План по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в условиях учреждения дополнительного образования.
План по совершенствованию методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в условиях учреждения дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_sovershenstvovaniyu_metodov.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Дом детского творчества» г. Вязьмы Смоленской области
ПЛАН
по совершенствованию методов обучения
и воспитания, продуктивного
использования новых технологий
в условиях учреждения
дополнительного образования
Разработала: методист
Королёва Светлана Владимировна
г. Вязьма
2020 год
Пояснительная записка
Современная реформа образования в России, связанная с реализацией личностно-ориентированного подхода, вызвала ряд серьезных изменений в привычной для нас практике обучения и воспитания детей:
- обновление содержания образования;
- внедрение новых педагогических технологий, обеспечивающих развитие личности.
Трудные, порой противоречивые, но неизбежные преобразования отражаются и на деятельности учреждений дополнительного образования детей. И если содержание образование в них претерпело значительные изменения, то образовательные технологии обновляются медленно: прочно закрепилась традиционная система, а с новыми технологиями многие борются.
Воспитательные технологии дополнительного образования детей, в отличие от воспитательных технологий, применяемых в школах, сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Учреждение дополнительного образования детей – особое учреждение, которое должно стать не просто местом обучения детей, а пространством разнообразных форм общения.
Сегодня в системе дополнительного образования детей необходимо больше внимания уделять повышению педагогического мастерства, росту квалификации педагогов в реализации современных технологий обучения и воспитания детей.
Воспитательная технология – совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, позволяющего достигать поставленные воспитательные цели. Это один из способов воздействия на процессы развития, обучения и воспитания ребенка.
Критерии, которые и составляют сущность воспитательной технологии:
- однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);
- отбор и структура содержания (что);
- оптимальная организация учебного процесса (как);
- методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);
- а так же учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);
- и объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).
В учреждении дополнительного образования детей в отличие от школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.
Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Поэтому в системе дополнительного образования учебная программа создается под каждого обучающегося.
В дополнительном образовании отсутствует жесткая регламентация деятельности, но добровольные и гуманистические взаимоотношения детей и взрослых, комфортность для творчества и индивидуального развития дают возможность внедрять в практику личностно-ориентированные технологии. Поэтому, педагоги дополнительного образования, в отличие от учителей школ, в своей деятельности, совершенствуя методы обучения и воспитания, используют только элементы той или иной образовательной технологии.
Таким образом, совершенствование педагогических технологий и моделей обучения дает возможность идти в направлении разработки новых личностно ориентированных методик, новых персонализированных подходов к обучению, реализующих дидактические возможности, что способствует индивидуализации и дифференциации обучения, активизации творческой деятельности обучающихся и педагога.
Цель и задачи совершенствования методов обучения и воспитания, продуктивного использования новых технологий в условиях учреждения дополнительного образования
Цель: создание условий для достижения современного качества образования, воспитания информационно-компетентной личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.
Задачи:
- разработать наиболее эффективные способы и приемы организации образовательной деятельности с учетом возрастных особенностей детей;
- создать максимально комфортные условия для общения, активности и саморазвития обучающихся;
- обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения обучающихся;
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать;
- воспитать общественно-активную творческую личность и способствовать организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.
Этапы реализации образовательных технологий:
Ориентационный этап (1-2 месяца).
Цель этапа: дать детям возможность выбрать интересный и доступный вид деятельности.
Технологии:
- Технология гуманного коллективного воспитания;
- Технология коллективного творческого воспитания (кейс – технология, Игровые технологии (музыкальные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые, воспитательные), ИКТ-технологии;
- Здоровьесберегающие технологии.
Содержание: педагог договаривается с детьми, о том, как они будут работать, к чему стремиться, чего достигнут. Каждый отвечает за результаты своего труда и имеет возможность работать на разных уровнях, который выбирает самостоятельно.
Подготовительный этап (1-2 месяца).
Цель этапа: обеспечить мотивацию, актуализировать опорные знания и умения обучающихся.
Технологии:
- Технология гуманного коллективного воспитания;
- Технология коллективного творческого воспитания (кейс – технология, Игровые технологии (музыкальные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые, воспитательные), ИКТ-технологии;
- Здоровьесберегающие технологии.
Содержание: на данном этапе необходимо объяснить, почему это нужно научиться делать, где это пригодится и почему без этого нельзя (иными словами, «завести мотор»). На этом этапе вводный контроль (тест, упражнение). Дидактическая задача – восстановить в памяти все то, на чем строиться занятие.
Основной этап (3 года)
Цель этапа: формирование знаний, умений и навыков у обучающихся, выявление и развитие способностей ребенка.
Технологии:
- Технология гуманного коллективного воспитания;
- Технология коллективного творческого воспитания (кейс – технология, Игровые технологии (музыкальные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые, воспитательные), ИКТ-технологии;
- Здоровьесберегающие технологии.
Содержание: учебная информация излагается кратко, четко, ясно, с опорой на образцы. Затем дети должны перейти на самостоятельную работу и взаимопроверку. Основной принцип – каждый добывает знания сам.
Итоговый этап (4 месяца)
Цель: результаты контроля учебной работы обучающихся, поощрение успешной работы лучших воспитанников.
Технологии:
- Технология гуманного коллективного воспитания;
- Технология коллективного творческого воспитания (кейс – технология, Игровые технологии (музыкальные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые, воспитательные), ИКТ-технологии;
- Здоровьесберегающие технологии.
Результат применения воспитательных технологий:
Технология гуманного коллективного воспитания:
- Освоение главных законов и ценностей воспитания.
- Обогащение нравственно – эстетического, познавательного опыта ребенка.
- Умение формулировать и выполнять собственные нравственные обязательства.
- Формирование экологической культуры.
- Формирование навыков самообслуживания.
- Участие в массовых мероприятиях учреждения и районных мероприятиях.
Технология коллективного творческого воспитания:
Кейс – технология;
Игровые технологии
(музыкальные, подвижные, деловые, сюжетно-ролевые, воспитательные);
ИКТ-технологии
- При работе в микрогруппах, во время совместной деятельности ребята объясняют друг другу всё, что им не ясно. Если необходимо, то не стесняются вместе обратиться за помощью к педагогу.
- Дети учатся сами видеть проблемы окружающего мира и находить пути их решения.
- Все понимают, что успех зависит не только от запоминания готовых знаний, но и от способности самостоятельно приобретать новые сведения и умения их применять в конкретных случаях.
- У детей появляется собственная точка зрения, они учатся её отстаивать.
- Дети научились уступать, договариваться, общаться между собой, с педагогом.
- Ребята научились помогать друг другу, выручать в трудных ситуациях.
- Повысился уровень воспитанности учащихся, взаимная ответственность.
Здоровьесберегающие технологии:
- Формирование устойчивых мотивов воспитания и самовоспитания, обучение знаниям, методическим умениям навыкам, двигательным умениям и навыкам, повышение функциональных возможностей, включение в активную двигательную деятельность (участие во внеурочной деятельности).
- Формирование нравственного сознания и поведения, волевых качеств, трудолюбия, творческого отношения к воспитанию и самовоспитанию, эстетическое и эмоциональное развитие личности обучающихся творческого объединения.
- Укрепление физического здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому развитию, повышение с помощью средств физической культуры (физкультминутки, оздоровительные паузы (дыхательная, пальчиковая гимнастики, гимнастика для глаз), снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику обучающихся, обусловленного напряженным режимом обучения в условиях современной информатизации учебно-воспитательного процесса.
- Просветительская работа среди родителей в вопросах сохранения здоровья и безопасности жизнедеятельности детей.
Список литературы
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. - М.: "Педагогический поиск", 2003. - 256 с.
2. Буланова-Топоркова М.В. Педагогические технологии, ИЦ МарТ Феникс ,333 стр.
3. Дрогов И.А. Программа. Юные туристы спасатели. М; ЦДЮТиК 2000г. 36 стр.
4. Епишева О.Б. Что такое педагогическая технология // Школьные технологии, 2004. N 1. - 36 С.
5. Заир-Бек Е.С. Основы педагогического проектирования. СПб.,1995
6. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.:
7. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2001. - 368 с.
8. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/06.php
9. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/slast/19.php
10. http://eduhmao.ru/info/1/3820/24419/