"Социокультурная реабилитация детей с ОВЗ"
Социокультурная реабилитация – это система организационных приемов и методов воздействия на ребенка-инвалида средствами культурно-досуговой деятельности и предоставления им услуг, применяемых с целью оказания помощи в восстановлении нарушенных или утраченных способностей к деятельности, в соответствии с их интересами, потребностями и потенциальными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsionnye_tehnologii_v_sotsiokulturnoy_reabilitatsii_detey_s_ovz.docx | 44.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение коррекционных технологий в
социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями
Из опыта работы педагога дополнительного образования государственного казенного учреждения социального обслуживания Краснодарского края «Темрюкский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»
п.Светлый Путь Ленина
Введение
В настоящее время в России решение проблем инвалидности и инвалидов становится одним их приоритетных направлений социальной политики государства.
Освоение детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий.
В России, в частности и на территории Краснодарского края действуют реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, цель которых помочь особому ребенку научиться адаптироваться в социуме и стать полноценным членом общества.
Важной частью адаптации ребенка-инвалида является социокультурная реабилитация, которая предполагает комплексное воздействие на личность, что способствует гармонизации, развитию адекватных межличностных отношений, формированию ценностно-культурных установок для свободного самовыражения и самоутверждения.
Социокультурная реабилитация – это система организационных приемов и методов воздействия на ребенка-инвалида средствами культурно-досуговой деятельности и предоставления им услуг, применяемых с целью оказания помощи в восстановлении нарушенных или утраченных способностей к деятельности, в соответствии с их интересами, потребностями и потенциальными возможностями.
Это средство повышения самооценки, способ творческого самовыражения детей, развития жизненно важных познавательных навыков. Социокультурная деятельность — прекрасное образовательное и реабилитационное средство.
Цель и задачи социокультурной реабилитации детей с ограниченными
возможностями:
Основная цель социокультурной реабилитации – создание путей восстановления связи между инвалидом и окружающей средой за счет развития у него умения пользоваться новыми способами ориентации.
Главная задача социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями – это приобщение их к культурным, духовно-нравственным ценностям, к здоровому образу жизни. Возможность реализовать запросы инвалидов, организовать их культурный досуг, общение со здоровыми людьми – такова главная задача социокультурной реабилитации инвалидов.
Эффективность процесса социокультурной реабилитации поддерживается рядом принципов: индивидуальный подход, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями.
Я работаю педагогом дополнительного образования в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями. Наши воспитанники – это дети с отклонениями в физическом, психическом или умственном развитии. Это дети, которые требуют особого внимания к себе, но как любой человек, вне зависимости от своих особенностей, они имеют право на образование, общение. Среди всех видов деятельности, которые дети получают в процессе реабилитации, мой раздел музыкально–театрализованной деятельности наиболее полно предоставляет благоприятные возможности для организации условий работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Структура занятия позволяет организовать работу на основе взаимодействия и взаимосвязи средств музыки, театра, сказок с приемами коррекции.
Моя главная цель - развить даже самые крошечные задатки такого ребёнка, вовремя заметить его искорку, а порой и зажечь, разглядеть ее и не дать этой искре погаснуть, помочь полноценно социализироваться в обществе.
Коррекционные технологии в социокультурной реабилитации детей с
ограниченными возможностями.
Формы и методы социокультурной реабилитации многообразны.
Рассмотрим более подробно коррекционные технологии, применяемые мною в условиях нашего учреждения.
Игротерапия
Игровая терапия – комплекс социально-культурных реабилитационных технологий, в основе которых лежит использование игры. Игра снимает напряженность, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. В игре дети выражают эмоции, манипулируя средствами игры. Игротерапия ценна тем, что позволяет увидеть, с чем в игре ассоциируется у ребенка травма, проблема, что мешает ему нормально жить.
Это могут быть игры в образах, игры, основанные на литературных произведениях, на импровизированном диалоге, на сочетании пересказа и инсценировки.
Если рассматривать игровую терапию как разновидность социально-культурной деятельности, то ее цель - вовлечение человека с ограниченными возможностями в социальные виды взаимодействия, выявление творческого потенциала, способностей, увеличение коммуникативных навыков, выработка активной жизненной позиции, содержательное насыщение досугового времени.
Среди известных методов предупреждения и преодоления страхов в последние годы достаточное место начинает занимать метод игротерапии и, в частности, куклотерапия.
Куклотерапия - этот метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки или с игрушкой. Куклы помогают перевоплощаться взрослым и учат детей. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения. Сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».
Возможности куклотерапии позволяют решить три важные коррекционные задачи: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекцию отношений в системе ребенок-родитель.
Музыкотерапия — это технология социокультурной реабилитации, которая использует разнообразные музыкальные средства для психолого-педагогической и лечебно-оздоровительной коррекции личности ребенка с ОВЗ, развития его творческих способностей, расширения кругозора, активизации социально-адаптивных способностей.
Пение включает работу над развитием артикуляционого аппарата: артикуляционную гимнастику, дидактические игры на развития голоса, дыхания, исполнительские навыки. В своей работе над певческими навыками я использую песни и попевки. Развитие вокально-хоровых навыков помогает детям-инвалидам осваивать песенный материал, открывает новые возможности в освоении мелодии и текстов песен, в использовании выученных песен в самостоятельной игровой деятельности и в жизненных ситуациях.
В работе с нашими детьми целесообразно постоянно переключать их внимание на разные виды музыкальной деятельности. Игра на погремушках, трещотках, музыкальных молоточках, металлофоне, связана с развитием мелкой моторики пальцев рук, координацией слуха и движений, слуха и голоса при выполнении определенного ритмического рисунка, ориентирует в оценке высоты звуков, звучания конкретных инструментов, что характеризуется как лечебный фактор.
Музицирование привлекает даже самых робких и инертных детей к активности в выражении своих чувств радости от возможности игры на разных музыкальных инструментах. Участие в оркестре сочетает навыки игры на инструменте с развитием общей музыкальности, с воспитанием чувства ответственности и своей значимости. Во время игры на музыкальном инструменте участник чувствует себя равноправным партнером, солистом или лидером в определенной сфере, где его возможности по сравнению с двигательными навыками могут быть выше. Пусть эти первые музыкальные опыты далеки от совершенства, однако они часто вызывают устойчивый интерес к музыке, желание участвовать в совместных занятиях, игровых заданиях, прислушиваться к своей игре и к игре других исполнителей, выполнять указания педагога, стремление получить положительную оценку своих усилий.
Танцевально-двигательная терапия - социально-культурная технология, ставящая своей целью создание и разрешение контролируемых кризисов в безопасной среде на основе видов танцевального искусства для обучения детей, не способных адаптироваться к травмирующим жизненным обстоятельствам. Танцевальные упражнения снимают мышечную закрепощенность, избавляют от нервных перегрузок, решают проблемы гиподинамии. Танец рассматривается функциональным стимулятором личности, повышает работоспособность, улучшает физическое самочувствие.
Танцевально-двигательная терапия для детей заключается в том, чтобы ребёнок мог выразить свои эмоции через танец, вытанцевать свое настроение, ощущения.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз. Танец может улучшить психодинамические функции человека. На самом деле, ритмические движения укрепляют разные группы мышц, и улучшает работу суставов, а также воздействуют на такие способности, как быстрота, точность и синхронизация движений. Занятия танцевальными движениями эффективны для воспитания положительных качеств личности. Разучивая элементы танцев, двигаясь в хороводе, дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся вежливо обращаться друг с другом.
Взаимодействуя с окружающими людьми, дети с ограниченными возможностями получают необходимый жизненный опыт, возможность контактировать как со здоровыми, так и с имеющими отклонения в развитии, адекватно реагировать на их поведение в различных жизненных и игровых ситуациях.
Терапия театральным искусством - социально-культурная технология, способствующая творческому развитию, социальной активизации, приобретению коммуникативных навыков, психологическому балансу, апробации социальных ролей с помощью драматизации, импровизации. Театральные постановки адаптируются для детей с ограниченными возможностями так, чтобы для них была отведена роль в соответствии с их возможностями.
Воспитательные и коррекционные возможности театрализованной деятельности безграничны.
Дети знакомятся с окружающим миром, со всем его многообразием через образы, краски, звуки, они учатся думать, делать выводы и обобщения. Заучивание текста способствуют развитию памяти, расширению словарного запаса, улучшению звукопроизношения, развитию выразительности речи. Таким образом, можно подчеркнуть, что в театрализованной игре формирование диалогической, эмоционально насыщенной речи происходит легче, чем на иных обыкновенных занятиях.
Участвуя в театрализованных постановках, музыкальных спектаклях и играх-драматизациях, «особые» дети быстрее адаптируются в среде детского сада. Положительные изменения проявляются у них как в личностном, так и психическом развитии. Способность к вступлению во взаимодействие с другими детьми и взрослыми у этих детей значительно выше и формируется гораздо быстрее, чем у детей, которые не участвовали в театрализованной деятельности.
Дети приобретают опыт разного рода во взаимоотношениях между героями сказки или инсценировки. Ребята учатся согласовывать свои действия с действиями своего партнера: слушать не перебивая, говорить, обращаясь к партнеру, уважительно относиться друг к другу. Принимая участие в разных постановках, дети устанавливают и визуальный, т.е. зрительный контакт не только с взрослыми, но и другими детьми. Следя взглядом за одним из детей или взрослым, ребенок может исполнить практически самостоятельно достаточно сложный танец или повторить какие-либо движения в игре, песне с движениями.
Мы часто используем и играем в кукольный театр. Нами были поставлены спектакли: «На лесной опушке», «Репка на новый лад», «Сказка о глупом Мышонке» и кукольные постановки: «Три поросенка», музыкальная сказка «По мотивам Колобка». После спектакля появляется хорошее настроение, положительные эмоции, сплоченность детского коллектива, а самое главное -доброе, дружеское отношение друг к другу.
Встреча с театральными куклами помогает воспитанникам расслабиться, снять напряжение, создать непринужденную радостную атмосферу. Неуверенные в себе дети с удовольствием играют роли, так как кукла для них является ширмой, за которую ребенок стремится спрятаться в непростой или стрессовой ситуации
Таким образом, все дети принимают активное участие в играх, песнях, танцах и инсценировках. Благодаря этому у детей стимулируется развитие сохранных возможностей. Неговорящие дети учатся общаться с другими детьми и взрослыми с помощью мимики, жестов, движений. Дети с выраженными двигательными нарушениями – петь, двигать ручками, ножками или головой в такт музыке. Пассивные дети преодолевали свои страхи, возбудимые, испытывая эмоции своих героев, становились более спокойными и уравновешенными.
Использование музыки, песен, танцев развивает ориентирование, двигательную активность, моторику, пластику, музыкальность. Участие в играх - драматизациях, инсценировках помогает каждому ребенку стать увереннее в себе, преодолеть страх перед выступлением на сцене.
Грамотно организованный реабилитационный процесс способствует не только личностной самореализации, но выступает эффективным стимулом социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.