Проект "Открывая календарь"
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детского творчества
ПРОЕКТ «ОТКРЫВАЯ КАЛЕНДАРЬ»
разработала:
Филиппова Татьяна
Рефмировна
педагог - организатор
первой квалификационной категории
г. Верхняя Салда
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для всестороннего развития личности наряду с образованием особую роль играет содержательно насыщенный отдых и досуг ребенка. Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Начиная с малого возраста, существует потребность в активном, интересно насыщенном общении, творчестве, самореализации, интеллектуальном и физическом развитии, тем самым формируется характер личности.
Современный мир прекрасен и удивителен, казалось бы, он перенасыщен разнообразными программами досуга, вещами, предметами, с помощью которых человек, а в частности ребенок может сам организовывать свой досуг и отдых. Тем не менее, большинство взрослых и тем более детей не умеют пользоваться этим потенциалом в силу различных причин. Эти причины носят двусторонний характер – субъективный и объективный. Причины субъективного характера - отношения в семье или личное неумение ребенка организовать содержательно свой досуг, причины объективного же характера – социально-экономическое положение нашей страны. Именно поэтому на сегодняшний день остро стоит проблема организации и реализации досуга детей и подростков. Следовательно, существует необходимость доступно показать детям и подросткам, насколько интересным и разнообразным может стать правильно организованный досуг и отдых. Именно система дополнительного образования, имеющая условия для развития творческого потенциала, эстетического вкуса, нравственности и патриотизма ребенка, может и должна создавать правильно организованный мир досуга. При этом досуговая деятельность в рамках дополнительного образования не может быть оторвана от образовательного процесса и родительского воспитания, так как только при воздействии всех сфер жизнедеятельности возможно всестороннее развитие личности.
Досуговая деятельность детей – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в свободное время.
Проект «Открывая календарь» позволяет выстроить организацию досуга так, чтобы каждый ребенок смог раскрыть и реализовать свой творческий потенциал, а постоянное привлечение в досуговую деятельность детей их родителей позволяет укрепить взаимопонимание и ценностное ориентирование семьи.
В результате деятельности по данному проекту обучающиеся должны развить свою самостоятельность, свои творческие способности.
Проект «Открывая календарь» включает в себя план досуговых мероприятий, принимаемых в начале учебного года. Традиционными в этом отношении являются:
- досуговые мероприятия внутри творческих объединений (дни рождения творческих коллективов, игры-знакомства, мини-концерт для родителей, конкурсы, викторины, беседы, акции и др.);
- праздничные программы, приуроченные к определенным календарным датам и организованные для обучающихся творческих объединений и их родителей (День Матери, Новый год, 23 февраля, 8 марта, др.);
- конкурсные, игровые, познавательные программы
В реализации проекта принимают обучающиеся творческих объединений.
Для реализации проекта необходимы определенные условия:
1. Совместная деятельность детей и взрослых, педагогов, родителей, общественности.
2. Привлечение к организации и проведения мероприятий педагогов ЦДТ.
3. Самореализация творческого и индивидуального потенциала обучающихся творческих объединений.
Цель:
Создание благоприятных условий для организации содержательного интересного и полезного досуга детей и их участия в мероприятиях.
Задачи:
- Воспитание чувства прекрасного, развития эстетического вкуса, художественного мышления, реализация творческих, и индивидуальных способностей детей;
- Сплочение обучающихся творческих объединений через совместную деятельность;
- Формирование коммуникативных умений, удовлетворение потребности детей в общении;
- Популяризация семейного досуга;
- Воспитание гражданской ответственности, уважения к истории, культуре своей страны.
- Сохранение духовно – нравственного здоровья обучающихся творческих объединений, приобщение их к нравственным и духовным ценностям.
Формы проведения досуговых мероприятий:
- Конкурсные познавательные программы;
- Конкурсные развлекательные программы;
- Конкурсные игровые программы;
- Театрализованные представления;
- Концерты;
- Беседы, викторины, диспуты, акции.
Формы организации мероприятий: массовые, групповые, индивидуально-групповые.
Ожидаемые результаты:
- Развитие системы досуговых и традиционных мероприятий;
- Повышение культуры общения обучающихся творческих объединений;
- Повышение качества проведения досуговых мероприятий.
- Рост уровня сплоченности обучающихся творческих объединений
Формы контроля:
- Анализ подготовки и проведения мероприятия;
- Мониторинг удовлетворённости детей, участием в мероприятиях;
- Количественные показатели (количество проведённых мероприятий, охват участников мероприятий, охват зрителей);
- Социальные показатели (заинтересованность родителей).
При реализации данного проекта применяются современные педагогические технологии, созданные на основе усиления социально-воспитательных функций, гуманизации и демократизации отношений: личностно-ориентированные; дифференцированного подхода, а также коллективно-творческие, игровые.
При разработке мероприятий предусматривается многообразная и разносторонняя деятельность обучающихся в (познавательная, интеллектуальная, экологическая, творческая, физическая), учитываются их возрастные и психофизические возможности. Познавательно развлекательные программы и мероприятия разрабатываются с учетом возрастных психолого-педагогических особенностей детей. Заранее, продумывается и предусматривается возможность внесения корректив в сценарии мероприятий путем включения в сюжет новых заданий, реквизита.
В конце каждого мероприятия проводится рефлексия: происходит обмен мнениями и впечатлениями между персонажами и воспитанниками, закрепляются новые знания. В педагогической деятельности используется демократический стиль воспитания, проявляется дружеская расположенность, терпение, тактичность, уважение к воспитанникам. Атмосфера сотрудничества, сотворчества, которая преобладает на каждом мероприятии, позволяет активизировать творческие способности воспитанников.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:
- Наличие видеоаппаратуры (телевизор, магнитофон, микрофоны, DVD);
- Реквизиты для праздников, костюмы.
- Методическое обеспечение образовательного процесса;
- Практический опыт;
- Обучающиеся творческих объединений
- Родители, педагоги.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОЕКТА «ОТКРЫВАЯ КАЛЕНДАРЬ»
( 2022-2023 учебный год)
№ п.п. | Содержание | Основные цели и задачи мероприятия |
Сентябрь | ||
1. | День открытых дверей « Здравствуй, творчества страна» | Формирование доброжелательных отношений между детьми и взрослыми, ознакомление с творческими объединениями в новом учебном году |
2. | Викторина « Вопросы дедушки Светофора» | Закрепление правил дорожного движения |
3. | Познавательная игровая программа « Овощи и фрукты – полезные продукты» | Расширить знания детей об овощах и фруктах, их полезном употреблении в пищу, учить заботиться о своем здоровье. |
4. | Игровая программа « Игры Среднего Урала» | Содействие сохранению исторического наследия, развитию этнической культуры и традиций народов Среднего Урала |
Октябрь | ||
1. | Праздничный концерт «Осень в пестром сарафане», посвященный Дню пожилого человека | Развитие творческих способностей детей, воспитание чувства уважения к людям старшего поколения |
2. | Выставка рисунков « Любит осень детвора» | Развивать умение передавать признаки осени через рисунок |
3. | Игровая программа « Ах, картошка» | Расширить знания детей о картофеле, умение работать в командах, развивать физические качества обучающихся |
4. | Устный журнал « Могучий властелин судьбы..» ( к 350 – летию со дня рождения Петра I) | Познакомить детей с биографией Петра I, с историей становления военного флота и его делами важными для России |
Ноябрь | ||
1. | Презентация « Россия. Родина. Единство» | Воспитывать чувство гордости за свою страну, доброжелательные отношения среди друзей и сверстников разных национальностей |
2. | Литературный час « Жил – был писатель..» ( к 170- летию со дня рождения Д.Н. Мамина – Сибиряка» | Познакомить обучающихся с биографией и творчеством писателя. воспитывать интерес к литературе |
3. | Праздничная программа «Единственной маме на свете» | Развитие творческих способностей детей, способствовать воспитанию чувства любви и уважения к родным и близким людям, содействовать укреплению дружеских отношений между детьми, родителями, педагогами |
4. | Познавательная программа «Про все на свете» ( к 135 – летию со дня рождения С. Я. Маршака | Воспитывать интерес к чтению произведений С. Я. Маршака, развивать внимательность, умение работать в команде |
Декабрь | ||
1. | Устный журнал « Для забавы и игры спички в руки не бери» | Познакомить детей с краткой историей создания спичек, закрепить правила пожарной безопасности |
2. | Познавательная игровая программа « Друзья Мойдодыра» | Воспитание бережного отношения к своему здоровью, закрепление культурно – гигиенических навыков |
3 | Театрализованное представление « Переполох у елки» | Развитие творческих способностей детей, создание праздничного настроения |
Январь | ||
1. | Игровая программа « Возле елки мы играем» | Развитие дружеских отношений в коллективе, развивать сноровку, смелость, доставить радость от игры |
2. | Познавательная конкурсная программа « Мой друг – Светофор» | Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, о назначении цветов светофора |
3. | Акция « Птицам нужна забота» | Формировать умение заботиться о птицах в зимний период |
Февраль | ||
1. | Выставка рисунков « Мой папа – защитник Отечества» | Развитие творческих способностей детей, воспитание чувства уважения к отцу, доброжелательных отношений в семье. |
2. | Конкурсная программа «Праздник Армии родной» | Формирование навыков работы в команде, Развитие смекалки, сноровки, воображения |
3. | Беседа “ Армия нашей страны» | Познакомить с видами войск российской Армии и их назначением. |
Март | ||
1. | «Весенняя капель» праздничная программа | Развитие творческих способностей детей, воспитание чувства любви и уважения к матери, бабушке, сестре и т.п |
2. | «Славим человека труда» встреча с педагогом дополнительного образования | Познакомить детей с профессией педагог дополнительного образования |
3. | «Все любим мы стихи» Конкурс чтецов ( К 110 – летию со дня рождения С.В.Михалкова | Расширить знания детей о произведениях С.В.Михалкова. Развивать навыки выразительного чтения стихов. |
Апрель | ||
1. | « Физкульт – Ура!»» Спортивная эстафета к дню здоровья | Пропаганда здорового образа жизни. |
2. | Беседа «Запомнить твердо надо нам – пожар не возникает сам» | Закрепление правил пожарной безопасности. |
3. | Акция «Чистый дворик» | Развивать трудовые навыки и желание участвовать в акции. |
Май | ||
1. | Музыкально-литературная композиция «Спасибо вам, что мы войны не знали» | формирование активной гражданской позиции, патриотической сознательности, чувства долга и гордости за подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны. |
2. | Выставка рисунков «Моя семья» | Развитие творческих способностей детей. |
3. | Концертная программа «Путешествие в страну детского творчества» Итоговое мероприятие | Развитие творческих способностей детей, создание праздничного настроения и подведение итогов учебного года. |
ЛИТЕРАТУРА:
1. Будет день и будет праздник.- Слуцкая Н.Б., Феникс 2005.
2.Бюллетень программно-методических материалов для учреждений дополнительного образования детей. – 2004. - № 4, 6.
3. Нетрадиционные праздники в школе.- С.А. Шмаков, Москва 2005
4. Патриотическое воспитание детей (Игры и программы). - М.: ГОУ ЦРСДОД, 2003. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
5. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
6. Шлаков С.А. Игра и дети. – М., 1970;
7. Шлаков С.А. Игры в практике работы современной школы // Обл. пед. Чтения. – 1979.
8. Организация культурно-досуговой деятельности. – И.М.Асанова. С.О.Дерябина. М.: 2011
9. Интернет.
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ:
1. Воспитание школьников.- Теоретический и научно-методический журнал.
2. Детское творчество.- Иллюстрированный журнал.
3. Дошкольная педагогика. – Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей.
4. Обруч. – Научно-методический журнал.
5. Последний звонок. – Газета.
6. Праздник в школе. – Минск «Красико-принт».
7. Сценарии и репертуар. – издательство «Т и О».
8. Театрализованные вечеринки, дискотеки, КВНы./ Кулешова Н.В. – Ростов н/Д:Феникс,2005.
9. Чем развлечь гостей. – Журнал.
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Приложение №1
Анкета
Для детей, участвующих в мероприятиях.
- Нравится ли тебе участвовать в праздничных концертах, досуговых мероприятиях?
А) да
Б) нет
В) не знаю
- Что больше всего тебе нравится делать?
А) петь
Б) танцевать
В) читать стихи
Г) участвовать в сценках, играх?
- С кем бы ты хотел(а) выступать?
А) один(а)
Б) вместе со всеми
В) с кем - нибудь в паре
- Где больше всего тебе нравится выступать?
А) в клубе
Б) в КЦСОН
В) еще где-то
5.Нравятся ли тебе сценарии праздничных мероприятий, концертов, игровых программ, составленных педагогом?
А) да
Б) нет
6.Из-за чего тебе нравится участвовать в мероприятиях?
А) нравится, что тебя хвалят
Б) нравится, что тебе хлопают
В) приглашают еще выступать
Г) я дарю радость другим от своего выступления
7. Будешь ли ты продолжать участвовать в мероприятиях?
А) да
Б) нет
В) не знаю
Приложение №2
Тест « Удовлетворённость жизнью в детском клубе»
0-совершенно не согласен у>3-высокая степень
2>у<3-средняя степень
1-не согласен( а) у<2- низкая степень
2-трудно сказать
3-согласен(а)
4-совершенно согласен(а)
Вопросы теста
- Мне нравится посещать творческие объединения
2. В центре у меня обычно хорошее настроение
- В нашем центре хорошие педагоги
- К нашим педагогам можно обратиться за помощью и советом
- В центре у меня есть любимый педагог
- Я считаю, что педагоги готовы помочь мне в развитии моих способностей
- В центре я могу свободно высказать своё мнение
- Я считаю, что моё увлечение поможет мне во взрослой жизни
- В центре я могу найти новых друзей
10. Летом, во время отпуска педагогов, я буду скучать по центру.
Приложение №3
Анкета способностей детей
Инструкция: с помощью этой анкеты вы можете выяснить степень выраженности способностей у детей. Дайте оценку каждому из качеств в баллах.
5б – такое качество сильно выражено, 1- 9 б – низкая степень
4б – выражено выше среднего, 10-17б – средняя степень
3б – выражено средне, 18-25 б – высокая степень
2б – слабо выражено,
1б – совсем не выражено.
Музыкальные способности
- Очень быстро и легко отзывается на ритм мелодии, всегда вслушивается в них.
2. Хорошо поет.
3. В песню или в танец вкладывает много энергии и чувств.
4. Любит петь один.
5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось сглажено и хорошо.
Артистические способности
- Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.
- Передает чувства через мимику, жесты, движение.
- Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей.
- Интересуется актерской игрой.
- Меняет тональность и выражение голоса, когда кого-нибудь изображает.