Сценарий праздника "День народного единства"

Житкевич Надежда Владимировна

В сценарии отражается история возникновения праздника.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий праздника

День народного единства

Добрый день, дорогие ребята!  4 Ноября, вся наша большая страна отмечает праздник День народного единства. Это праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех российских народов, это день спасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила.

Ребята, сегодня я вам расскажем о том, что произошло много лет назад в это время и вы поймете почему мы этот праздник отмечаем в ноябре.

Расскажем я вам сказку. Да не сказку, а быль. Ведь все это было взавправду.

Давным-давно, в стародавние века, в древние времена, жили-были на земле русичи, храбрые, сильные, благородные воины, трудолюбивые землепашцы, искусные мастера и мастерицы.

Жили наши предки честно и славно, храмы да терема возводили, детей растили да песни слагали.

Но вот пришёл недобрый день и час 18 марта 1584 года умирает государь, царь и Великий князь всея Руси Иван Васильевич Грозный. И навалились на землю Русскую великая смута, беды-несчастья, да злые напасти.

Цесаревич Дмитрий, сын Ивана Грозного был слишком мал и на царствование сел Борис Годунов. В это время пришёл неурожай, а за ним и голод лютый. С голоду и с тоски-кручины начались меж людьми ссоры да раздоры. На Руси люди поднимали бунты, которые жестоко подавлялись царскими войсками.

А потом пришла новая беда при загадочных обстоятельствах умирает цесаревич Дмитрий. А в его смерти народ обвиняет Бориса Годунова. За этими бедами пришла и другая - заметили враги, что ослабела Русь от раздоров да голода, обрадовались и выступили в поход на Москву, стольный град русский. 

Воевать задумали обманом – царя с собою привели фальшивого, самозваного, яко бы это чудом спасшийся цесаревич Дмитрий. А народ и поверил… Обманутые крестьяне и горожане охотно присоединялись к войску самозваного царя Лжедмитрия, открывали перед ним, будто бы перед настоящим царём российским, свои ворота. 

Однако самозванец и не думал исстрадавшийся русский народ защитить, спасти! Захватив Москву, власть, трон да корону царскую, принялся пировать да веселиться! Смертельная опасность нависла над землёю Русской – везде царили раздор да запустение, горе да отчаяние!

Как числа 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание. Самозванец царь Лжедмитрий I был свергнут, а на престол “выкрикнули” нового царя — Василия Шуйского. Однако Смута продолжалась.

Появлялись все новые и новые самозванцы Лжедмирии. Василий Шуйский решился просить помощи у иностранных соседей. И начался тяжелейший для России период иностранной интервенции. Налетели на Россию злые коршуны из Швеции и Польши. Не справился с ними Василий Шуйский и был низложен с царствования.

Испугались московские бояре и заключили мир с поляками, предложили русский престол королевичу Владиславу и впустили в Москву польские войска. А шведы захватили Новгород, осадили Псков и Смоленск.

Шел 1610 год. Страшное время… Смутное время!.. Россия расколота!

Правительства нет. На северо-западе хозяйничают шведы. В центре бесчинствуют шайки Лжедмитрия II. В Москве хозяйничают поляки. Темные тучи собрались над Россией, а через них как луч света пробивается голос святейшего патриарха Гермогена. 

Отказался он от дружбы с иноземцами. И по городам Руси рассылаются его послания, в которых звучит призыв к освобождению земли Русской от захватчиков. И нашёлся на земле русской, в краю нижегородском удалой богатырь, добрый молодец Кузьма Минин.

И росту был не богатырского, но была в нём сила духа настоящего богатыря, сердце пылкое и гордое, ум острый да смелый. В лихую годину выбрали нижегородцы Кузьму своим старостой. Понял Минин, что надо не прятаться от напасти, а постоять за себя да за родимую землю, выступить против Самозванца.

Принялся Кузьма Минин собирать силы и средства на освобождение Отечества. Поняли нижегородцы, что все они крепко-накрепко связаны единою бедой, единою надеждой. Собрались они на площади перед святою церковью и всё, что скопили за жизнь, полную лишений, стали отдавать на ополчение

Слайд картины «Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям» («Воззвание Минина») К. Маковского.

Собрать деньги на рать важно, но это ещё не главное. Главное – найти воинов в войско и полководца достойного. Остановили свой выбор нижегородцы на князе Дмитрии Пожарском – о нём по Руси шла добрая слава. Согласился князь возглавить войско.

Воевода найден, и войско со всей Руси собрано, осталось только его вооружить, как полагается. Долго ли, коротко ли, но изготовили нижегородские мастера оружие и доспехи.

Рассказ про богатырские доспехи.

Это, ребята богатырские доспехи. Старинный воинский доспех в виде рубашки из металлических колец назывался кольчуга. Кольчуга - кольчатая броня - делалась из железных колец. Кольчуга весила примерно 6,5 кг.  После сборки ее чистили и шлифовали до блеска.

Это - Шлем (показывает) – старинный металлический защитный воинский головной убор.

А это – зерцало. Для усиления кольчуги в XVI-XVII веках в России применялись дополнительные доспехи, которые надевались поверх брони, - зерцала. Они состояли в большинстве случаев из четырех крупных пластин: передней, задней и двух боковых. Пластины, вес которых редко превышал 2 кг, соединялись между собой и скреплялись на плечах и боках ремнями с пряжками (наплечниками и нарамниками). Зерцало, было отшлифовано и начищено до зеркального блеска (отсюда - название доспеха), часто покрыто позолотой и украшено гравировкой и чеканкой.

А это - Рында

В XVI-XVII веках при великих князьях и царях находились оруженосцы-телохранители (рынды), которые сопровождали монарха в походах и поездках, а во время дворцовых церемоний стояли в парадных одеждах по обе стороны трона. Когда рынды несли свою службу во дворце, их вооружение составлял большой "посольский топор". Он делался из булата и стали, декорировался серебряной и золотой насечкой. Рукояти этих топоров украшали поясками из драгоценных металлов (иногда, впрочем, обходились золоченой медью), часто покрывали инкрустацией.

А сейчас мы видим парадные доспехи

Это драгоценное вооружение, владеть которым могли только цари и их воеводы. Парадные доспехи украшались серебром, золотом, драгоценными камнями, обрамлялись филигранными оправами, покрывались гравировкой. Зерцала, изготовленные Коноваловым в 1616 году для царя Михаила Федоровича, оценивались в XVII веке в 1500 рублей (в то время как цена рядового панциря колебалась тогда от 5 до 10 рублей). Под стать парадным доспехам было и убранство коня. Лошади были покрыты богатою сбруею, седла из золотой парчи, узды также роскошно убраны золотом, с шелковою бахромою.

Кузьма. Познакомьтесь, ребята с метательным оружием древней Руси.

Лук и стрелы употреблялись с древнейших времен и были оружием и боевым, и охотничьим. Луки делались из дерева (можжевельника, березы и др.) и рога. Общая длина лука достигала двух и более метров. На лук надевался чехол - налучь, или налучье. Стрелы для лука могли быть тростниковые, камышовые, березовые, яблоневые, кипарисовые. Чехол для стрел назывался колчаном или тулом. Все снаряжение целиком именовалось саадаком или сагадаком. Налучь с луком носили слева, колчан со стрелами - справа. Налучь и колчан часто делали из кожи, сафьяна и украшали шитьем, драгоценными камнями, бархатом или парчой.

Другим видом метательного оружия были арбалеты или самострелы Самострел уступал луку по скорострельности, зато превосходил его по силе удара стрелы и кучности боя. Самострельный болт с двухсот метров валил с коня всадника и легко пробивал железную кольчугу.

Из режущего и колющего оружия на Руси были распространены мечи, ножи и сабли.

Меч состоял из широкой, острой с двух сторон полосы, то есть клинка, и из крыжа - рукояти, части которой именовались яблоко, черен и огниво. Клинки изготавливали из стали или железа. Меч вкладывался в ножны, обитые кожей или бархатом. Ножны делали из железа и украшали золотыми или серебряными насечками Меч привешивали к поясу при помощи двух колец, расположенных у устья ножен.

Ножи, употреблявшиеся древнерусскими воинами, были нескольких видов, короткие с двумя лезвиями, зацепленные крючком за пояс, они назывались поясными; несколько более длинные и широкие, чем поясные, с одним выгнутым к концу лезвием назывались подсайдашными, их привешивали к поясу с левой стороны; ножи с кривым клинком, носившиеся за голенищем правого сапога, так и именовались - засапожные.

С X века получила распространение сабля. Сабля состояла из полосы, которая имела лезвие, и рукояти. Рукоять набиралась из огнива, черена и набалдашника.

Ударное оружие.

Ударное оружие относится к оружию ближнего боя. Булавы, палицы и шестоперы - оружие боевое. Применялся ли в войске кистень - увесистая металлическая гирька, прикрепленная к концу ремешка длиной около 50 см, - определенно сказать трудно, но неоднократные археологические находки кистеня свидетельствуют о его достаточной популярности. Булава представляла собой короткий жезл, на конец которого насаживался массивный набалдашник. Головка шестопера состояла из металлических пластин - перьев (отсюда его название). И булава, и шестопер происхождение свое ведут от палицы - массивной дубины с утолщенным концом, обычно окованным железом или утыканным большими железными гвоздями. Палица, возможно, была древнейшим оружием, известным человеку

Это - рубящее оружие.

Очень распространенным рубящим оружием в древнерусском войске был топор, которым пользовались и князья, и княжеские дружинники, и ополченцы, как пешие, так и конные. Впрочем, существовало и различие пешие чаще пользовались большими топорами, конные же - топорками, то есть короткими топорами. Топоры подразделялись на секиры, чеканы и топоры булавы. Большой широкий топор назывался бердыш.

В начале XVII века в русском войске (первоначально - среди окружения Лжедмитрия) появились алебарды - видоизмененные топоры различной формы, оканчивающиеся копьем. Лезвие насаживалось на длинное древко (или топорище) и часто было украшено позолотой или чеканкой.

Но ни одно войско не могло быть без стяга.

Ребята, а как вы думаете что такое «стяг». Правильно. Но в стародавние времена знамя называли – стяг. Значение стяга в древнерусских ратях огромно. Перед началом сражения вокруг стяга в боевом порядке строилось войско, когда битва распадалась на ряд отдельных рукопашных схваток, стяг служил для воинов ориентиром, местом сбора, указателем хода боя. Если враг низлагал стяг, это означало поражение, и за этим неизбежно следовало бегство войска. Поэтому в междукняжеских войнах к овладению княжеским стягом направлялись все усилия соперников, судьба стяга решала судьбу битвы, и вокруг него разыгрывалась самая жестокая сеча.

В XVII (17) веке слово "стяг" уже не встречается в употребление входит термин «знамя».

Возвращаемся к нашей истории.

В 1612 году ополчение Минина и Пожарского выдвинулось к Москве через долгий путь Балахну, Юрьевец-Волжский, Кострому и Ярославль. В Ярославле подходило подкрепление со всех концов Руси, собирались деньги, подвозили оружие.

И вот настал день, когда земля русская провожал ратников на битву. Грянули медью колокола. (Звучит в записи колокольный звон) Ударили со стен пушки, развернулось и затрепетало на ветру княжеское знамя Дмитрия Пожарского. И вот сошлись противники в страшной сече. Застонала земля от тысячи копыт, зазвенели мечи, затрещали выстрелы.

20 августа ополченцы заняли Земляной и Белый город. Еще месяц продолжалась осада Китай-города и Кремля. 

Тяжело было русским воинам. Наконец обессилели враги, и в начале ноября сдались войску Минина и Пожарского.

Славил народ освободителей земли русской. И чаще всего звучали имена князя Дмитрия Пожарского и Кузьмы Минина. Бывшему нижегородскому старосте Минину нововыбранный царь, Михаил Федорович Романов, пожаловал думное дворянство. Это был уникальный случай в истории России, когда один из высших чинов в государстве получал простой купец. 

А по московским улицам в течение нескольких дней шли очистительные Крестные ходы с главными святынями Руси и символами ополчения– иконами Божьей Матери Владимирской и Казанской. Земля Русская вновь стала свободной!

Как происходило освобождение земли русской от польских захватчиков мы с вами увидим из отрывка кинофильма «Минин и Пожарский». Внимание на экран.

Бегут годы, медленно текут столетия, и каждое выдвигает своих героев, но есть страницы истории, которые ни зачеркнуть, ни забыть нельзя, как нельзя забыть людей, жизнью своей возвеличивших родную землю. Такими были Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, такими остались в веках.

Слайд памятника Минина и Пожарского.

Вот я и рассказала вам о том, как четыреста лет назад единение помогло россиянам справиться с коварным врагом, избавиться от польского нашествия. Здесь и сказке конец, а кто слушал и запомнил молодец.

Теперь, ребята, вам понятно название праздника – День Единения России. Ребята, так кто же такой патриот? (Тот, кто любит свою Родину, защищает её от врагов.)

Кто прославил землю Нижегородскую? (Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин.)

Что помогло победить врага? (Единение народа.)

А сейчас я расскажу вам о памятниках, которые увековечили народный подвиг против польско-литовских захватчиков.

Одним из первых памятников Спасителям Отечества стал Казанский собор на Красной площади в Москве. Он был построен на средства князя Дмитрия Пожарского в 1618 году. При советской власти разрушен, но сейчас вновь восстановлен.

В Нижнем Новгороде в 1632 году был возведен шатровый Михайло-Архангельский собор, в котором покоится ныне прах Кузьмы Минина.

В начале XIX века на народные средства был создан первый в России скульптурный памятник Минину и Пожарскому. Автор памятника выдающийся русский скульптор-монументалист Иван Петрович Мартос. Место для памятника было подобрано в Нижнем Новгороде, но Александр I приказал установить памятник на Красной площади в Москве.

В Нижнем же был возведен обелиск – меч. Бронзовые позолоченные барельефы для его “рукояти” были созданы Иваном Петровичем Мартосом.

4 ноября 2005 года историческая справедливость восторжествовала и памятник Минину и Пожарскому все же открыли и в Нижнем Новгороде на площади Народного Единства. Правда, это копия. И она немного уменьшена по сравнению с московским подлинником. Ее автор известный советский и российский скульптор Зураб Константинович Церетели.

Своеобразным памятником является и картина Константина Маковского “Воззвание Минина к нижегородцам”, хранящаяся в Нижегородском художественном музее.

Есть и другие памятники, но самый большой памятник о событиях 1612 года – это память народа. Наша с вами память. 4 ноября по всей стране чествуется подвиг народного ополчения.

Сколько помнит себя Россия, грозовые тучи множество раз нависали над ней. Не в каждой битве побеждали русские и не каждое сражение выигрывали. Но когда свободу добывали, то хранили её долгие годы.  Против врагов есть у нас верное слово: «Кто с мечом к нам придёт, тот от меча и погибнет». Главная наша заповедь – любить Россию, большую Родину и малую землю, где родились, дорожить дружбой между людьми. Не забывайте этот закон и вы, ребята, в самые тяжелые времена он давал людям надежду, веру и силы, чтобы победить врага.

Помните:

Россия – родина родная,

Леса, пригорки и поля.

Мы все – одна семья большая,

Одна российская семья.    В начале XVII столетия, народы России, одной большой семьёй, объединенные идеями согласия, сплочения и сохранения государственности смогли отстоять свободу и независимость нашего Отечества. Так было и в 1812 году и во время Великой Отечественной войны. Мы всегда должны помнить наша сила в добре и единстве. Это духовная основа нашего Отечества. Это одна из главных идей праздника Деня народного единства.


Ребята, помните, на территории России проживают народы разных национальностей и мы все вместе большая и сильная страна. Живите в дружбе и согласии, берегите мир и будьте достойны подвигов ваших предков. Я с вами прощаюсь. До свидания, друзья. До новых встреч.        

Викторина
1. Какой город является родиной Кузьмы Минина?
А. Балахна
Б. Богородск
В. Лысково
Г. Нижний Новгород
Д. Суздаль


2. Какой памятник был сооружен в Нижнем Новгороде в 1631 году в память ополчения?
А. Обелиск – меч
Б. Скульптура руководителей ополчения
В. Михайло-Архангельский собор
Г. Каменный кремль


3. Через какие города Нижегородское ополчение в 1612 году не проходило?
А. Через Балахну и Кострому
Б. Через Юрьевец и Ярославль
В. Через Владимир и Суздаль


4. Какая икона была главной святыней Нижегородского ополчения?
А. Икона Иверской Божьей Матери
Б. Икона Казанской Божьей Матери
В. Икона Смоленской Божьей Матери

5. Каким званием за “московское очищение” был удостоен К. Минин?
А. Боярина
Б. Стольника
В. Думного дворянина
Г. Великого князя Нижегородского


6. Кто автор рельефов Минина и Пожарского на обелиске-мече в Нижегородском кремле?
А. Зураб Константинови Церетели
Б. Иван Петрович  Мартос
В. Федор Иванович Шубин
Г. Петр Карлович Клодт

7. Где хранится картина Константина Маковского “Воззвание Минина к нижегородцам”?  

А. В Третьяковской галерее

Б. В Кремле

В. В Нижегородском художественном музее

Г. Галерея искусств Зураба Церетели