Мастер-класс "Топос. Краткий метр"

Штрапова Алена Владимировна

Мастер-класс для педагогов в рамках воспитательной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klas_topos_kratkiy_metr.docx30 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

дом детского творчества станицы Калининской

МАСТЕР-КЛАСС

«ТОПОС. КРАТКИЙ МЕТР»

Разработала: Штрапова Алена Владимировна

педагог-организатор

ст. Калининская, 2022г.

Цель: повышение профессиональных компетенций педагогов в использовании современных компьютерных технологий в работе с детьми и родителями.

Задачи: 

- ознакомление педагогов с новыми формами информационно-коммуникативными технологиями;

- повышение мотивации для системного использования в практике современных информационно-коммуникативных технологий;

- познакомить с этапами создания видеоролика; 

- разработка и апробация технологии мультимедийного сопровождения образовательного процесса;

- обновление и пополнение информационных ресурсов образовательного процесса;

- активизация инновационного и творческого потенциала педагогов;

- распространение передового педагогического опыта.

Контингент участников: педагоги МБУ ДО ДДТ ст. Калининской.

Форма проведения: групповая (5-10 человек)

Оборудование: мультимедийное сопровождение, колонки, презентация, раздаточный материал

Ход мастер-класса

Педагог: Доброе утро! Рада приветствовать вас на мастер-классе по теме «Топос. Краткий метр». Говоря о смысле, что такое топос?

ТО́ПОС (греч. τόπος– место) в литературе и фольклоре, устойчивый образ, мотив. 

«Краткий метр» (фильмы, видеоролики могут быть выполнены в любом жанре – репортаж, постановочное видео, документальное и т.д.) - презентации и текстовые материалы в электронном виде для номинации «Образовательный бренд территории».

Федеральный государственный стандарт дополнительного образования призывает нас регулярно повышать свою педагогическую компетентность в работе с детьми и родителями, используя новые нестандартные формы взаимодействия. Так, в работе с детьми нужно использовать современные образовательные технологии, различного рода (презентации, видеоролики, игры), чтобы повышать и поддерживать их познавательный интерес. Для того, чтобы сделать эту работу наиболее продуктивной, я стараюсь разнообразить взаимодействие интересными интерактивными формами, использую для этого различные видеоролики.

Учитель в информационном обществе мыслится не как рабочий, которого можно заменить любым другим, а как разносторонне развитая, изобретательная, инициативная личность (Э.Тоффлер). 

Современные дети очень много времени проводят за просмотром различных видео и самостоятельно создают их в таких приложениях как Тiк-Ток, LIKE, имеют свои YouTube каналы и даже зарабатывают деньги. Все это у них происходит очень быстро и уверенно. Интернет прочно вошёл в нашу жизнь и научил нас получать огромный объём информации за считанные секунды. Поэтому детям очень быстро надоедает привычный досуг. Им интересно как другие ребята снимают разные видео, пишут комментарии, ставят «лайки». Но не весь контент одинаково полезен. Нам взрослым, необходимо быть на «одной волне», «в тренде» с подрастающим поколением. Поэтому необходимо направлять и корректировать интересы наших детей. А где это можно отследить? Во взаимодействии с ними.

В идеале перед созданием видеоролика необходимо в отдельную папку сохранить все картинки, которые будут использованы. В эту же папку скачиваем музыку для будущего ролика. 

Прежде чем приступить к монтажу видеоролика, остановимся на этапах его создания. С чего нам начать?  Конечно, начинаем с замысла. 

1 этап. Замысел. Вам нужно определить какой формы он будет – репортаж, документальный, игровой, социальная реклама, анимационный или музыкальный клип. Если вы решили, какой формы будет ваш будущий ролик, то советую не менять ее. 

2 этап. Сценарий. В составлении и написании сценария вы должны учесть то, о чем вы хотели рассказать и что показать. Прежде всего, сформулируйте цель и четко определите аудиторию, на которую рассчитано видео. Каждая история (сценарий) должны иметь завязку, развитие, кульминацию и развязку. Как правило, сценарий – это то, о чем говорят за кадром. Поэтому это должна быть простая история, понятная зрителям, без каких-либо терминов и труднопонимаемых фраз. До сценариев дети планировали фантастически: прилетает НЛО, кого-то ворует, взлетает… Когда доходило до съемки, они ругались между собой, и ничего не получалось. Написание сценария возвращает с неба на землю. Если я рисую летающую тарелку, то где я её возьму? Раскадровка помогает спланировать работу над роликом.

3 этап. Раскадровка. Здесь автор (режиссер) должен «перевести» сценарий на уровень кадра и монтажа. Необходимо последовательно представить какой кадр и сцена, в какой последовательности и длительности будут смонтированы.  Для того, чтобы впечатления были яркими и запоминающимися, подбирают музыкальное сопровождение согласно настроению, которое мы хотим вызвать.

4 этап. Съемка. На этом этапе оператор снимает материал, который режиссер представил в «раскадровке». Основная задача — это найти правильную композицию и световое решение. Здесь приходиться делать много дублей, чтобы получился нужный кадр или фрагмент. Смена масштаба, угла сьемки, переходы и т.д. позволят управлять вниманием зрителей и поддерживать их интерес в процессе просмотра видео.

5 этап. Монтаж.  Это заключительный этап работы над роликом. Здесь соединяют отснятые кадры, налаживают звук и музыку. «Оформляют» титры и создают переходы между сценами. 

Бонус! Используйте субтитры.

Практика подсказывает, что субтитры используются редко. Однако это не означает, что их нужно игнорировать.

- наличие субтитров облегчает восприятие материала;

- кроме того, чтение – активный процесс (в отличии от пассивного просмотра), а, значит, учебный контент будет лучше усваиваться;

- третий аспект – не всегда есть возможность смотреть видео со звуком!

Занимайтесь брендированием

Логотип можно добавить, как при редактировании видео в той или иной программе, так и непосредственно на YouTube. Для этого войдите в творческую студию, далее перейдите по вкладке «Канал» – «Фирменный стиль» и добавьте логотип канала. В качестве логотипа лучше использовать изображение с прозрачным фоном с расширением .png.

6 этап. Анализ выполненной работы. При просмотре созданного ролика вам может он нравиться, а может не нравиться. Для того чтобы его оценили надо показать работу тому, кто не знает ничего о ней и тогда можно оценить реакцию.

Для конкурсов, акций и заметок желательно ограничивать время ролика, примерно до 3-х минут. Это время наиболее продуктивно воспринимается человеком. Поэтому, если вам кажется, что весь отснятый материал «очень хороший», то лучше его сократить.  Самое главное, чтобы ваша работа соответствовала теме.

Подкаст – термин, состоящие как бы из двух частей – broadcasting (вещание) и названия mp3-плеера от Apple – iPod. Подкаст – отдельный файл или серия файлов аудио или видеоформата.

Скринкаст – видеозапись действий, происходящих на экране; как синоним используется «видеозахват экрана». Скринкасты часто применяются для демонстрации работы в той или иной программе.

Хромакей – технология совмещения нескольких изображений в одном кадре видео. Фактически, представляет собой зеленый экран, которой при редактировании удаляется и вместо него накладывается другой видеоряд.

Видеоарт - создание художественных произведений с использованием возможностей движущихся изображений, видеокамеры и других подручных материалов: художники могут использовать в своей работе пленку или цифровые носители, применять монтаж или отказываться от него, снимать видео или использовать уже готовый материал, добавлять звуковые решения, проецировать свои произведения на экран или делать их базой для перформансов.

Во время просмотра произведения видеоарта, зритель смотрит не столько на то, что происходит на экране, сколько прислушивается к собственным ощущениям и к миру вокруг себя.

Футаж – готовый небольшой видеофрагмент, содержащий анимацию или видеоряд. Часто футажи содержат зеленый или прозрачный фон, что позволят встраивать в готовый видеофрагмент свои видеокадры.

Какие ролики более эффективны и привлекают:

- короткие и лаконичные, в идеале продолжительность ролика должна быть менее 6 минут. Качество такого ролики считается лучше, так как требует более тщательного планирования;

- «говорящая голова» более привлекательна пересоздание учебного видео;

- стремитесь создавать учебное видео в более неформальной обстановке, где преподаватель может использовать зрительный контакт; такой вариант менее затратен и более эффективен, чем сьемка в профессиональной студии;

-  используйте учебное видео в стиле Хана так часто, как это возможно. Если ваше видео содержит слайды или программный код, добавьте записи, сделанные от руки или с помощью цифрового планшета. Но минус в том, что наилучшим качеством будут обладать видеоролики, созданные педагогами с красивым подчерком, хорошими навыками рисования и тщательным подбором графических объектов;

- высокий темп речи не так важен по сравнению с эмоциональностью и энтузиазмом речи;

- видеоролик необходимо оптимизировать для высокой вовлеченности при первом просмотре;

4 шага к съёмке хороших видео

  1. Самые классные видеоролики детей – это те, где запечатлены истинные эмоции и интересные моменты жизни. А чтобы уловить их, нужно хорошенько подготовиться: с утра протрите своё оружие – камеру телефона – и будьте начеку. В настройках лучше ничего не менять, размер видео у меня FullHD 1080р.
  2. Играем ракурсами. От него многое зависит: снимайте, например, снизу, сверху, со стороны объекта. Когда объедините их, то получится интересный ролик.
  3. Не используйте приближение, это испортит качество видео. Лучше сами подойдите.
  4. Штатив, конечно, хорошая вещь, но у большинства его нет. Если съёмка планируется в одном месте, то постарайтесь поставить камеру удобно. Если всё-таки снимаете в движении, то крепко сжимайте камеру. Так видео получится более чётким.

Тренинги

 «Найди свою звезду»

Ход: «Вы, наверное, подустали немного, пора и отдохнуть. Присаживайтесь в кресло, постарайтесь расслабиться, сделайте три глубоких вдоха и выдоха, глаза закрываются (звучит музыка).

Представьте себе звездное небо. Звезды большие и маленькие, яркие и тусклые. Для одних это одна или несколько звезд, для других - бесчисленное множество ярких светящихся точек, то удаляющихся, то приближающихся на расстояние вытянутой руки. Посмотрите внимательно на звезды и выберите самую прекрасную звезду. Быть может, она похожа, на вашу мечту детства, а может быть, она напомнила вам о минутах счастья, радости, удачи, вдохновения? Еще раз полюбуйтесь своей звездой и попробуйте до нее дотянуться. Старайтесь изо всех сил! И вы обязательно достанете свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите перед собой, рассмотрите поближе и постарайтесь запомнить, как она выглядит, какой свет излучает.

А теперь, проведите ладонями по коленям, вниз к ступням ног, и сладко потянитесь, откройте глаза».

После упражнения ведущий задает вопросы. Легко ли было расслабиться, представить себе небо, звезды? Какие чувства испытывали? Что показалось трудным? Какое настроение у вас сейчас?

«Глухонемой передатчик»

Ход: «Сейчас мы поиграем с вами в игру похожую на испорченный телефон. Общаться можно только при помощи жестов не произнося слов, фразу записываем на листочке и показываем следующему вошедшему. Тот тоже записывает, как понял, показывает другому участнику и так до конца. Каждый раз фраза пишется заново, а предыдущая убирается. В конце, зачитываются фразы в обратном порядке, начиная с конца. Сейчас я попрошу вас выйти, один останется».

«Кто Я?»

Ход: Возьмите лист бумаги, ручку и ответьте на вопрос «Кто я?». Правильных и неправильных ответов тут быть не может. Ответ должен быть как можно более открытым и честным.

По окончании работы рассмотрим самопрезентацию: не более 8 - прячетесь, не открываетесь до конца. От 9-10 - средний уровень. 10 и более – высокий уровень, думаете о себе, не стесняетесь себя. Более 20 - вы перехитрили сами себя. Это не игра кто больше. Рассмотрим самоописание: почти наверняка самоописание начинается с таких слов как: «Я учитель» или «Я мать». Это ролевые, формально биографические характеристики. Если таких характеристик большинство Вы - лишь сумма социальных ролей. В чем же тогда Ваша индивидуальность? Вычеркните ролевые высказывания все, что осталось это то, как Вы себя ощущаете. Как часто мы надеваем на себя маску учителя, но мы, прежде всего женщины, которые любят себя, а через любовь к себе любят и весь мир. Каждый из нас глубоко индивидуален и в каждом из нас есть то, за что он себя любит.

Повторение упражнения:

Закройте глаза. Попробуйте не думать ни о чем. Снова задайте себе вопрос: «Кто Я?». Затем, делая периодические паузы, продолжайте мысленно задавать себе этот вопрос и записывать ответы. Обмен мнениями, какие высказывания получились теперь.

«Диагностика»

Ход: 1. «Выбор траектории» (звучит фоновая музыка среднего темпа).

- У многих людей есть привычка, размышляя над решением какой-либо сложной задачи, двигаться по замкнутой траектории. Кто-то движется по кругу... (показывает), кто-то предпочитает ходить, совершая более резкие повороты, т.е. описывая квадрат или прямоугольник... (показывает), кто-то - как будто шагает вдоль сторон треугольника... (показывает). И наконец, встречаются люди, которые, размышляя, движутся по траектории, которую мы называем зигзагом... (показывает). У вас есть несколько минут для того, чтобы подвигаться но комнате, опробуя все эти траектории. Можно уменьшать или увеличивать размеры описываемых фигур по вашему желанию.

Участники начинают двигаться по комнате под музыку. Ведущий мягко пресекает разговоры: нужно, чтобы каждый сумел настроиться на свои внутренние ощущения. Пяти-семи минут обычно достаточно для того, чтобы каждый определился в своем выборе. Ведущий предлагает участникам группы разделиться: "круги", "квадраты", "треугольники" и "зигзаги" занимают разные углы помещения. Каждой группе задаётся вопрос. Что их объединяет, затем каждой группе на листочке даётся характеристика.

КВАДРАТ. Квадрат - это, прежде всего неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы, - вот чем, прежде всего знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадраты - коллекционеры всевозможных данных. Все сведения систематизированы, разложены по полочкам... Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.

Мыслительный анализ - сильная сторона Квадрата... Квадраты чрезвычайно внимательны к деталям, к подробностям. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок...

Аккуратность, порядок, соблюдение правил и приличий могут развиться до парализующей крайности. И когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, с возможной потерей статус-кво, Квадраты вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, эмоциональная сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами. Квадрат неэффективно действует в аморфной ситуации.

ТРЕУГОЛЬНИК. Эта форма символизирует лидерство, и многие Треугольники ощущают в этом свое предназначение. Самая характерная особенность истинного Треугольника способность концентрироваться на главной цели. Треугольники - энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их!

Треугольник - это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем! Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и по возможности за других делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими. Доминирующая установка в любом деле - это установка на победу, выигрыш, успех! Он часто рискует, бывает нетерпеливым и нетерпимым к тем, кто колеблется в принятии решения.

Треугольники очень не любят оказываться неправыми и с большим трудом признают свои ошибки...

Треугольники - честолюбивы. Если делом чести для Квадрата является достижение высшего качества выполняемой работы, то Треугольник стремится достичь высокого положения, приобрести высокий статус, иначе говоря сделать карьеру...

Главное отрицательное качество «треугольной» формы: сильный эгоцентризм, направленность на себя. Треугольники на пути к вершинам власти не проявляют особой щепетильности в отношении моральных норм и могут идти к своей цели по головам других. Это характерно для «зарвавшихся» Треугольников, которых никто вовремя не остановил. Треугольники заставляют все и всех вращаться вокруг себя, без них жизнь потеряла бы свою остроту.

КРУГ. Это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает его, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга - люди, их благополучие. Круг... чаще всего служит тем «клеем», который скрепляет и рабочий коллектив, и семью, т. е. стабилизирует группу...

Они обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией - способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека... Естественно, что люди тянутся к Кругам. Круги великолепно "читают" людей и в одну минуту способны распознать притворщика, обманщика...

Они пытаются сохранить мир и ради этого иногда избегают занимать "твердую" позицию и принимать непопулярные решения. Для Круга нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что именно Круг уступит первым.

... Круги не отличаются решительностью, слабы в "политических играх" и часто не могут подать себя и свою "команду" должным образом. Все это ведет к тому, что над Кругами часто берут верх! Более сильные личности, например, Треугольники. Круги, кажется, не слишком беспокоятся о том, в чьих руках будет находиться власть. Лишь бы все были довольны, и кругом царил мир. Однако в одном Круги проявляют завидную твердость. Если дело касается вопросов морали или нарушения справедливости.

... Главные черты их стиля мышления - ориентация на субъективные факторы проблемы (ценности, оценки, чувства и т. д.) и стремление найти общее даже в противоположных точках зрения. Можно сказать, что Круг - прирожденный психолог.

ЗИГЗАГ. Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из всех фигур и единственная разомкнутая фигура...

Доминирующим стилем мышления Зигзага чаще всего является синтетический стиль. Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального - вот, что нравится Зигзагам. В отличие от Кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в консенсусе и добиваются синтеза не путем уступок, а наоборот - заострением конфликта идей и построением новой концепции, в которой этот конфликт получает свое разрешение, «снимается». Причем, используя свое природное остроумие, они могут быть весьма язвительными, «открывая глаза другим» на возможность нового решения...

Зигзаги просто не могут продуктивно трудиться в хорошо структурированных ситуациях. Их раздражают четкие вертикальные и горизонтальные связи, строго фиксированные обязанности и постоянные способы работы. Им необходимо иметь большое разнообразие и высокий уровень стимуляции на рабочем месте. Они также хотят быть независимыми от других в своей работе. Тогда Зигзаг оживает и начинает выполнять свое основное назначение - генерировать новые идеи и методы работы... Зигзаги устремлены в будущее и больше интересуются возможностью, чем действительностью. Мир идей для них так же реален, как мир вещей для остальных...

Зигзаги - неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны («режут правду в глаза»), что, наряду с их эксцентричностью, часто мешает им проводить свои идеи в жизнь. К тому же они не сильны в проработке конкретных деталей (без чего материализация идеи невозможна) и не слишком настойчивы в доведении дела до конца (так как с утратой новизны теряется и интерес к идее). 

«Обратная связь»

Ход: «Уважаемые участники, в конце занятия я прошу оставить отметку в виде точки на мишени в четырех секторах. Место вашей отметки зависит от оценки вашей работы по четырем критериям: 1. Деятельность ведущего. 2. Содержание занятия. 3. Деятельность участника (самооценка). 4. Психологический климат в группе. 

Вывод: в завершении я хотела бы сказать, что использование различных мультимедийных форм работы становится мощным техническим средством взаимодействия, обучения, коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и детей на качественно новом уровне.

Уважаемые коллеги! Я благодарю вас за плодотворную работу и позитивное настроение.