Мастер-класс "Артистическая культура педагога"
Артистическая культура как одна из составляющих имиджа педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_artisticheskaya_kultura.docx | 936.28 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества станицы Калининской
АРТИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
как одна из составляющих имиджа педагога.
Разработала: Штрапова Алена Владимировна
педагог-организатор
ст. Калининская, 2022 г.
Цель: раскрыть тему «Артистическая культура педагога»
Задачи:
- осуществить анализ педагогической деятельности, определить сущность и назначение артистической культуры педагога в работе;
- проанализировать основные проблемы молодых педагогов.
- выявить специфику и особенности артистической культуры педагога.
Ход выступления
Современное общество диктует педагогу серьезные требования и усиливает потребность в скорейшем формировании индивидуального стиля творческой педагогической деятельности. Приемы и методы, которые применяет педагог должны быть системными, гармоничными, созвучными между собой, должны соответствовать личности учащихся и индивидуальным особенностям коллектива, но и обязательно быть созвучными творческой индивидуальности самого педагога. Вот именно в этом заключается педагогический артистизм: свобода, естественность, целесообразность и гармоничность поведения, его соответствие ситуации, обучающей задачи и воспитательной сверхзадачи.
Не все педагоги великие артисты, но каждый может привнести в образовательный процесс эмоциональную составляющую общения педагога и учащихся.
Словарь современного русского языка определяет артистизм, с одной стороны, как дар, а с другой, как результат труда:
1. Выдающиеся способности, художественная одаренность, свобода перевоплощений, с помощью которой человек легко, непринужденно «входит в образ». Особое умение держать себя, изящество манер, грациозность движений и т.п., обычно свойственные артистам.
2. Высокое мастерство, достигнутые кем-либо в области искусства. Высокое мастерство в каком-либо деле, в выполнении чего-либо».
Основными критериями артистизма педагога являются: красноречие, выразительность звучания голоса, умение внушать и убеждать, владение искусством слова. Артистичный педагог использует пластику собственного тела, которая способна выразить душеное состояние через язык движений. Существенным является и пространственное поведение педагога.
Проблема артистизма педагога в том, что он ранее был недостаточно изучен и исследован. В свою очередь, педагогическая деятельность воплощает в себе своеобразное единство науки и искусства, логического и эмоционального. Есть мнение, что труд педагога, по многим показателям приближен к труду актера и режиссера.
Артистизм педагога рассматривается, как:
- черта личности, некое ее своеобразие (способность перевоплощаться, живость, острота, дар рассказчика и т.д.);
- совокупность педагогических приемов, «техник». Навыки отбора наиболее яркой, а не только значимой смысловой информации, «техника» задавания вопросов, втягивающих всех занятие с элементами игровых моментов, тем самым позволяющих занятию запомниться;
- концепция педагогического творчества.
Структура педагогического артистизма выделяет:
- внутренний артистизм – культура педагога, непосредственность и свобода, обаяние и эмоциональность, игра воображения, самообладание в условиях публичности;
- внешний артистизм: игровая подача, «техника игры», передача своего отношения к материалу, владение умение само презентоваться.
Чтобы справиться с этой миссией, современному педагогу необходимо уметь поддерживать свою творческую форму, обладать искусством самовыражения.
Артистизмом в педагогике понимает:
1.Черта личности учителя, некое ее своеобразие: способность перевоплощаться, обаяние «артистической стихийности, живопись, острота, экспрессия, богатство жестов и интонаций, дар рассказчика, способность нравиться; одухотворенность, ощущение внутренней свободы; внутреннее изящество, образное мышление, стремление к нестандартным решениям через образные ассоциации; особенности психики, тип нервной системы. Акцентуация личности (К. Леонгард) выделяет 3 стимулирующих момента для артистической натуры:
1) эмоциональную возбудимость
2) демонстративные черты характера
3) интровертированность; способность к импровизационному и органичному, естественному существованию в условиях педагогического процесса.
2.Совокупность учебных приемов, «техник», заключающихся в том, что урок «разыгрывается» по особым законам, еще не изученным до конца. Искусство отбора эстетически наиболее яркой, а не только значимой, смысловой информации; «техника» задавания вопросов, втягивающих всех в урок-игру и позволяющих уроку запомниться. Использование приемов искусства, в частности – отстранения; поиск органичных выходов к теме урока и способов «погружения» в нее; выстраивание учительского поведения в соответствии с определенными педагогическими задачами.
3.Концепция педагогического творчества, по которым педагогическая деятельность рассматривается «незавершенным» взглядом, вся окружающая действительность работает на нее, а содержимое урока не сводится до какого-то узкого аспекта – «по делу». События во время взаимодействия учителя и ученика разворачиваются по законам жизни, в которой нет чего-то не главного.
Педагогический артистизм – это феномен, функционирующий с той или иной степенью активности на всех стадия процесса педагогического творчества.
Задача артистичного педагога – оказать на обучающихся эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание; утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами; заставить играть воображение, а игра – всегда свободный выбор.
Основной жанр уроков артистичных педагогов – соимпровизация, абсолютная творческая свобода каждого в русле заданной темы и совместной ансамблевой работы. Урок не разыгрывается «по нотам», а создается его партитура – каждый раз заново. Отсюда – импровизация. А так как в ней участвуют все, то она становится соимпровизацией.
«Артист» в широком смысле слова – это мастер своего дела, виртуоз, искусник. А артистизм – это деятельность, поднятая до уровня искусства, тот высший уровень совершенства в работе педагога, когда уроки поднимаются на желанную духовную высоту. Педагогический артистизм является сложным сплавом духовных и физических качеств.
К составляющим педагогического артистизма, относится одна из черт театрального искусства – перевоплощение. Борис Пастернак писал, что сцена «не читки требует с актера, а полной гибели всерьез». Перевоплощение требует актерских способностей, умения «сыграть роль», способности стать другим, оставаясь самим собой. Стать другим, не значит быть «наигранным». Наигрыш – вершина неправды, фальши, неискренности, внешнее кривлянье. Только оставаясь самим собой, преподаватель может временно одеть любую маску. Таким образом, артистизм - это, прежде всего состояние души, способной на время не просто казаться кем-то, а в самом деле «быть».
Обаяние включает в себя фасцинацию переводимую как завораживание. Среди способов фасцинации выделяют: особый взгляд (он должен быть прямым, лучистым, если и твердым, но теплым), особый голос (богатый в тембровом отношении, гибкий по модуляциям), особый ритм речи (то возбуждающий, то успокаивающий, но не наскучивающий), особый ум (с одной стороны, высоко импровизационный, с другой – богато оснащенный словесными конструкциями и их вариациями, с третьей – обостренно ситуативный). «Импровизировать» - значит быть способным отказаться от заготовленных заранее пунктов и линий изложения, с тем, чтобы на ходу «вылепить» новыми средствами тему. «Ситуативность» ума означает наличие в каждый миг общения точной и многоканальной связи с аудиторией. Обаяние – это искренность, отсутствие фальши, искусственной наигранности в поведении, манерничания и жеманства.
Артистизм предполагает наличие у преподавателя так называемой «визуальности», внешней привлекательности. Умение преподавателя следить за собой, культура внешних и внутренних проявлений, обаяние и естественность. Важное значение имеет самопрезентация преподавателя. От культуры самопрезентации зависит восприятие преподавателя, представление о нем как о привлекательном человеке, симпатия детей, дальнейшее развитие взаимоотношений. Установление коммуникативных связей упрощается, если у преподавателя приветливое лицо, а движения, жесты, осанка и походка красивы и выразительны. Артистизм придает всем манерам преподавателя одну общую черту – движение к людям, повышенную чуткость к окружающим и умение найти такую форму общения с другой личностью, которая позволяла бы ему сохранить личное достоинство.
Признаки педагогического артистизма
Представим признаки педагогического артистизма, проявляющиеся в основных системных компонентах профессиональной культуры педагога (табл. 1)
У педагога нет никаких театральных аксессуаров, театральных средств воздействия: ни сцены, ни декораций, ни костюмов, ни симфонического оркестра. Классный реквизит прост: стол, стул, доска, наглядные пособия. С точки зрения театра это - реквизитная нищета. И, тем не менее, мы говорим об искусстве преподавателя, его артистизме.
Манера речи
| Выразительность | Эмоциональная окраска речи, темп, интонация, паузы |
Точность | Соответствие выбора слов смыслу высказывания | |
Логичность | Последовательность в изложении материала | |
Образность | Использование примеров, ярких образов, метафор | |
Доступность | Соответствие особенностям аудитории, ее возможностям понимания | |
Разнообразие | Разнообразие используемых языковых средств повтор, риторические вопросы, диалог и т.д. | |
Простота | Отсутствие вычурности, естественность речи | |
Сжатость | Отсутствие лишних слов, слов-паразитов междометий | |
Чистота | Отсутствие нелитературных, жаргонных слов | |
Правильность | Ударение, выбор грамматических форм и конструкций |
Актерское мастерство педагога - это решение различных педагогических задач, успешная эмоционально насыщенная организация учебно-воспитательного процесса и получения соответствующих результатов, ее суть в определенных профессиональных и личностных качеств, которые порождают эту деятельность и обеспечивают ее эффективность.