас.
4 чтец: Край ты мой, любимый и родной,
Как же ты мне нравишься весной.
Вербы и подснежники в цвету
Излучают свет и доброту.
5 чтец: Что мы родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём.
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
6 чтец: Земля, где я сделал первый шажок,
Где вышел когда-то к развилке дорог
И понял, что это раздолье полей-
Частица великой Отчизны моей.
1 чтец: Холмы, перелески, луга и поля,
Родная, зелёная наша земля.
Лазурное небо и синие реки -
Богатства такого не сыщешь вовеки.
2 чтец: Цветы у дороги
На щебне обочин
Похожи по цвету
На солнышки очень.
3 чтец: Цветёт над тихой речкой яблоня.
Сады, задумавшись, стоят,
Какая Родина нарядная,
Она сама как дивный сад.
4 чтец: Куст шиповника колючий и чуть злой
Берёзки отражаются в воде,
Вся природа в тихом торжестве.
5 чтец: За белые рощи и ливни косые,
За жёлтые нивы и взлёт журавлей
Хором: Любите Россию, любите Россию!
Для русского сердца земли нет милей.
6 чтец: И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
Хором: - Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная – одна.
МУЗЫКУ ВЫКЛЮЧИТЬ
1-й ведущий (за кулисами): Июнь. Вечерняя прохлада
Цветущий 41 год………
номер Танец Грация « Весна»
Дети играют воздушными шарами
ЗВУКИ ВЗРЫВА
Игра прерывается звуком бомбардировки, дети в ужасе замирают,
ГОЛОС ЛЕВИТАНА О НАЧАЛЕ ВОЙНЫ (дети убегают)
МУЗЫКА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
2-й ведущий:
- Так вошла война в жизнь многих детей того далекого 1941 года...
1-й ведущий:
Ранним солнечным утром в июне,
В час, когда пробуждалась страна.
Прозвучало впервые для юных
Это страшное слово – война.
Вокальный номер « Закаты Алые»
МУЗЫКА «АХ, ВОЙНА, ЧТО ТЫ СДЕЛАЛА…»
2-й ведущий:
Пошли в деревни похоронки,
Кого убили, кто пропал,
А вдовы слёзы проливали
И трудный час для них настал.
1-й ведущий:
Вороны кружат на бранных полях,
Дети в хибарах голодные спят,
Плачь матерей, не стихает на миг,
Голод и холод преследует их.
2-й ведущий:
Не воевали мои одногодки, дети войны - её тыла подранки.
Они без винтовок и автоматов были, поверьте, её солдаты.
1-й ведущий:
Дети войны - и дыбом волосы:
На чёлках детских седые полосы.
Дети войны - и веет холодом, Дети войны - и пахнет голодом.
Ведущие уходят
МУЗЫКА «ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЁН»
(Сценка: девочка, кутаясь в шаль, играет с куклой, мальчик что-то ремонтирует)
Дев.: Как холодно. И мама не идёт.
Быть может хлебушка она нам принесёт?
Ну, хоть бы крошечку где отыскать,
Голодной страшно мне идти в кровать.
Мал.: А разве я есть не хочу? Хочу!
Но всё равно молчу.
Ведь там, где папа наш сейчас, (берёт сестру за руку, отводит в сторону)
Потяжелей, чем нам подчас.
(кадры фотохроники, дети встают сбоку, смотрят в зал, затем продолжают)
МУЗЫКА «ОТ ГЕРОЕВ БЫЛЫХ ВРЕМЁН»
Не разрываются снаряды здесь, (приводит обратно на середину сцены)
И дом у нас с тобою есть.
А главное – фашисты далеко,
Да и кому в стране легко?
ЛИРИЧЕСКАЯ МУЗЫКА
Дев.: А помнишь, блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которое по праздникам пекла она.
Сейчас я съела б всё одна.
Мал.: Опять ты о еде заговорила,
Уж лучше б душу не травила!
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.
И мне воспоминанья эти не нужны.
Дев.: А вот и мамины шаги слышны.
Мал.: Не вздумай хныкать перед ней,
Дай отдохнуть сначала ей!
(Убегают к маме)
МУЗЫКА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»
1-й ведущий: Солдаты шли в бой, не щадя своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. Много тягот и лишений перенёс солдат. За родную улицу, родной дом. Ради тех, кто ждал его дома, верил в его победу и любил.
Песня «О той весне»
Видео (День победы Оха)
2-й ведущий( за кулисами на фоне видео) У памятника павшим солдатам лежит вечный цветок памяти. Даже зимой, когда всюду снег и стужа, лежит цветок у памятника. Его приносят люди, в памяти которых навсегда останутся имена павших героев.
номер « Огромное небо»
стих началка «Связной»
МУЗЫКА МОЦАРТА «РЕКВИЕМ ПО МЕЧТЕ»
2-й ведущий:
Вечная слава героям, павшим за нашу Родину!
Всех, за Отчизну жизнь отдавших,
Всех, не вернувшихся домой,
Всех воевавших и страдавших,
Минутой почтим одной.
1-й ведущий:
- В честь погибших в годы Великой Отечественной войны объявляется минута молчания.
Звучат удары метронома
Стих: Галюнина Алена «Сяду деду на колени»
Танец «Грация»
Песня «Идет солдат по городу»
\МУЗЫКА ВОСПОМИНАНИЯ
2-й ведущий
Ведь правда, друзья, хорошо на планете,
Когда на планете хозяева - дети,
Недаром от песен и плясок звеня,
На детство надеется наша земля!
1-й ведущий
В вихре событий несутся года,
Только военных тревог не забыть.
Май сорок пятого, он навсегда
В памяти нашей останется жить!
Номер песня «Россия-Матушка»
Галюнина Алена:
День Победы - дня дороже нету.
День Победы - самый главный день!
В этот день на зависть всей планеты
Все награды, Родина, надень!
-:
Хотела б я, чтоб на планете,
Хранили мир и тишину,
Чтобы потомки, наши дети,
Не знали никогда войну.
Война закончилась,
Но песней опалённой
Над каждым домом
До сих пор кружит
И не забыли мы,
Что миллионы
Ушли в бессмертие,
Что б нам с тобою жить.
Танец Учителей
Стихи начальная школа
номер «Несовместимы дети и война» (выходят все участники)
или День Победы
Предварительный просмотр:
План-конспект урока (45 минут)
Авторская песня: прошлое и настоящее
ФИО Манило Вера Владимировна
Место работы МБОУ СОШ №7 им. Д.М. Карбышева
Должность Учитель музыки
Предмет Музыка
Класс 6 класс
Тема и номер урока в теме «Авторская песня: прошлое и настоящее»
Базовый учебник Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 6 класс.
Цель урока:
Познакомить учащихся с жанром авторской песни, прививать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, развивать слушательскую культуру. Познакомить учащихся с выдающимися представителями авторской песни. Определить грани воздействия авторской песни на человека. Сформировать представление и значимость идей авторской песни: дружба, единство, братство. Расширить представления учащихся о роли авторской песни в жизни человека в прошлом и настоящем.
Задачи:
Образовательные: познакомить с жанром авторская песня, раскрыть такие понятия как ваганты, барды.
Воспитательные: содействовать в ходе урока способности к сотрудничеству, общению, работе в коллективе.
Развивающие: развитие познавательного интереса учащихся; умение выделять главное, существенное; развитие творческой активности.
Проблема урока:
Актуальна ли сегодня авторская песня?
Музыкальный материал:
«Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева; «Из вагантов» Д. Тухманова; «Солнышко лесное» Ю. Визбора; «Нам нужна одна победа» Б. Окуджавы; «А иначе зачем на земле этой вечной живу» Б. Окуджавы; «Песня о друге» В. Высоцкого; (Гимн России – в начале урока)
Тип, форма урока: открытый тип урока, групповая форма урока
УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 6 класс.
Организационный процесс: (4 минуты)
Приветствие. Исполнение Гимна РФ.
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Перекличка учителем ребят под музыку «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» О. Митяева
Мотивирование к учебной деятельности: (3 минуты)
На столе учителя лежит гитара и рюкзак. Дети должны догадаться по данным предметам : о каком музыкальном жанре пойдёт речь на уроке.
- Здравствуйте, ребята!
- Посмотрите, рядом со мной находятся следующие предметы: гитара и рюкзак. Подумайте: какие песни вам приходят в голову, глядя на эти вещи? (ответы)
- какой жанр может связывать путешественников и музыку? (ответы)
- Знаете ли вы примеры таких песен? (ответы)
Формулировка темы и проблемы урока: (5 минут)
Подводка учащихся к самостоятельной формулировке темы урока, проблемы урока и способов её решения.
- Как вы думаете: кто сочиняет эти песни? (ответы)
- А как вы думаете, музыку и стихи сочиняют разные авторы? (ответы)
- А всегда ли это музыканты- профессионалы? (ответы)
- А может сам автор быть исполнителем своей песни? (ответы)
- А как называют такие песни, когда автор слов, музыки, исполнитель - один и тот же человек? (Авторские песни)
- О чем пойдет речь на уроке?(Об авторских песнях)
- Тема урока «Авторская песня – прошлое и настоящее»
- подумайте: Что вы хотели бы узнать об авторских песнях? (ответы)
Изучение нового материала: (10 минут)
- Ваганты – творческие люди в Средние века в Западной Европе, способные к сочинительству и к исполнению песен, реже – прозаических произведений. Это
шутники, актеры, певцы, рассказчики, акробаты, студенты, монахи, философы.
- Также ваганты преподавали и учились в университетах, писали стихи на латыни. Песни вагантов основывались на традициях церковных песенных и речевых жанров, на опыт народной песенной лирики, обрядовой поэзии.
- До нашего времени дошли стихи и песни неизвестных поэтов и музыкантов 12-13 вв.
Работа с учебником:
- Ребята, найдите название песни, которая прославляет академию и преподавателей-профессоров и уже несколько лет и является Международным студенческим гимном?
(«Гаудеамус»).
-А какая песня рисует нам образ жизнерадостного, беззаботного школяра?
«Из вагантов» (песенка студента) Д. Тухманов.
- Найдите в тексте учебника автора этой песни? (Давид Тухманов)
(слушание песни Д. Тухманова «Из вагантов»)
- А что общего в этих песнях? (Ответы)
- Жизнерадостный характер этих песен.
- А чем отличаются? Исполнением. «Гаудеамус» - хоровая песня, обращенная к широкой аудитории, а вторая – сольная.
Физкульт-минутка: (2 минуты)
Детям предлагается игра «Двигайся – замри!» под специально подобранную ритмичную быструю музыку. По желанию и возможностям педагог участвует в игре. «Физкульт- минутка» позволяет детям ненадолго расслабиться, переключиться и с новыми силами вновь включиться в процесс!
Продолжение изучения нового материала: (10 минут)
Самостоятельная работа:
- Ребята, а сейчас предлагаю поделиться на группы по ряду парт:
1 группа выписывает авторов-исполнителей.
2 группа готовят сообщение об авторской песне
3 группа ищет ответ на вопрос:
- В чем ценность авторской песни?
Заслушивание ответов, которые подготовила каждая группа.
- Авторы-исполнители: Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины, Александр Розенбаум, Владимир Высоцкий, Александр Макаревич и другие.
- Песня – городской фольклор, который называют бардовская песня, самодеятельная песня, поэзия под гитару. Раньше их называли студенческими и туристскими, потому что сочиняли их в основном студенты, а распевали в студенческих общежитиях и в туристских походах. Зародилась в середине 20 века. Авторы размышляли о смысле жизни, признавались в любви, воспевали дружбу. В этих песнях было много шуток, юмора, даже сатиры.
- Ценность авторской песни в искренности и доверии, с которыми она звучит и которые вызывает у слушателей. Доступность для исполнения. Это настоящая поэзия и музыка.
Дополнительные сведения:
Валерий Грушин – исполнитель бардовской песни. Трагически погиб в 22 года, спасая из речки тонущих детей. И в честь него на берегу реки Волга ежегодно проводится фестиваль авторской песни.
(исполнение песни Ю. Визбор «Солнышко лесное»)
Всем нашим встречам
Разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей у янтарной сосны.
Пеплом несмелым
Подернулись угли костра.
Вот и окончилось все,
Расставаться пора.
Источник text-pesni.com
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Милая моя,
Солнышко лесное,
Где, в каких краях
Встретишься со мною?
Крылья сложили палатки,
Их кончен полет.
Крылья расправил
Искатель разлук самолет.
И потихонечку
Пятится трап от крыла,
Вот уж действительно
Пропасть меж нами легла.
Припев:
Не утешайте меня,
Мне слова не нужны.
Мне б отыскать тот ручей
У янтарной сосны.
Вдруг сквозь туман
Там краснеет кусочек огня,
Вдруг у огня ожидают,
Представьте, меня!
Припев:
Закрепление новой темы: (3 минуты)
Организация игры «Угадай мелодию»
- Ребята, давайте прослушаем следующие песни и попытаемся вспомнить их названия. Подсказка: эти песни вы слушали и пели в течение урока.
1 «Солнышко лесное».
2 «Как здорово…»
3 «Из вагантов»
Дополнительные вопросы:
- Кто такие ваганты?
- Откуда пришла авторская песня?
- Кто такие авторы-исполнители?
- Назовите исполнителей авторских песен?
Проверка на закрепление нового материала: (4 минуты)
- На листах написаны фамилии бардов: необходимо соединить автора-исполнителя с его песней. Внимание, один автор сегодня не упоминался, догадайтесь и выделите: какой именно.
- Соедините название песни с автором.
автор | песня |
Давид Тухманов, Юрий Визбор, Владимир Высоцкий Олег Митяев |
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке: (3 минуты)
Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация новых полученных знаний, постановка дальнейших целей. Учитель помогает детям самим подвести итог.
- Какую цель мы ставили в начале урока? (Ответы)
- Ребята, как вы думаете, мы достигли цели урока? (Ответы)
-О ком из авторов хотели бы узнать больше и рассказать другим? (Ответы)
Домашнее задание: (1 минута)
- Устно подготовьте биографию понравившегося автора-исполнителя и выпишите 3-4 песни этого автора. Также на выбор можно подготовить презентацию на оценку.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Булат Окуджава – известный советский бард и композитор, автор нескольких сотен песен, известный не только в музыкальном мире, но и в сообществе писателей. Родился будущий писатель 9 мая 1924 года в столице СССР. Шалва Степанович и Ашхен Налбандян (отец и мать мальчика). Спустя два года после рождения сына семья переехала в Тбилиси, а позже судьба занесла их в Нижний Тагил. Несмотря на свою принадлежность к партии, отец Булата попал под репрессии. Чуть позже Шалву Степановича расстреляли вместе с двумя его братьями. Ашхен Налбандян не смогла отмыться от клейма «предателя родины» и была взята под стражу. детство
Учился младший Окуджава в русском классе 43-й школы Тбилиси. Позже он переехал в Москву на Арбат, где жил вместе с бабушкой в коммунальной квартире. В 40-м году Булат вернулся в Грузию и устроился работать на завод помощником токаря. Когда началась война, он записался добровольцем в армию на должность миномётчика. Служил в полку кавалерии 5-го гвардейского корпуса вплоть до 1943 года. Спустя год активного участия в военных действиях его серьёзно ранили около города Моздок, после чего ему пришлось отправиться в тыл для залечивания душевных и физических ран. В 1944 году он покинул ряды советской армии с двумя наградами «За победу над Германией» и «За оборону Кавказа». Военные годы
Первые шаги Первую песню с названием «Нам в холодных теплушках не спалось» он написал ещё в 1943 году, будучи впечатлённым ужасами войны. В 1946 году он написал песню «Неистов и упрям…». Успешно защитив диплом в 1950 году, он отправился познавать опыт жизни в учебные заведения Калужской области. Советскому народу очень понравились творения молодого поэта, и уже с 1959 года Булат регулярно появляется на большой сцене с авторскими песнями. Особенно запомнились такие произведения, как «Сентиментальный марш», «Московский муравей», «Песенка о голубом шарике», «На тверском бульваре» и др. Особую популярность барду принесла песня «Нам нужна одна победа», прозвучавшая в драматической картине Андрея Смирнова «Белорусский вокзал». В известной кинокартине Владимира Мотыля «Белое солнце пустыни» звучит композиция авторства Булата Окуджавы. Именно этот трек ассоциируется с данным фильмом, ведь «Ваше благородие, госпожа удача» считается одной из самых популярных песен в истории советского кинематографа. Знаменитые песни Б. Окуджавы
Творчество писателя выходило далеко за рамки обычной литературной деятельности. Он написал несколько киносценариев к таким картинам, как «Верность» Петра Тодоровского и «Женя, Женечка и Катюша». Участвовал в съёмках фильмов на должности актёра. Окуджава является автором нескольких исторических повестей и романов, включая «Старинный водевиль» 1971 года, « Глоток свободы», «Бедный Авросимов» 1969-го, «Путешествие дилетантов», «Свидание с Бонапартом» 1983 года. Также поэт принадлежит к лауреатам Государственной премии СССР за стихотворный альманах «Посвящается вам» 1988 года. Его роман «Упразднённый театр» был удостоен престижной литературной премии «Русский Букер» 1994 года. С 1996 года Окуджава признан почётным жителем Калуги. Первые шаги
Общественная деятельность После снятия со своей фамилии позорного клейма и реабилитации матери, Окуджава становится партийным коммунистом. В 1962 году вступает в ряды Союза Писателей СССР . В клуб-студии «Магистраль» он часто встречался с другими участниками движения в целях обмена опытом. Также заведовал отделом поэзии в еженедельной «Литературной газете» и трудился на должности редактора в издательстве «Молодая Гвардия». Во времена перестройки (конец 80-х годов) выступает в роли демократа и принимает активное участие в политической жизни государства. В 1989 году получает членство в международной правозащитной организации, в которую входят писатели, поэты и журналисты со всего мира.
Наследие Писатель существенно повлиял на особенности развития так называемого «бардовского течения», сформировавшегося в 60-80-е годы. Его последователями стали такие метры жанра, как Юрий Визбор, Владимир Высоцкий и Александр Галич. Сочинение «Возьмёмся за руки, друзья…» является гимном авторской песни и часто его можно услышать на различных концертах, посвящённых данному направлению. В репертуаре поэта более 200 песенных мотивов, к которым он сам сочинял не только тексты, но и музыку. Его композиции легли в основу нескольких десятков кинокартин. На Арбате установлен памятник, посвящённый творчеству «поющего поэта». Но это не столько необходимость, сколько символ и дань искусству, которому Окуджава отдал всю свою жизнь без остатка. Памятник Булату Окуджаве в г. Москва
Предварительный просмотр:
План-конспект урока (45 минут)
Религиозная и светская музыка
ФИО Манило Вера Владимировна
Место работы МБОУ СОШ №7 им. Д.М. Карбышева
Должность Учитель музыки
Предмет Музыка
Класс 7 класс
Тема и номер урока в теме «Религиозная и светская музыка»
Базовый учебник Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 6 класс.
Цель урока: закрепить с обучающимися ранее изученный материал по теме: «Светская и религиозная музыка на примерах знакомых уже произведений».
Задачи:
Образовательные: приобщение к духовно-нравственным ценностям музыки религиозной традиции и светской музыки;
Воспитательные: обобщение и систематизация представлений семиклассников об особенностях драматургии произведений разных жанров духовной и светской музыки, осознание её социальных функций;
Развивающие: формирование познавательных мотивов учения, умений излагать своё мнение в устной и письменной форме, осуществлять поиск новой информации в Интернете, справочниках и оценивать её качество.
Проблема урока:
Актуальна ли сегодня религиозная и светская музыка?
Музыкальный материал:
«Месса Си минор» И. С. Баха ; «Токката и фуга Ре минор» И. С. Баха; (Гимн России – в начале урока); Хор Святого Фомы «Предрождественский Бах», «Соната для фортепиано №1 До мажор, K. 279» (Мюнхен, Лето 1774 г.) В. А. Моцарта; песня без слов №30. Ля-мажор: «Весенняя песня». Ф. Мендельсона; Алеманда Французской сюиты До - минор И. С. Баха; «Ода музыке» сл. и муз. Вячеслава Горского
Тип, форма урока: урок повторения пройденного материала, урок углублённых знаний, групповая форма урока
УМК Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская. Музыка 7 класс
Организационный процесс: (4 минуты)
Приветствие учителем школьников. Исполнение Гимна РФ.
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Перекличка учителем ребят.
Мотивирование к учебной деятельности: (3 минуты)
Звучит фрагмент с прошлого урока «Месса Си минор» И. С. Баха.
Дети должны догадаться по прослушанному материалу : кто автор данного произведения.
- Здравствуйте, ребята!
- Прослушйте фрагмент данного произведения и вспомните: о каких жанрах музыки мы говорили на прошлом уроке? (ответы)
- К кому жанру по вашему мнению относится данный фрагмент музыки. Аргументируйте свой ответ: (ответы)
- Каких еще композиторов данного жанра вы знаете ? (ответы)
Формулировка темы и проблемы урока: (4 минут)
Учащиеся вспоминают тему урока, вновь проговаривают проблемы урока и способы её решения.
- Кроме жанра религиозной музыки о каком жанре мы еще говорили на прошлом уроке ? (ответы)
- Есть ли среди вас ребята, которые любят и слушают такую музыку ? (ответы)
- На прошлом уроке мы с вами прослушали произведения таких известных композиторов как Л.В.Бетховен, И.С.Бах ,Ф.Шопен, как вы считаете: способствует ли такая музыка духовному обогащению человека? (ответы)
Повтор ранее изученного материала: (12 минут)
- Итак, ребята давайте послушаем первое произведение .
Звучит фрагмент «Знаменного распева» из реп. И.С. Баха
- А теперь подумайте: когда мы поговорим о жанре религиозной музыки, какую именно музыку мы подразумеваем? (ответы)
- Правильно религиозная музыка всегда связана с музыкой богослужения, это музыка церкви. Ребята ,а в Западной Европе церковь как называется?(Собор)
- Ребята постарайтесь вспомнить: как в старину называлась такая музыка? (Знаменный распев). И почему такое странное название? (ответы).
- Правильно, потому что это название родилось от слова «знак». Но что странного в этом пении в древней Руси, чем оно отличается от теперешнего нашего времени, и как прозвучал «Знаменный распев»? А отличается такое пение, ребята, тем, что исполнение было в стиле «акапелла». Ребята, что такое «акапелла»? (ответы)
- Правильно! Это пение без инструментального сопровождения. Пение было очень красивое в древней Руси, которое пришло к нам из Византии. В нем были слышны мужские голоса в одноголосье, а одноголосье – это пение в унисон.
Итак, вспоминаем, что на смену музыки «Знаменного распева» из Европы к нам пришло другое исполнение. Кто скажет: какое это пение? (ответы)
- Правильно, это исполнение многоголосьем., пение которое разделялось на многие голоса, как и писал И.С. Бах. Менялась фактура и менялась насыщенность сочинений. И склад музыки разделился на 2 вида изложения: Гомофония и Полифония
Напомню, что Гомофония - это многоголосное исполнение, где один голос главный, а полифония - это также многоголосное исполнение, где все голоса равны.
Все эти сложные произведения писал один композитор о котором вы уже очень много раз слышали и мы о нём упоминали в разных темах. Кто это, ребята? (ответы)
- Это Иоганн Себастьян Бах. Из какой страны этот прекрасный композитор? (ответы)
-Правильно, Германия. А вы знаете, что И. С. Бах был придворным органистом , и никто в 18 веке лучше него не знал орган. Всю жизнь И. Себастьян проработал в соборе. Он писал духовную музыку. Ребята, орган - это клавишно-духовой инструмент. На органе не одна клавиатура, а много, а так как в органе есть трубы ,то звук мы услышим только после того как теплый воздух пройдет через все трубы в органе. Бах писал полифоническую музыку ,а вершина этой полифонической музыки - это «Токката Ре-минор и фуга», которую мы сейчас послушаем.
Звучит фрагмент «Токката и фуга Ре минор» И. С. Баха.
Ребята, молитва в Германии в 18 веке называлась хорал, а у нас молитва и по сей день так и называется. И люди приходят в церкви, чтобы послушать молитвы. Давайте послушаем: как в провославном храме звучит молитва, она исполняется акапелла. Обратите внимание, если в «Знаменном распеве» только мужские голоса, то в нашей провослвной молитве уже смешанные голоса, и присутствуют солисты. В нашей провославной церкви нет оркестра, никаких музыкальных инструментов, и исполняют молитвы стоя.
Послушаем хоралл в Германии - смешанный хор, который звучит в унисон, где нет разделения на голоса, и хор звучит под сопровождение инструментов.
Звучит фрагмент смешанного хора из Германии. Хор Святого Фомы «Предрождественский Бах».
Физкульт-минутка: (2 минуты)
Детям предлагается игра «Двигайся – замри!» под специально подобранную ритмичную быструю музыку. По желанию и возможностям педагог участвует в игре. «Физкульт- минутка» позволяет детям ненадолго расслабиться, переключиться и с новыми силами вновь включиться в процесс!
Изучение нового материала: (12 минут)
- Ребята, а теперь давайте обратимся к светской музыке. Светская музыка опиралась на народно-песенную, танцевальную культуру. Одна из разновидностей светской музыки – камерная музыка, которая начала развиваться с XVI века. (от лат. Camera комната). Так, в отличие от церковной и театральной, называют инструментальную или вокальную светскую музыку.
- С середины XVIII в. активизируется светская концертная жизнь, свободная от влияния церкви. Увеличивается количество оркестров, ансамблевых и сольных концертов. В творчестве венских композиторов-классиков — Гайдна, Моцарта, Бетховена и др. — сформировались классические виды инструментального ансамбля - соната, трио, квартет и др.
Прослушивание фрагмента «Сонаты для фортепиано №1 До мажор, K. 279» (Мюнхен, Лето 1774 г.) В. А. Моцарта
- Написанная для небольшого состава исполнителей, камерная музыка звучала в домашней обстановке или при дворах знатных вельмож. Исполнителей, работавших в придворных ансамблях, называли камер-музыкантами. Постепенно камерная музыка стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах.
- Разнообразны камерные вокальные и инструментальные миниатюры композиторов-романтиков XIX в. К ним относятся песни Ф. Шуберта, фортепианные песни без слов Ф. Мендельсона, каприсы Н. Паганини, вальсы, ноктюрны, прелюдии, баллады Ф. Шопена, романсы М. Глинки, пьесы П. Чайковского и многое другое.
Прослушивание фрагмента песни без слов №30. Ля-мажор: «Весенняя песня».
- И. С. Бах писал не только духовную музыку, но он и не отставал от моды в свое время, когда уже были балы и появляется сюита, которую тоже писал И. С. Бах. (французское происхождение). Сюита - это несколько танцев и в основе контраст ,а контраст- это противоположность, на которой и строилась сюитная танцевальная музыка.
- Мы с вами, когда более подробно проходили тему «Сюиты», говорили об этих танцах.
Это также выражение светской музыки. Алеманда (англ) - Изначально низкий танец эпохи Возрождения, стандартная составляющая сюиты. Это музыка, под которую происходило торжественное шествие, под эту музыку также проходили в зал.
Прослушивание фрагмента Алеманды Французской сюиты До - минор И. С. Баха.
Проверка на закрепление нового материала: (4 минуты)
- Ребята, мы с вами поняли: какая музыка звучала при дворах знатных вельмож и в домашней обстановке? (Ответы- Камерная музыка).
- С какого века активизируется светская концертная жизнь и становится свободной от влияния церкви? (Ответы: С середины 18 века)
- Увеличивается количество оркестров, ансамблей и сольных концертов. Ребята, а какие классические виды инструментального ансамбля были созданы венскими композиторами? (Ответы: соната, трио, квартет).
- Когда появилась светская музыка и чем отличалась от церковной музыки? (Ответы: светская музыка появилась в 16 веке и не зависела от церкви, исполнялась инструментально или вокально в небольших помещениях, но постепенно стала исполняться не только в узком кругу знатоков и любителей музыки, но и в больших концертных залах).
Рефлексия учебной деятельности на уроке: (3 минуты)
- Для чего нужна нам и человечеству духовная и светская музыка? Музыка, как друг человека, приходит к нам в разные минуты жизни, счастливые и горестные. Каждое направление музыкальной культуры имеет своё предназначение, она вдохновляет нас, делает добрее и сильнее, учит любить, любить красоту и беречь её, быть внимательными и заботливыми. Произведения, прослушанные на уроке, были написаны (рождены) любовью и верой. Композиторы передавая нам свои чувства, делились своими мыслями: болью и радостью, любовью и предательством, и у каждого из них была своя вера, но объединяла их любовь к музыке.
- Ребята, в знак любви и уважения к такой музыке я предлагаю вам спеть песню «Ода музыке»!
Исполнение песни «Ода музыке» сл. и муз. Вячеслава Горского
Домашнее задание: (1 минута)
- Ребята, послушайте примеры светской и религиозной музыки дома, выберите понравившийся жанр и напишите сочинение по выбору на тему:
1) «Какое впечатление на меня произвела светская музыка»
2) «Какое впечатление на меня произвела светская музыка»