Проект "Моя малая родина"
Приобщение детей к истории и культуре родного края, воспитание любви и бережного отношения к родному селу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moya_malaya_rodina.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Моя малая Родина».
«Любовь к родному краю, родной культуре, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому, настоящему…»
Д. С. Лихачёв.
Актуальность темы. В проекте национальной доктрины образования Российской Федерации подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечественному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём селе, районе, крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине, месту, где родился человек.
В связи с этим огромное значение имеет ознакомление детей с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного края. Нам порой кажется, что о своей малой родине мы знаем всё или почти всё, но опросы детей говорит о том, что знания эти недостаточны или поверхностны. Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомление детей с родным селом, районом, его достопримечательностями, формирование у них таких черт характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей малой Родины, и с другой – отсутствие достаточной и информации об истории села привели к выбору темы проекта.
Цель проекта:
Приобщение детей к истории и культуре родного края, воспитание любви и бережного отношения к родному селу.
Задачи проекта:
- Дать знания детям о родном селе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, экологическая ситуация в родном крае.
- Познакомить с героями - земляками, воспитывать гордость за вклад своей малой родины в жизнь всего государства.
- Расширить знания детей о флоре и фауне родного края, об экологии края
-Укрепить родственные и семейные связи через погружение в историю жизни своей семьи, почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений.
- Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся.
Вид проекта: информационно - исследовательский.
Участники проекта:
Обучающиеся детского объединения «Художественное творчество» от 5 до 12 лет , родители.
Продолжительность проекта: долгосрочный
Сроки реализации проекта
Октябрь – май 2022 – 2023 учебного года
Необходимые условия реализации проекта:
1. интерес детей и родителей;
2. методические разработки;
3. интеграция со специалистами межпоселенческой библиотеки.
Методы проекта:
1. Наблюдение.
2. Поиск информации.
3. Анкетирование.
4. Экскурсии
5. Беседы, воспитательные мероприятия
Прогнозируемый результат.
- Обогащенные и систематизированные знания детей об истории села и его культурных ценностях. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.
- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры, традициях родного села,
- Повысится внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к природе родного края
- Дети приобретут навыки коллективной работы в процессе совместной деятельности; расширят коммуникативные навыки.
- Дети смогут самостоятельно применять знания в практической деятельности.
Принципы проекта:
Принцип историзма.
Реализуется путём сохранения хронологического порядка описываемых явлений и сводится к двум историческим понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее (в наши дни).
Принцип гуманизации.
Предполагает умение педагога встать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции, видеть в ребёнке полноправного партнёра, а также ориентироваться на высшие общечеловеческие понятия - любовь к семье, родному краю, Отечеству.
Принцип дифференциации.
Заключается в создании оптимальных условий для самореализации каждого ребёнка в процессе освоения знаний о родном городе с учётом возраста, накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы и др.
Принцип интегративности.
Реализуется в сотрудничестве с семьёй, библиотекой и т. п. Содержание краеведческого материала определяется с учётом сочетания всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями.
Этапы проведения и реализации проекта:
I. Информационно-накопительный:
1.Изучение интереса детей для определения целей проекта.
2.Ознакомление и ввод учащихся и родителей в проектную деятельность.
3.Сбор и анализ литературы для взрослых и детей, методических материалов.
4.Обращение к специалистам.
II. Организационно-практический6
1. Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом,
2. Привлечение детей и родителей к сбору материала для оформления альбомов, открыток и фотографий,
3.Проведение цикла познавательных занятий о родном селе.
4.Экскурсии по селу,
5.Выставки детских работ, семейных коллекций.
6.Консультации для родителей.
7.Участие в творческих конкурсах
III. Презентационно – завершающий:
Итоговое занятие “Моё село- частица сердца моего! ”
Представление готового продукта проектной деятельности учащихся:
фотоальбом «Моя малая Родина»
Оценка этапов реализации проекта детьми.
IV. Контрольно-рефлексивный:
Подведение итогов.
Беседа “Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?”
Планирование проектной деятельности
Дата | Связь с другими видами деятельности |
Сентябрь | - Поисковая деятельность «История образования Родионово – Несветайского района» - Создание гербария родного края |
Октябрь | -Посещение межпоселенческой библиотеки. Мероприятие «Я шагаю по родному краю» - Беседа “Наше село сегодня”. Знакомство с картой села и района. |
Ноябрь | - Знакомство с флагом, гербом и гимном села, района. - Беседа «Моя семья в истории моего села». Изодеятельность «Нарисуй герб семьи» |
Декабрь | -Фотовыставка «Любимые места поселка» - Изготовление фотоальбома «Семейные традиции» |
Январь | - Литературная гостиная: «Поэты земли Несветая». Чтение стихов о родном крае. - Конкурс рисунков «Край, в котором я живу» |
Февраль | - Беседа о людях, прославивших родное село, его героях. -Встреча с интересными людьми своего села |
Март | - Беседа об особенностях климата, природы, животного мира родного района. Изодеятельность «Птицы моего села» - Конкурс рисунков «Экология вокруг нас». Встреча с экологами района. |
Апрель | - Экскурсия по селу “Улицы моего села”. Составление рассказов «Дом, в котором я живу», «Моя школа» - Конкурс рисунков на асфальте «Район - наш чистый дом» |
Май | - Беседа «Наши односельчане, герои Великой Отечественной войны» - Экскурсия к памятнику героям ВОВ с возложением цветов. - Беседа «Сделаем наш край чище». Выставка поделок из бросового материала - Итоговое занятие по проекту «Моё любимое село», презентация проекта. |
Анализ реализации проекта.
В результате проекта «Моя малая Родина» достигнуты все задачи, которые мы ставили. Все этапы были выполнены по плану и в указанные сроки. В ходе реализации проекта ребятами была проведена большая исследовательская работа.
Итог - замечательный альбом. В нём собран и оформлен материал по родному селу. Работая над проектом, дети познакомились с историей родного села, поняли, что наш район- часть большой страны, которая называется Россией. Дети научились сотрудничать с родителями, совместно изготавливать поделки. Научились использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, удовлетворять познавательные интересы, искать дополнительную информацию.
Литература.
- Рыбалкова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания. // Дошкольное воспитание 2003, № 6. С. 45 - 55.
- Якушева Т. А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребёнка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика 2006, № 6.
- З.А.Ершова, Н.А.Краскина «Никто не забыт, ничто не забыто…».
- Н.Г.Комратова, Л.Ф.Грибова «Моя малая Родина».
- Л. В. Коломийченко «Дрогою добра».
- В. Н. Косарева «Народная культура и традиции».
- М. В. Коробова, Р. Ю. Белоусова «Малыш в мире природы».
- https://www.donland.ru/activity/103/
- Материалы Интернет- ресурсов.
- https://rodionovomcb.ru/