План по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в условиях учреждения дополнительного образования.

План по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в условиях учреждения дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_sovershenstvovaniyu_metodov.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

        

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дом детского творчества» г. Вязьмы Смоленской области

ПЛАН

по совершенствованию методов обучения  

 и воспитания, продуктивного

использования новых технологий

в условиях учреждения

дополнительного образования

 

Разработала: методист

Королёва Светлана Владимировна

г. Вязьма

2020 год

Пояснительная записка

        Современная реформа образования в России, связанная с  реализацией личностно-ориентированного подхода,  вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:

  • обновление содержания образования;
  • внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.

        Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образование в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.

        Воспитательные технологии дополнительного образования детей, в отличие от воспитательных технологий, применяемых в школах,  сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.

        Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.

         

        Сегодня в системе дополнительного образования детей необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей.

        Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.

Критерии, которые и составляют сущность воспитательной технологии:

  • однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
  • отбор и структура содержания (что);
  • оптимальная организация учебного процесса (как);
  • методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
  • а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
  • и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

        В учреждении дополнительного образования детей в отличие от  школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

        Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается под каждого обучающегося.

        В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-ориентированные технологии. Поэтому, педагоги дополнительного образования, в отличие от учителей школ, в своей деятельности, совершенствуя методы обучения и воспитания, используют только  элементы той или иной образовательной технологии.

        Таким образом, совершенствование педагогических технологий и моделей обучения дает возможность идти в направлении разработки новых личностно ориентированных методик, новых персонализированных подходов к обучению, реализующих дидактические возможности, что способствует индивидуализации и дифференциации обучения, активизации творческой деятельности обучающихся и педагога.

Цель и задачи совершенствования методов обучения   и воспитания, продуктивного  использования новых технологий в условиях учреждения  дополнительного образования

Цель:  создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Задачи:

  • разработать наиболее эффективные способы и приемы организации образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей;
  • создать максимально комфортные условия для общения, активности и саморазвития обучающихся;
  • обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения обучающихся;
  • выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать;
  • воспитать общественно-активную творческую личность и способствовать организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Этапы реализации образовательных технологий:

Ориентационный этап (1-2 месяца).

Цель этапа: дать детям возможность выбрать интересный и доступный вид деятельности.

Технологии:

  • Технология гуманного коллективного воспитания;
  • Технология коллективного творческого воспитания (кейс – технология, Игровые технологии (музыкальные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые, воспитательные), ИКТ-технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии.

Содержание: педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.

Подготовительный этап (1-2 месяца). 

Цель этапа: обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения обучающихся.

Технологии:

  • Технология гуманного коллективного воспитания;
  • Технология коллективного творческого воспитания (кейс – технология, Игровые технологии (музыкальные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые, воспитательные), ИКТ-технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии.

Содержание: на данном этапе необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.

Основной этап (3 года)

Цель этапа: формирование знаний, умений и навыков у обучающихся, выявление и развитие способностей ребенка.

Технологии:

  • Технология гуманного коллективного воспитания;
  • Технология коллективного творческого воспитания (кейс – технология, Игровые технологии (музыкальные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые, воспитательные), ИКТ-технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии.

Содержание: учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.

Итоговый этап (4 месяца)

Цель: результаты контроля учебной работы обучающихся, поощрение успешной работы лучших воспитанников.

Технологии:

  • Технология гуманного коллективного воспитания;
  • Технология коллективного творческого воспитания (кейс – технология, Игровые технологии (музыкальные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые, воспитательные), ИКТ-технологии;
  • Здоровьесберегающие технологии.

Результат применения воспитательных технологий:

Технология гуманного коллективного воспитания:

  • Освоение главных законов и  ценностей  воспитания.
  • Обогащение нравственно – эстетического,  познавательного опыта ребенка. 
  • Умение формулировать и выполнять собственные нравственные обязательства.  
  •  Формирование экологической  культуры.
  • Формирование навыков  самообслуживания.
  • Участие в массовых мероприятиях учреждения  и районных мероприятиях.

Технология коллективного творческого воспитания:

Кейс – технология;

Игровые технологии

(музыкальные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые, воспитательные);

ИКТ-технологии

  • При работе в микрогруппах, во время совместной деятельности ребята объясняют друг другу всё, что им не ясно. Если необходимо, то не стесняются вместе обратиться за помощью к педагогу.
  • Дети учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить пути их решения.
  • Все понимают, что успех зависит не только от запоминания готовых знаний, но и от способности самостоятельно приобретать новые сведения и умения их применять в конкретных случаях.
  • У детей появляется собственная точка зрения, они учатся её отстаивать.
  • Дети научились уступать, договариваться, общаться между собой, с педагогом.
  • Ребята научились помогать друг другу, выручать в трудных ситуациях.
  • Повысился уровень воспитанности учащихся, взаимная ответственность.

Здоровьесберегающие технологии:

  • Формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность (участие во внеурочной деятельности).
  • Формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности обучающихся творческого объединения.
  • Укрепление физического здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры (физкультминутки, оздоровительные паузы (дыхательная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз), снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику обучающихся, обусловленного напряженным режимом обучения в условиях современной информатизации учебно-воспитательного процесса.
  • Просветительская работа среди  родителей в вопросах сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности детей.

Список литературы

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: "Педагогический поиск", 2003. - 256 с.

2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии, ИЦ МарТ Феникс ,333 стр.

3. Дрогов И.А. Программа. Юные туристы спасатели. М; ЦДЮТиК 2000г. 36 стр.

4. Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии, 2004. N 1. - 36 С.

5. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб.,1995

6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:

7. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2001. - 368 с.

8. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/06.php

9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php

10. http://eduhmao.ru/info/1/3820/24419/