Публикация на тему: «Особенности работы хореографа в школе»
где необходимо старание, упорство, усилие над собой.
Освоение танцевального искусства – во многом процесс самостоятельной деятельности, связанной с повторением и регулярностью. Для того, чтобы увидеть реальный, ощутимый результат своего труда, ребёнку необходимо приложить массу усилий в течение нескольких месяцев. А так хочется всё и сразу! Если это поверхностное увлечение, то и результат занятий будет незначительным. Недостаточно развитая координация и чувство своего тела могут стать причиной разочарования и раздражительности, а значит – и падения интереса к занятиям.
А много ли времени и сил уделяют тренировкам и без того загруженные дети, весь день проводящие в школе? Часто – только на наших занятиях. Некоторые приходят в обычной школьной одежде и (о, ужас) школьной обуви, что никак не может способствовать нужному настрою на тренировку и комфортному исполнению движений.
«Домашнее задание» (обычно на повторение) почти никогда не выполняется. Выученное сегодня к следующему уроку уже забыто, приходится начинать всё сначала.
Говоря о факторе частоты занятий, необходимо помнить, что тренировки один раз в неделю даже вредны для организма, т.к. большая и резкая нагрузка ухудшает здоровье. За два раза в неделю прирост в обучении весьма небольшой, скорее это будет поддержание уже имеющегося уровня развития; а занятия три и более раз в неделю дают качественный прирост.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobenosti_raboty_horeografa_v_shkole.docx | 24.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Публикация на тему:
«Особенности работы хореографа в школе»
Составитель: педагог
дополнительного образования
Мирошниченко Ирина Владимировна
Магнитогорск 2023г
Известно, что с петровской эпохи до начала ХХ в. танец был обязательным предметом в учебных заведениях, чем подчёркивалось его государственное значение, а в XIX в. танцевальная культура России была на большой высоте. Затем, в первые годы советской власти, развивающиеся на западе бальные и бытовые танцы считались «буржуазными» и запрещались.
Но всё же сохранялись традиции классического балета и фигурного катания. И хотя сегодня Россия входит в русло мировой танцевальной культуры, традиционное отношение российского общества к танцам осталось весьма снисходительным, если не отрицательно-насмешливым.
На современном этапе развития социально-экономической сферы, культуры и образования особую значимость приобретают вопросы художественно-творческого развития и воспитания подрастающего поколения. Но практика воспитательной работы показывает, что общеобразовательная школа, являясь центральным звеном в формировании культуры школьников, не полностью реализует возможности искусствоведческих предметов, потенциал всей системы дополнительного образования в художественном и творческом воспитании детей.
Многие школы уделяют внимание преимущественно передаче знаний, а формирование чувств, нравственных и эмоциональных качеств, творческой составляющей считается второстепенным.
Одним из средств эстетической культуры, воздействующих на школьников через творческую деятельность, является искусство хореографии. Но, несмотря на очевидную, разностороннюю пользу танцев, многие считают их несерьёзным занятием. Значение уроков хореографии не представляет для многих учащихся определенной ценности.
При большой загруженности детей уже в начальной школе танцы стоят далеко не на первом месте. Очевиден приоритет английского языка и спортивных секций, особенно в условиях богатого разнообразия и доступности. Танцы как развлечение бросают или приостанавливают очень легко. «Двойка? Не успел? Устал? Виноваты танцы. И ни ногой, пока не исправишься!»
Специфичность уроков хореографии в общеобразовательной школе связана с ограниченностью времени (1-2 часа в неделю) и широким набором детей почти без учёта их индивидуальных способностей. Для того, чтобы ученики, не имеющие специальных данных, за небольшое отведённое время могли на хорошем уровне освоить комплекс движений, а стихийное желание стало осознанным увлечением, должно произойти почти чудо.
Сколько разнообразных методов должен узнать, придумать и применить педагог-хореограф! Сколько артистизма, гибкости, умения почти мгновенно ориентироваться в неповторимых учебных ситуациях! А знания одной только молодежной субкультуры!
Для полноценного и гармоничного танцевального развития школьники должны освоить минимум движений и форм разных жанров хореографии. В профессиональном обучении существуют отдельные уроки, на которых изучают классический, народный, историко-бытовой танцы, историю хореографии, отдельно отводятся часы на постановочную работу, но в общеобразовательной школе весь этот комплекс приходится проводить в условиях ограниченного времени.
При этом педагогу необходимо научить детей выполнять не только простейшие танцевальные упражнения и движения, но и исполнять танец осмысленно, вдохновлено, музыкально и свободно.
Проблема состоит еще в том, что здесь нет единого стиля. Сколько школ и групп, столько и стилей, техник, своих особенностей. Кроме того, есть много детей, искушенных выездами за границу, музыкальными и театральными впечатлениями. Чтобы урок прошел интересно, приходится находиться в вечном поиске новых идей и вдохновения.
Но на практике в связи с недостаточным научно-методическим обеспечением в области эстетического воспитания средствами хореографии, недостаточной ориентацией учебных пособий и рекомендаций, слабой мотивацией и большой загруженностью преподавателей наблюдается нехватка интересных образовательных программ и педагогических находок, пассивность педагогов, творческая ограниченность.
Один из важных факторов работы на начальном этапе обучения – использование минимума танцевальных элементов при максимальном их сочетании. Разнообразие сочетаний танцевальных движений создает впечатление новизны и развивает творческую фантазию детей.
Длительное изучение, проработка небольшого количества материала, конечно, работает на качество его усвоения, что в дальнейшем будет являться прочным фундаментом знаний. Но чревато механическим повторением и потерей интереса.
Занятия танцами – это не просто досуг, и это прекрасно понимают те, кто идет через этот нелёгкий, но очень интересный путь. Любой опытный танцор и преподаватель понимает, что без многократного повторения и тренировки тела трудно рассчитывать на большой прогресс в танце.
Занятия школьников, уставших после уроков, танцами оказываются не только развлечением, но и ещё одним, дополнительным видом деятельности, где необходимо старание, упорство, усилие над собой.
Освоение танцевального искусства – во многом процесс самостоятельной деятельности, связанной с повторением и регулярностью. Для того, чтобы увидеть реальный, ощутимый результат своего труда, ребёнку необходимо приложить массу усилий в течение нескольких месяцев. А так хочется всё и сразу! Если это поверхностное увлечение, то и результат занятий будет незначительным. Недостаточно развитая координация и чувство своего тела могут стать причиной разочарования и раздражительности, а значит – и падения интереса к занятиям.
А много ли времени и сил уделяют тренировкам и без того загруженные дети, весь день проводящие в школе? Часто – только на наших занятиях. Некоторые приходят в обычной школьной одежде и (о, ужас) школьной обуви, что никак не может способствовать нужному настрою на тренировку и комфортному исполнению движений.
«Домашнее задание» (обычно на повторение) почти никогда не выполняется. Выученное сегодня к следующему уроку уже забыто, приходится начинать всё сначала.
Говоря о факторе частоты занятий, необходимо помнить, что тренировки один раз в неделю даже вредны для организма, т.к. большая и резкая нагрузка ухудшает здоровье. За два раза в неделю прирост в обучении весьма небольшой, скорее это будет поддержание уже имеющегося уровня развития; а занятия три и более раз в неделю дают качественный прирост.
Но традиционно в системе образования принято делать два занятия в неделю, да ещё учитывая тот факт, что времени на повторение пройденного материала дома у учащихся, как правило, нет. Поэтому проблема, что дети забывают изученный материал, закономерна и понятна.
Если занятия проходят редко, то большая часть информации забывается, если часто, то остаётся и наращивается. Проблема запоминания нового материала – одна из самых актуальных для педагога. А потому учителю-хореографу постоянно приходится искать способы, приёмы и методы, при которых 80-90% новой информации усваивается на самом учебном занятии.
К тому же, в силу психофизических особенностей человека у учащегося интерес падает как от чрезвычайно простых, так и от сложных элементов. Если деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то она ведёт за собой развитие способностей, реализуя то, что Л.С. Выготский называл «зоной потенциального развития». Деятельность, не находящаяся в пределах этой зоны, гораздо в меньшей степени ведёт за собой развитие способностей.
Если она слишком проста, то обеспечивает лишь реализацию уже имеющихся способностей и только; если же она чрезмерно сложна, то становится невыполнимой и также не приводит к формированию новых умений и навыков. Какой же выход?
Вот некоторые рекомендации, опираясь на большой практический опыт многих коллег:
- повышаем и меняем задачи через такие интервалы, чтобы ученикам было легко достигать прогресса, они почувствуют свою успешность и захотят её подкрепить;
- метод разучивания по частям (движение делится на простые части и каждая часть разучивается отдельно, распределяя внимание между различными движениями, манерой исполнения, музыкальностью) в сочетании с целостным методом разучивания (в замедленном темпе);
- исполняем элементы, постепенно увеличивая уровень их сложности;
- учим в обратном порядке, чтобы идти от нового к известному, отлично выученному в начале;
- метод временного упрощения движения (сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде, затем движение усложняется, приближаясь к законченной форме);
- меняем виды деятельности и задач;
- даём задание придумать небольшие композиции из пройденных па;
- применяем игровые и творческие задания, конкурсные уроки;
- поощряем любые попытки к старанию, удачно исполненное движение, танцевальную одежду, осанку; подчеркиваем любое улучшение во всем, что касается танцевального мастерства, характера, имиджа и т.д.
Ещё один вид затруднений, встречающийся на занятиях танцами. Оказываются «наказанными» не только неуспевающие, но и яркие, самые способные дети, схватывающие на лету, опережающие остальных. У них всё получается легко, быстро, точно, мы хвалим их, ставим в пример и используем их помощь на занятиях.
И вдруг замечаем, что, несмотря на свои успехи и активную позицию в группе, ученик теряет стимул и заинтересованность в быстром освоении нового. «Зачем мне стараться? У меня и так всё получается».
Психологические эксперименты показали, что полный и легко достижимый успех также плохо сказывается на способностях и как следствие, на обучении, как и поражения. Такие дети сразу понимают и выполняют предложенные движения, и если педагог не найдёт способ их заинтересовать, их ожидает скука и раздражение, пока то же самое не поймут другие ученики группы.
Конечно, не хвалить и по достоинству не оценивать нельзя.
Следуя советам специалистов в области образования, предлагаем группе задания разной сложности, на выбор. Например, обязательный минимум, посильный любому ученику, тренировочные задания (для желающих хорошо знать и уметь) и творческие, выполняемые по желанию.
При этом самостоятельный выбор уровня и количества заданий даёт учащимся дополнительную возможность самореализации, придаёт дух соревновательности. Реализовывается психологическая потребность в прохождении всевозможных испытаний для подтверждения своей умелости, а предмет изучения становится интереснее.
Ведь в изучении танцев (как и в большинстве других областей) нет предела, «потолка», есть лишь определённые степени овладения этим искусством. Каждое танцевальное движение или фрагмент могут отрабатываться и совершенствоваться до бесконечности.
С прохладным отношением к танцам общества в целом, о котором говорилось вначале, связана ещё одна проблема педагога-хореографа – наказание ребёнка родителями путём лишения удовольствия, т.е. временный запрет на посещение ваших занятий. Отнимая у ребёнка его небольшие радости, родители огорчают его. Кстати, если ребёнок расстроен тем, что не может пойти на ваше занятие – празднуйте победу. Очевидно, что ему у вас нравится.
Запрещая ребенку посещать занятия, родитель меньше всего думает о процессе обучения, работе коллектива и о том, что это будет неудобно педагогу. (Но наша цель – не осуждать и оценивать, а разобраться, что делать нам, коллегам, любящим свою работу). То же самое происходит, когда ребёнка забирают с репетиции или концерта без предупреждения.
Т.е., решая сегодня одну проблему, родители создают другую, ведь «завтра» прощёное родителями дитя отстанет от группы и получит новую долю негативных эмоций. Чтобы свести такой риск к минимуму, необходимо больше общаться с родителями, устанавливать доверительные отношения с ними, хвалить их детей. И те, и другие должны знать о важной роли юного артиста в вашем коллективе.
Как правило, никто не хочет специально подводить педагога и коллектив, особенно если родители видят, что вы действуете в интересах ребёнка. Один из способов преодоления ситуации – корректировка проведения занятия педагогом, что есть по сути прекрасная возможность самосовершенствования.
Такие занятия развивают у педагога мобильность мышления и творческий подход, ведь ему приходится действовать в нестандартной ситуации. Повторим с другими то, что у них хуже получается, не «зацикливаясь» на отсутствующем ученике.
К тому же, наказывая ребёнка непосещением занятий, родитель, не только лишает его радости в обучении, снижая мотивацию к образованию, но и создает ситуацию, когда учащийся находит себе другие виды досуга, которые далеко не всегда обладают высоким духовно-нравственным потенциалом.
Говоря о теме пропусков занятий, сделаем акцент на важности взаимопомощи, выручки и поддержки среди детей.
Многие ученики группы между собой дружат, а многие ли показывают друг другу движения, помогая тому, кто пропустил? Чаще всего никто не догадывается ни спросить, ни предложить. А ведь детские души отнюдь не лишены чувства доброты и поддержки. Кстати, показать и объяснить новый материал другим – это прекрасный способ выучить его самому, который ещё и даёт возможность обнаружить свои пробелы.
Предоставим возможность юным танцорам почувствовать себя в главной роли прямо на занятии и объявляем игру «в учителя». Дети по очереди показывают и объясняют группе движения (те, которые учили в прошлый раз, или придуманные по вашему заданию или свои любимые и т.п.) Как правило, наибольшую трудность будет вызывать именно объяснение, особенно у младших детей. Для большего понимания, уяснения и запоминания движения будет лучше, если они проговорят то, что делают, пусть и с вашей помощью.
В отечественной системе дополнительного образования существует множество детских коллективов, кружков и студий, руководители которых направляют усилия на изучение основ танцевальной грамоты. Взаимодействие педагога с детьми часто сводится к преподаванию практических умений и минимума теоретических знаний.
Возможное разнообразие форм учебной работы сводится к однотипным занятиям – изучению последовательности движений в разных танцах (на профессиональном языке «связкам»), влекущим за собой переутомление, эмоциональное напряжение, мышечную усталость. Как сделать обучение хореографии менее жёстким, пробудить и поддерживать у него интерес к занятиям, найти сферу приложения способностей каждого и развить то, что заложено от природы?
Каждый ребёнок стремится быть не только наблюдателем, но и активным участником процесса обучения. Если деятельность ребёнка – творческая, она постоянно заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом как средство проверки и развития способностей.
В этой связи важной является музыкально-исполнительская и сочинительская деятельность детей. Такая деятельность связана с созданием чего-либо нового, открытием для себя нового знания, обнаружением в себе новых возможностей, к приложению необходимых усилий для преодоления трудностей. Особенно важно, чтобы участие в сочинении танца, его исполнении и восприятии было ребенку по силам. В связи с этим одной из форм урока могут быть нетрадиционные уроки-конкурсы.
Так как урок конкурсный, каждый стремится подготовиться. Ученики самостоятельно придумывают свою комбинацию, где используют танцевальные движения, которые учили на уроке или придумывают что-то свое. Некоторые дети сочиняют на ходу, экспериментируя с любимыми видами движений. Они танцуют свое настроение или настроение музыки, пробуют себя в композиционном и исполнительском творчестве. За ними выходят на импровизированную сцену даже самые стеснительные. Никто никого не принуждает, ведь всё это представлено в форме игры. Хочешь – попробуй, не хочешь – просто смотри.
Важно, чтобы ребёнок сам почувствовал, когда для него безопасно и комфортно выдвинуться на первый план. Внимание – излишний акцент на его стеснительности только усилит его дискомфорт. У многих появляется интерес, и они придумывают по несколько комбинаций. При желании дети могут объединяться в группы по 2-3 человека и работать в команде, помогать друг другу. На подготовку даётся время на уроке или предлагается домашнее задание.
Разновидностью таких заданий может быть составление танца на основе предложенного набора рисунков. При этом заранее объясняются критерии оценки: чёткость и музыкальность исполнения, связующие движения, артистизм и т.д. Многие сами подбирают себе музыку.
Перед выступлением учитель обращает внимание детей, на внимательное и уважительное отношение к работе сверстников. После просмотра танца он может сделать корректные замечания по доработке композиции и стимулирует зрителей-учеников к высказыванию своих впечатлений.
Дети любят находиться в жюри, подсказывать и предъявляют к себе воспитательные требования взрослых: быть внимательным, активным, самостоятельным. Но необходимо следить, чтобы их советы были грамотны и обязательно доброжелательны. При таком методе обучения проявляется активная позиция детей к поиску новых сочетаний движений на основе пройденного материала, развивается интерес к искусству танца, чувство взаимоуважения, дружелюбности и сопричастности к общему делу.
Только творческий подход к построению урока, его неповторимость, насыщенность многообразием приёмов, методов и форм могут обеспечить эффективность обучения. Уроки не должны быть одинаковыми, тем более в дополнительном образовании! Однообразие всегда утомляет. Один из способов развития познавательной активности учащихся – это применение современных мультимедиа технологий.
С их помощью учебный материал можно представить, как систему ярких опорных образов, позволяющих облегчить запоминание и усвоение материала. Более того, сегодня изменение технологии обучения и формы представления образовательной информации являются требованием времени. Компьютер с проектором пригодится на теоретических частях занятия для изучения стилей танцев, для уроков с видео-тренером, камера – для съемок и работы над ошибками.
Активным, творческим, пробуждающим в детях художественное и творческое начало должен быть весь процесс обучения танцу. Через танцы проходят почти все люди, все дети. Это один из наиболее стабильных видов досуга молодежи. Сегодня в школе если и присутствуют элементы хореографии, то как некое исключение из правил: обычно это выступления учащихся, которые занимаются различными направлениями танцевального искусства «профессионально».
Для большинства же детей красивые и слаженные движения под музыку на публике кажутся чем-то недостижимым. Но ведь все хорошее хочется попробовать самому, а где это сделать, если не в школе? Искусство танца в той или иной степени доступно для изучения любому ребенку независимо от его природных дарований и возраста. Осваивая танцевальную лексику, ребенок не просто воспринимает красивое, но и преодолевает определенные трудности, совершает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступна.
Так важно найти подход к каждому ребенку, завоевать симпатии детей, разглядеть в каждом только ему присущие качества. Главная наша задача – не только дать детям знания, умения, навыки, но создать условия для свободного владения ими, их творческого использования.