Программа работы добровольческого объединения
Программа работы добровольческого общественнного объединения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_dobrovolcheskogo_kluba.docx | 64.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №556 с углублённым изучением английского языка
Курортного района Санкт-Петербурга
ПРИНЯТО решением педагогического совета ГБОУ СОШ № 556 Протокол №___ от «__» ___________ 20 г. Председатель педсовета _______________ Ю. В. Леонтьева | УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ СОШ № 556 ___________ Ю. В. Леонтьева Приказ №_____ от «01» сентября 20 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
работы общественного объединения добровольцев школы
Срок реализации: 1 год
Возраст учащихся: 14 - 15 лет
Уровень программы - общекультурный
Разработчик: – Казенкова Наталья Андреевна,
педагог-психолог
Санкт-Петербург
2022
- ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы | Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа работы общественного объединения добровольцев школы. |
Сведения о педагоге | ФИО: Казенкова Наталья Андреевна |
Место работы: ГБОУ СОШ № 556 с углубленным изучением английского языка Курортного района Санкт-Петербурга | |
Должность: педагог дополнительного образования | |
Материально-техническая база | Помещение, в котором проводятся занятия, должно быть оснащено в соответствии с требованием СанПиН от 28 сентября 2020 г. № 28 |
Год разработки, редактирования | 2022 |
Уровень программы | Общекультурный |
Направленность | Социально-гуманитарная |
Направление | Гуманитарное |
Возраст учащихся | 14-15 лет |
Срок реализации | 1 год |
Этапы реализации | Программа обучения и ее тематическое содержание обусловлены необходимостью развития общественных объединений школьников, для популяризации занятий социально-значимой деятельностью. |
Новизна | Программа общественного объединения добровольцев школы способствует развитию добровольческого движения среди школьников и побуждает их к занятию общественно-полезной, социально-значимой деятельностью. |
Актуальность | Возрождение школьных объединений, популяризация добровольческой инициативы среди школьников, развитие школьниками soft-skills навыков посредством участия в добровольческой команде. |
Цель | Воспитание всесторонне развитой личности, имеющей активную жизненную позицию, посредством вовлечения подростков в деятельность добровольческого характера. |
Ожидаемые результаты | Активная работа волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность. Формирование осваиваемых умений, которые являются общеразвивающими и предполагается возможность их переноса на более широкий жизненный (в том числе - учебный) контекст деятельности учащегося. Основной результат работы - формирование в ходе деятельности ответственной, адаптированной к современным условиям, здоровой личности.
|
Формы занятий | Фронтальные, коллективные с использованием дистанционных технологий. |
Режим занятий | - 1 год обучения – 72 часа; 1 раз в неделю по 2 учебных часа, с использованием дистанционных технологий – онлайн-занятия 20 минут |
Формы подведения итогов реализации | Программа является дополнительно-развивающей, поэтому используются формы контроля, исключающие выставление оценок. А именно: демонстрация результатов работы, устный опрос. |
- Пояснительная записка
Данная образовательная программа «Юный инспектор движения» относится к социально-гуманитарной направленности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе:
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
составлена на основе:
1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ №273 от 29.12.2012 г. (действующая редакция 2022 года);
2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20;Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;
5. «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ среднего, профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ» от 24.03.2020г.
6. Положения о порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ ГБОУ СОШ № 556 с углубленным изучением английского языка Курортного района.
- Направленность программы: Социально-гуманитарная.
Освоение знаний о понятии доброволец, характере его деятельности в различных направлениях. Способствование занятиям общественно-полезной деятельностью. Участие школьников в различных социальных акциях и мероприятиях
- Актуальность программы
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.
Формирование у подрастающего поколения здорового жизненного стиля, активной гражданской позиции, успешной, конкурентоспособной личности человека, через привлечение к волонтерской работе самих подростков, что особенно ценно в условиях ограниченности времени школьной действительности.
Формирует устойчивые конструктивные установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.
- Отличительные особенности
Курс направлен на восполнение дефицита социальной востребованности и реализацию лидерского потенциала. Развитие навыков и совершенствование знаний, которые пригодятся ребятам для взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности. Таким образом, происходит подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе.
Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
Первым волонтерским отрядам, тем, которые начнут все с нуля, необходимо пропустить идею волонтерства через себя и понять, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.
Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренингах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный- равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.
Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром.
Во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами), обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой).
Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность. Волонтерская деятельность это подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение социальных опросов, анкетирования.
В-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в группы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для малышей, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.
Волонтерство позволяет показать детям границу между добром и злом, справедливостью и бессовестностью, милосердием и жестокостью. Волонтер обязан знать и соблюдать моральные нормы и правила.
Адресат программы: данная программа рассчитана на подростков 14-15 лет, для занятий по программе принимаются все желающие (мальчики и девочки)
Объём и срок реализации
Год обучения | Количество часов | Количество детей в группе | |
В неделю | В год | ||
1 год обучения | 2 | 72 | 15 и более |
- Цель и задачи программы
Цель: воспитание всесторонне развитой личности, имеющей активную жизненную позицию, посредством вовлечения подростков в деятельность добровольческого характера.
Задачи:
Образовательные
- Освоение основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений.
- Формирование человека – гражданина, личности, которой присущи гражданские качества.
- Формирование лидерской компетентности.
- Оказание позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
- Освоение различных направлений добровольческой деятельности
Развивающие задачи:
- Развитие созидательной активности молодежи.
- Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.
- Развивать исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки.
- Развивать познавательный интерес учащихся.
Воспитательные задачи
- Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития
- Воспитание терпимого отношения к окружающим.
- Привлечение подростков «группы риска» к социально значимой деятельности
- Апробация новых форм организации занятости подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
- Условия реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения - 72 учебных часа, 1 раз в неделю по 2 учебных часа, в условиях ограничений и с использованием дистанционных образовательных технологий онлайн занятия (не более 20 минут).
Условия набора в коллектив: учебная группа формируется в заявительном порядке, на основе свободного набора детей.
Условия формирования групп: при наличии свободных мест возможен прием детей в течение всего учебного года.
Количество детей в группе: на 1 году обучения в группе 15 человек.
Методы, определяющие деятельность педагога и обучающихся: словесные, иллюстративные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, игровые. Выбор методов и приемов обучения зависит от возрастных и физиологических особенностей детей, целей, темы и формы занятия.
Формы проведения занятий:
Форма проведения занятий: аудиторные, практические, тренинговые.
Формы организации деятельности учащихся на занятии:
- фронтальная;
- беседа
- творческое занятие
- игра
- практикум
- тренинг
- фронтальная с элементами индивидуального подхода к обучению;
-индивидуальная;
- групповая.
Формы аудиторных занятий:
- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: интерактивная
беседа, рассказ, занятие-игра, практикум и т.д.;
- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по
систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, комбинированные формы
занятий.
Занятия включают лекционную и практическую часть. В качестве основной формы
организации учебных занятий используется выполнение обучающимися практических
заданий. Роль учителя состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и
постановке задачи, а затем консультировании обучающихся в процессе выполнения ими
практической работы.
Обучающимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.
Текущий контроль выполняется по результатам выполнения обучающимися этих
практических заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме обсуждения
творческой и практической работы. На каждом занятии материал излагается следующим образом:
• повторение основных понятий и методов работы с ними;
• изучение нового материала;
• основные приёмы работы (самостоятельная практическая работа);
С использованием дистанционных образовательных технологий:
- видео-занятия, видео-уроки, мастер-классы;
- выполнение творческих работ;
- адресные дистанционные консультации.
- Материально-техническое оснащение программы:
Технические средства обучения: рабочее место учителя, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Информационное оснащение: педагогическая и специальная литература, видеоматериалы (учебные фильмы по темам), компьютерные презентации (тематические подборки для учебных занятий).
- Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
К личностным результатам освоения программы общественного объединения добровольческой команды можно отнести:
- освоение основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений
- формирование человека – гражданина, личности, которой присущи гражданские качества
- формирование лидерской компетентности
- овладение навыками адаптации в социуме
- осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия:
- овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
- овладение действиями планирования – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- составление плана и последовательности действий;
- овладение действием контроля;
- формирование умений ставить цель – в процессе организации добровольческой деятельности, планировать достижение этой цели;
- оценивание результатов деятельности;
- способность к рефлексии.
Познавательные универсальные учебные действия:
- поиск материалов для достижения поставленной цели
- использование soft-skills навыков для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач
- овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
- установление аналогий, простых причинно-следственных связей способность отличать известное от неизвестного
- умение оценить собственные мысли и действия со стороны
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- взаимодействие с учащимися в группе при помощи различных способов коммуникации
- способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
- возможность постановки вопросов
- способность к разрешению конфликтов
- умение излагать своё мнение и оценку событий
- умение знакомиться и присоединяться к группе
- умение благодарить и принимать комплименты
- умение выражать свои тёплые чувства к другому
- умение слушать и слышать собеседника
- умение осознавать и свои чувства и эмоции и выражать их
- умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности
Предметные результаты:
- знание основ добровольчества и особенностей создания добровольческого объединения
- изготовление плакатов, видео и других информационных материалов для проведения акций
- знание особенностей подготовки акций
- знание понятий: личность, индивид, индивидуальность
- иметь представление о понятии общение.
- Знание основных коммуникативных жестов
- знание секретов речевого общения
- знать основы выстраивания диалога
- знание понятий эмоции и чувства, эмпатия
- уметь определять понятие конфликт
- знать способы разрешения конфликтов
- знать кто такой доброволец и что такое добровольчество
- знать как работать с информацией
- знать какие качества необходимые добровольцу нужно развивать
Уровень освоения программы: социально-гуманитарный
Учебный план детского общественного объединения добровольцев школы
№ | Разделы | Количество часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Организационный блок | 4 | 3 | 1 | Входной контроль |
2 | Информационный блок | 28 | 14 | 14 | Текущий |
3 | Обучающий блок | 34 | 15 | 19 | Текущий |
4 | Итогово-аналитический блок | 6 | 3 | 3 | Текущий |
Итого | 72 | 35 | 37 |
Календарный учебный график детского общественного объединения добровольцев школы
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1.09.2022 | 25.05.2022 | 36 | 72 | Очный- 1 раз в неделю 2 часа/дистанционный - с использованием дистанционных технологий: онлайн - занятие не более 20 минут |
- Календарно тематическое планирование на 2022-2023 учебный год
ФИО педагога: Казенкова Н. А.
Название программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа работы общественного объединения добровольческой команды
Срок обучения: 1 год (2022-2023 учебный год)
№ п/п | Дата занятия | Кол-во часов | Раздел/Тема | Содержание занятий | Кол-во часов (очное обучение) | Проведение занятий | |||
План | Факт | Теория | Практика | Ресурсы | Формы занятий | ||||
1 | 4 | Организационный блок | Написание программы работы добровольческой команды, её утверждение. Реализация содержания программы. Формирование добровольческой команды | 3 | 1 | Презентация работы добровольческой команды, компьютер, проектор. | Лекция, тренинговые упражнения. Начальная диагностика (выявление начального уровня знаний о добровольцах и занятиях добровольческой деятельностью) | ||
2 | 2 | Написание программы работы добровольческой команды | Написание программы работы добровольческой команды, её утверждение. Реализация содержания программы. | 2 | Компьютер, кабинет | ||||
3 | 2 | Формирование добровольческой команды | Проведение занятий в 8-х классах по теме добровольчества, выполнение тренинговых упражнений на тему: «Кто такой доброволец?», а также упражнений направленных на знакомство и сплочение команды. Упражнение “Мои добрые дела”. Заполнение анкеты “Знаю ли я себя”. “Я - высказывания”. - “Обратная связь”. | 1 | 1 | Листочки для записи, ручки, доска, маркеры, презентация о добровольчестве. | Лекция, тренинговые упражнения | ||
4 | 28 | Информационный блок | Формирование у участников команды представлений о том кто такой доброволец и что такое добровольчество, какими компетенциями он должен обладать. Формирование участников команды понятий: личность, индивид, индивидуальность, общение, стили общения, позиции общения, невербальное общение, дистанции в общении, основные коммуникативные жесты, визуальный контакт, вербальное общение, нерефлексивное слушание, диалог, эмоции и чувства, эмпатия в общении, конфликты и причины их возникновения, манипуляции и способы защиты от них. | 14 | 14 | ||||
5 | 4 | Человек как личность, индивид, и его индивидуальность. | Человек как биологический индивид. Понятие о личности. Важнейшие психологические характеристики личности. Тренинговое упражнение “Моё Я”: изучение самосознания личности учащихся, уровня самооценки. Тренинговое упражнение: “Какая я книга”, “Герб-Я”, “В чем мне повезло в этой жизни ”. | 2 | 2 | Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме | Лекция, тренинговые упражнения | ||
6 | 6 | Общение, стили общения, позиции общения. | Значение общения для индивида и общества. Сущность общения. Общение и деятельность человека. Что такое стиль общения? Какие качества личности проявляются в стиле общения? Общение на основе совместной увлеченности, дружеского расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение- заигрывание. Авторитарный, демократический, либеральный стили общения. Выполнение тренинговых упражнений. Коммуникативные игры, демонстрирующие различные стили общения. Ролевые позиции партнеров по общению: позиция неучастия, “пристройка сверху”, “пристройка рядом”, “пристройка снизу”. Общение с позиций: “ребенок”, “взрослый”, “родитель Выполнение тренинговых упражнений. Коммуникативные игры, демонстрирующие различные позиции в общении. | 3 | 3 | Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме | Лекция, тренинговые упражнения | ||
7 | 6 | Невербальное общение, дистанция в общении, значение основных коммуникативных жестов, важность визуального контакта в процессе общения. | Понятие о психологической дистанции и пространстве общения. Зоны и территории. Личная территория человека. Личная зона, социальная зона, общественная зона. Практическое использование в общении зонального пространства. Упражнения на практическое использование зонального пространства в общении. Основные коммуникативные жесты, их происхождение. Упражнения на развитие невербальных средств общения /жестикуляции/. Сигналы глаз. Основные методы и приемы установления визуального контакта с партнером по общению. Упражнения на развитие невербальных средств общения /общение глазами/. | 3 | 3 | Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме | Лекция, тренинговые упражнения | ||
8 | 6 | Вербальное общение, секреты речевого общения, нерефлексивного слушания. Что такое диалог, почему в процессе общения важно учитывать эмоции и чувства другого человека? Что такое эмпатия в общении? | Общее понятие о речи. Речь как основное средство вербального общения. Ваш речевой репертуар. Языковая скверна. Упражнения на развитие вербальных средств общения. Понятие о рефлексивном и нерефлексивном слушании. Умение слушать другого человека как конкретное проявление интереса к людям. Основные привычки слушания. Примеры нерефлексивного слушания. Упражнения на развитие умения слушать собеседника. Понятие о диалоге. Условия диалога. Этапы диалога. Различные состояния участников диалога: готовность к общению, протест и уход. Одиночное эмоциональное и интеллектуальное реагирование. Интеллектуально-эмоциональное единство, глубинные контакты. Упражнения на развитие навыков построения конструктивного диалога. Понятие об эмоциях. Основные виды эмоций. Проявление эмоций в общении. Диагностика типа эмоциональной направленности личности учащихся. Упражнения на развитие эмоциональной сферы личности. Понятие об эмпатии. Роль эмпатии в общении. Эмпатийное слушание. Диагностика уровня эмпатии. Упражнения на развитие эмпатийных качеств личности. Познание людьми друг друга. | 3 | 3 | Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме | Лекция, тренинговые упражнения | ||
9 | 6 | Основы конфликтологии. | Формулирование понятия конфликта. Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути их разрешения. Знакомство со стратегиями поведения в конфликте. Изучить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях. Тест Томаса. «Плюсы» и «минусы» различных стратегий поведения в конфликте. Создание условий для анализа подростками сильных и слабых сторон различных стилей поведения в конфликте. Упражнение «Плюс – минус», упражнение «Катастрофа». Изучение способа манипулирования (с помощью технологии «Зигзаг»). Знакомство с защитами от манипуляций. Упражнение «Бункер». | 3 | 3 | Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме | Лекция, тренинговые упражнения | ||
10 | 34 | Обучающий блок | Обучающие занятия для добровольцев. Создание книжек волонтёра для добровольцев. Как организовать профилактическую акцию? Где искать мероприятия для участия? Как эффективно решать конфликтные ситуации? Мини тренинги. Интерактивные игры. Участие в мероприятиях на уровне города и района. | 15 | 19 | ||||
11 | 2 | «Доброволец это Я» | Понятие о добровольце, добровольчестве. | 1 | 1 | Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме | Лекция, тренинговые упражнения | ||
12 | 2 | Книжка волонтёра что это такое зачем это нужно, как ей пользоваться? | Создание книжки волонтёра на сайте dobro.ru, инструкция по её использованию, книжка волонтёра как бонус при поступлении в ВУЗ. Как искать мероприятия для получения дополнительных часов волонтёра. | 1 | 1 | Презентация на тему: книжка волонтёра, компьютер, проектор. | Лекция, практическое занятие. | ||
13 | 4 | Что такое акция? Как её подготовить? Подготовка акции «Старость в радость» по сбору новогодних подарков для пожилых людей. | Формирование у участников команды понимания, что такое акция, как её спланировать и подготовить? Сбор новогодних подарков для акции «Старость в радость» | 1 | 3 | Информация о правилах проведения акции, требования к составу подарков. Новогодние подарки для пожилых людей от классов школы. | Лекция, практическое занятие. | ||
14 | 5 | Участие в конференции «Ровесник-ровеснику» для учащихся 6-8 классов | Что такое научная конференция? Как провести мини исследование? Что для этого нужно? Подготовка мини исследования. | 2 | 3 | Компьютер, материалы для проведения исследования, листочки для записи, ручки. | Лекция, практическое занятие | ||
15 | 3 | День добровольца | Информация о праздновании дня добровольца, краткая история добровольчества. Участие в районных мероприятиях посвящённых празднованию дня добровольца | 1 | 2 | Компьютер, проектор, информация о дне добровольца. | Лекция, практическое занятие | ||
16 | 4 | Помощь животным | Информирование об акции по сбору корма для приюта в масштабах школы, выход в приют и помощь животным. Распространение информации о подопечных животных приюта для поиска новых хозяев. | 2 | 2 | Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме, корм для животных. | Лекция, практическое занятие | ||
17 | 8 | Организация школьных мероприятий по ведению здорового образа жизни | Организация и проведение школьных акций по формированию основ здорового образа жизни среди школьников. Информация о способах ведения здорового образа жизни. Пропаганда ЗОЖ среди школьников. | 4 | 4 | Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме | Лекция, практическое занятие | ||
18 | 4 | Участие в проекте «Добропочта» | Информация о проекте «Добропочта», написание писем ветеранам, создание открыток для ветеранов, отправка писем по почте. | 2 | 2 | Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме | Лекция, практическое занятие | ||
19 | 2 | Помощь в подготовке и проведении профилактических игр по станциям для учащихся школ совместно с ЦПМСП | Информация о проводимых играх по станциям оказание помощи в подготовке и проведении игр по станциям на базе ЦПМСП | 1 | 1 | Информационный материал по теме, материалы для проведения игр по станциям | Лекция, практическое занятие | ||
20 | 6 | Итогово-аналитический блок | Творческий отчёт детского общественного объединения добровольцев. Анализ результатов работы за год представление результатов работы. | 3 | 3 | Презентации учащихся с анализом результатов работы за год. | Лекция, практическое занятие |
- Содержание программы работы детского общественного объединения добровольцев школы
- Организационный блок (4 часа)
Теоретическая часть (3 часа)
Написание программы работы, планирование деятельности общественного объединения добровольцев школы на учебный год. Формирование общественного объединения добровольцев школы из учащихся 8-х классов.
Практическая часть (1 час)
Тема: 1. Знакомство. Знакомство учащихся друг с другом, выполнение тренинговых упражнений на знакомство и сплочение коллектива. Формирование у участников общественного объединения представлений о том кто такой доброволец, какими компетенциями он должен обладать и что такое добровольчество.
- Информационный блок (28 часов)
Теоретическая часть (14 часов)
Тема: 2. Человек как личность, индивид, и его индивидуальность. Изучение понятий личность, индивид, индивидуальность. Определение качеств человека, которые бы определяли данные понятия.
Тема: 3. Общение, стили общения, позиции общения. Изучение понятий общение, стили общения, позиции общения.
Тема: 4. Невербальное общение, дистанция в общении, значение основных коммуникативных жестов, важность визуального контакта в процессе общения. Изучение понятия невербальное общение, дистанция в общении. Изучение основных коммуникативных жестов, определение важности визуального контакта в процессе общения.
Тема: 5. Вербальное общение, секреты речевого общения, нерефлексивного слушания. Поиск ответов на вопросы: Что такое диалог, почему в процессе общения важно учитывать эмоции и чувства другого человека? Что такое эмпатия в общении?
Тема: 6. Основы конфликтологии. Формулирование понятия конфликта. Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути их разрешения. Знакомство со стратегиями поведения в конфликте. Изучить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях. Тест Томаса. «Плюсы» и «минусы» различных стратегий поведения в конфликте. Создание условий для анализа подростками сильных и слабых сторон различных стилей поведения в конфликте.
Практическая часть (14 часов)
Выполнение тренинговых упражнений по темам из теоретической части, применение теоретических знаний на практике. Развитие soft-skills навыков у участников общественного объединения.
- Обучающий блок (34 часа)
Теоретическая часть (15 часов)
Тема: 7. «Доброволец это Я». Формирование понимания о том кто такой доброволец, чем он занимается.
Тема: 8. Книжка волонтера, что это такое, зачем это нужно, как ей пользоваться? Знакомство с документом, подтверждающим добровольческую деятельность. Создание книжки волонтёра.
Тема: 9. Что такое акция? Как её подготовить? Подготовка акции «Старость в радость» по сбору новогодних подарков для пожилых людей. Изучение понятия акция в добровольческой деятельности. Изучение процесса подготовки акции.
Тема: 10. Участие в конференции «Ровесник-ровеснику» для учащихся 6-8 классов. Изучение информации о конференции, требований к исследовательским работам.
Тема: 11. День добровольца. Изучение информации о дне добровольца.
Тема: 12. Помощь животным. Изучение способов помощи животным, изучение информации об акциях помощи животным.
Тема: 13. Организация школьных мероприятий по ведению здорового образа жизни. Изучение основ формирования здорового образа жизни.
Тема: 14. Участие в проекте «Добропочта». Изучение информации о проекте «Добропочта»
Тема: 15. Помощь в подготовке и проведении профилактических игр по станциям для учащихся школ совместно с ЦПМСП. Изучение сценариев профилактической игры по станциям.
Практическая часть (19 часов)
Участие в мероприятиях на уровне города и района. Создание книжек волонтёра для добровольцев. Подготовка и проведение акций и профилактических мероприятий.
- Итогово-аналитический блок (6 часов)
Теоретическая часть (3 часа)
Анализ результатов работы общественного объединения за учебный год.
Практическая часть (3 часа)
Подготовка презентаций по результатам участия в мероприятиях за учебный год.
Механизм выявления одарённых обучающихся.
Участие в различных конкурсах для добровольцев и волонтёров. Анализ результативности обучающихся при помощи формирования индивидуального портфолио с результатами деятельности в виде сертификатов, грамот, благодарностей.
- Оценочные и методические материалы
Формы аттестации
Контроль результатов обучения является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществлять постоянно в течение всего учебного года.
Эффективность процесса обучения отслеживается в системе разнообразных срезов и форм аттестации:
- входной контроль, оценка качества начальных знаний, умений и навыков, проводится педагогом на первых занятиях.
- текущий контроль, оценка качества усвоения материала темы программы, проводится педагогом на занятии в течение учебного года.
- промежуточный контроль, оценка качества освоения учащимися материала программы за 1 полугодие.
- итоговый контроль, демонстрация учащимися достижений в результате освоения программы.
- Формы проведения контроля
- наблюдение активности на занятии;
- беседа, опрос учащихся;
- анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических практических упражнений и заданий;
- защита творческих работ
- Формы организации образовательного процесса и методы обучения
Формы организации образовательного процесса:
Традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, защита проектов, выставка-творческие отчеты, презентации, с использованием дистанционных технологий.
Приемы и методы обучения:
- словесные методы обучения (объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация);
- наглядные методы (показ видеоматериалов и фотоматериалов, компьютерная презентация, демонстрация фильмов, иллюстраций, схем, образцов изделий, таблиц, показ и мастер-класс педагогом);
- методы практической работы (упражнения, проведение акций и мероприятий),
- метод проблемного обучения (эвристическая беседа, объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную задачу),
- проектный метод (разработка творческих проектов),
- проведение занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий группа общественного объединения ВАТсап,
- активные формы познавательной деятельности (обсуждение, защита проектов, проведение викторин, конкурсов).
- Диагностические материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе работы общественного объединения добровольцев школы
Информационная карта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы работы общественного объединения добровольцев школы
№ | Учебный год | Теоретические знания | Развитие soft-skills навыков | Воспитательный процесс | ||||||
Год обучения | Знания по темам: общение, конфликты, добровольчество, книжка волонтёра. | Умение работать в группе | Умение планировать | Самоанализ и рефлексия | Умение решать проблемы | Умение принимать решения | Коммуникация | Воспитание активной жизненной позиции | Воспитание положительного отношения к ЗОЖ | |
ФИ | ||||||||||
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
Итого % | Низкий | |||||||||
Средний | ||||||||||
Высокий |
Оценка происходит по 10-бальной шкале:
8-10 баллов – высокий уровень;
4-7 баллов – средний уровень;
1-3 балла – низкий уровень.
Все данные по различным формам аттестации фиксируются педагогом в информационных картах освоения программы.
Методические материалы
Теоретический материал дается педагогом в течение всего занятия с чередованием практической работы.
Практические занятия должны быть построены педагогом на следующих принципах:
- индивидуального подхода к каждому ребенку в условиях коллективного обучения;
- доступности;
- наглядности.
Методы обучения:
по источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный, практический;
по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; по характеру активизации: игровой, проектный.
Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации дистанционного образовательного процесса
Тема программы | Форма занятий | Формы и методы проведения занятий | Задание, дидактический материал к нему | Формы контроля |
Организационный блок | Очно | Словесные, наглядные, практические | Регистрация и обучение на платформе Doro.ru, выполнение практических заданий | Входной контроль (сентябрь) |
Дистанционно | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Информационный блок | Очно | Словесные, наглядные, практические | Самостоятельное изучение информации по темам общение, конфликты, манипуляции. Выполнение практических заданий. | Текущий контроль |
Дистанционно | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Обучающий блок | Очно | Словесные, наглядные, практические | Самостоятельное изучение информации о направлениях добровольчества, дистанционное участие в акциях. | Текущий контроль |
Дистанционно | ||||
Самостоятельная работа | ||||
Итогово-аналитический блок | Очно | Словесные, наглядные, практические | Анализ полученной информации о добровольчестве, анализ результатов участия в дистанционных акциях и мероприятиях. Представление результатов работы в виде презентации. | Итоговый контроль |
Дистанционно | ||||
Самостоятельная работа |
Список литературы
- Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах. М.: Мир, 1992.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. 2006 г.
- Захаров В.П., Сидоренко Е.В. Методы практической психологии общения. Учебное пособие., Ленинград, 1990.
- Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
- Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
- Петрусинский В.В Игры: обучение, тренинг, досуг/.. - М., 1994.
- Рогов Е. И. Психология личности. М.: Владос, 1999.
- Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 1997.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
- Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. 2005 г.
- Шабалина В.В. Подготовка посредников-волонтеров подростковой психологической службы. СПб, 2001 г.
Интернет ресурсы:
Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/
Платформа добрых дел https://dobro.ru/