Программа работы добровольческого объединения

Казенкова Наталья Андреевна

Программа работы добровольческого общественнного объединения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raboty_dobrovolcheskogo_kluba.docx64.55 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №556 с углублённым изучением английского языка
Курортного района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТО

решением педагогического совета

ГБОУ СОШ № 556

Протокол №___

от «__» ___________ 20       г.

Председатель педсовета

_______________  Ю. В. Леонтьева

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СОШ № 556

___________ Ю. В. Леонтьева

Приказ №_____

от «01» сентября 20      г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

работы общественного объединения добровольцев школы

Срок реализации: 1 год

Возраст учащихся: 14 - 15 лет

Уровень программы - общекультурный

Разработчик: – Казенкова Наталья Андреевна,
педагог-психолог

Санкт-Петербург

2022


  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Название программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа работы общественного объединения добровольцев школы.

Сведения о педагоге

ФИО: Казенкова Наталья Андреевна

Место работы: ГБОУ СОШ № 556 с углубленным изучением английского языка Курортного района Санкт-Петербурга

Должность: педагог дополнительного образования

Материально-техническая база

Помещение, в котором проводятся занятия, должно быть

оснащено в соответствии с требованием СанПиН от 28

сентября 2020 г. № 28

Год разработки, редактирования

2022

Уровень программы

Общекультурный

Направленность

Социально-гуманитарная

Направление

Гуманитарное

Возраст учащихся

14-15 лет

Срок реализации

1 год

Этапы реализации

Программа обучения и ее тематическое содержание обусловлены необходимостью развития общественных объединений школьников, для популяризации занятий социально-значимой деятельностью.

Новизна

Программа общественного объединения добровольцев школы способствует развитию добровольческого движения среди школьников и побуждает их к занятию общественно-полезной, социально-значимой деятельностью.

Актуальность

Возрождение школьных объединений, популяризация добровольческой инициативы среди школьников, развитие школьниками soft-skills навыков посредством участия в добровольческой команде.

Цель

Воспитание всесторонне развитой личности, имеющей активную

жизненную позицию, посредством вовлечения подростков в деятельность

добровольческого характера.

Ожидаемые результаты

Активная работа волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.

Формирование осваиваемых умений, которые являются общеразвивающими и предполагается возможность их переноса на более широкий жизненный (в том числе - учебный) контекст деятельности учащегося.

Основной результат работы - формирование в ходе деятельности ответственной, адаптированной к современным условиям, здоровой личности.

  • Личностное становление подростков и молодых людей,
  • Осознанность своей востребованности в жизни общества,
  • Осуществление социально значимой деятельности,
  • Проведение добровольческих акций.

Формы занятий  

Фронтальные, коллективные

с использованием дистанционных технологий.

Режим занятий

- 1 год обучения – 72 часа; 1 раз в неделю по 2 учебных часа, с использованием дистанционных технологий – онлайн-занятия 20 минут

Формы подведения итогов реализации

Программа является дополнительно-развивающей, поэтому используются формы контроля, исключающие выставление оценок. А именно: демонстрация результатов работы, устный опрос.

  1. Пояснительная записка

Данная образовательная программа «Юный инспектор движения» относится к социально-гуманитарной направленности.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа составлена на основе:

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

составлена на основе:

1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ №273 от 29.12.2012 г. (действующая редакция 2022 года);

2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р;

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. №28;Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20;Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

5. «Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ среднего, профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением ЭО и ДОТ» от 24.03.2020г.

6. Положения о порядке разработки и утверждения дополнительных общеобразовательных, общеразвивающих программ ГБОУ СОШ № 556 с углубленным изучением английского языка Курортного района.

  1. Направленность программы: Социально-гуманитарная.

Освоение знаний о понятии доброволец, характере его деятельности в различных направлениях. Способствование занятиям общественно-полезной деятельностью. Участие школьников в различных социальных акциях и мероприятиях

  1.  Актуальность программы

В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого – добровольность и свобода выбора. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности подростка навязанной извне. К тому же, формирование компетентности возможно только в единстве с ценностями человека, т.е. при глубокой личной заинтересованности человека в данном виде деятельности.

Формирование у подрастающего поколения здорового жизненного стиля, активной гражданской позиции, успешной, конкурентоспособной личности человека, через привлечение к волонтерской работе самих подростков, что особенно ценно в условиях ограниченности времени школьной действительности.

Формирует устойчивые конструктивные установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются.

  1.  Отличительные особенности

Курс направлен на восполнение дефицита социальной востребованности и реализацию лидерского потенциала. Развитие навыков и совершенствование знаний, которые пригодятся ребятам для взрослой жизни и будущей профессиональной деятельности. Таким образом, происходит подготовка детей к благополучной социальной адаптации в современном обществе.

Невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но можно помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.

Первым волонтерским отрядам, тем, которые начнут все с нуля, необходимо пропустить идею волонтерства через себя и понять, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему.

Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренингах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный- равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами.

Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.

В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром.

Во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение (тренинговые и профилактические занятия с волонтерами), обучающие и развивающие лагеря, сборы, работа с тематической литературой).

Во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность. Волонтерская деятельность это подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение социальных опросов, анкетирования.

В-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами в группы, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для малышей, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности.

Волонтерство позволяет показать детям границу между добром и злом, справедливостью и бессовестностью, милосердием и жестокостью. Волонтер обязан знать и соблюдать моральные нормы и правила.

Адресат программы: данная программа рассчитана на подростков 14-15 лет, для занятий по программе принимаются все желающие (мальчики и девочки)

Объём и срок реализации

Год обучения

Количество часов

Количество детей в группе

В неделю

В год

1 год обучения

2

72

15 и более

  1. Цель и задачи программы

Цель: воспитание всесторонне развитой личности, имеющей активную жизненную позицию, посредством вовлечения подростков в деятельность добровольческого характера.

Задачи:

Образовательные

  • Освоение основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений.
  • Формирование человека – гражданина, личности, которой присущи гражданские качества.
  • Формирование лидерской компетентности.
  • Оказание позитивного влияния на сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
  • Освоение различных направлений добровольческой деятельности

Развивающие задачи:

  • Развитие созидательной активности молодежи.
  • Развитие волонтерского движения в школе, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность.
  • Развивать исследовательские, рефлексивные, самооценочные умения и навыки.
  • Развивать познавательный интерес учащихся.

Воспитательные задачи

  • Вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития
  • Воспитание терпимого отношения к окружающим.
  • Привлечение подростков «группы риска» к социально значимой деятельности
  • Апробация новых форм организации занятости подростков для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
  1. Условия реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения - 72 учебных часа, 1 раз в неделю по 2 учебных часа, в условиях ограничений и с использованием дистанционных образовательных технологий онлайн занятия (не более 20 минут).

Условия набора в коллектив: учебная группа формируется в заявительном порядке, на основе свободного набора детей.

Условия формирования групп: при наличии свободных мест возможен прием детей в течение всего учебного года.

Количество детей в группе: на 1 году обучения в группе 15 человек.

Методы, определяющие деятельность педагога и обучающихся: словесные, иллюстративные, практические, репродуктивные, частично-поисковые, игровые. Выбор методов и приемов обучения зависит от возрастных и физиологических особенностей детей, целей, темы и формы занятия.

Формы проведения занятий:

Форма проведения занятий: аудиторные, практические, тренинговые.

Формы организации деятельности учащихся на занятии:

- фронтальная;

- беседа

- творческое занятие

- игра

- практикум

- тренинг

- фронтальная с элементами индивидуального подхода к обучению;

-индивидуальная;

- групповая.

Формы аудиторных занятий:

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и детей: интерактивная

беседа, рассказ, занятие-игра, практикум и т.д.;

- по дидактической цели: вводное занятие, практическое занятие, занятие по

систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, комбинированные формы

занятий.

Занятия включают лекционную и практическую часть. В качестве основной формы

организации учебных занятий используется выполнение обучающимися практических

заданий. Роль учителя состоит в небольшом по времени объяснении нового материала и

постановке задачи, а затем консультировании обучающихся в процессе выполнения ими

практической работы.

Обучающимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения.

Текущий контроль выполняется по результатам выполнения обучающимися этих

практических заданий. Итоговый контроль осуществляется в форме обсуждения

творческой и практической работы. На каждом занятии материал излагается следующим образом:

• повторение основных понятий и методов работы с ними;

• изучение нового материала;

• основные приёмы работы (самостоятельная практическая работа);

С использованием дистанционных образовательных технологий:

  • видео-занятия, видео-уроки, мастер-классы;
  • выполнение творческих работ;
  • адресные дистанционные консультации.

  1. Материально-техническое оснащение программы:

Технические средства обучения: рабочее место учителя, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.

Информационное оснащение: педагогическая и специальная литература, видеоматериалы (учебные фильмы по темам), компьютерные презентации (тематические подборки для учебных занятий).

  1.  Планируемые результаты освоения программы

Личностные результаты

К личностным результатам освоения программы общественного объединения добровольческой команды можно отнести:

  • освоение основных социальных навыков, практических умений в области социальных отношений
  • формирование человека – гражданина, личности, которой присущи гражданские качества
  • формирование лидерской компетентности
  • овладение навыками адаптации в социуме
  • осуществление морального выбора с адекватной нравственной оценкой
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели деятельности;
  • овладение действиями планирования – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;
  • освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
  • составление плана и последовательности действий;
  • овладение действием контроля;
  • формирование умений ставить цель – в процессе организации добровольческой деятельности, планировать достижение этой цели;
  • оценивание результатов деятельности;
  • способность к рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия:

  • поиск материалов для достижения поставленной цели
  • использование soft-skills навыков для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач
  • овладение логическими операциями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации
  • установление аналогий, простых причинно-следственных связей способность отличать известное от неизвестного
  • умение оценить собственные мысли и действия со стороны

Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • взаимодействие с учащимися в группе при помощи различных способов коммуникации
  • способность к планированию учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
  • возможность постановки вопросов
  • способность к разрешению конфликтов
  • умение излагать своё мнение и оценку событий
  • умение знакомиться и присоединяться к группе
  • умение благодарить и принимать комплименты
  • умение выражать свои тёплые чувства к другому
  • умение слушать и слышать собеседника
  • умение осознавать и свои чувства и эмоции и выражать их
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности

Предметные результаты:

  • знание основ добровольчества и особенностей создания добровольческого объединения
  • изготовление плакатов, видео и других информационных материалов для проведения акций
  • знание особенностей подготовки акций
  • знание понятий: личность, индивид, индивидуальность
  • иметь представление о понятии общение.
  • Знание основных коммуникативных жестов
  • знание секретов речевого общения
  • знать основы выстраивания диалога
  • знание понятий эмоции и чувства, эмпатия
  • уметь определять понятие конфликт
  • знать способы разрешения конфликтов
  • знать кто такой доброволец и что такое добровольчество
  • знать как работать с информацией
  • знать какие качества необходимые добровольцу нужно развивать

Уровень освоения программы: социально-гуманитарный

Учебный план детского общественного объединения добровольцев школы

Разделы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Организационный блок

4

3

1

Входной контроль

2

Информационный блок

28

14

14

Текущий

3

Обучающий блок

34

15

19

Текущий

4

Итогово-аналитический блок

6

3

3

Текущий

Итого

72

35

37

Календарный учебный график детского общественного объединения добровольцев школы

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1 год

1.09.2022

25.05.2022

36

72

Очный- 1 раз в неделю 2 часа/дистанционный - с использованием дистанционных технологий: онлайн - занятие не более 20 минут


  1. Календарно тематическое планирование на 2022-2023 учебный год

ФИО педагога: Казенкова Н. А.

Название программы: дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа работы общественного объединения добровольческой команды

Срок обучения: 1 год (2022-2023 учебный год)

№ п/п

Дата занятия

Кол-во часов

Раздел/Тема

Содержание занятий

Кол-во часов (очное обучение)

Проведение занятий

План

Факт

Теория

Практика

Ресурсы

Формы занятий

1

4

Организационный блок

Написание программы работы добровольческой команды, её утверждение. Реализация содержания программы. Формирование добровольческой команды

3

1

Презентация работы добровольческой команды, компьютер, проектор.

Лекция, тренинговые упражнения. Начальная диагностика (выявление начального уровня знаний о добровольцах и занятиях добровольческой деятельностью)

2

2

Написание программы работы добровольческой команды

Написание программы работы добровольческой команды, её утверждение. Реализация содержания программы.

2

Компьютер, кабинет

3

2

Формирование добровольческой команды

Проведение занятий в 8-х классах по теме добровольчества, выполнение тренинговых упражнений на тему: «Кто такой доброволец?», а также упражнений направленных на знакомство и сплочение команды.

Упражнение “Мои добрые дела”.

Заполнение анкеты “Знаю ли я себя”. “Я - высказывания”. - “Обратная связь”.

1

1

Листочки для записи, ручки, доска, маркеры, презентация о добровольчестве.

Лекция, тренинговые упражнения

4

28

Информационный блок

Формирование у участников команды представлений о том кто такой доброволец и что такое добровольчество, какими компетенциями он должен обладать. Формирование участников команды понятий: личность, индивид, индивидуальность, общение, стили общения, позиции общения, невербальное общение, дистанции в общении, основные коммуникативные жесты, визуальный контакт, вербальное общение, нерефлексивное слушание, диалог, эмоции и чувства, эмпатия в общении, конфликты и причины их возникновения, манипуляции и способы защиты от них.

14

14

5

4

Человек как личность, индивид, и его индивидуальность.

Человек как биологический индивид. Понятие о личности.

Важнейшие психологические характеристики личности.

Тренинговое упражнение “Моё Я”: изучение

самосознания личности учащихся, уровня самооценки.

Тренинговое упражнение: “Какая я книга”, “Герб-Я”,

“В чем мне повезло в этой жизни ”.

2

2

Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме

Лекция, тренинговые упражнения

6

6

Общение, стили общения, позиции общения.

Значение общения для индивида и общества. Сущность общения.

Общение и деятельность человека. Что такое стиль общения? Какие качества личности проявляются

в стиле общения? Общение на основе совместной увлеченности, дружеского

расположения, общение-дистанция, общение-устрашение, общение-

заигрывание. Авторитарный, демократический, либеральный стили

общения. Выполнение тренинговых упражнений. Коммуникативные игры,

демонстрирующие различные стили общения. Ролевые позиции партнеров по общению: позиция неучастия,

“пристройка сверху”, “пристройка рядом”, “пристройка снизу”.

Общение с позиций: “ребенок”, “взрослый”, “родитель Выполнение тренинговых упражнений. Коммуникативные игры, демонстрирующие различные позиции в

общении.

3

3

Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме

Лекция, тренинговые упражнения

7

6

Невербальное общение, дистанция в общении, значение основных коммуникативных жестов, важность визуального контакта в процессе общения.

Понятие о психологической дистанции и пространстве общения. Зоны и

территории. Личная территория человека. Личная зона, социальная зона, общественная зона. Практическое использование в общении зонального пространства. Упражнения на практическое использование зонального пространства в общении. Основные коммуникативные жесты, их происхождение. Упражнения на развитие невербальных средств общения /жестикуляции/. Сигналы глаз. Основные методы и приемы установления визуального контакта с партнером по общению. Упражнения на развитие невербальных средств общения /общение глазами/.

3

3

Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме

Лекция, тренинговые упражнения

8

6

Вербальное общение, секреты речевого общения, нерефлексивного слушания. Что такое диалог, почему в процессе общения важно учитывать эмоции и чувства другого человека? Что такое эмпатия в общении?

Общее понятие о речи. Речь как основное средство вербального общения. Ваш речевой репертуар. Языковая скверна. Упражнения на развитие вербальных средств общения. Понятие о рефлексивном и нерефлексивном слушании. Умение слушать другого человека как конкретное проявление интереса к людям. Основные привычки слушания. Примеры нерефлексивного слушания. Упражнения на развитие умения слушать собеседника. Понятие о диалоге. Условия диалога. Этапы диалога. Различные состояния участников диалога: готовность к общению, протест и уход. Одиночное эмоциональное и интеллектуальное реагирование. Интеллектуально-эмоциональное единство, глубинные контакты. Упражнения на развитие навыков построения конструктивного диалога. Понятие об эмоциях. Основные виды эмоций. Проявление эмоций в общении. Диагностика типа эмоциональной направленности личности учащихся. Упражнения на развитие эмоциональной сферы личности. Понятие об эмпатии. Роль эмпатии в общении. Эмпатийное слушание. Диагностика уровня эмпатии. Упражнения на развитие эмпатийных качеств личности. Познание людьми друг друга.

3

3

Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме

Лекция, тренинговые упражнения

9

6

Основы конфликтологии.

Формулирование понятия конфликта. Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути их разрешения. Знакомство со стратегиями поведения в конфликте. Изучить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях. Тест Томаса. «Плюсы» и «минусы» различных стратегий поведения в конфликте. Создание условий для анализа подростками сильных и слабых сторон различных стилей поведения в конфликте. Упражнение «Плюс – минус», упражнение «Катастрофа». Изучение способа манипулирования (с помощью технологии «Зигзаг»). Знакомство с защитами от манипуляций. Упражнение «Бункер».

3

3

Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме

Лекция, тренинговые упражнения

10

34

Обучающий блок

Обучающие занятия для добровольцев. Создание книжек волонтёра для добровольцев. Как организовать профилактическую акцию? Где искать мероприятия для участия? Как эффективно решать конфликтные ситуации? Мини тренинги. Интерактивные игры. Участие в мероприятиях на уровне города и района.

15

19

11

2

«Доброволец это Я»

Понятие о добровольце, добровольчестве.

1

1

Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме

Лекция, тренинговые упражнения

12

2

Книжка волонтёра что это такое зачем это нужно, как ей пользоваться?

Создание книжки волонтёра на сайте dobro.ru, инструкция по её использованию, книжка волонтёра как бонус при поступлении в ВУЗ. Как искать мероприятия для получения дополнительных часов волонтёра.

1

1

Презентация на тему: книжка волонтёра, компьютер, проектор.

Лекция, практическое занятие.

13

4

Что такое акция? Как её подготовить? Подготовка акции «Старость в радость» по сбору новогодних подарков для пожилых людей.

Формирование у участников команды понимания, что такое акция, как её спланировать и подготовить? Сбор новогодних подарков для акции «Старость в радость»

1

3

Информация о правилах проведения акции, требования к составу подарков. Новогодние подарки для пожилых людей от классов школы.

Лекция, практическое занятие.

14

5

Участие в конференции «Ровесник-ровеснику» для учащихся 6-8 классов

Что такое научная конференция? Как провести мини исследование? Что для этого нужно? Подготовка мини исследования.

2

3

Компьютер, материалы для проведения исследования, листочки для записи, ручки.

Лекция, практическое занятие

15

3

День добровольца

Информация о праздновании дня добровольца, краткая история добровольчества. Участие в районных мероприятиях посвящённых празднованию дня добровольца

1

2

Компьютер, проектор, информация о дне добровольца.

Лекция, практическое занятие

16

4

Помощь животным

Информирование об акции по сбору корма для приюта в масштабах школы, выход в приют и помощь животным. Распространение информации о подопечных животных приюта для поиска новых хозяев.

2

2

Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме, корм для животных.

Лекция, практическое занятие

17

8

Организация школьных мероприятий по ведению здорового образа жизни

Организация и проведение школьных акций по формированию основ здорового образа жизни среди школьников. Информация о способах ведения здорового образа жизни. Пропаганда ЗОЖ среди школьников.

4

4

Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме

Лекция, практическое занятие

18

4

Участие в проекте «Добропочта»

Информация о проекте «Добропочта», написание писем ветеранам, создание открыток для ветеранов, отправка писем по почте.

2

2

Листы бумаги, материалы для рисования (карандаши, фломастеры, мелки), ручки, информационный материал по теме

Лекция, практическое занятие

19

2

Помощь в подготовке и проведении профилактических игр по станциям для учащихся школ совместно с ЦПМСП

Информация о проводимых играх по станциям оказание помощи в подготовке и проведении игр по станциям на базе ЦПМСП

1

1

Информационный материал по теме, материалы для проведения игр по станциям

Лекция, практическое занятие

20

6

Итогово-аналитический блок

Творческий отчёт детского общественного объединения добровольцев. Анализ результатов работы за год представление результатов работы.

3

3

Презентации учащихся с анализом результатов работы за год.

Лекция, практическое занятие

  1. Содержание программы работы детского общественного объединения добровольцев школы
  1. Организационный блок (4 часа)

Теоретическая часть (3 часа)

Написание программы работы, планирование деятельности общественного объединения добровольцев школы на учебный год. Формирование общественного объединения добровольцев школы из учащихся 8-х классов.

Практическая часть (1 час)

Тема: 1. Знакомство. Знакомство учащихся друг с другом, выполнение тренинговых упражнений на знакомство и сплочение коллектива. Формирование у участников общественного объединения представлений о том кто такой доброволец, какими компетенциями он должен обладать и что такое добровольчество.

  1. Информационный блок (28 часов)

Теоретическая часть (14 часов)

Тема: 2. Человек как личность, индивид, и его индивидуальность. Изучение понятий личность, индивид, индивидуальность. Определение качеств человека, которые бы определяли данные понятия.

Тема: 3. Общение, стили общения, позиции общения. Изучение понятий общение, стили общения, позиции общения.

Тема: 4. Невербальное общение, дистанция в общении, значение основных коммуникативных жестов, важность визуального контакта в процессе общения. Изучение понятия невербальное общение, дистанция в общении. Изучение основных коммуникативных жестов, определение важности визуального контакта в процессе общения.

Тема: 5. Вербальное общение, секреты речевого общения, нерефлексивного слушания. Поиск ответов на вопросы: Что такое диалог, почему в процессе общения важно учитывать эмоции и чувства другого человека? Что такое эмпатия в общении?

Тема: 6. Основы конфликтологии. Формулирование понятия конфликта. Проанализировать сущность конфликтов, причины их возникновения и пути их разрешения. Знакомство со стратегиями поведения в конфликте. Изучить на конкретных примерах стили конструктивного поведения в конфликтных ситуациях. Диагностика стилей поведения в конфликтных ситуациях. Тест Томаса. «Плюсы» и «минусы» различных стратегий поведения в конфликте. Создание условий для анализа подростками сильных и слабых сторон различных стилей поведения в конфликте.

Практическая часть (14 часов)

Выполнение тренинговых упражнений по темам из теоретической части, применение теоретических знаний на практике. Развитие soft-skills навыков у участников общественного объединения.

  1. Обучающий блок (34 часа)

Теоретическая часть (15 часов)

Тема: 7. «Доброволец это Я». Формирование понимания о том кто такой доброволец, чем он занимается.

Тема: 8. Книжка волонтера, что это такое, зачем это нужно, как ей пользоваться? Знакомство с документом, подтверждающим добровольческую деятельность. Создание книжки волонтёра.

Тема: 9. Что такое акция? Как её подготовить? Подготовка акции «Старость в радость» по сбору новогодних подарков для пожилых людей. Изучение понятия акция в добровольческой деятельности. Изучение процесса подготовки акции.

Тема: 10. Участие в конференции «Ровесник-ровеснику» для учащихся 6-8 классов. Изучение информации о конференции, требований к исследовательским работам.

Тема: 11. День добровольца. Изучение информации о дне добровольца.

Тема: 12. Помощь животным. Изучение способов помощи животным, изучение информации об акциях помощи животным.

Тема: 13. Организация школьных мероприятий по ведению здорового образа жизни. Изучение основ формирования здорового образа жизни.

Тема: 14. Участие в проекте «Добропочта». Изучение информации о проекте «Добропочта»

Тема: 15. Помощь в подготовке и проведении профилактических игр по станциям для учащихся школ совместно с ЦПМСП. Изучение сценариев профилактической игры по станциям.

Практическая часть (19 часов)

Участие в мероприятиях на уровне города и района. Создание книжек волонтёра для добровольцев. Подготовка и проведение акций и профилактических мероприятий.

  1. Итогово-аналитический блок (6 часов)

Теоретическая часть (3 часа)

Анализ результатов работы общественного объединения за учебный год.

Практическая часть (3 часа)

Подготовка презентаций по результатам участия в мероприятиях за учебный год.

Механизм выявления одарённых обучающихся.

Участие в различных конкурсах для добровольцев и волонтёров. Анализ результативности обучающихся при помощи формирования индивидуального портфолио с результатами деятельности в виде сертификатов, грамот, благодарностей.

  1. Оценочные и методические материалы

Формы аттестации

Контроль результатов обучения является необходимым структурным компонентом процесса обучения и должен осуществлять постоянно в течение всего учебного года.

Эффективность процесса обучения отслеживается в системе разнообразных срезов и форм аттестации:

  • входной контроль, оценка качества начальных знаний, умений и навыков, проводится педагогом на первых занятиях.
  • текущий контроль, оценка качества усвоения материала темы программы, проводится педагогом на занятии в течение учебного года.
  • промежуточный контроль, оценка качества освоения учащимися материала программы за 1 полугодие.
  • итоговый контроль, демонстрация учащимися достижений в результате освоения программы.
  1.  Формы проведения контроля
  • наблюдение активности на занятии;
  • беседа, опрос учащихся;
  • анализ творческих работ, результатов выполнения диагностических практических упражнений и заданий;
  • защита творческих работ
  1. Формы организации образовательного процесса и методы обучения

Формы организации образовательного процесса:

Традиционное занятие, комбинированное занятие, практическое занятие, защита проектов, выставка-творческие отчеты, презентации, с использованием дистанционных технологий.

Приемы и методы обучения:

  • словесные методы обучения (объяснение, рассказ, беседа, диалог, консультация);
  • наглядные методы (показ видеоматериалов и фотоматериалов, компьютерная презентация, демонстрация фильмов, иллюстраций, схем, образцов изделий, таблиц, показ и мастер-класс педагогом);
  • методы практической работы (упражнения, проведение акций и мероприятий),
  • метод проблемного обучения (эвристическая беседа, объяснение основных понятий, терминов, самостоятельный поиск ответа учащимися на поставленную задачу),
  • проектный метод (разработка творческих проектов),
  • проведение занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий группа общественного объединения ВАТсап,
  • активные формы познавательной деятельности (обсуждение, защита проектов, проведение викторин, конкурсов).

  1. Диагностические материалы к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе работы общественного объединения добровольцев школы

Информационная карта дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы работы общественного объединения добровольцев школы

Учебный год

Теоретические знания

Развитие soft-skills навыков

Воспитательный процесс

Год обучения

Знания по темам: общение, конфликты, добровольчество, книжка волонтёра.

Умение работать в группе

Умение планировать

Самоанализ и рефлексия

Умение решать проблемы

Умение принимать решения

Коммуникация

Воспитание активной жизненной позиции

Воспитание положительного отношения к ЗОЖ

ФИ

1

2

3

4

Итого %

Низкий

Средний

Высокий

Оценка происходит по 10-бальной шкале:

8-10 баллов – высокий уровень;

4-7 баллов – средний уровень;

1-3 балла – низкий уровень.

Все данные по различным формам аттестации фиксируются педагогом в информационных картах освоения программы.

Методические материалы

Теоретический материал дается педагогом в течение всего занятия с чередованием практической работы.

Практические занятия должны быть построены педагогом на следующих принципах:

- индивидуального подхода к каждому ребенку в условиях коллективного обучения;

- доступности;

- наглядности.

Методы обучения:

по источнику передачи и восприятия знаний: словесный, наглядный, практический;

по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; по характеру активизации: игровой, проектный.

Педагогические технологии, методы, приемы и формы организации дистанционного образовательного процесса

Тема программы

Форма занятий

Формы и методы проведения занятий

Задание, дидактический материал к нему

Формы контроля

Организационный блок

Очно

Словесные, наглядные, практические

Регистрация и обучение на платформе Doro.ru, выполнение практических заданий

Входной контроль (сентябрь)

Дистанционно

Самостоятельная работа

Информационный блок

Очно

Словесные, наглядные, практические

Самостоятельное изучение информации по темам общение, конфликты, манипуляции. Выполнение практических заданий.

Текущий контроль

Дистанционно

Самостоятельная работа

Обучающий блок

Очно

Словесные, наглядные, практические

Самостоятельное изучение информации о направлениях добровольчества, дистанционное участие в акциях.

Текущий контроль

Дистанционно

Самостоятельная работа

Итогово-аналитический блок

Очно

Словесные, наглядные, практические

Анализ полученной информации о добровольчестве, анализ результатов участия в дистанционных акциях и мероприятиях. Представление результатов работы в виде презентации.

Итоговый контроль

Дистанционно

Самостоятельная работа

Список литературы

  1. Годфруа Ж. Что такое психология? В 2-х томах. М.: Мир, 1992.
  2. Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. 2006 г.
  3. Захаров В.П., Сидоренко Е.В. Методы практической психологии общения. Учебное пособие., Ленинград, 1990.
  4. Макеева А.Г. Помогая другим, помогаю себе. М., 2003.
  5. Макеева А.Г. Как организовать работу молодежной группы волонтеров. М., 2001
  6. Петрусинский В.В Игры: обучение, тренинг, досуг/.. - М., 1994.
  7. Рогов Е. И. Психология личности. М.: Владос, 1999.
  8. Снайдер Ди. Практическая психология для подростков, или Как найти свое место в жизни. М., 1997.
  9. Фопель К. Как научить детей сотрудничать, часть 2. М., 1998.
  10. Фопель К. Психологические группы: рабочие материалы для ведущего. 2005 г.
  11. Шабалина В.В. Подготовка посредников-волонтеров подростковой психологической службы. СПб, 2001 г.

Интернет ресурсы:

Ильина И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/

Платформа добрых дел https://dobro.ru/