ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasprostran_opyta_2021.docx32.15 КБ

Предварительный просмотр:

"ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ, ОБОБЩЕНИЮ И РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА" 

Изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта является неотъемлемой частью методической работы образовательной организации. Оно предполагает описание педагогом содержания работы по проблеме, показ наиболее устойчивых, характерных, повторяющихся приёмов, подходов, форм организации работы, убедительно свидетельствующих о том, почему данные методы и приёмы являются оптимальными.

Объективные предпосылки обобщения опыта:

  • Работа над новой годовой задачей, новой проблемой, в результате которой необходимо заранее выявить, что положительного уже наработано в коллективе.
  • В ходе оперативного контроля или тематических, фронтальных проверок были отмечены высокие результаты в реализации Программы по какому-то разделу, значительные достижения в воспитании и обучении.
  • В своей диагностической анкете педагог указал, что может поделиться опытом по какой-либо проблеме и методист, наметив график посещений для изучения опыта работы данного педагога, убеждается, что эти успехи являются результатом определённой системы использования интересных, эффективных приёмов, то есть эти положительные результаты неслучайны и стабильны.

Цель: систематизировать работу по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта в ДДТ на основе его научного осмысления и анализа.

Задачи:

1.Создать в ДДТ оптимальные условия, необходимые для выявления, изучения, обобщения и распространения педагогического опыта.

  1. Помочь педагогу определить целесообразность, целостность, конкретность и научность представленного опыта.
  2. Исключить возможные ошибки, возникающие у педагогов в процессе работы над обобщением опыта.
  3. Классифицировать эффективные подходы к организации работы по выявлению, изучению, обобщению и распространению педагогического опыта.
  4. Способствовать организации исследовательской деятельности, направленной на осмысление изучаемого опыта, анализ и сравнение его результатов, ознакомление с передовым опытом широкой общественности.

Деятельность методиста образовательного учреждения по обобщению и распространению передового педагогического опыта предполагает осуществление ряда последовательных этапов.

I этап - выявление прогрессивного опыта.

 На начальном этапе определяются объекты изучения, методы, с помощью которых изучается опыт. Очень важно на первом этапе отобрать наиболее существенное, дать предварительную оценку собранному материалу. Поэтому необходимо определить критерии оценки по показателям.

Критерии оценки передового педагогического опыта.

I  Критерий - высокая эффективность

Опыт может быть признан передовым лишь в том случае, если достигнутые педагогом результаты обучения, воспитания и развития выше, чем традиционные, характерные для массового опыта

II  Устойчивость результатов

Мгновенное улучшение или единичный результат могут быть случайными или даже не зависеть от педагога

III  Сбалансированность и комплексность результатов

Данный критерий позволяет установить не только слагаемые опыта, причинно-следственные связи между ними но и то, какими средствами и при каких условиях он был достигнут; позволяет определить уровень развития каждого «слагаемого», эффективность их взаимодействия в целостной системе.

IV Рациональность затрат времени, условий, средств.

Критерий оценивает перегрузку педагогов: результаты, оторванные от анализа процесса труда педагогов и детей, не дают основания отнести опыт к передовому; ППО предполагает высокие результаты, но достигнутые при разумной интенсификации сил, средств и при рациональном использовании времени.

V Соответствие реальным возможностям основной массы педагогов, материальной базе

Критерий определяет насколько возможно воспроизвести данный опыт другими педагогами, насколько он заинтересует всех педагогов

Примечание: Все названные критерии должны применяться только в совокупности, а не выборочно.

Методы выявления:

- анализ результатов мониторинга качества образования;

- просмотр организованной образовательной деятельности в образовательном учреждении;

-оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары и др.

- анализ анкет педагогов.

В период работы над опытом используются следующие виды контроля и руководства.

  1. Просмотр и анализ учебных планов (1 раз в месяц)
  2. Проведение консультаций по накоплению материала.
  3. Просмотр работы педагога с целью изучения приёмов обучения или воспитания детей и просмотр практических материалов (1 раз в месяц)
  4. Коллективный просмотр с обсуждением (2-3 раза)
  5. Опрос детей, беседа, проведение контрольной образовательной деятельности с детьми.
  6. Отчёт педагога в ходе работы
  7. Консультация о том, как описать собранный материал; оказание помощи в изложении материала.

II этап - выделение прогрессивного опыта из массовой практики на основе разработанных критериев (изучение)

Разработав перспективный план на весь год и реализовав его, педагог сможет в конце года проанализировать и описать свой опыт. Роль методиста– помочь ему в подборе иллюстративного материала, сделать фотографии или видеозаписи и, конечно, помочь в обобщении и распространении опыта.

 Методы изучения:

  • Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга качества образовательного процесса; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.
  • Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).
  • Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.
  • Наблюдение: сбор информации при наблюдении
  • Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.
  • Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.
  • Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.

 III этап - научно обоснованное обобщение передового опыта

Данный этап предполагает определение главных идей опыта, вычленение составных элементов опыта, установление связи между ними. Выявленный и изученный опыт следует обобщить, т.е. раскрыть способы и приёмы, с  помощью которых в обычных условиях достигнуты высокие результаты воспитания и обучения детей или управления педагогическим процессом. Анализ и обобщение - трудный момент в работе по изучению передового педагогического опыта. В практике нашего ДДТ опыт  обобщается по-разному: в виде буклетов, плакатов, докладов. На данном этапе не исключается работа самого педагога по описанию личного опыта.

Соотнесение уровней и формы обобщения:

  1. Практический,формы обобщения: открытый просмотр, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.
  2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.
  3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

Примерный план описания педагогического опыта педагога дополнительного образования

1.Тема педагогического поиска (она должна отражать проблематику, например: «Использование развивающих игр в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста»).

2.Обоснование темы (обосновывается актуальность разработок педагога и раскрывается противоречие в практике работы ДДТ, на разрешение которого направлен творческий поиск педагога).

3.Цель и задачи педагогического опыта (цель - основной конечный результат работы. Задачи раскрывают, что нужно сделать, чтобы цель была достигнута).

4 .Сроки работы (период, за который реализуются конечные результаты)

5 .Достигнутые результаты работы (указывается новое, оригинальное)

6 . Форма обобщения опыта

 Формы представления опыта:

 Одна из самых сложных форм обобщения материала – это письменный доклад на педсовете. Но существуют и другие, более простые формы обобщения опыта. Например: показ работы, открытый просмотр. Педагогам предлагается посмотреть приёмы, формы организации детей, которые стали для данного воспитателя устоявшейся нормой, проверенным способом достижения высоких результатов.

Педагог может выступить на педсовете, семинаре, консультации с рассказом об опыте, где непосредственно в живом изложении поделится концентрированной информацией, приведёт примеры, обозначит проблемы, причины, по которым могут возникнуть трудности в овладении технологией опыта.

Наиболее сложной формой обобщения опыта является его описание. Оно предполагает более глубокий уровень обобщения, раскрывает систему работы, истоки опыта и пути его становления.

Выступление на педагогическом совете может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;

Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;

Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла ООД по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

Творческий отчёт, в процессе которого проходит:

  • Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;
  • Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);
  • Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
  • Коллективный анализ просмотренного под руководством методиста;
  • Изучение методических материалов и деловой документации;
  • Тематические и персональные выставки автора опыта;
  • Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;
  • Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;
  • Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.
  • Показ фрагментов работы педагога-мастера –работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.

 IV этап распространение и организация передового педагогического опыта

Это самая ответственная часть данной деятельности, так как предполагает создание условий и возможностей для внедрения в практику видов передового опыта.

         Что означает - внедрить опыт в  практику работы? Это значит повысить качество образовательного процесса в ОУ. О внедрении можно говорить тогда, когда уже достигнуты его результаты, а может быть, улучшены. Опыт может внедряться полностью, а может только то,  что является необходимым и  может привести к результатам, или исходя из трудностей.

Работа по внедрению передового педагогического опыта ведётся по следующим направлениям:

-тщательное изучение, выделение главного в выбранном опыте (условия, приёмы, ход, результаты работы);

-составление перспективного плана внедрения на каждый месяц;

-проведение коллективного просмотра (2 раза)

-составление отчёта о внедрении и заслушивание на педсовете.

         С целью оказания помощи педагогам в ОУ проводятся следующие мероприятия:

-проведение семинара после изучения опыта;

-просмотр деятельности педагога-носителя передового опыта,

-изучение новинок литературы по данному вопросу;

-организация выставки в методическом кабинете с аннотациями и рекомендациями к их использованию,

-показ отдельных методов и приёмов с объяснением их целесообразности;

-проведение консультации «Как работать с докладом».

-осуществление контроля за внедрением после того, как научили внедрению (может быть проведена тематическая проверка по внедрению).

         Работа по изучению, обобщению и внедрению опыта планируется ежемесячно. С этой целью в планах методиста на месяц выделен раздел «Изучение, обобщение, внедрение передового педагогического опыта».

         В ходе реализации работы по распространению передового опыта составляется информационная карта «О педагогическом поиске».

Информационная карта № __ «О педагогическом поиске»

Направление поиска:

Содержание опыта:

Предмет:

Автор:

Публикации и рукописные материалы:

Условия формирования опыта:

Распространение опыта:

Достигнутые (или предполагаемые) результаты:

Подпись автора-Подпись эксперта

 Дата:

         Таким образом, созданная в ОУ система работы по обобщению и внедрению передового педагогического опыта способствует повышению профессионализма педагогов, их  мастерства и творческих возможностей.

Внедрение передового опыта также может быть организовано в любом учреждении независимо от качественного состава кадров, так как использование опыта коллег своего или другого учреждения может существенно улучшить работу данного педагога и коллектива в целом. Поэтому в учреждении должна быть информация об имеющемся опыте в округе, городе, стране, за рубежом. Эту информацию можно сообщить на педсовете, представить на выставке в методическом кабинете с рекомендациями по внедрению опыта.

С педагогами, которые будут внедрять опыт, составляется план работы, включающий изучение данного передового опыта, изучение теории вопроса и составление перспективного плана внедрения опыта, то есть определение форм и видов работы, которые будет использовать педагог.

 

№ п/п

Направления деятельности

 

Содержание деятельности

1.

 

 

 

Выявление образцов

педагогической деятельности

или педагогического опыта.

 

Методы выявления:

- анализ результатов мониторинга качества образования  обучающихся;

- просмотр занятий в образовательном учреждении;

-оперативный и тематический контроль;

- конкурсы профессионального мастерства, конференции, семинары, другое.

- анализ анкет педагогов

2.

Изучение педагогического опыта

 

Методы изучения:

1. Анализ документов: исследование результатов педагогической деятельности на основе мониторинга знанийобучающихся; сравнение документов (различного характера) автора опыта с существующими рекомендациями с целью выявления нетрадиционных сторон в его педагогической деятельности; учебно-методических, дидактических материалов; материалов аттестации и др.

2. Анкетирование: социологическое исследование значимости изучаемого опыта для коллег, родителей (возможно, но необязательно).

3. Анализ: выделение в конкретном опыте общих признаков и составляющих компонентов в их взаимосвязи.

4. Наблюдение: сбор информации при наблюдении

5. Сравнение: метод исследования, сущность которого состоит в том, что  проводится сравнение каждого с каждым из данного ряда.

6. Метод самооценки: метод оценки педагога самого себя, своих возможностей, качеств, мастерства среди других людей.

7.  Диагностика: установление состояния диагностируемых объектов и др.

3.

Обобщение педагогического опыта, его описание, уровни.

(практический, научный, методический)

Соотнесение уровней и формы обобщения:

1. Практическийформы обобщения: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка. 

2. Методический, формы обобщения: педагогические чтения, мастер-классы, авторская школа, видео, другое.

3. Научный, формы обобщения: публикации, статьи, тезисы, в сборниках научно-практических конференций, монографии, другое.

4.Распространение педагогического опыта

 

Методы распространения:

- Выступление на педагогическом совете, может сопровождаться демонстрацией наглядного материала (детские работы, дидактические игры и т.п.);

- Коллективный просмотр;

- Мастер-класс – одна из основных форм распространения опыта, предполагающая рассказ педагога о своей творческой лаборатории и показ на детях или моделирование на взрослых использования отдельных инновационных приёмов и способов организации детей;

- Показ-панорама – моделирование различных подходов к решению одной и той же или сходных учебно-воспитательных задач, демонстрируемых последовательно разными педагогами. Это может проводиться с детьми, с которыми работали по данным технологиям, или на взрослых, исполняющих роли детей;

- Журнал передового опыта, в котором каждый педагог описывает «изюминки» своей работы по определённому вопросу и знакомится с опытом коллег, после чего проводятся обсуждение и оценка материала;

- Представление материалов в методическом кабинете, что также является формой распространения опыта. Это могут быть конспекты цикла занятий по теме, перспективные планы работы по проблеме или теме, авторские дидактические игры и другие наглядные материалы;

  • Творческий отчёт, в процессе которого проходит:
    • Демонстрация фрагментов опыта – занятия разных типов, работа в повседневной жизни;
    • Показ элементов педагогической технологии (последовательности действий);
    • Уточнение особенностей педагогической технологии в беседах с автором опыта;
    • Коллективный анализ просмотренного под руководствомметодиста;
    • Изучение методических материалов и деловой документации;
    • Тематические и персональные выставки автора опыта;
    • Встречи с детьми, с которыми работал автор опыта;
    • Ознакомление с условиями, в которых проводилась работа;
    • Дискуссия по результатам наблюдений, в ходе которой необходимо выделить элементы опыта, которые могут быть использованы другими педагогами, определить, в каких условиях опыт может быть эффективным; определить, какие материалы из просмотренного будут интересны педагогам и могут быть опубликованы, представлены в методкабинете, и т.д.
    • Показ фрагментов работы педагога-мастера – отдельных занятий, работы в повседневной жизни, материалов, пособий, рекомендаций, разработанных педагогом-новатором.